ПРЕДГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Вызревание общественного из общинного и государственного из общественного с самого начала отличалось вариантностью, что исключает схему ортогенетичности социальной эволюции, предопределенности ее моментов, величин, стадий. В динамике социальности сугубо опытным образом обнаруживаются ярчайшие примеры тупикового, дегенеративного, локально значимого (местечкового) развития. Все это лишает какой-то весомости концепцию престабилированности историко-государственного процесса. Не имея возможности идти по проторенному (кем?) пути, посредством проб и ошибок, на ощупь, с издержками — таким способом человечество мостило себе дорогу в цивилизацию. Закономерное в мощении — выявляемое задним числом воспроизводимое непреходящее; случайное в нем — однократное контекстуально-деятельностное (роль условий, характерологические личностные параметры). Инварианты предгосударственно-го городского граждански-политического уклада оформлялись двояко: на базе полисной — правообразующей и азиатской — волеобразующей модификаций социальности.
Объяснимся тщательнее. Ретардируя изложение, напомним, — мы фиксировали следующие состояния социальности:
Государство
I. Архаичное первобытное стадо.
1. Австралопитеки.
2. Питекантропы.
3. Неандертальцы.
II. Догосударственность.
1. Ранняя родовая община потребителей.
2. Развитая родовая община производителей.
Мы специально подчеркивали, что на стадии (2) фазы (II) родо-племен-ная община прогрессивно трансформировалась в соседскую (территориальную) общину, в которой акцент с социально-родовых связей переносится на связи социально-хозяйственные (антропогеоценозы второй ступени). Теперь, непосредственно интересуясь цивилизационной судьбой соседской (территориальной) общины, мы вынуждены констатировать наметившуюся внутри нее весьма примечательную дивергенцию. Неуклонно, медленно, но верно, соседская (территориальная) община расслаивается на восточную (индийскую) и западную (античную). Данный тезис, конечно, надлежит принимать cum grano salis (со щепотью соли). Речь идет о нюансах, преимущественных тенденциях, своеобразных деталях, имеющих вид признаков couleur locale (местный колорит). Впрочем, с позиций учета цивилизацион-ных магистралей человечества нюансах, надо сказать, капитальных. В поначалу, кажется, единой общине проступают различия. На востоке община держится коллективным трудом, изобильными групповыми отработками (обязательность трудоучастия общинников в совместном налаживании оросительных, ирригационных систем, строительных работах и т. д.), повинностями, съедающими львиную долю трудополезного времени. На западе параллельно этому идет парцелляция — общинники, как правило, становятся индвидуальными собственниками земли; общинные наделы обосабливаются от частных в резервно-коллективных фондах. Совместный труд в восточной общине влечет консервацию патриархально-косных устоев, примитивной коллективности как среды, этот труд обеспечивающей. Восточные общинники закабаляются правящей верхушкой, отстраненнойот производителей функционально и пространственно. Разрыв властно-должностного и производительного в восточной общине сопровождался не чем иным, как централизацией и сакрализацией. Шиболетом восточного обеспечения, следовательно, оказывался патриархальный коллективизм и гражданская несамодостаточность растворенного в общине кабального лица наряду с технологически фундирующим их властным деспотизмом.
Индивидуализированный труд в парцелльной западной общине открывает простор частнособственническим формам хозяйствования. Относительная персональная свобода общинников (следствие несвязанности их
245Раздел V
с общиной всеподавляющими и всепоглощающими групповыми обязанностями) активно сопротивляется сакрализации должностного начала. Заглавной виньеткой западной общины выступает, таким образом, производительный индивидуализм и гражданский самодостаточный автономизм наряду с технологически оправдывающей их социальной терпимостью.
Выводы из сказанного, по-нашему, могут быть наиболее радикальными.
Родовая община стадий (1) и (2), если не убояться аналогий натуралистических, суть однослойная бластула. В конце стадии (2) из бластулы обозначается переход в фазу двухслойной гаструлы. С цивилизационной точки зрения сие означает самую раннюю, буквально зародышевую дифференци-ровку социальных ареалов. Говоря строго, геостратегический цивилизаци-онный разлом социокультурной ойкумены на восточную и западную фракции закладывается здесь.
Отслеживая векторы дальнейшей эволюции социальности от этого примечательного развилочного состояния, подметим только следующее.
И в восточной, и в западной общине под влиянием целого блока хорошо понятных причин возникает рабство, которое, однако, в силу социокультурной полярности восточной и западной жизнеобеспечивающей реальности отмечено родимыми пятнами своеобразия.
На востоке:
— рабство прогрессирует вглубь — пышным цветом цветет долговое рабство; социальный статус общинников неустойчив, конвертируем;
— набирает силу ростовщический капитал — свободные средства мертвым грузом оседают в сокровищницах;
— прививаются крупные хозяйственные формы, организационно некомпактные, неустойчивые;
— гиперразвиты коллективизм, консерватизм, традиционность;
— разделение города и деревни идет медленно — власть, отстраненно удаленная от производящих центров, заинтересована в их статизации.
На западе:
— рабство прогрессирует вширь — законы Солона вводят запрет на долговое рабство; социальный статус свободных соплеменников, коих нельзя поработить, устойчив, неконвертируем;
— ростовщический капитал слаб, свободные средства вкладываются в товарное производство;
— прививаются малые хозяйственные формы, организационно компактные, устойчивые;
— достаточно развиты индивидуализм, прогрессизм, инновационность;
— разделение города и деревни идет быстро — власть, территориально с производящими центрами совпадающая, заинтересована в их динамизации.
_____Государство
Ввиду изложенного рискнем утверждать, что не на то указывал М. Ве-бер, реконструируя основы западной товарной рыночное™. Цивилизаци-онный остов ее — не новоевропейский пуританизм, а парцеллярный индивидуализм времен античной гражданской общинное™.
Содержание данного сюжета, требуя более тщательной проработки, обязывает детализировать вопрос сложения предпосылок государственности в предгосударственную фазу социальности на Востоке и Западе.
Восточная деспотия. Материальной основой цивилизации в субтропических долинах Нила, Двуречья, Инда, а также Хуанхэ было ирригационное земледелие, обслуживаемое колоссальными по трудоемкости и трудозатрат-ности видами работ. Предотвращение заболачивания, запустынивания земель, противостояние стихийным разливам рек, изменениям их русла предусматривало проведение широкомасштабных землеустроительных, оросительньгх, строительных работ по сооружению дамб, плотин, каналов, запруд, водохранилищ. Сам характер налаживания столь объемной деятельности требовал слаженного усилия многочисленных трудовых континген-тов. Исходно они рекрутировались непосредственно из членов сельских общин — соседей-тружеников, реализующих единственно воспроизводительный интерес.
