РЕФЛЕКСИИ ГОСУДАРСТВА 4 страница

Разведение «государства» и «общества» — результат сильного, до извест­ной меры искусственного аналитического приема. В стихии синкретичной

301социальности общество и государство неразделимы. Государство как ин­ституциональная социальность общественно. Общество как организован­ная, регламентированная, нормосообразная социальность государственно. Таков онтологический взгляд на тему. Прагматический взгляд навевает несколько иную картину. Вполне реальное обособление частичных инте­ресов институциональной власти, могущих вступать в противоречие с интересами социального целого, оправдывает дистинкцию государства и общества. Интенция «государства» — обязательность целого, граждан. Интенция «общества» — самодеятельность «части», людей.

Осознавая искусственность противопоставления «человека» — «граж­данину», «общества» — «государству», подчеркнем все же неоднонаправ­ленность интенций данных образований. Способ оптимизации их взаимо­действия коренится в культуре — истории, традиции, нравах, правилах народной жизни. Содержащиеся в недрах народного бытия ценностные устои в принципе ориентируют государство и общество на взаимоучет — синхронизацию и гармонизацию универсальных и партикулярных изме­рений существования. Переход от «принципа» к «прецеденту» достигает­ся в створе императива не надо записывать «рациональные» глупости в преобразовательные программы; надо иметь общественно полезные, не­насильственные версии добротной народной жизни. Баланс «общества» и заключается в отстаивании интересов народной жизни перед тоталитариз­мом государства и эгоизмом семьи, этакратизмом целого и нарциссизмом части.

Плоскость «личность». Человек — элемент общества, государства; по­скольку, оказавшись в «изолированном состоянии», он «не является суще­ством самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как от­ношение любой части к своему целому. А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует по­требности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»51. Примат государства перед социали­зированным лицом сказывается в экстраординарные периоды обществен­ного существования, несущие угрозу бытию целого. Логика выживания целого (нации, государства) подчиняет себе всё. В такие моменты она пре­валирует, она — выше «права отдельного человека на его собственность и личность»52. В периоды ординарного, не нарушаемого внешними возму­щениями существования личность приоритетна, располагает свободой следовать своему «собственному желанию во всех случаях, когда это не

51 Аристотель. Политика. Кн. первая, 1,12. пГегель Г. В. Ф. Философия права. С. 395.

запрещает закон», не ощущая зависимости «от непостоянной, неопреде­ленной, неизвестной самовластной воли другого человека»53.

Обособлению индивидуального «я», свободного, независимого, разгосу­дарствленного способствовали столь заметные социальные превращения, как реформация и легитимация правовой государственности. Ликвидировав сращение власти с Церковью, обеспечив, с одной стороны, десакрализацию государства, а с другой — персонализацию веры, Реформация санкциони­ровала движение в направлении офаничения компетенций государства по регулированию жизненного процесса. Непреходящее завоевание Реформа­ции — эмансипация самодостаточного лица, действующего по личной сво­боде. Идеология правового государства укоренялась на строгом разведении субстанциональной и инструментальной версии государственного участия. Субстанциональная ориентация отличает Восток, заключается в сакрализа­ции и авторитаризации верховной власти. Инструментальная ориентация сводится к релятивизации власти; институт власти поддерживается в зави­симости от успешности выполнения должностных функций. В случае зло­употребления полномочиями, превышения компетенций, нарушения, иска­жения закона, предательства дела народа последний наделяется правом выступления против государства (тиранической власти). Идеология право­вого государства и сцепленная с ней инструментальная версия государствен­ности обогатила общественное сознание комплексом «государство — сфера обслуживания» народа, состоящего из правозащищенных, равнодостойных, исполненных самоуважения лиц. Социальный принцип свободы эмансипи­рованных людей есть неотъемлемое достоинство цивильно продвинутых обществ и институтов. Какой бы привлекательной ни выглядела система, она должна быть отвергнута как несовершенная, уничтожена, преобразо­вана, если она антиличностна. Гуманистическая справедливость устрой­ства нарушается там, где свобода гражданина не соседствует со свободой софаждан. Социальная свобода универсальна. Она изначально приверже­на неприятию любых типов практики, благоприятствующих укреплению диктата.

