РЕФЛЕКСИИ ГОСУДАРСТВА 1 страница
Наращивая набор признаков, ассоциаций в предикации государственности, очертим линии своего согласия и несогласия с известными концептуа-лизациями государства.
Организмическая теория. Зиждется на наивно-физиологической аналогии государства с организмом (Платон, Д. Фортескью, А. Шефле, Г. Спенсер, Д. Ворм, И. Блюнчли). Метафора организма в этатологии, оставаясь метафорой, позитивно обостряет момент структурной целостности государства как организации. Нельзя отказать в продуктивности самой идее внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных конституентов, обусловленных архитектоникой целого. Подобно живому организму государство как социальный организм — динамичное структурно и функционально самосогласованное конкордант-ное единство. Негэнтропийным ресурсом высокой степени упорядоченности, целесообразности государства как органической системы выступают силы и символы, через оперативные акты (побудительные, принудительные), обозначающие контуры влияния, вовлечения. Крепость государства— солидарное участие, обеспечиваемое рассчитанной на конечное признание авторитетной инициацией действия. Инициация в дикости (стадия доосевой социальности фазы человеческой общины) — посвятительные обряды. Инициация в цивилизации (стадия осевой социальности фазы человеческого общества):
— институциональная сила: инструкция, распоряжение, указ, подчинение;
-— правовой закон: на более ранних этапах — jus qui jussum — внешний признак полномочного (сильного) властвующего; на более поздних этапах —jus qui justum — внутреннее долженствовательное правосознание от естественной приобщенности фажданина (части) к правооформ-ленному обществу (целому);
— символы: аксиологическая космография, состояние духа народа, этос, вводящий ритуальные доминанты, пограничные знаки, борозды и межи, сплачивающие «своих», дистанцирующие от «чужих».
Государство спаивает мир и совесть, обязанности и права. «От деструктивной энтропии к конструктивной организации» — магистраль движения
267Раздел V
Государство
государственности. В социальной среде растет хаос, идет дезорганизация — им противостоит государственное вмешательство. Вопрос Г. Зим-меля: как возможно общество? — имеет единственно допустимый ответ. Общество возможно как самоорганизация социальности. Благодаря канонизации деятельности правовыми, силовыми, институциональными, ритуальными технологиями, наращивающими потенциал жизнеобеспечивающей воспроизводительное™, утрачивается продуктивность, разба-лансируется воспроизводительность, дестабилизируется народ, разваливается государство.
Поскольку социальный прогресс связан с прогрессом личности (простор индивидуальной инициативы), эффективностью персонального утверждения, общегосударственная организация и дезорганизация тесней-ше связаны с благополучием среднестатистического просто человека. Процветание целого (большая социальность) неожиданно питается преуспеянием части (малая социальность). (Так как инновации (реформация) разрушают пространства малой социальности (мир повседневности), плодят несоответствие задач на локальном уровне стратегическим интенциям тотальности, разражается кризис.) Равновесность универсального мира государственности — производное безмятежности локального мира будничности.
Реалистическая теория государства. В духе философского платонизма декларируется примат универсального (государства) над индивидуальным (личностью) (Аристотель, А. Конт, К. Маркс). Сильная сторона подхода — в проведении холистской платформы: государство отвечает принципам системного бытия объектов, где целое — закон функционирования частей. Тогда как слабая сторона заключается в неадекватном гуманитарном ущемлении самости: личность — продукт общественных отношений; человек — производное обстоятельств. Человекоориентированная социальность демонстрирует правоту позиции с точностью до наоборот: государство не поглощает индивида; личность — не продует, а продуцент обстоятельств. Уравновесить антропологическое (номиналистическое) и государственное (реалистическое) в социальной практике — вопрос вопросов. Дело, скорее всего, состоит в общественно-политическом обеспечении предпосылок граждански участливой персональности, что задается совершенством конструкции социально-исторического макрокосма. «Закон совершенный — закон свободы» — назидает Писание. Суть, следовательно, в гуманитарной высоте социологоса.
Диахронически процесс идет но вектору ослабления потестарности за счет воплощения принципа законности, подведения как уникалии (граж-
данин), так и универсалии (государство) под идею права. Архаичный фазис государственности знает дополитическуювласть на основе чистой по-литарности (личностное доминирование в бесполитическом обществе). Протополития исподволь, постепенно подводит к протогосударственному состоянию стадии межродовых, межплеменных соединений (вождеств), опирающихся на некие конвенансы. Дальнейшая динамика — поворот от протогосударственности к государственности через рестрикцию политар-ности (деспотического, волюнтаристского начала, нескованной нормой власти, вытекающей непосредственно из грубой силы).