Вследствие масштабности, трудоемкости дела оно отправлялось лишь как кооперативное. Родовая общинная ассоциация, следовательно, превращалась в трудовую хозяйственную кооперацию. Это одна сторона явления. Другая связана с социальной дифференциацией, а именно: усиливающееся имущественное расслоение в среде общинников — результат роста производительности труда, обмена, войн с целью грабежа, захвата соседского добра при набегах, — социальное неравенство влекло складывание родо-общинной аристократии, сосредоточивающей в своих руках управление. Знать обосабливалась от родовых общинников имущественно и функционально, начинала играть специфические организационно-административные роли. Так в синкретической стихии воспроизводственной активности наметилось отделение умственного от физического, где умственное совпадало с управленческой организацией, оформлявшейся по территориально-производственному, не родовому признаку, а физическое — с дистанциони-рованием от управленческого малоквалифицированным живым трудом по переработке природного тела.
Логика налаживания ирригационного земледелия обусловливала централизацию: оптимальность хозяйствования в такой системе определялась координированным, слаженным использованием вод. Она (логика) требовала устранения местничества в форме соперничества общин за водозабор и водоснабжение. Объединить же разрозненные, разъединенные
247Раздел V
хозяйственные единицы могло лишь возвышающееся над ними целое, персонифицирующее порядок отправления универсального дела. Этим целым, регуляризирующим всеобщие интересы в совместном кооперативном деле, оказывался институт государства.
Понимание того, что постановка оросительного земледелия опирается на трудоемкие, масштабные и по необходимости централизованные мероприятия — от привлечения рабочей силы до развертывания изысканий (та же статистика уровня вод в реках, налаживаемая в Египте при I и II династиях), — обеспечиваемые компетентными усилиями особого слоя лиц (управленческая родовая или имущественная аристократия), позволяет усомниться в правильности расхожей модели классового генезиса государства. Сдается, что заблуждался классик, утверждая: «Лишь когда появилась первая форма деления общества на классы, когда появилось рабство, когда можно было известному классу людей, сосредоточившись на самых грубых формах земледельческого труда, производить некоторый излишек, когда этот излишек не абсолютно был необходим для самого нищенского существования раба и попадал в руки рабовладельца, когда, таким образом, упрочалось существование этого класса рабовладельцев, и чтобы оно упрочилось, необходимо было, чтобы явилось государство»6.
Как мы демонстрируем, начала государственности связываются не с насилием, а с поддержанием, организацией, налаживанием общего воспроизводственного дела. Главное — не перераспределение, не угнетание, не присвоение прибавочного продукта. Главное — отладка ритма, достижение оптимума работоспособности целого. На Востоке поиск, нащупывание такого оптимума обретал облик жесткого (диктаторского) единоначалия. Еще не эксплуатация и экспроприация, а объективные нужды управленческого обеспечения воспроизводственного процесса (в данном случае ирригационного земледелия) лежат в основе государствообразования. Этатогенез крепится не на классовости, а на кооперативное™, предполагающей обособление организационно-административного момента деятельности, поглощенного материализацией интересов целого. Поскольку регулирование земле- и водохозяйства по руслам рек отличается широтой пространственного охвата, восточная форма государственности не могла не быть жестко централизованной. Аналогично — характер правления. Поскольку координировать груд общинников (исходно все-таки общинников, а не рабов, как полагал Ленин) на больших территориях способна лишь сильная, проникающая власть, восточная форма государственности не могла не быть деспотически автократичной. Миниатюризация масштаба приложения
Государство
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 18.
административно-управленческого начала в социумах неирригационного типа деспотичность режима власти снижает.
Фигурирующее в наших рассуждениях понятие Востока собирательно, ассоциативно. Власть на Востоке тяготеет к деспотии, но до чистой модели деспотичной власти недотягивает. Предикация восточной деспотии a priori вводит признаки, атрибутивные деспотической власти как таковой. Это — сакральность, всеохватность, неподотчетность, неподконтрольность, все-мерность, безмерность, безответственность, самостийность, самодержав-ность, амбициозность. Все эти свойства, как отмечалось, воплощаются в социальной материи обществ, существующих на аллювиальных почвах и ведущих ирригационное земледельческое хозяйство. Общества скотоводов, ремесленников, торговцев изощренно-развитой деспотии не знают. Таковы финикийские города-государства, Карфаген, социум хеттов.
Разговор о значимых моментах предгосударственности на Востоке сюжетом деспотичности социальности ограничиться никак не может. Независимо от формы правления, политического режима мало-помалу отрабатывается регламентный вид межсубъективного взаимодействия с опорой на некие универсалии, инварианты. Власть, какой бы деспотичной, импульсивной, безнарядной она ни была, действует тем не менее не как попало, а в магистрали оптимумов. В противном случае она обрекает себя на неминуемое банкротство — testimonium paupertatis (признание несостоятельности).
Контуром регламентное™ властепроявлений выступают всякого рода гомеостатические механизмы сбалансирования бытия социального целого. Подразумеваются: разнообразные порядки, своды, сборники, законы, уложения, кодифицирующие, конституирующие, легализующие полномочия, обязанности, действия, поведенческие акты как должностных лиц, так играждан (соплеменников и иноплеменников).
В Египте во времена раннего царства вводятся: символы собственности — удостоверяющие отношения владения, пользования, распоряжения; социально значимые персональные метки изделий, вещей, продуктов — печати; порядок погребальных ритуалов, устройства могильников (система кладовых, склепов, помещений для утвари, животных, рабов); универсальные знаки власти (короны); архитектоника двора — иерархия построек для коронованных особ, придворных, прислуги; пирамида бюрократии номов, судьи, начальника войска, полководцы, копьеносцы и т. д.); упорядочивается система собственнических отношений (регламент отработок, повинностей).
В Вавилоне: а) оформляется административно-территориальныйпорядок— земля делится на «дома» — «биту» во главе с господами «дома». Господа «дома» осуществляют: представительство окраин перед целым
■ 249 .Раздел V
(управленческой организацией в центре), администрирование — надзирают за выполнением в «домах» сородичами гражданских обязанностей, отстаивают права местного населения, собирают налоги, поставляют трудовые ресурсы, обустраивают дороги — иными словами, выполняют функции центра на окраинах; б) вводится регламент наследования власти — власть передается от дяди к племяннику (сыну сестры) по материнской линии (рудимент родовых отношений); в) принимается некое подобие земельного кодекса (размежевание территорий по межевым камням —«кудурру»); г) внедряется обширный свод законов на все случаи жизни (законы Хаммурапи).
