РЕФЛЕКСИИ ГОСУДАРСТВА 3 страница
Государство
Народ | страта | этнос | нация |
Власть | частная | частно-правовая | публичная |
Территория | унитарная | федерация | конфедерация |
Охарактеризуем комбинации:
1. Страта, частная, унитарная — диктатура слоя, реализующаяся в модификациях личной (вождизм: цезаризм, султанизм, бонапартизм) или олигархической (хунтизм) власти — любая восточная деспотия вплоть до коммунистических режимов в КНР и КНДР.
2. Страта, частная, федерация — автократизм, тоталитаризм с октября 1917 г. по апрель 1985 г. в СССР, руководимом «лично» ставленником «ордена коммунистических меченосцев».
3. Страта, частная, конфедерация — вырожденный случай по причине нестыкуемости правообеспечения конфедерации с праводеформиро-ванностью частного властвования. Посягательство на узурпацию лицом власти в конфедеративной культуре вызовет немедленный процесс ее распада.
4. Страта, частно-правовая, унитарная — невзирая на разность статусов территорий, к этой форме тяготеет Рим преимущественно с правления Юстиниана, обобщившего нормы гражданского права в дигестах (пандектах) кодекса Юстиниана, институциях, новеллах.
5. Страта, частно-правовая, федерация — практически вырожденный случай вследствие плохой согласуемости конституентов.
6. Страта, частно-правовая, конфедерация — Швейцария времен Зон-дербунда.
7. Страта, публичная, унитарная — страны народной демократии (Болгария, Венгрия, Румыния, Польша, ГДР) времен Варшавского договора.
42Подр. см.: Пастухов В. Б. От государственности к государству: Европа и Россия. // Полис. 1994. №2.
8. Страта, публичная, федерация — трудно воплотимыйслучай по при-чине рассогласуемости элементов: власть опирающегося на универсальное право слоя эфемерна в многонациональном, конфликтном обществе. Понимая это, даже больиЛвики в программе партии, принятой V1I1 съездом РКП(б) в 1919 г., в будущем федеративном государстве обещали предоставить политические права и возможности всем гражданам после подавления «сопротивления эксплуататоров». Выполнение обещания, правда, отложилось до 1936 г. и далее, пока существование проходило в режиме автотеррора масс.
9. Страта, публичная, конфедерация — аналогично предыдущему.
10. Этнос, частная, унитарная — архаичная, племенная (этнократиче-ская) организация (орда).
11. Этнос, частная, федеративная — фратрии, филы, кланы, колена,
трибы.
12. Этнос, частная, конфедеративная — аналогично предыдущему.
13. Этнос, частно-правовая, унитарная — ханьский Китай.
14. Этнос, частно-правовая, федеративная — вырожденный случай.
15. Этнос, частно-правовая, конфедеративная — вырожденный случай.
16. Этнос, публичная, унитарная — модель этнически гомогенного, органического государства, материализуемая в наши дни в странах Балтии, Чечне, предоставившей по регламенту на президентских выборах право голоса не проживающему в границахтерритории «гражданину», а «чеченцу»—«соплеменнику» безотносительно к месту жительства.
17. Этнос, публичная, федерация — вырожденный случай.
18. Этнос, публичная, конфедерация — вырожденный случай.
19. Нация, частная, унитарная — франкистская Испания, салазаровская Португалия.
20. Нация, частная, федерация — доперестроечный СССР.
21. Нация, частная, конфедерация — вырожденный случай.
22. Нация, частно-правовая, унитарная — коммунистический Китай.
23. Нация, частно-правовая, федерация — коммунистический СССР.
24. Нация, частно-правовая, конфедерация — вырожденный случай.
25. Нация, публичная, унитарная — современная Франция, Италия и др.
26. Нация, публичная, федерация — современная Россия, Бразилия, ФРГ, США и др.