Власть — производна от общения, государство — производно от цивильного общения, номократической власти (деспотия, тирания как виды законом не связанного своевластия, произвольного господства, минуя нормы, — не цивильны).
Синхронически процесс идет по вектору усиления потестарности, но в некотором горизонте. С чего начинается укрепление государственности — с централизации и автоматизации. Взять царство Цинь. В свое правление в нем Ин Чжэн прибегнул к административной реформе: уничтожил границы прежних государств, устранил племенные названия из имен царств, ввел всеобщее самоназвание для всех жителей (хэшоу), поделил территорию на этнические нейтральные области (цзюнь) и уезды (сянь) во главе с управителями, круг полномочий администрации определил единым законодательством, упразднил привилегии местной аристократии, 130 тыс. семей чиновной номенклатуры переселил в столицу под надзор центральной власти (фактически вывел этнократию), обезоружил население на окраинах, наладил транспортные артерии столицы с провинциями, активизировал торговлю.
Гарантийная жизнь обеспечивается равновесием части (человек, гражданин, подданный) — целого (общество, государство, держава), которое единосущно, как таковое, не сочетается ни сноминализмом, ни с реализмом. Перспективнее социальный концептуализм, отрицающий долженсг-вовательносущее преуспеяние общего (государства) отстраненно от реаль-носущего преуспеяния единичного (лица).
Теория государства — Левиафана. Государство — монстр, агрегирующий враждебную человеку стихию репрессивного могущества (Т. Гоббс). Подробное описание Левиафана, отождествляемого то с диковинным морским чудовищем, то с крокодилом, то с гигантским змеем, прямо бегущим или же изгибающимся, то с драконом, то с бегемотом, имеется в книге Иова. Упоминания о нем также встречаются в Псалтыри и книге пророка Исайи. Дадим выдержку из ветхозаветной книги Иова: «Вот бегемот...
.._ч.:Д|М1т*~1Г·*
Раздел V
он ест траву, как вол...; поворачивает хвостом своим, как ведром; жилы... на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; горы приносят ему пищу...; нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; круг зубов его — ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него, как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка...; дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя; на шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас; сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов; когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса; меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы; железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево; он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; нет на земле подобного ему: он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости»25.
В идеале государство не урод, не перерожденец, не садист, находящий забаву в том, чтобы насиловать народ, притеснять общество, ущемлять гражданина. Государство — организация, естественноисторически развившаяся из потребности институционально-иерархического регулирования деятельностного обмена. Однако полезное целому может идти вразрез с интересами части. Требуемое организации, отмечает Ж-Ж. Руссо, «почти никогда не осуществляется иначе как силой — партикулярные интересы всегда этому противятся»26. Обслуживая интересы целого, государство, как мы знаем, может вставать в надсоциальную и асоциальную позицию, наступающую на самость, подрывающую экстерриториальность и общества, и лица. Такова одна сторона дела. Другая заключается в невозможности исчерпывающих народных гарантий от своеволия, волюнтаризма власти. Власть часто импровизирует, действует под влиянием чувств (бессознательные импульсы, аффекты). Верно утверждает Б. Спиноза: «Те, кто тешит себя мыслью, что... стоящих у власти можно склонить руководствоваться в их жизни одним разумом (правоустановленными рационально-всеобщими нормами. —Авт.)... грезят о золотом веке поэтов или о сказке»27. Власть бывает неразумна, нерациональна — прямо по Т. Гоббсу, — словно слепая дубина, абсолютная мощь чудовищно жестокого молоха, безликого, тупого, бездушного. Персонифицируясь, она оборачивается алчной диктатурой лица — тиранически чистая потестарность автократического
Иов, 40—41.
"Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969. С. 150.
27 Спиноза Б. Избр. произв. М., 1957. Т. 2. С. 289.
Государство
,
плана — султанизм, бонапартизм, цезаризм. Деперсонифицируясь, она становится диктатурой требующего жертв института — этакратиитоталитаристского, хунтистского толка.