В Митании систематизируются порядки: престолонаследия (во избежание усобиц), наследования, усыновления для вступления во владение землей (вызывающие универсальные социальные реакции на действия лиц в межсубъективной коммуникации), совершения заемных сделок, перехода в кабалу, составления долговых обязательств, закладных, отработок, уплаты налогов; судебной практики — производятся записи, нормирующие деятельность судов, полномочных чинов; союзничества при военных походах, разделе трофеев, добычи; правомочности власти перед лицом и лица перед властью (права заложенного человека, распоряжение лицом, отданным в долг). Начинается юридическое оформление статуса населения (становление сословий).
У хеттов выпускаются законы царей с регистрированными амплуа бюрократии, кодификацией вопросов уголовного (преступления, кражи, поджоги, хищения), семейного права, положения слоев.
У финикийцев складываются порядки выбора должностных лиц на базе имущественного ценза.
Сказанное говорит о том, что на Востоке идут капитальные с позиций перспектив этатогенеза процессы созидания нормативно-правовой культуры жизни посредством задания инструктивных универсалий, обязательных для исполнения социальных императивов.
Античный полис. Социально-политическая жизнь Древней Греции на рубеже VIII—VI вв. до н. э. в своей первозданное™ во многом воспроизводила характер древневосточной социальности. Стремительное имущественное расслоение общины с сосредоточением частной собственности на недвижимость и движимость в руках представителей знатных родов, появление басилеев (крупные землевладельцы из родовой аристократии) влекло: а) массовое разорение рядовых землеобработчиков-общинников; б) развитие долговой кабалы. Как отмечает Аристотель, в Аггике практически все земледельцы пребывали в долгу у землевладельческой знати. «Бедные находились в порабощении не только сами, но также и дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких
Государство
арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если... бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона»7. Должников либо превращали в рабов, либо продавали. Всё, как па Востоке.
Однако: в отсутствии масштабных трудоемких общественно-производительных работ, в ситуации более высокой эффективности производства, хозяйственной продвинутое™ жестко централизованная социальная иерархия с управленческой деспотией не складывается. Причиной того выступали два обстоятельства.
Первое — объективное. Подобно Сатурну, пожирающему своих детей, крупное восточное землеоросительное хозяйствование было ненасытным в перемальшании как соплеменной, так и иноплеменной рабочей силы; оно всасывало в воронку оседлого рабства всё новые и новые контингенты. Западные же малые компактные хозяйственно-общинные единицы не выдерживали бремени масштабного притока производительных сил. Ввиду зависимости численности граждан от неких количественных соотношений при данном уровне производства в древнегреческой общине поощрялась эмиграция. Обезземеленные общинники не порабощались, а экспортировались за пределы страны в рамках официально санкционированной линии направленного перемещения политического вещества — территориальной экспансии. Внутренняя и внешняя колонизация — два вектора, две жизне-устроительные программы, предопределившие разность социально-экономических реалий восточного и западного отсеков ойкумены, словно саги-тальная плоскость поделили человечество на несопряженные воле- и правоориентированные фрагменты цивилизации.
Второе — субъективное. Утратившие и утрачивающие гражданскую свободу общинники отстаивают-таки личную независимость, экономические права в борьбе с родовой и имущественной аристократией. VII—V вв. отмечаются упорными выступлениями демоса за отмену долгов, передел земель в малоазийских поселениях (Милет, Книд, Эфес, Колофон, Эриф-ры, Смирна, Магнесия, Ким), на островах (Лесбос, Хиос, Самос, Наксос), в колониях (Тарент, Сибарис, Кротон, Регия, Сиракузы, Акрагант, Элея), городах метрополии (Сикион, Мегары, Коринф, Афины). Непреходящими завоеваниями этих выступлений оказались следующие.
1. С VII в. свободное население требует проведения записей правовых норм (при победах для смещения родовой аристократии, умаления ее полномочий демос стремится к фиксации социально-политических реалий в
Аристотель. Афинская политая.М., 1936. С. 29—30.
251Раздел V
законодательстве). Последовательно возникают законы Залевка (Локр), Харонда (Сицилия), Диокла (Сиракузы), Парменида (Элея), Драконта (Афины). Принципиальное значение этих первоначальных кодексов — исключение произвола из практики судебных решений, универсализация наказания посредством демократизации правовой процедуры. По локрий-ским законам допускалось обжалование приговоров в народном собрании, по законам Харонда выборы судей проводились всенародно (всеобщим голосованием), по законам Драконта государство брало обязательство обеспечения личной безопасности граждан (запрет на ношение оружия в публичных местах).
2. В 594 г. до н.э. борьба демоса с земельной аристократией увенчивается реформами Солона, способствовавшими прогрессу частной собственности, искоренению пережитков родовых отношений, подрыву положения родовой знати. Пафос реформ — во внедрении: а) сейсахтейи — отмена долгового рабства, личной кабалы в обеспечение ссуд (списание задолженности с жителей Аттики); б) гелиеи — суд присяжных как высшая кассационная инстанция (совместно с ареопагом, рассматривавшим дела об убийстве); в) дифференциации населения согласно имущественному цензу: выделено 4 разряда людей, в зависимости от доходов имеющих четко определенные гражданские и военные обязанности перед обществом; г) нового территориального принципа деления страны (очередной удар по родовым атавизмам — родо-племенной принцип организации социальности окончательно сменяется территориально-социальным) — Аттика расчленялась на 48 навкрий (округов) с ясно выраженными обязательствами перед целым (государством) (так, каждый округ поставлял афинскому флоту по одному военному судну с экипировкой и экипажем и т. д.).
3. В 509 г. до н. э. все социально-правовые новации общественной жизни закрепляются конституцией Клисфена, фиксирующей: а) необходимость публичной власти; б) разделенность населения не по родовому (фратрии, фила), а по территориальному признаку (триттии, навкрий — административные самоуправляемые единицы).
В итоге в общественном сознании, межсубъективном обмене деятельностью укореняется принцип «трех и»: исегории — свобода слова; исото-мии — гражданская свобода участия (равенство в занятии должностей); исономии — гражданское равенство (равенство перед законом).
Надстроечный эффект этого, в частности, применительно к вопросам гражданственности воистину переоценить трудно.