27. Нация, публичная, конфедерация — Швейцария. Оценка возможностей демонстрирует:
а) стратовые модификации тяготеют к сословно-корпоративному государству при формально или неформально узаконенном неравенстве;
19*
291Раздел V
б) этнические модификации влекут этнократию (в пределе — этнодик-татуру), легализуя национализм, шовинизм, борьбу «своеродцев» с «инородцами»;
в) частные модификации власти порождают самовластие (деспотизм);
г) частно-правовые модификации власти дают тип государства с воплощенным неравенством; как таковые, свойственны добуржуазному состоянию, но реставрируются в период деформированного (есть ли иной?) социализма;
д) публичные модификации власти инспирируют политическое, универсально-правовое государство.
В горизонтальном движении по компоненту «народ» просматривается динамика «государство-сословие, класс» — «государство-бюрократия» — «государство-народ», подчиненная правилу расширения социального содержания субъекта власти. Первоначально монополию представительских и управленческих функций стяжают отдельные слои. Затем от сословности осуществляется переход к профессиональности — развивается функциональный тип управления на частично-ролевой основе. Обосабливается когорта чиновников-специалистов, профессионалов-бюрократов, концентрирующих в своих руках дела государственной службы. Аппаратная стадия — важная веха государствоопределения, означающая институциона-лизацию особого отсека духовного производства, общественно полезной занятости. Чиновничество, отмечает М. Вебер, превратилось «в совокупность трудящихся, высококвалифицированных специалистов духовног труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой, с высо-коразвитой сословной честью, гарантирующей безупречность, без чег возникла бы роковая опасность чудовищной коррупции и низкого мещан-ства, а это бы ставило под угрозу чисто техническую эффективность го-сударственного аппарата, значение которого для хозяйства, особенно с возрастанием социализации, постоянно усиливалось и будет усиливаться впредь»43.
Вместе с тем «вести дела» не равнозначно «соблюдать интересы». Бюро-кратия космополитична, эгоистична, преследуя шкурный интерес, склонна к антидержавным, компрадорским действиям. Последнее предопределяет кризис корпоративной организации, стимулирует сдвиг в сторону «государ-ства-народа», объективирующегося в формах «государство-этнос» и «госу-дарство-нация». Первое (что ясно этимологически) этнизирует деятель-| ность государственной машины, выражает, проводит, защищает интересы
"Вебер М. Избр. произв. С. 657.
Государство
«своих». Второе на державном уровне всеми доступными средствами олицетворяет интересы «каждого».
Особый казус — в рамках «государство-нация» («неорганическая», полиэтническая структура) притязает на державную автономию «этнос». Государственные поползновения этноса с тенденцией выделиться из «государства-нации» всегда опасны, чреваты межнациональной борьбой, если не сказать бойней, представляют угрозу и для целого («большого» «государственного народа»), и для части («малого» «народа-сепаратиста»).
Этнос — натуралистическая общность; нация — общность социально-политическая (можно быть и евреем и американцем, славянином и французом). Нация как образование историческое есть групповая целостность с признаками политического, территориального, хозяйственного, культурного единства. Верно, нация замыкается на некую этническую определенность, но «этническое» не сущнообразующий атрибут нации. Таковым выступает «державность» — политико-государственная организация осваивающего данную территорию народа, которая позволяет охранять, сохранять, поддерживать имеющийся но владении народа исторически закрепленный за ним фрагмент земной поверхности. Подразумевая радикальность черты «государственность» для нации (равно как «культуры», «языка» — для национальности), возможно понимать «нацию» как сово-купность граждан державы на базе конституированного отношения согра-жданства. Такое понимание отсекает ненужные, нередко опасные этннче-ские модуляции и шлейфы, осложняющие кооперацию не однородных, но нужных друг другу людей не конкретной государственной территории. С позиций хроногеометрических рассмотрений «этнос» (националь-ность) стремится