Воля граждан неотождествима с волей верховной власти. Совпадение собственных частот колебаний одного идругого если не раритет, то настоящая редкость, плодящая коллизии, трения отношений в триаде «государство—общество—личность». Феноменологически ясно: гипертрофии членов триады нарушают гарантийность жизни, разбалансируют существование, последовательно давая патологию этатизма (подмена государством общества); охлократии (подмена обществом государства со сломом универсальных правоотлаженных институтов, установлением порывистой, нервической власти толпы); вождизма (подмена личностью государства и общества на базе апостольства героико-иророческой харизмы). Сущност-но же — колоссальной сложности иостроты вопрос: как, не деформируя жизнь, добиться конкордии персоналыюго-социального-государственного? Древний Восток и эллинистический Рим поставили на властный монолог с его жестко иерархированными авторитарно-бюрократическими технологиями. Запад с обстановки античного полиса тяготел к диалогической консенсуальной политической культуре с мягкими технологиями парламентской демократии. Обозначились, таким образом, две кратократиче-ские ветви: хозяйская политарная и институциональная гражданская власть. Заочная полемика между ними не завершена посегодня.
Предпосылкой впадения в азиатчину служит введение чрезвычайщины, ликвидация сдержек ипротивовесов, универсализация культа грубой силы. Объявляя, что «страницысчастья — пустые страницы истории» (Г. Гегель), ничтоже сумняшеся, государство контингентирует существование. В сточной канаве находима ли правда? Когда заботы целого поглощены целым, тут не до посторонностей субтильностей типа «общество», «личность». Никакой беллетристики: народ — податливый материал экспериментирования.
Осенью 1918 г., в период перемирия, Франция отбирает в германском плену русских солдат и переправляет их в трудовые лагеря без репатриации. Что же правительство большевиков? Занято укреплением собственной власти. Нечто схожее по зоологизму — отношения целого (государства) к части (подданным) в третьем рейхе, условия проживания в котором сводились к порабощению населения. «Какое счастье для правительства, когда люди не мыслят. Мышление должно состоять только в отдаче или исполнении приказа», — оправдывая программу деинтеллектуализации и милитаризации народа, говорил Гитлер.
Обеспечение защиты прав лица иобщества достигает народовластие: государство вмешивается в общесоциальный порядок в той мере, в какой
271Раздел V
допускают граждане. Диспозиционально и презумптивно государство руководствуется народной волей, народной санкцией. Поскольку решение народа в чистом виде принимается в весьма затратном, неоперативном, а потому трудно реализуемом поле непосредственной демократии, постольку в своей практической линии граждански ориентированное государство тяготеет к a proiri народолюбивым мягким ламинарным технологиям социального устроения, исключающим турбулентные интервенции в реальность и отдающим пальму первенства мелиоризму и эволюционизму28.
Конвенциональная теория государства. Государство — плод договора, заключенного людьми между собой при невозможности дальнейшего пребывания во всеобще враждебном состоянии bellum omnium contra omnes (война всех против всех) (Платон, Полибий, Цицерон, Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Д. Лилберн, Д. Мильтон, Ж-Ж.Руссо, И. Кант, И. Фихте, Т. Пейн, А. Радищев, декабристы). Основоположником платформы справедливо считается Платон, вполне логично, казалось бы, размышлявший: так как в естественном состоянии господствует право силы, всяк действует произвольно, эгоистически, сообразно принятой им тактике выживания, все поступают неправедно и, страдая, находят целесообразным «договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор»29. Не входя в критику несообразий толкований существа «естественного» состояния то как брутальной дикости (Т. Гоббс), то как идиллической пасторали (Ж-Ж. Руссо), отметим крайнюю симпатичность двух идейных мотивов позиции.
Первый мотив — контрактационность государства. Взаимодействия людей в государстве опираются на некие конвенансы. Государство не лодка, управляемая как попало: «кто сел, тот и правит». «Каждый... передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого»30. Флуктуации целого при злоупотреблениях верховной власти отменяют договорный характер обязательств: в таких случаях народ восстает. Важна не джасти-фикация социального бунта, важно понимание, что переход из естественного неполитического состояния догосударственных общностей в государственно-политическое состояние предполагает обуздание власти силы
■^Подр. см.: Политическая антропология. М., 1995; Реформы и контррсформы в России. М, 1996.
19Платон. Государство. 358с—359а. 30Руссо Ж. Ж. Цт. соч. С. 160.