Во-первых, приобретшая общественные свободы личность не нивелировалась в волюнтаристическом, насаждавшем бесправие, институте власти, характерном для стран Древнего Востока. Демократическая форма
Государство
греческого общественного устройства, с одной стороны, предполагавшая необходимость участия в политической жизни (народные собрания, публичные обсуждения, голосования) каждого из свободных граждан, а с другой — фактически способствовавшая максимальному раскрытию его талантов и возможностей, не только лишала «привилегии рождения», но и обусловливала отсутствие какого-либо пиетета перед правителями и бюрократами, чему содействовали также их выборность и конвертируемость. Стержень аксиологического сознания у 1реков составило понятие не происхождения и социального положения, а личного достоинства человека. Как говорил Исократ, само имя эллина обозначает одно: культуру.
Во-вторых, утверждение общезначимого гражданскогоправа детерминировало труднейший переход от истолкования порядка общественной жизни в терминах Темиса (Themis — божественное установление, ниспосланное как бы свыше в силу определенного порядка вещей) к его истолкованию в терминах Номоса (Nomos — законоположение, имеющее статус обсужденной и принятой правовой идеи). Последнее означало своего рода секуляризацию общественной жизни, определенное ее высвобождение из-под власти религиозных и мистических представлений.
В-третьих, отношение к общественному закону не как к слепой силе, продиктованной свыше, а как к демократической норме, принятой большинством в результате выявления ее гражданского совершенства в процессе всенародного обсуждения, зижделось на просторе риторики, искусстве убеждения и аргументации. Действительно, коль скоро инструментом проведения закона оказывались сила довода и критицизм, возрастал удельный вес слова, умение владеть которым становилось «формой политической и интеллектуальной деятельности... средством сознательного выбора политической линии, способом осуществления правосудия»8. Греки даже ввели в свой пантеон специальное божество — Пейто, олицетворявшее искусство убеждения.
Наконец, в-четвертых, правовое равенство граждан и подчинение их единым законам, а также преклонение перед искусством убеждения имели следствием релятивизацию человеческих суждений. Поскольку все входящее в интеллектуальную сферу подлежало обоснованию, а всякое обоснованное, подпадая под критику, могло быть обосновано каким-то более изощренным способом, у греков каждый имел право на особое мнение. Это право нарушалось только случаями конфликта частных мнений с принятыми к исполнению законами. Иначе говоря, универсальный принцип критикуемое™ и поиска лучшего обоснования оказывался недееспособным
Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М., 1972. С. 20.Раздел V
только в ситуациях, находящихся под юрисдикцией точных законов, которые, будучи приняты, более не критиковались.
Восстановим нужное в стадиях кристаллизации государственности из первобытного состояния, содержащие хотя и приблизительные, но вполне достоверные характеристики процесса, более основательная детализация которого требует и более сложного и специализированного анализа.
I. Архаичное первобытное стадо.
1. Австралопитеки.
2. Питекантропы.
3. Неандертальцы.
И. Догосударственность.
1. Родовая община.
2. Соседская (территориальная) община. III. Предгосударственность. Восточная (индийская) община. Западная (античная) община.
Невзирая на глубокие различия организации социальности на Востоке и Западе, в обеих частях света просматриваются весьма схожие типологические явления, позволяющие выделять некие сквозные черты и правила налаживания жизни в данном рубежно-осевом пространственно-временном цивилизационном локале.
1. Родовые поселения объединяются в населенные пункты для кооперирования особей в трудоемком воспроизводственном жизнеобеспечении. В силу блока объективных причин на Востоке утвердилось масштабное ирригационное хозяйство с деспотическими механизмами обмена деятельностью (труд через массовое насилие) — примитивно-патриархальное должническое рабство (в первую очередь соплеменников). На Западе укоренились миниатюрные хозяйственно-земледельческие формы, индуцировавшие персонально-собственнический гражданско-демократи-ческий тип общественного устройства. На Востоке отмечается стойкость общинности; на Западе — быстрота ее разложения. Восточное рабство прогрессирует вглубь — деспотия в хозяйствовании трансформируется в наследственное диктаторство в правлении. Западное рабство прогрессирует вширь: полисная форма социальности во многом — плод колонизации пространства Малой Азии, Ионии, южной Италии, островов бассейна Эгейского моря вследствие расселения обезземеливаемых греческих общинников. При всем несходстве общинных отношений на Востоке и Западе проглядывает сходное, заключающееся в непреходящей роли городского начала, набирающей силу урбанизации. И на Востоке (в том же Двуречье, несмотря на слабость городской культуры), и на Западе город
Государство
выполняет функции естественной перерабатывающей фабрики вульгарного родового, племенного, сельско-земледельчсского вещества. Город — плавильный котел, через жизнеобеспечивающую кооперацию перемалывающий общинное — в общественное, родовое (племенное) — в народное. В истоках подобного перемалывания — классически проявленный в античности синойкизм — последовательное слияние мелких близлежащих общин в относительно крупные поселенческие (городские) массивы.
2. Логика оптимизации и эффективизации управленческой деятельности влечет функциональное частично ролевое обособление группы лиц, которым по должности вменяется в обязанность администрирование. Исторически наложенная на процесс имущественной дифференциации общины, эта логика обусловила концентрацию дела руководства социумом в руках родовой знати. На Востоке объективная и осознаваемая потребность улучшения эксплуатации местных ирригационных систем, развития искусственного орошения, активизация обмена товарных потоков (в Вавилоне с юга на север гнали скот, с севера на юг — зерно) предопределила централизацию власти на базе закрытости, элитарности, кастовости. На Западе ввиду отсутствия необходимости (и возможности) масштабных царских и храмовых хозяйств, динамичного разложения общинных связей позиции родовой аристократии были серьезно подорваны. Она не успела установить монополию на управленческую деятельность. Узурпации администрирования басилеями препятствовали: а) неразвитость долгового рабства; б) борьба демоса с олигархами и тиранами, венчавшаяся демократической реформацией; в) миниатюрность хозяйственных форм, исключавшая масштабное рабство; г) экспорт излишка общинников через колонизацию. На Западе устанавливается массово-демократический тип правления. Однако опять же независимо от режима власти на Западе и Востоке важно зафиксировать саму автономизацию бюрократической иерархии. Управленческо-админи-стративная деятельность в синкретизме общественных трудоусилий суве-ренизируется; когорта связанных с обслуживанием ее лиц в синкретизме социальной занятости изолируется.