стать нацией (добиться державной организации) при достижении этнической чистоты в некотором антропогеоценозе. Если брать Россию, то, как отмечалось в «Философии поли гики», концентрата-ми повышенного этнического напряжения являются Чечня, где после выдавливания славянской группы сложилась моноэтническая обстановка в Анклаве; Дагестан, где процент «титульных» народов подавляющ (потснациальная конфликтность в Дагестане гасится неоднородностью, многона-циональностью республики, межэтнические отношения в которой далеко не просты, — пикировки представителей равнинных и горных локалов, ку-мыков и аварцев и т. д.); Тыва, также приближающаяся к этнической гомогенности. Лучшим и естественно благотворным влиянием на ситуацию Задастся, конечно, ресурс не жестких (принудительное переселение, ассимиляция, резервация), а мягких технологий, активизирующих возможно-сти плавильного котла. Этнической концентрации с тенденцией сепарати-зации противостоит цивилизация (монополией на которую в стране
292Раздел V
обладает государство) — конкретно такие ее модусы, как урбанизация, интенсивная коммуникация, институты образования (школа в широком смысле), армия. Обобщая, можно утверждать: данные модусы дробят племенное, перемалывают этнически-народное; созидая оторванную от местной привязки цивилизационно обработанную массу, они делают аборигенов конформными с многонациональной культурой по параметру адаптированности к общежитию. При желании снизить порог межэтнического противостояния требуется не вводить войска, а усиливать культуро-творческую программу — развивать города, строить дороги, образовывать, совершенствовать обстановку в армии. Рычаг цивилизации —рычаг «Вавилона», выполняющего (при редукции иных модусов) генетически первородную «космополитическую» (антиэтнодиктаторскую) функцию. (Племенному аборигенному сельскому варварству исходно противостояла городская «космополитическая» цивилизация — не единая община, а смешение племен и народов с разнообразием языков, наречий, обычаев, религий; разобщенность, неотрывное от нее преобладание материального, экономического интереса над интересом общим. Город даже в зачаточной его форме в принципе не управляется на основе обычая, традиции. Он по самой своей сути требует иных форм организации, управления, каковыми оказываются положительный закон, публичная власть, замещающая авторитет старейшин44.)
В горизонтальном движении по компоненту «власть» обнаружим последовательное движение от частных (узурпационных) к публично-правовым модификациям правления. В истоках частной формы власти — отношения вождества, естественной иерархии на базе инстинктивных эгоизма и альтруизма, встроенное™ в сакральные традиции. По мере удаления от архаики, диктуемой условиями «роевой жизни», трансформации натуралистических отношений в социальные активизируется роль институтов собственности и статуса, опирающихся на потенции частно-правовой, сословно-корпоративной жизни. Частный регламент властвования в государстве преходящ и некрепок ввиду его расхождения с самим призванием государства как объективированным «воплощенным коллективным типом» (Э. Дюркгейм). «Основная идея государства как формы человеческого общежития, — точно характеризует Э. А. Поздняков, — отнюдь не обеспечение каких-то индивидуальных прав, а тем более частных интересов. Все как раз наоборот: оно само возникло как системная реакция на антисистемные действия растущего индивидуализма и частного интереса, а потому его главная идея состоит... в обеспечении общих для всех
*"См.: Поздняков Э. А. Философия государства и права. М., 1995. С. 86.
Государство
интересов общества против угрожающего им частного интереса»45. Государство крепко уравновешенными, стабильными отношениямимежду ιοί сударством (институциональным целым) и его членами (гражданами-частями). Основания совершенности государственности не во власти, а в удовлетворенности ею подвластными. Последнему соответствует максимально универсально-правовой и право-универсальный порядок отправления власти, единственно обеспечивающий оптимальность ритма социального организма как res publica в отличие от частно ориентированной корпоративной формы с заметно проступающими на ней родимыми пятнами rei privatae.