Государство
силой власти, что и открывает просторы всеобщей свободы. Не «свободы от», а «свободы для». Свободу, назидает Г. Гегель, нельзя представлять превратно в формальном, субъективном плане, согласно чему офаничение влечения, вожделения, страсти, принадлежащей частному лицу, выдается за ограничение свободы. Наоборот: такое ограничение есть просто условие, делающее «возможным освобождение, а общество и государство являются такими состояниями, в которых осуществляется свобода»31.
Второй мотив — институциональная правосообразность (номо-, ордо-кратичность) государства. Трансформация догосударственного состояния в государственное протекает как кристаллизация в цивилизации механизма обезличенной формально-правовой регламентации общения. С момента иституциональной кодификации обмена деятельности, в которой не разглядеть индивида, человек поднялся на более высокий уровень персонального отчуждения, став существом не судьбическим, а правонивелиро-ванным, юридическим.
В естественном состоянии люди неравноправны, неравноправность их детерминировалась «хитростью», «силой». В фаждански-политическом, государственном состоянии люди равноправны — однопорядковы перед законом, властью. Сугубо заблуждался Т. Гоббс, полагая, будто воля государства равнозначна воле персонифицирующих ее лиц (людей, собраний, облаченных властью)32. Воля государства — институционально-правовая воля, несинонимичная воле индивидуально властвующей (правящей). Властитель, верша суд неправедный, своекорыстный, способен действовать негосударственно, противоправно. Отсюда следствия:
— идея имманентных человеку самоценных качеств (прав и свобод), от него не отчужденных, по договору никакой инстанции не передаваемых. Есть нечто, не подводимое под юрисдикцию государства и права, и это нечто — «самость», «персоналитет», абсолютно суверенный, внепра-во-безгосударственный. Государственно-правовые интервенции терпимы и законны в пространстве институционализированного человека, но не человека вообще;
— идея закона как неперсонифицируемой пропозиции — универсального, общеобязательного императива, нормы «для всех», а не «для всех остальных». В цивилизации contra варварству нельзя быть ни «вне», ни «над» законом. Позволительно быть «иод» законом, чем гарантируется гражданская универсальность правосознания, праводействия. Как акцентирует
31 Гегель Г В Ф. Соч. МЛ., 1935. Т. VIII. С. 39—40. иСм : Гоббс Т. Избр. произв. М., 1965. Т. I.C. 351.
273Раздел V
Д. Локк: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключения из законов этого общества»33.
Хотя модель договорное™ государства умозрительна, не верифицируется ни на фактуре, ни как схематическая конструкция, она тем не менее полезна дидактически: авторитаризм и правовой строй несовместимы; формальная правосообразность исключает героическую харизму; государство в своих притязаниях ограничено законом, равно как и волей граждан; субстанциальный корень государственной власти — формальное право и народная легитимация; суверенитет человека есть не скованная ни правом, ни государством верховная власть его над самим собой; государственная апроприация человека невозможна; человек не компонент государства; им выступает гражданин (персона), личность, выполняющая свой долг перед Отечеством .
Этатизм. Государство — самодовлеющая универсалия, право которой в цивильном — наивысшее. Государство — шествие самого бога в мире, основание его — власть беспредельно свободного, осуществляющегося как всеобщая воля (Г. Гегель).
Государство возникает там и тогда, где и когда появляется необходимость обособления функций социального целого, где и когда целое заявляет самодостаточность, обнаруживает, обнажает особые, высшие интересы. Сосредоточивая под своей эгидой всю полноту власти, целое реализует ее через «силу» и «право». В таком первоисточном смысле государство примыкает к «империи». «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас»34, — повествует Екклесиаст. Империя — не особый (модифицированный) тип государства, а исходно само государство, опирающееся на силу (военную власть) и юрисдикцию («imperium» есть полнота власти, полномочия). В геральдике символы власти и права передаются фасцией — связанным кожаным ремнем пучком прутьев с воткнутым в него топориком — знаком полномочной должностной и карающей власти. Государство как имнерия и империя как государство — институциональные субъекты социальности, наделены полнотой власти, на данной территории в данном народе стяжают монополию на силовую и правовую инициативу. Человек может жить внегосударствен-ной жизнью отшельника, затворника, дервиша, правдоискателя. Лицо, гражданин, персона скованы гарротами государства, которое по отношению к ним выполняет функции должностного побуждения, принуждения: с
"Локк Д. Соч. М, 1988. Т. 3. С. 316. "Книга Екклесиаста, 1,10.