3. Необходимость избегать усобиц при разделении, передаче власти, формировать признанные, легитимные социально универсальные реакции на отношение собственности, заклада, кабалы, трансформацию статуса лица, видоизменение форм владения, пользования, распоряжения диктует проведение записи законов, кодификацию норм, выработку гражданского правосознания, регуляризующих межсубъективные взаимодействия в обществе, упорядочивающих характер обмена деятельностью. На Востоке и Западе возникают первые своды законов, конституции, судебники, кодексы. Цивильность становится как правовое обуздание свободы воли,
255Раздел V
привнесение ордократичности в самопроявления. Без общезначимых (правовых) рычагов влияния, поддержки, санкционирования, денонсирования, стимулирования гарантийная жизнь, выживание в обществе невозможны. Отсюда дилемма: перед лицом полномочных (нередко несправедливых) инстанций либо легитимно заявлять позицию, отстаивать, проводить линию, либо впадать в архаический бунт, обрекать себя на асоциальные, вполне брутальные действия. Дилемма при вдумчивом отношении имеет вид альтернативы в корне мнимой. В силу политичности человека негражданское поведение для него запредельно. Гражданственность же выражается кодексами, институтами, которые невозможно намеренно не принимать, их возможно лишь совершенствовать. Нарушение нормосообразности общежития влечет кару в виде соответственных репрессивных акций. Удел гражданина потому — почитать заведенный порядок вещей до его изменения. Раритетом правоотношения к гражданской жизни было и остается поведение Сократа, собственноручно приведшего смертный приговор в исполнение. Об обязанностях гражданина перед обществом Сократ говорит так: «Надо либо его переубедить, либо исполнить то, что оно велит, а если оно к чему приговорит, то нужно терпеть невозмутимо, будут ли то побои или оковы, пошлет ли оно на войну, на раны и смерть; все это нужно выполнять, ибо в этом заключена справедливость. Нельзя отступать, уклоняться или бросать свое место в строю. И на войне, и на суде, и повсюду надо исполнять то, что велит... Отечество, или же стараться переубедить его и объяснить, в чем состоит справедливость. Учинять же насилие над матерью или над отцом, а тем паче над Отечеством — нечестиво».
Подытоживая, скажем, что генетически на предгосударственной фазе становление государственности предуготовливалось: а) естественным закреплением пространственных локусов за родоплеменными общностями, переплавляемыми в урбанизации в общество, народ; б) появлением легитимных правоорганизующих властных институтов, понуждающих преобразование общинной ассоциации гражданского вещества в государственную.
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Суммируя выше изложенное, акцентируем: независимо от цивилизаци-онных различий восточного и западного сегментов человечества (преобладание посадных культур над посевными наложило кардинальный отпечаток на способ воспроизводственного жизнеобеспечения, что проявилось в консервации либо в темповой трансформации исходно общинной ассоциации; в закабалении безземельных соплеменников либо в преодолении
Государство
безземельное™ через развитие военно-земледельческих поселений — кле-рухий — на покоряемых территориях) социальная динамика обеих частей света отмечена сходными тенденциями. Преобладающими из них в аспекте государствообразования являются:
— консолидация жизненного пространства. И Восток, и Запад в архаичную пору социальности знали лишь систему разрозненных земледельческих общин, хозяйственно, коммуникационно не связанных. Изначальная автаркия существования исключала возможность их взаимовыгодной, не говоря интенсивной, кооперации. Между тем процессы имущественной дифференциации, логика расширения жизнеобеспечивающего воспроизводства, беря свое, требовали налаживания межобщинных связей. Под эгидой управленческой олигархии объединение общин происходило на базе интеграции усилий производителей для совместной борьбы со стихиями, выполнения трудоемких работ (строительство, вырубка джунглей, прокладка каналов и т. д.), организации обороны, ведения войн и т. п. Главное здесь — централизация общинных земель, подпадающих под юрисдикцию целого. На Востоке локализм общинной культуры преодолевался рычагом деспотизма — сугубая кратократия на больших сельских пространствах. На Западе изоляционизму общин клали предел симполития и синойкизм, обеспечивавшие слияние общинных единиц в полисы, — рабовладельческая демократия на малых городских пространствах торгово-ремесленных центров и клерухий. Важно представлять, что в истоках государство имеет некое полномочное очерчивание жизненного коммуникационно прозрачного пространства (территории, акватории), составляющего предмет его (государства) исключительной собственности;
— формирование институтов в лице права, бюрократии, аппарата, инстанций. Отсутствие учреждений — законоустановленного истеблишмен-тштатного строя размывает контуры гарантийной жизни. Взять лишь налоговую политику, ответственную за пополнение казны, произведение общесоциальных накоплений. Как показывает Геродот, при Кире, а затем Камбисе в Персии «определенной подати не существовало вовсе... подданные приносили подарки». За эвфемизмом «подарки» — произвол поборов чиновного люда, должностных лиц, разбалансировавших порядок социальности. Дезорганизация администрирования предопределила крах Персидской державы. Восстановление и укрепление государства Ахеменидов связывается с именем Дария I, начавшего с нормосообразования институтов. Идентичные акции проведены в Риме, завершились принятием законов XII таблиц, с тем лишь различием, что объектом упорядочения выступала не налоговая, а судебная политика (а точнее — ее отсутствие, имея в виду засилье произвола в судах). Не бывает, не может быть государства
257Раздел V
Государство
без машинерии нормосообразованных институтов — правоконституиро-ванных инстанций регулирования межсубъективных связей;
— упрочение территориальных социокультурных общностей с характерным языком, самоназванием. Смешение племен, замена кровнородственных связей территориальными достигается активизацией плавильного котла городской культуры, развитием коммуникационных сетей, npoipec-сом внутреннего обмена, рынка, естественной для всех этих единительных тенденций интенсивной аккультурацией. На разрезе глаз, этноисключитель-ности государства не образуешь. Государству важен не этнос, а оседлый народ, размещающийся на исторически данном ему участке суши. На Востоке, отмечалось, городская культура слаба. Ввиду концентрации производственных ресурсов в сельской общине дистанцированный от трудового процесса город становится представительской резиденцией власти. Власть и производство расчленяются территориально, поселенчески, функционально. На Западе условия полиса объективировали социально проникающие, динамичные формы массивного плавильного котла, где на открытом и малом оперативном участке идет контакт, смешение языков, этносов, верований, обрядов, регламентируемых одним — правилом общения. Этно-обособленное родо-племенное имеют для полиса вполне косвенное значение и не способны препятствовать делу жизнезначимого взаимодействия. Для полиса принципиален регламент соучастия, соприкосновения, удерживающих в фокусе лишь основной сюжет упорядоченного общения и безразличных ко всему с ним не связанному. Власть и воспроизводство жизни здесь слиты территориально, поселенчески, функционально. На Востоке кристаллизация народного общества из родо-племенных общностей тормозится территориальной раздробленностью, социальной разобщенностью общинно-производительных единиц; скрепляющим обручем рассеянного оседлого населения оказывается механизм жестких политических технологий — диктатура центральной власти (борьба с сепаратизмом номов в Египте, местных центров (Сиппар Ниппур) в Вавилоне и т. п.). На Западе народное общество складывалось неодновариантно — демократически и авторитарно в зависимости от обстоятельств. Оба способа претворились в эллинистическом Риме, обмирщившем как цезаризм, так и парламентаризм, давшем истории образцы как деспотизма, так и народоправия.