В горизонтальном движении по компоненту «территория» каких-то устойчивых, сквозных зависимостей не обнаруживается. Причина вполне ясна. Государственный строй идет не от логики, а от истории. Он — живой порядок, вырастающий из народной судьбы. Государство не одежда, которую «народ может в любой момент сбросить, чтобы надеть другую; это есть скорее органически-прирожденное ему «строение тела», это его костяк, который несет его мускулы, его органы, его кровообращение и его кожу». Только политические верхогляды могут воображать, будто «народам можно «даровать» их государственное устройство, будто существует единая государственная форма, «лучшая для всех времен и народов». Нет ничего опаснее и нелепее стремления навязывать народу государственную форму, не соответствующую его историческому бытию»46. Это полное, всестороннее, по-настоящему глубокое, схватывающее существо дела понятие, однако, политически варьируется по конъюнктуре. Скажем, Ленин, подчеркивая свое негативное отношение к федерации «по той простой причине, что капитализм требует для своего развития возможно более крупных и возможно более централизованных государств. При прочих равных условиях... пролетариат всегда будет отстаивать более крупное государство. Он всегда будет бороться против средневекового партикуляризма, всегда будет приветствовать возможно тесное экономическое сплочение крупных территорий...»47, — навязал-таки федеративное устройство России. Сталин, руководствуясь, видимо, этим же большевистским постулатом при выработке модели послевоенной Германии, воспрепятствовал в Ялте черчиллевскому проекту ее территориального расчленения. Не скажись «пролетарская» узколобость, и геополитические реалии в России да и в мире выглядели бы совершенно иначе.
«Там же. С.106.
">Ипьин И. Л. Наши задачи. М., 1992. Т. 1. С. 194.
"Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 24. С. 143.
295Раздел V
5.8. ИДЕАЛ ГОСУДАРСТВА
Идеал как совершенное состояние, высшая, конечная цель устремлений, объект вожделения применительно к государству выступает моделью безупречной самоценной организации, все компоненты которой, сбалансированные с самими собой, пребывают в безусловно гармоническом, согласованно-слаженном, стройно-унисонном единстве. Идеал государства — категория сочетательная, формирующаяся на встречном движении представлений об: а) условиях процветания каждого члена государственной триады — народа (нация, этнос, общество, личность) — власти (институты) — территории (страна); б) предпосылок их резонансности. Прекрасное обезнадеживает. В обход хилиазмов идеал государства не отрывается в эмпиреи от эмпирии; не воспламеняя воображение, он сохраняет значимость для здравого смысла.
Вид и суть, форма и содержание, обличие и душа государственности, говоря по-гегелевски, имеющей силу в себе и для себя и стремящейся к верховной идее, определяются не мистическими особыми духовными «тенденциями, порождаемыми их собственной природой» (Т. Ранке), а опытом установления балансов народа, власти, территории. Вникнем в характер этих балансов.
Баланс народа. При всех превратностях судьбы, перипетиях существования народ должен жить, а не прозябать. Возможность достойной, гарантийной народной жизни кроется не столько в стечении внешних обстоятельств (хотя и это немаловажно, учитывая тот же международный аспект), сколько в роли внутренних причин. Порука державному счастью народа — единосущно народ. Оттого во многом верна максима: народ живет такой жизнью, какую заслуживает. Степень совершенства народной жизни напрямую зависит от меры ее устроенное™ на более дробных таксономических уровнях — ^дисквалифицируемых, не отодвигаемых в за-кулисье или даже полутень плоскостях нации, этноса, общества, личности.
Плоскость «нация». Нация —державоорганизованный народ, сложившийся в данном антропогеоценозе на базе единства исторической судьбы, налаживания отправления жизнепроизводительных циклов. Диахронически нация, как правило, имеет привязку к этносу, подразумевая для человеческих общностей значимость тождественности происхождения, языка, культуры, создающих условия свободного обмена деятельностью. Синхронически нация может не иметь очевидного этнического измерения — что такое, скажем, американцы, люксембуржцы как тип этноса? То же применительно к русским, о которых говорят «поскреби русского, увидишь татарина», и россиянам, сложившимся вследствие слияния славянских,
Государство
финно-угорских, тюркских, балтеких, романских, кавказских, монгольских, иранских, палеоазиатских и других этнических групп.