Справляться с обстоятельствами трудно, их легче анализировать. Ана­лиз показывает: относительную свободу (если, конечно, ее не отождест­влять с вседозволенностью, произволом) — эту высшую экзистенциаль­ную ценность — лицо достигает в правовом социуме с развитым в нем автономистским типом сознания. При государственном патернализме с питающим его гетерономистским сознанием власть, жестко опекая под­данных, подчиняет их обмирщению «рационально» задаваемых идеалов,

аЛоккДж. Соч. М, 1988. Т. 3. С. 275.

303Раздел V

расцениваемых как «высшее для всех благо». Применение категориальной пары автономия (самостийная побудительность) — гетерономия (подчи­ненность внешним императивам), давно перекрывшей традиционные кон­тексты ее употребления в кантианской философии, вполне оправдано: оно позволяет быстро построить отчетливую картину, получить точные харак­теристики явлений, более подробное определение которых требует и бо­лее сложного, развернутого анализа. Нерв проблемы — в пределах вопро­са: в стремлении к счастью, действует ли человек (малая социальность) свободно или подчиняясь институционально-властной государственной (большая социальность) организации? Действительно: как проводим на практике идеал человеческого блага?

В свободном движении от «малой социальности» воплощается жизнь в ее обыденно-будничном, простонародном смысле: жизнь — естественный самотек, непреднамеренное течение самой жизни, непарадное, неприпод­нятое, не освященное никакими «высокими» целями, «глобальными» пред­начертаниями, ценностями, приоритетами.

«Человек существо легкомысленное и неблаговидное, — иронизирует Ф. Достоевский, — и, может быть, подобно шахматному игроку, любит только один процесс достижения цели, а не саму цель. И кто знает... мо­жет быть, что вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной... беспрерывности процесса достижения, иначе сказать, в самой жизни, а не собственно в цели, которая, разумеет­ся, должна быть не что иное, как дважды два четыре, то есть формула, а ведь дважды два четыре есть уже не жизнь... а начало смерти»54.

В принудительном движении от «большой социальности» воплощается дидактическая диктатура, социальный полицеизм. «Полицейское государст­во» есть «не только и даже не столько внешняя, сколько внутренняя реаль­ность, — отмечает Г. Флоровский. — Не столько строй, сколько стиль жизнь... «Полицеизм» есть замысел построить и «регулярно сочинить» всю жизнь народа и страны, всю жизнь каждого отдельного обывателя ради его собственной и «ради общей пользы» или «общего блага». «Полицейский» пафос есть пафос учредительный и попечительный, и учредить предлагает­ся не меньше, чем всеобщее благоденствие и благополучие, даже попросту «блаженство»55.

Апелляция к «рационально» задаваемому «благу» людей — химера, уяз­вимая с той стороны, что никто за человека не может решить, в чем его ис­тинное благо. Подобная апелляция, следовательно, механизирует личность,

^Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. в 30 т. Т. 5. С. 118—119. is Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 83.

Государство

онане учитывает, что нельзя формульно (доктринально) рассчитать, что такое «благоразумность». Осыпьте человека «всеми земными благами, утопите его в счастье совсем с головой, так, чтобы только пузырьки вска­кивали на поверхности счастья, как на воде, дайте ему такое экономиче­ское довольство, чтоб ему совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории, — так он вам и тут, человек-то, и тут, из одной неблагодарности, из одного пасквиля мерзость сделает. Рискнет даже пряниками и нарочно пожелает самого nai-убного вздора, самой неэкономической бессмыслицы, единственно для того, чтобы ко всему положительному благоразумию примешать свой пагубныйфантастический элемент. Именно свои фанта­стические мечты, свою пошлейшую глупость пожелает удержать за собой, единственно для того, чтобы самому себе подтвердить... что люди все еще люди, а не фортепьянные клавиши»56.