Подобно полису, вырабатывающему регламентный тип поселенческой культуры, государство вырабатывает, укореняет регламентный тип цивилизованной народной культуры. Государство есть державный народ на исторически данном жизненном пространстве, обихоживаемом машиной институциональной суверенной власти. Из сказанного вытекает: государство — образование: 1) политохорологическое — синтезирует институциональную
суверенную власть и планетарные интервалы (участки территорий и акваторий); 2) политоморфологическое — дифференцирует отрезки социальных ландшафтов в зависимости от территориально- и темпоралыювласт-ных локалов (политопов); 3) социо- и этнополитическое — объективирует практическое отношение социальных и этнических общностей к политической сфере; 4) гео- и хронополитическое — единит рельеф и ритм с ценностями, материализует связи пространственно-временных конфигураций с оптимумами властной активности, коррелирует протяжения и периоды с национально-державными параметрами, народным духом (что в совокупности задает театр самосуществования страны — народа).
Государство создает условия, задает предпосылки самого способа вершения народом собственной истории в сотрудничестве и соперничестве с другими народами. Это свое назначение государство реализует комплексно, всеобъемлюще, фронтально, начиная с гарантий территориальной и кончая гарантиями культурно-исторической неприкосновенности, целостности. Квинтэссенция государства — гарантии. Гарантии самобытного развития, замыкающиеся на исключительное владение частью поверхности земли, поддержание подданных, сохранение и умножение завещанного предками достояния, наследия. Государство — институциональная державно-правовая организация, позволяющая социальной общности в кругу однопорядковых, себе подобных созданий пролонгировать воспроизводство устоявшейся характерной жизни. Возможность такового предрешается собственностью на территорию, население, историю, культуру. Никакая из догосударственных или негосударственных (общественно-политические объединения) гражданских ассоциаций подобной прерогативой не располагает.
В институциональном смысле государство — множество легальных органов, учреждений, действующих на основе заведенного и совершенствуемого ими порядка, права.
В публичном смысле государство — универсально значимая власть, нацеленная на охранение, отстаивание, обеспечение, конституирование, регулирование интересов целого в противовес отдельному, частному, фрагментарному.
В популяционном смысле государство — единство оседлого народа, обладающего правовым и ценностным идентитетом. Разрушение последнего обанкрочивает народ, понижая его статус до «населения». Оттого трещины, провалы в государственном самосознании народа нетерпимы. По крупному счету, они — продром болезни, именуемой распадением государства. Довольно сослаться в этой связи на тенденции отложения курдов от Турции, чеченцев от России, инциированных духовно-идеологически.
259Раздел V
Государство
В диахроническом смысле государство — состояние социальности, достигаемое через властную консолидацию народа на территории с последовательной кодификацией, юридизацией, институционализацией межсубъективных связей, привнесением в интеракцию индивидов элемента правового формализма (генетически властный абсолютизм заменяется ч и нош ю-бюрократи ческой иерархией).
11 синхроническом смысле тсударспю система социально санкционированных отношений с точно заданным на них порядком господства и подчинения (легитимное побуждение и принуждение, мягкие и жесткие технологии насилия).
В функциональном смысле государство — способ дисциплинарной структуризации (консервация, трансформация, гармонизация, инициация) пространства социальных взаимодействий, нацеленный на поддержание постоянной целостности, континуальности народно-державной (т. е. собственной) жизни с использованием всех доступных средств, в том числе легитимной монополии на насилие9. Сказанное опровергает взгляд о якобы социальной приоритетности как дисциплинирующей системы10. Право — рычаг задания общественной дисциплины лишь в ординарные периоды групповой жизни. В экстраординарных (чрезвычайных) условиях монополия на дисциплинарные инициативы сосредоточивается в руках государства. Защищая высшие интересы, в критические моменты государство жертвует всем: облачаясь в гладиаторскую тогу, оно поступает как ничем не скованный в своих действиях обреченный. Аналогичное утверждается относительно членов диады «государство—личность». Права человека (часть) святы изначально, но при некоей безмятежности государства (целое) они утрачивают самоценность ввиду угрозы уничтожения государственности как таковой. Здесь бытие целого подчиняет себе бытие части. Нет государства — нет производного от него (некосмополитического) подданного.
В патриотическом смысле государство — институт своекорыстный, эгоистический; человечество расчленено по национально-государственному признаку. Государство не относится к культуре инструментального разума, служит не вообще любым (абстрактным), а лишь национально-оправданным, народо-состоятельным целям. Ожидания и достижения здесь единятся: ценности не выносятся за грани оперативной ответственности. В противном случае государство перестает преследовать народно-национальные интересы, захлебывается в компрадорстве, предательстве.
Отсюда — размежевание государственного дела и партийно-персонального дела, которые для народа не совпадают.
В ритуальном смысле государство — субстанция ценностная, питаемая народным национально-патриотическим сознанием. Формально государство — держава с признанной символикой — флагом, гербом, гимном. Неформально |шгудярггпо |юдпля Земля, вперяющая потомкам минутную судьбу предков. Уме ι ценно болезненно и дико шоЬшь государство. Любить можно Отечество, Родину. Нюанс, однако, в том, что язык не располагает лексемами, четко дифференцирующими «государство», «державу», «Землю», «Отечество», «Родину». В концепте «государство» — синкретизм всех этих понятий. В контексте сказанного государство — не механический конгломерат ведомств, а органическое отношение к нему граждан, расценивающих его как свою Землю, Отечество, Родину. Оттого история государства есть история нации, история народно-национального духа. Скажем: «То, что Наполеон дал испанцам, было разумнее того, чем они обладали прежде, и все-таки они отвергли это как нечто им чуждое, потому что они еще не достигли необходимого для этого развития. Народ должен чувствовать, что его государственное устройство соответствует его... состоянию, в противном случае оно может, правда, быть внешне наличным, но не будет иметь ни значения, ни ценности»11.