Нация как естественно-историческая общность функционирует по принципу анаболитической конструкции, ассимилирующей лишь родственные ей виды вещественности: жизнь, бьющая в каждой нации, бьется в ней по особому типу48. Отношение «свойности» устанавливается контекстуально — оперативными, ситуационными коллективными представлениями, стереотипами «мы — они», но в поспудье апеллирует к базовому этосу — глубинным ценностным архетипам конфессиональной, символической, традиционной, поведенческой, региональной природы. Если этнос — материальная субстанция, то архетииический этос — идеальная субстанция нации, являющей в этом смысле психофизическое единство материи и духа. Институциональной властно-правовой манифестацией этого единства выступает государство — державная форма полномочного представительства нации. Нации без государства нет; государство дает способ подлежащего консолидации субстрата с образованием союза солидарности, «члены которого отвечают друг за друга и за целостность»49. Баланс нации, следовательно, произведен от крепости национального государства, политического господства, властно-правового порядка, ассистирующего и сальдирующего тенденции жизнеобеспечения. Качество итоговой суммы (актива или пассива) и фиксирует расцвет либо запустение национально-народной жизни (налаженность или разлаженность хозяйства, коммуникаций, социализации, образования, культуры, самосознания).
Плоскость «этнос». Центральный признак нации, главенствующий над всеми, — державность, задающая водораздел политических и натуралистических общностей. Не бывает государство неоформленных наций и бывают нации полиэтнические. По адресу последних порой допускается квалификация «нежизнеспособный монстр» (П. Манчини), на контрасте отдающая предпочтение моноэтническому государственному образованию. Идея гомоморфии связи «этнос — государство», говоря строго, надумана, опровергается контрпримером двух Германий, двух Корей, двух Китаев, двух Йеменов и т. п. Может быть один этнос и более одного национального государства с атрибутивным ему ценностным идентитетом. К примеру, в 1990 г. 26% граждан бывшей ГДР ощущали себя скорее восточными немцами, нежели немцами вообще. В 1991 г. этот показатель достиг 51%, а в 1992 г. — 54%50. Другой разговор, что ярлык, выданный док-
wCm.: Розанов В. В. О легенде «Великий инквизитор» Φ. Μ. Достосвекого. СПб., 1906. С. 195—196.
"Изснзсе И. Государство. — Вестник МГУ, серия СПИ. 1996. № 6. С. 29. мСм.: Frankfurter Allgemcinc Zcitung. 1993. 19 Mai.
297Раздел V
1ринально, восстанавливается как реальность при державном притязании входящего в нацию этноса на самостоятельную государственную организацию (политическая автономизация, сепаратизация). Проект «государства-этноса», выделяющегося из «государства-нации», по определению конфликтен, эгоистичен. Его практическое проведение связано с разрушением фундаментальных начал устроения социальности. Гиперболизуя право наций на самоопределение (выше отмечалась бессмысленность этой формулы, синкретизирующей концепты «государство», «население», «народ», «этнос»; нация при строгом подходе есть политически самоопределенный народ, располагающий институтом государства и соответственно ни в каком самоопределении не нуждающийся; применительно же к этносу необходимость «суверенитета народа» вообще не может быть рационально обоснована), автономизирующийся этнос, дезориентированный преследующий шкурный интерес этнической элитой, попирает иное международно признанное капитальное право — сохранение и поддержание территориальной (государственной) целостности. Кроме того, поскольку ситуация этнической чистоты на территории — вещь фактически несбыточная, в ходе автономизации представители национальных меньшинств, проживающие внутри суверенизирующегося этноса, всегда дискриминируются. Они либо выдавливаются из анклава (Чечня), либо поражаются в гражданских правах (Балтия), либо репрессируются бытовым шовинизмом (Чечня, Балтия). О праве национального самоопределения для аллохтонных национальных меньшинств при этом, само собой разумеется, забывается. Скажем больше: добивающийся государственной самостоятельности этнос ведет себя как агрессор в отношении исходной державной праформы, с которой он порывает. Та же Финляндия, в 1918 г. немецкими штыками подавившая революционное восстание и получившая автономию от России, предъявила ей территориальные претензии. Объектом домогательств выступали пространства, которые никогда финскими не были, — Печенга, восточная Карелия, Петрозаводск, Петроград (сходным образом до недавнего времени поступала Эстония). В 1920 г. Ленин вынужден был уступить Печенгу, воссоединенную с Россией (СССР) в 1944 г.