Баланс личности — при лояльном отношении ко всем единицам социаль­ности (общностям, обществу, государству) — в отстаивании самостоянья недопущении подмены самодостаточного, живущего по своим целе-ценно-стям «я», манипуляторским «мы», безликим, формульно-бездушным, зави­симо-клавишным, поддержании своего статуса величины постоянной, не элемента толпы, не тасуемой в колоде карты в максимально полной, широ­кой, глубокой самореализации.

Баланс власти. Институционально поддерживая собственность, обес­печивая влияние, конституируя статус, власть регулирует бытие целого (ввиду структурированности социосферы) в некотором горизонте — пра­вовом, политико-культурном поле57. Сила власти не в силовом оснащении, ав действенности, мобилизующей участие. Участие же производно от народоориентированности правления, которое, стимулируя состояние удовлетворенности существованием, создает предпосылки режима вла-сте-закоиопослушпого гражданства. Крепость власти в суверенности и народности, умении грамотно проводить, отстаивать интересы нации, от­ражать тенденции почвы, соблюдать права человека.

Властный суверенитет. Без суверенной власти нет и не может быть на­ционального государства; может быть марионеточная, декоративная, ква­зигосударственная внешне инспирированная конструкция. Суверенитет един и неделим, принадлежит нации. Дробление субъекта власти в делах суверенитета неуместно: и лицо (монарх), и корпорация (олигархия) спо­собны проявлять себя и антигосударственно, и антинационально. Только

56Достоевский Ф. М. Цит. соч. С. ! 16—117 57Подр. см.: Философия власти.

20 Зак. 3993

305Раздел V

государственный народ, всегда следуя высшему интересу, почитает, от­стаивает свободу, целостность, независимость, неделимость как первоста­тейные политические ценности. Суверенитет есть верховная, нефрагмен-тируемая, легитимная монополия власти на всевозможные инициативы на конкретной занимаемой данным народом государственной территории. Апология подобной монополии как атрибуции суверенитета содержится в многоразличных нормативных теориях власти от разработок легистов (Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др.) до построений теоретиков естест­венного права (Ш. Боден, Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссо и др.). Опуская детали и сосредоточиваясь на сути дела, правильно констатировать: отношение су­веренитета поддерживается исключительным правом государственного народа (выступающего от его имени и по его поручению органа власти безотносительно к форме державности) на: а) законотворчество; б) леги­тимацию властных акций; в) отправление верховной власти; г) обеспече­ние политической независимости, территориальной целостности, социаль­но-культурной самобытности. Суверенитет безнадежно утрачивается при фрагментации державного тела, феодализации территорий, параллелиза-ции власти и парализации верховной власти в случае несоблюдения любо­го из обозначенных пунктов. Суверенитет укрепляется такими действия­ми движимой национальными интересами власти, как: отлаживание управления (ликвидация конкурирующих, дублирующих органов); созда­ние работоспособных исполнительных вертикалей; укрепление армии (уп­разднение негосударственных вооруженных формирований); запрещение непатриотичных партийных, общественных объединений; пресечение анархизма, сепаратизма, изоляционизма, местничества, удельности; вве­дение прогосударственной цензуры; консолидация народа духоподъемны-ми, мощными единительными ценностями.

Идея суверенитета национального государства неотчуждаема, абсо­лютна — именно эти свойства сообщают дееспособность борьбе с нацио­налистическим радикализмом (политическим сепаратизмом) всех мастей. Государство, указывает X. Кельзен, есть высший, конечный порядок, выс­шая конечная цель, высшая ценность; в противном случае оно не есть су­верен — гарант собственной целостности, независимости, самостоятель­ности.