Государство
наличным бытием каждого оно соединяет что-нибудь в качестве его условия (порядок частичных ролей) так, что, если «он хочет сохранить первое, ему приходится мириться и со вторым»35. Государство, говоря кратко, жизнедействует как машина выработки условий, анаболитический механизм канализации импульсов от людей, народа, общества с образованием вещества социально упорядоченного, цивильного существования. В фундаменте этого анаболитического механизма, как отмечалось, — монополия, исключительное право на иституциональную (судебную, силовую)
инициативу.
Так как «монополия» — силовая и правовая прерогатива государства — воплощение этатизма, генетически совпадающего с империализмом (симбиоз милитаризма и юридизма), экспликацию природы этатизма оправданно совместить с экспликацией природы абсолютной государственной власти, достигаемой в империи.
За соответствующей исторической фактурой обратимся к истории
Рима.
Вторжение галлов, повлекшее распад латинской федерации, с середины IV в. до н. э. вынудило Рим восстановить свое ведущее положение в Ла-ции силой. В 340—338 гг. идет латинская война за гегемонию Рима в среде латинских городов. После разгрома коалиции латинов, аврунков, воль-сков, кампанцев населению неримских городов даровано право римского гражданства. Затем начинается вторая Самнитская война (326—304 гг.), направленная на аннексию Кампании, греческого Неаполя. Третья Самнитская война (298—290 гг.) позволила существенно расширить территориальные владения Рима — он подчинил себе всю среднюю Италию от реки По до северной Лукании. Победив Пирра, с 272 г. Рим продолжает территориальную экспансию — берет Тарент, покоряет независимые племена от Мессанского пролива до реки Рубикон; с этого момента он — крупное государство западного Средиземноморья.
Начало империи, следовательно, связывается с: 1) завладением главенства среди равнодостойных городских центров; 2) наращиванием территорий через пространственную экспансию. Далее — последовательное усиление государства с дальнейшим ростом территорий за счет захвата. Одно подталкивает к другому: силовое присоединение земель опирается на укрепление государственной машины. Растет внешний экстремизм, растет милитаризация, внутренний этатизм.
I Пуническая война с Карфагеном начинается из-за Сицилии, которая в 241 г. становится первой внеитшшйской римской провинцией. 11 Пуническая
"Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2. С. 37.
18*Раздел V
война — следствие пресечения силой карфагенской колонизации Европейского материка. В 201 г. подписан мирный договор, лишавший Карфаген заморских владений; африканская держава перестает быть метрополией. Рим же, создавший собственный флот, получивший по контрибуции карфагенскую флотилию, оказывается гегемоном западного Средиземноморья. Следующий виток имперостроительства — покорение эллинистического Востока, 1 и IIМакедонские войны, отторжение от Македонии территорий в Малой Азии, Эгейском море, установление контроля над Македонией, Грецией, война с Антиохом III,укрепление позиций в восточном Средиземноморье. Потом — покорение Коринфа, разгром Ахейского союза, подчинение Малой Азии, Сирии, Иудеи, Египта. Затем — IIIПуническая война, разрушение Карфагена, покорение Испании, Пергама. Таковы вехи 120-летнего силового оформления Римской империи — крупнейшего государства древности.
Безмятежная державная гомофония продолжалась, а все признаки ее безнадежного деграданса между тем были налицо.
Интересен вопрос: отчего пал Рим?36 Продолжим движение в интригующем сюжете. В самом деле: каковы причины упадка государственной суперструктуры, поддерживаемой жесткими политическими технологиями милитаризма, централизма, бюрократизма (командного администрирования)? Говоря односложно и притом не расширяя фактуры, мы склоняемся к мысли, что корень упадка Рима — в невозможности противостоять внутреннему варварству37; Рим был низвергнут самим Римом. Укажем в связи с этим на такие моменты.
1. Люмпенизация свободных производителей, опускавшихся на социальное дно в поисках пропитания, — интенсивный приток рабов (результат аннексии территорий) сопровождался массовым вытеснением из производства полноправных граждан с прогрессивным ростом деклассированных элементов, пауперов, маргиналов.
2. Сильнейшая имущественная дифференциация населения. Новые территории не осваивались измученными войной свободными крестьянами, попадали в пользование нобилей, — имперское движение вширь увеличивало благосостояние не народа, а правящей верхушки, провоцируя рост социального напряжения.