Духовные значения, символы, ценности в лице человеческих поколений, камней церквей, дворцов, усадеб, крестьянских изб, могильных плит, старых рукописей, заветов отцов — вот государство в форме национального духа. И чтобы постичь его, уловить волю народа, нужно видеть эти камни, читать истлевшие страницы, слышать голос пращуров12. Непоправимо заблуждался Чаадаев, говоря: «Прекрасная вещь — любовь к Отечеству, но есть еще более прекрасное... любовь к истине. Любовь к Отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов... Любовь к Родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к Божеству. Не чрез Родину, а чрез истину ведет путь на небо»13. Дорога к небу через истину? До чего в безоглядных мечтаниях способен дойти утративший поводья реальности безопорный разум? Благоразумней, рассудительней Ф. Ницше: «Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах. Они отравители, все равно, знают они
' См.: Вебер М. Избр. произв. М., 1990. С. 645—646.
'"См.: Кистяковский Б. А. В защиту права. // Всхн. М., 1990. С. 101.
"Гегель Г В. Ф. Философия права. С. 315.
|2См.: Бердяев Н. Л. Философия неравенства М., 1990. С. 101.
13 Чаадаев Я. Я. Сочинения. М, 1989. С. 140.
261Раздел V
это или нет»м. Через Землю, на которой живешь, через Отчизну, которую любишь, через Родину, которую боготворишь, пролагается тракт к небу.
Изложение наполняет пониманием, что государство — феномен безусловно объемный, глубоко эшелонированный — агрегирует порядки:
— главенства: кратократический регламент;
— господства: регламент доминирования;
— правления: регламент подчинения;
— управления: регламент соподчинения;
— права: дисциплинарный регламент.
Совместно они выражают идею холистской природы государства: государство — легальный институт конституирования интересов целого. До-государственные, предгосударственные, негосударственные общности пропитаны частным. Лишь государство (как должностная корпорация) сосредоточено на социальной тотальности. Гражданский, публично-правовой, полномочный, институциональный, дисциплинарный универсализм государства влечет отрицание неадекватных категориально-частных истолкований «государственности».
5.5. ЧАСТИЧНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА
В обобщенно-абстрактном, содержательно выпаренном, тощем смысле государство есть статус. Государство по сути самого слова и своей исторической явленности, говорит К. Шмитт, «есть особого рода состояние народа, а именно такое состояние, которое в решающем случае оказывается главенствующим, а потому в противоположность многим мыслимым индивидуальным и коллективным статусам — это просто статус, статус как таковой»15. Под статусом, очевидно, разумеется амальгама государствооб-разующих регламентопорядков и определений. Нарушающие спаянность этих порядков частичные понятия государства дробят монолит статуса, безосновательно выпячивая в государственности отдельные стороны. Лишенная оригинальности иглубины вязь лейтмотивов здесь обусловлена тривиальной логической ошибкой слишком узкого толкования понятия (явления). Сужение государственности наблюдается в специфических гипертрофиях функциональных либо онтологических аспектов государства: «государство-роль», «государство — ведомство по делам...».
Государство-насилие. Традиционный анархизм, отметающий государство на основании карающего, понуждающего проявления государственности.
"Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 8.
15Шмитт К. Понятие политического. // Вопросы социологии. 1992 Т. 1. № 1.
^Бакунин М. А. Философия. Сциология. Политика. С. 314.
Государство
В ролевом отношении синкретизируя формы правления, тот же Бакунин откровенно сводил их к отправлению общественного насилия: «Государство именно и значит насилие, господство посредством насилия, замаскированного, если можно, а в крайнем случае — бесцеремонного и откровенного. Неправомерность редукции государства к насилию (частичной функции) вытекает из общей канвы реализации государством своих общесоциальных ролей, состоящих в налаживании (оптимизации, гармонизации) межсубъективного обмена деятельностью, заинтересованной интеракции. Насилие как рычаг такого рода налаживания возможно, но отнюдь не универсально. С позиций наличия неких воспроизводимых в социальной среде абсолютов (инвариантов), именуемых нами фундаментальными социальными константами (ФСК)17, насилие крайне затратный инструмент, разбалансирующий созидание социальности. Оперативно и сущностно как социальная панацея насилие порочно ибесперспективно. Магистралью прогресса социальности является наращивание гуманистичное™, изживание потестарности. Государство в таком разрезе вначале есть господство силы, затем — господство силы через право, наконец, — законно-правовое господство. Государство осуществляет господство, но не обязательно посредством насилия. Господство насилия — варварство. Цивилизация есть господство через институциональную иерархию. Требование святости для человека избыточно. Святой не только не напишет роман, как признавался Ф. Мориак18, но и, пожалуй, не выживет. Быть святым не надо — не надо быть дикарем. Демаркация между одним и другим проходит не по линии приобщенности к типажу Амарилис, а по линии приобщенности к достойному правообеспеченному общежитию. Многозначительно у Фу-кидида заявляет Перикл: «Не признавая излишних стеснений в нашей частной жизни, мы в общественной питаем величайший страх перед беззаконием». Среди законов более всего повинуемся тем, которые «изданы в пользу обижаемых, а также и тем, которые, будучи неписаными, навлекают на нарушителей всеобщее осуждение»19.
«Какой-то рок тяготеет над всеми моими начинаниями», — сетует Марк Аврелий. Дело, однако, не в судьбе, а в инструментах обеспечения своего призвания. Однозначно поставивший на насилие (маркоманские войны, парфянская кампания, казни христиан) в организации социальности император-философ терпит фронтальное фиаско (конец «золотого века» Антонинов
"Подр.см.: Россия: опыт национально-государственной идеологии. М, 1994; Философия политики. М., 1994.
18См.: Mauriac F. Lc roman. P., 1928. Pp. 79— 80. пФукидид. История. Кн. 2, 37.Раздел V
приходит в правление последнего представителя династии сына Марка Аврелия — Коммода). Как терпит его любой насильник истории.