Теоретически адекватное толкование суверенитета государства коррек­тируется практическими реалиями: часть суверенитета верховной нацио­нально-государственной власти передается национальным политическим, экономическим, финансовым организациям (НАТО, ЕС, МВФ, МБРР и т. п.). Причина — в обострении глобальных проблем и необходимости интегра­ции усилий их решения; фактической неспособности национальной власти

Государство

^снимать конкретные остроты военного, хозяйственного, социального, куль-|турного порядка; информатизации; интернационализации средств массовой |. коммуникации; интенсификации роли международных учреждений (преж­де всего ООН) как механизмов регулирования государственного строитель­ства; демократизации решения проблемы прав человека; выработке сдер-*жек и противовесов, дифференциации, плюрализации властей; прогрессе Цместного самоуправления. Все эти тенденции, говоря слогом Ж-Ж. Руссо, «делают из суверенитета какое-то фантастическое существо, сложенное из ί частей, взятых из разных мест»58.

Тем не менее суверенитет не эфемерен; он вещь реальная, в конечном счете выражающая абсолютное, обусловленное целью самого государст­ва требование внешнего и внутреннего полновластия — единого и неде­лимого верховенства государственной власти в пределах государственной территории. Сказанное разрушает взгляд на федеральное государство как на плюралистический союз суверенитетов. Государственный суверенитет универсален. Член федерации — государственно не суверен в обозначен­ном выше смысле полноценной всеобъемлющей государственной суверен­ности. Последнее, понятно, хорошо представлял Сталин, в апреле 1918 г. говоривший: «Федерализму в России... суждено, как в Америке и Швей­царии, сыграть преходящую роль — к будущему социалистическому уни­таризму»; «стране нужна сильная общероссийская власть... Создание ме­стных и областных суверенных органов власти параллельно с властью центральной означало бы на деле развал всякой власти».59

«Индивид суверенен над собой, — замечает М. Фоллет, — пока он со­единяет воедино гетерогенные элементы своей натуры. Два человека суве-ренны над собой, пока они способны сделать из двух одно целое. Группа суверенна над собой, пока она способна создать одно целое над несколь­кими или многими людьми. Государство суверенно... постольку, посколь­ку оно имеет власть и силу создать одно целое, в котором живут все. Су­веренитет есть власть, порожденная полной независимостью и осознающая себя в качестве таковой»60. Утрата суверенитета властью влечет распаде­ние национального государства.

Национальные интересы это высшие ценности, приоритеты националь­но-государственной жизни, аккумулирующие социальный, культурный опыт народа как единой исторической общности и концентрирующие базовые понятия перспектив, условий национально-государственного процветания

®Руссо Ж. Ж. Цит. соч. С. 169. ^Сталин И. В. Соч. Т. 4. С. 73. mFollcl! Μ. P. The New Stale. N. Y., 1923. P. 301.

307Раздел V

народа в сообществе народов. Национальный интерес выводится не из частичных общественных сфер (экономика, политика, право), а из органи­ческих проявлений народной жизни, корневых основоположений, тенден­ций, устоев национально-государственного существования. Некогда Г. Ге­гель сомневался, знает ли народ, чего хочет: соответствующее знание- де мол «есть плод глубокого познания и проникновения,которое именно и не есть дело народа». Не обинуясь, скажем: чего хочет народ, он знает. Как знает, какова желательна жизнь, живущий. Как жить? Во имя чего жить? — вопросы непраздные, непередоверяемые. В створе их снятия — реальное бытие, всецело творимое народом.

Давно принадлежит прошлому теория героев и толпы, игнорирующая существенно народный строй жизни и оттого утрачивающая нечто весь­ма важное — чувство позитивной действительности. Народ не темен, не отстал, не консервативен в противостоянии цивилизованной в себе и для себя сущей «разумной» воле, стяжающей право распоряжаться народом, декретировать жизнь командирскими окриками «Сарынь на кичку!». Ни­какого дирижизма ввиду народа нет. Носитель «всемирно-исторического» сознания применительно к национальной государственности — Отечест­ву, Родине, Стране, Нации — не «просвещенный авангард», а народ, инте­ресы которого святы. В обители народа, как и Юпитера, нет ничего низ­кого. На этом основании:

1. Требует забвения тактика псевдоинтеллигентского сознания, в соот­ветствии с приемами сюрреалистического подхода развенчивающая народ в качестве раба. Послушать иных, так российский народ — «потомствен­ный раб, с удовольствием впитавший в свою генетику нормы раба-отца и раба-деда»61. Отчего же у россиян рабство в крови? Выдавливать раба, как известно, надлежит не из народа, а из себя. Дело, разумеется не в народе, а в преобразовательном зуде, не дающем покоя не в меру разгоряченным гражданам, возомнившим себя отцами-покровителями народа, знающими, что ему нужно, что с ним делать.

«Всякое слово, получающее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли», — настаивал В. Жуковский. Слово «раб» в отношении российского народа, как и любого народа вообще, не может получить мес­та в лексиконе языка, и следовательно, стать событием в области мысли по тривиальной причине — самоочевидной деменции. Для любителей «ра­ционально» планировать народную жизнь в качестве «сна без продолже­ния» любой народ — «объект», «раб», требующий оформления. В России традиции такого рода отношения к народу, к несчастью, распространены.

1 Известия. 1995. 5 ноября.

Государство

Довольно указать, что монархия Петра I, окрыленная высокими целями: «попечение о всеобщем благе подданных», «чтобы они более и более при-ходили в лучшее и благополучнейшее состояние», — жизнедействовала как вполне школьное, учебное заведение: «Петр смотрел на государство как на учреждение образовательное, просветительное и исправительное, дейст­вующее принудительными средствами даже тогда, когда речь идет о чело­веческой душе и ее духовных потребностях»62. Итак, подобные традиции ясны, сильны, но почему они верны? Недооценка народа, скудоумная сама по себе, в итоге дискредитирует не народ, а «рациональные» прожекты на­родной жизни. В этом контексте слухи о рабстве россиян сильно преувели­чены. Вспомним Фридриха II, под конец жизни отчаявшегося: «мне надое­ло царствовать над рабами». Такое — по адресу не «отставших, поросших мхом» россиян, а вполне «продвинутых, просвещенных» немцев.

2. То, что сообщает нации величие — способность найти себя в прошлом и отразить себя в будущее, — принадлежит к народно-эпическим пластам, национальной космографии, поставляющей стержневые символы мира. «Мы родились, а на Земле уже есть Шекспир», — замечала А. Ахматова. Мы пришли в мир, а в народном сознании он уже задан. Национальные ин­тересы обязывают обеспечивать самоценность народной жизни, которая должна расти. Все, не обслуживающее ее рост, — антинародно. В таком расположении приоритетов оказывается примат национального над властя­ми. В задачу выступающей от имени государства исполнительной власти входит практическая апология национальных богатств, к ним относятся:

— статус: поддержание, укрепление национальной государственности (ср. с Беловежским сговором, когда три деятеля далеко не исключитель­ного калибра разрушили веками управляемую державу);

— жизненное пространство: планетарный актив страны (ср. с ратифи­кацией в феврале 1997 г. Конвенции ООН по морскому праву, повлекшей отказ от суверенитета России над колоссальной территорией Северного Ледовитого океана);

— граждане: попечение подданных (ср. с теперешним прозябанием под­верженных депопуляции россиян, не говоря о брошенных на произвол судьбы, дискриминируемых этнических русских, проживающих в ближ­нем зарубежье);

— финансовые активы: наращивание капиталов (ср. с непродуманной политикой: а) кредотования бывших республик СССР, задолжавших России 20 трлн руб.; б) проведения взаимозачетов с европейскими странами — то

62Алексеев Н. //. Российская империя в ее исторических истоках и идеологических предпосылках. Женева, 1958. С. 10, 27.