3. Пассивное торговое сальдо, подрывавшее хозяйство, — доходной статьей государства была едва ли не одна выплачиваемая завоеванными контрибуция; по мере прекращения притока средств нарастали трудности,
"См.: Реформы и контррсформы в России. С. 266—281. 37 Аналогичный взгляд выражал П. Бицилли.
Государство
преодолевавшиеся развитием не производительного, а ростовщического капитала (бурный рост кредитных, меняльных, ссудных, откупных компаний).
4. Просчеты в госстроительстве — в Риме так и не оформилось унитарное государство с равными правами граждан и полномочиями анклавов. Имелась пестрая, внутренне дифференцированная федерация полиэтнических несамоуправляемых территорий, руководимых центральной властью.
5. Неоперативность и нерациональность управления провинциями, распадавшимися на неравноценные общины (свободные, договорные, зависимые) с различным регламентом уплатыналогов, порядком исполнительной власти (очередной предводитель провинции издавал эдикт о принципах властвования, что порождало сугубый произвол действий должностных лиц (консулы, проконсулы, преторы), стимулировало разорительную для населения практику поборов (ростовщики, публиканы)).
6. Рост бюрократии, усложнение должностной иерархии, иррадиация власти по гражданскому (сенат, магистраты) и духовному (жреческие коллегии — понтифики, фламины, салии)секторам.
7. Социальные междоусобицы, внутренние трения в обществе: противоречия нобилей (землевладельческая знать) — всадников (торгово-рос-товщическая знать); аристократии — плебса; полномочных — неполномочных групп населения.
8. Обезземеление крестьянства, подорвавшее боеспособность армии. Так как легионы пополнялись из числа лиц мужского пола, имевших римское гражданство и земельную собственность, а массовая люмпенизация свободных производителей лишала их возможности землевладения, безземельные призыву не подлежали, цензовый принцип армейской комплектации нарушался, численность армии падала, боеспособность снижалась.
9. Отчаянная политическая борьба — сошлемся на эпопею братьев Гракхов и их адептов, столкновения оптиматов и популяров и т. д.
10. Коррупция — чего стоит одна югертинская война с подкупом военачальников, распродажей боевой амуниции, вооружений.
11. Противостояние провинции (национальные движения) метрополии — перманентные восстания на окраинах (кельто-германские племена, африканцы, сицилийцы, италики, война Митридата и т. п.).
12. Кризис власти —диктатура Суллы и ею самоотставка, обострившая борьбу за власть с втягиванием в нее периферий (италики, испанцы).
13. Восстания рабов, классовые конфликты.
14. Деспотизация власти —триумвират Помпея, Красса, Цезаря после раз1рома восстания Спартака.
277Раздел V
15. Падение нравов. Верхи разлагались от роскоши, пресыщения; низы — от нищеты, невостребованности. Непроизводительность, праздность обусловливали разврат как социальный, так и моральный. В вегетативной среде безысходности, неучастия происходила универсализация Каталины как общественного типажа и Клодии как типажа персонального. Обо всем этом сокрушался Саллюстий, говоривший о необходимости формирования народа — свободных производителей, крепких собственников, ответственных i-раждан.
Народ, однако, в империи не формировался.
Производительная отсталость рабства, падение уровня жизни неимущих, гнет социальной и местной власти, внутрисоциальные пикировки, антагонизм метрополии и колоний демонстрировали крайнюю неотлаженность образа существования, свидетельствовали о беспочвенности имперских претензий Рима на владычество миром. Решительными действиями поправить положение тщился Цезарь, ставший на путь реформ. От имени государства он ввел прямые налоги, издал закон против злоупотреблений наместников, интенсифицировал колонизацию провинций (Рим реализовывал не греческий — пространственный (клерухии, катекии), а финансово-торговый (ростовщичество, аренда, откуп) тип колонизации) — инспирировал переезд на периферию 80 тыс. граждан, предоставил гражданство аборигенной знати, дал автономию ключевым городам, демократизировал управление — расширил сенат, увеличил число магистратур, провел раздачу земель солдатам, на 1/4 списал долг популярам, на 1/3 снизил налоги в азиатских провинциях. Цезарь ввел и сам титул «император», подчеркивая причастность к высшим командным армейским и духовным началам. «Император» ассоциировал пожизненную связь с войском, пастырство нации («отец отечества», «великий понтифик»), сакрализовывал власть в персоне. Рим стал империей, или монархией августейшей особы, военно-духовной вотчиной властвующего лица.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 485;