Государство-правопорядок. Согласно идеологеме «чистой теории права» (Венская школа) государство сводится к правовому строю: как полагал Кельзен, государство есть не более чем правопорядок. Правовой порядок — главнейший конституент межиндивидного взаимодействия, очерчивает легальную автономию лица в границах дозволенного. Выходя из традиции, право не просто формулирует запрет (табуирование поведения), а вырабатывает регуляцию деятельности через сознание полномочной причастности, членства в группе. Последнее сплачивает группу, привносит в нее черты динамически равновесной устойчивости. Устойчивость социальных групп (общества) — от легально-легитимной формы господства, детерминируемой универсальностью юридико-правовых норм, которые регулируют компетенции институтов, действия чиновных лиц. Государство не было бы бюрократической корпорацией, институциональной структурой без кодификации компетенций, дисциплинаризации должностных функций. Вместе с тем требуется представлять: право хотя и радикальный, но не эксклюзивный атрибут государства. Государство праводос-таточно до известных пределов, а именно: до пределов вступления на авансцену народной силы. Государство с его институционально опекунской позицией отступает перед патриотической народно-национальной позицией. Этим утверждается примат народного над правовым в государстве. В критические моменты государство жертвует правовыми и никогда не жертвует народными началами. Иначе оно прекращает быть государством народа, самое государством. Перекрывание народным правового в государственном сказывается и в народной юстиции, формально не нормированной, обычно более жестокой, чем официально государственная, но вполне легитимной.
Государство-этнос. Модель органической государственности, замысли-ваемой как этнократия. Государствообразующим признаком объявляется «чистота кровей», принадлежность к этносу — решающим фактором политико-юридического, публично-правового, институционально-должностного вовлечения, участия. На щит поднимается лозунг «Государство (страна, держава, земля) не для населения, а для лиц конкретной национальности». Против такого подхода восстает все — от натуралистической практики: на достаточно обширном участке территории, где нельзя соблюсти эндогамию, ввиду интенсивности коммуникации, панмиктических межпопуляционных связей народ этнически гетерогенен; до практики политической: государство как налаженный плавильный котел, машина перемалывания этносов
Государство
стимулирует формирование межэтнических и надэтнических общностей. В США, Швеции нет государственного народа, государствообразующих этносов. Со всех точек зрения благоразумно, социально и жизненно перспективно трактовать единенный в государстве народ не как этническую, а граждански-политическую общность. К несчастью, проведение этой единственно здравой, трезвой линии натыкается на препятствие в лице легализованного в 1919 г. Версальским мирным договором, активно пропагандированного большевиками абсолютно беспочвенного права наций на самоопределение. Сложность и острота усугубляются тем, что термин «нация» синкретизирует понятия «государство (держава)», «народ (население)», «этнос (племенная группа)». Право на державу имеет только и исключительно «нация» в смысле расселенный на территории народ, а не входящий в него компактно или дисперсно представленный этнос. Известные до сих пор попытки совместить «государство» с «этносом» влекли либо геноцид (Германия времен третьего рейха), либо политический экстремизм (поражение иноплеменников в гражданских правах в странах Балтии), либо шовинизм (выдавливание иноплеменников из Чечни образца середины 90-х г. XX в.). Государство — союз-синергист, а не союз-антагонист, упрочается векторным движением в сторону цивилизационного (гуманизм, либерализм, права человека), а не традиционного (этнодикта-
тура) полюса.
Государство-класс. Десикация полномочного субъекта государственности — народа-нации проводится не по этническому, а классовому основанию. Доклассовый и догосударственный периоды социальности отождествляются. Утверждается, что, становясь с классовой дифференциацией, государство обязано формированию аппарата подавления. До этого пункта — идиллическая картина естественного течения вещей, когда «все идет своим установленным порядком»20. Возникли классы — появилось государство как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий»21, «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»22. Динамика государственности подается как динамика классовой борьбы с сохранением классового господства, так что смена видов правления, «переход от одной формы правления к другой нисколько не устраняет... господства прежних эксплуататорских классов при иной оболочке»23. Не отслеживая импликаций этого однобокого
20Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.С. 97. 21 Ленин В. И. Поли, собр соч. Т. 33. С. 7. иТамжс. Т. 39. С. 75. вТам же. Т. 17. С. 346.
.ЯШШШШи
Раздел V
взгляда, оправдывающего классовостью любых масштабов социальную резню под эгидой диктатуры пролетариата, отметим только присущую ему ущербность сущностной трактовки природы, назначения государства как такового. Государство не машина для угнетения, подавления, ущемления одной касты другой, не комитет по социальным делам одной группы. Самый цимсс государства не узаконение господства общественных слоев, а способ организации их совместной жизни. Государство — эволюционно-исторический инструмент достижения баланса сил, союзно-совместного единства граждан через ценностный идентитет, рычаги правовой власти. Сверхзадача, контрапункт государства — целое и его судьба, общий интерес, оберегаемый от посягательств частного. Государство сильно конструкцией, а не деструкцией, внутренним миром, а не войной, крепким, защищенным, процветающим подданым, а не изгоем. Пауперизация государства — верный признак его дефадации, обостряющей социальную конфликтность в диапазоне от бунта до фажданской войны, неизменный финал которой — государственный крах, трансформация институтов власти.
Суммируя мысли, наметим фикс-пункты государственности.
Государство — форма державного объединения людей на конкретном жизненном пространстве с опорой на власть, право, ценности.
Субъект государства — не институции (конторы), а народ, являющийся политико-гражданской предпосылкой государства. Натуралистическая его предпосылка — участок поверхности Земли (территория, акватория), исторически и фактически данный народу (отсутствие собственного жизненного пространства — величайшая трагедия, не позволяющая обрести государственное существование — палестинцы).
Государство не идентично власти. Власть во всех измерениях шире, что чисто выразительно передается фигурами «власть традиции», «власть авторитета», «власть дум»24. Государтво есть только специфическая власть — правооформленных кодифицированных институтов.
Государство не комитет, не кабинет по выполнению частичных социальных функций, оно — режим перманентного поддержания целостности ipa-жданских структур, быть целостным для которых не естественное состояние, а паушальный эффект немалых, хорошо скоординированных усилий.
Государство инспирируют не классы, а логика саморегуляции внутренне дифференцированной многоотсечной фупповой жизни, естественно-исторически культивирующая публично-правовые, силовые, институциональные, ценностные механизмы налаживания кооперативной воспроизводственной деятельности.
24Подр. см.: Философия власти. Философия политики.
Государство
Универсализм государства сказывается в заявлении и проведении народно-национального интереса, непосредственно и посредственно выражаемого через оптимизацию и гармонизацию бытия тотальности, зависимых от нее элементов, факторов.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 695;