309Раздел V

же невыгодное соглашение 1987 г. между СССР и Великобританией, по которому СССР отказывался от материальных ценностей в Великобрита­нии, а та погасила советский долг по ленд-лизу. Пикантность в том, что нам были должны 1 млрд долл., а мы — 220 млн долл. Занимательная арифметика!);

— культура: поддержка производства и воспроизводства общенацио­нальных духовных ценностей (ср. с прогрессирующей девальвацией оте­чественного искусства, образования, воспитания);

— хозяйство: протекционизм национальным производителям (ср. с от­личающим наши дни проникающим структурным, отраслевым националь­ным промышленным кризисом).

Атмосфера всеобщего опошления народной жизни при откровенной бездарности правительства, к сожалению, — печальная реальность бытия отечественного, пребьшать в котором позволяет разве что сила духа, вера в народ и наше светлое будущее.

Императивы почвы. Есть универсальное ядро культуры — общезначимое наследие, достояние, поддерживаемое, внедряемое в цивилизованный обо­рот взаимоконтактами представителей человечества (географические от­крытия, торговые пути, индустриализация, массовая коммуникация), однако нет единой культуры для всех народов. В основных регистрах (практиче­ская, духовная, практически-духовная деятельность) жизневоспроизводства каждый народ созидает национальное бытие по-своему. К примеру: в аграр­ных обществах горизонтальные связи слабы; сильные центральные верти­кали гарантируют удержание в составе империй аборигенных периферий; развитие горизонтальных связей в империях обостряет противоречия ре­гионов; традиционные общества державно крепки, цельны, но не иннова­ционны (исключение — Япония, сумевшая почти идеально совместить ци-вилизационную традиционность с инновационностью); массовое общество культивирует не индивидуальную свободу, а безликую власть; в России «вся наша администрация и общественных строй — явный неприятель всему, что есть художество, — начиная с поэзии и до устройства улиц» (А. К. Тол­стой).

Натура народа, национальное сквозит и дышит во всем, что опровер­гает возможность каких-то типовых проектов социального устроения. От экономики: «Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса раз­вития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора» (А. Тойнби). До политики: откуда следует всеобщность западной либеральной демократии,

Государство

трактуемой как «совершенно-окончательная» форма правления? Иран, Ливия политически самоопределились через оппозицию Западу; Япония су­щественно трансформировала западную модель демократического либера­лизма и т. д. Возникает, таким образом, проблема согласования националь­но-государственного и цивилизационного, просто никогда не решаемая. Методологической предпосылкой корректного подхода к ней выступает требование соблюдения специфики почвы.

Абстрактно, казалось бы, чего проще: изучи порядок продвинутой стра­ны и перенеси его на ниву отеческую. Практическое приложение, однако, результатов подобных изучений, как свидетельствует опыт, ведет к муче­ничеству; попытка воодушевить заимствованиями массу бесплодна63. Не­малые усилия правительства, указывает Н. Данилевский, безрезультатны, «где цели его... противны народному убеждению... где народ относится к его целям совершенно равнодушно... Пример множества учреждений, ре­форм, нововведений, оставшихся мертвою буквою, пустою формой без содержания, хотя против них не только не было активного, но даже и пас­сивного сопротивления, а было только совершенное равнодушие, безуча­стное к ним отношение» демонстративен64.

Любая крупномасштабная государственная трансформационная акция, дабы не выродиться ни в суесловие, ни в социотрясение, требует быть со­гласованной с modus vivendi значимых социально-политических статусов:

— Цивилизация: державно Россия — Запад со времен Петра, но по жиз­ненной инфраструктуре (положение народа, уровень гражданственности, культура производства), цивилизационно Россия — не Запад. Последнее усилено большевистской модернизацией, предусмотревшей промышленный рывок на фоне консервации цивилизационных институтов. Разрыв индуст-риальности, государственности и цивилизованности все увеличивался. Про­пасть между ними росла. Индустриальность и государственность неизменно превозмогали культуру, образование, гражданственность, социальный про­гресс — иными словами: подтачивали цивилизованность. Нарыв прорвал­ся в перестройку, не укротившую противостояния реформы цивилизации.

— Державность: государственная организация наций, как правило, не-дробима. Русское же национальное государство неустойчиво, непрочно, распадалось в XII в., в Смутное время XVI—XVII вв., в октябре 1917 г., в августе 1991 г. Хронополитическая (числовая) ритмика отечественной истории такова, что циклы силовых волн выражаются (приблизительно)

аСм.: Иеринг Р. Цель в праве. СПб, 1881. С. 256. "Данилевский Н. Я. Россия иЕвропа. М., 1991, С. 195.

311Раздел V

показателем в 192 года. Берутся лишь три характерные точки: форсаж в деятельности Ивана IV, Петра I, большевиков. Интересно, что все фазы на­циональной государственности — вечевая, соборная, единоначальная, по­лицейски-бюрократическая, тоталитарная — отличает несопряженность. Непродуманные, импульсивные интервенции государства в жизнь необду­манно сбивали хронополитические зависимости. С позиций хрономодулей жизненные циклы социальных явлений количественно (статистически) ре-гуляризованы. Фаза подъема процесса занимает 27% длительности цикла; фаза стабилизации — 41%, фаза упадка — 32%. Доля переходного периода между качественно разнородными фазами развития — около 25%65.

— Территория: релевантно правило П. Милюкова о запаздывании ис­торического развития в движении с запада на восток. Освоение про­странств, обустройство, создание инфраструктуры осложняются сопро­тивлением более сурового климата, окружающей среды. Производство единицы ВНП у нас по определению более затратно сопоставительно с западноевропейскими реалиями (так, на выпуск единицы животноводче­ской продукции в России в 40 раз тратится больше энергии, чем во Фран­ции, хотя дело, разумеется, не столько в климате, сколько в технологиче­ской культуре).

— Культура: «Нужно отказаться, — замечает Э. Дюркгейм, — от весь­ма распространенной еще привычки судить об институте, обычае, нравст­венном правиле так, будто они были дурны или хороши сами по себе и бла­годаря самим себе для всех социальных типов без различия»66. В случае России обосновано развивать модель евразийности с особым культурно-ценностным типажом, выражаемом в терминах евразийской идентичности.

— Экономика: хозяйство России никогда не было встроено в мировую производительную систему, имеет свои ритмы развития, подчиненные че­редованию крайних состояний в смене революционных реформационных накатов контрреволюционными контрреформационными откатами: воен­ный коммунизм — НЭП; центрально-административная система — хоз­расчет; стагнация — перестройка — в пределах форс-мажорного ритма жизни.

— Народ: Россия в развалинах, сожалел Г. Флоровский, разбито, расчле­нено ее державное тело. Взбудоражена, отравлена, потрясена русская душа, проходит по мытарствам огненного испытания — и там перегора­ет, переплавляется. «Доколе?» — камертон отечественной жизни. Госу-

Государство

65Давыдов А. А. Модульная теория социума. // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1996. Вып. 2 С. 66—67.

*Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991. С. 455.

дарственность зиждется на сплочении элементов народа. У нас же история национальной государственности — мартиролог бесконечных конфронта-ционных альянсов интеллигенции и народа — против власти; власти и на­рода— против интеллигенции; интеллигенции и власти — против народа. Королевства могут рушиться, конституции умирать, но народ должен жлть

вечно.

— Геополитика: поддержание силового баланса. Разрушение популяр­ного еврокоммунизма — синтеза западной социальной практики и социа­листической идеологии — проводилось по двоякой причине. Он не уст­раивал Запад как популярный антикапиталистический проект. Он не устраивал коммунистическую ортодоксию как нетрадиционный недоста­точно социалистичный проект. Западная Европа отстаивала нерушимость капитализма. Восточная Европа боролась с ревизионизмом за чистоту рядов, незыблемость коммунизма. Пребывать между молотом и наковаль­ней без ущерба для себя продолжительно невозможно. Общими усилия­ми справа и слева еврокоммунизм был похоронен.








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 478;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.042 сек.