Исходя из того, что субъектом-носителем государственности является нация-народ и ни в коем случае нация-этнос, нормальное, взвешенное го-сударствосозидание требует деэтнификации государственного устройства (и устроения) и деполитизации национального вопроса. Человек в государстве — не ставленник этноса; не будучи заложником своей крови, человек в государстве — гражданин, подведенный под национально-универсальное отношение согражданства, которое гарантирует ему правообеспеченное
Государство
равноучастие во всех социально-политических предприятиях, кампаниях в качестве репрезентанта народного государства.
Учитывая сказанное, баланс этноса крепится на отказе от подрыва государства-нации объективацией государства-этноса. Сверхцель этноса не эскалация саморазрушительного противоборства с государствообразующим ститульным» этносом, а самосохранение в мирном с ним сожительстве. Последнее, очевидно, достигается не инициацией этнократий, а развитием института национально-культурной автономии (НКА). Для пролонгации самоценного бытия, выживания, самовоспроизводства, сбережения, передачи наследства, ценностной самоидентификации необходимы условия поддержания, прогресса собственной культуры. Нет культуры — нет этноса. Поддерживать культуру, а через нее этнос позволяет механизм НКА, который, как и всякий ресурсный источник духовности, овеществляет триединство свободы (плодоношение), культуры (умножение), традиции (закрепление); он приобщает к родному языку, обычаям, религии, особенностям бытия. Этого вполне достаточно для самоидентификации, воспроизводства, выживания. Отсюда вытекает, что в государстве-нации (народном, а не этническом государстве, зиждущемся на волеизъявлении граждан, а не этноса) этнос не вправе требовать политического самоопределения и в полном и законном праве требовать культурного самоопределения. Лишь в этом случае достигается искомая реципрокность многонационального (полиэтнического) существования.
Плоскость «общество». Сила ума в количестве вариантов. Но никакой силы ума не хватает, дабы обозреть контексты словоупотребления понятия «общество» в его соотнесении с понятием «государство». Обилие коннотаций захлестывает; их не удается ни предвидеть, ни локализовать. Пробегая традиции: а) противопоставления «общества» «природе» в дихотомии «цивилизация — варварство»; б) отождествления «общества» с «политическим сообществом», живущим по закону и справедливости; в) сближения «общества» с «частной» в противоположность «публичной» сфере, будем толковать «общество» как невовлеченное в орбиту «государства» многообразие человеческих проявлений.
При абстрактном подходе дело представляется так, что отвлечение от родовых связей атомизирует индивида в натуралистическом смысле; он перестает быть несамодостаточным элементом естественной популяции; отвлечение же от социальных связей атомизирует индивида в социологическом смысле: он перестает быть несамодостаточным элементом социально-политической популяции. На уровне развитой социальности в высотах идеализации возникает вторичная задача восстановления группового
299Раздел V
Государст во
статуса индивида. В натуралистическом измерении это осуществляется институтом семьи; в социологическом измерении — институтом фаждан-ского общества и государства.
И семья, и гражданское общество, и государство — мощные рычаги, механизмы социализации, каналы подключения лица к общественному целому. Проецируя на триаду «семья — общество — государство» триаду «единичное — особенное — всеобщее», позволительно утверждать: семья (опять-таки невзирая на государственное регулирование семьи, — запреты на аборты, разводы, поощрение или препятствование многодетности и т. д.) — приватный (единичный); общество — приватно-универсальный (особенный); государство — универсальный (всеобщий) разряды интеракции. Семья располагает мягкой, государство — жесткой технологией включения индивида в групповой обмен деятельностью. Семья персонифицирует и партикуляризирует интересы; государство социо-логизирует и универсализирует их. И одно, и другое в своем логически завершенном проявлении выступает как форма отчуждения. Автономизируя часть, семья отчуждает от целого. Автономизируя целое, государство отчуждает от части. Семья есть обуза для должностного. Государство есть препятствие для домашнего. Семья отделяет от государства. Государство разлучает с семьей. Конфликтогенность in re взаимодействия части, единичного, идущего от индивидов и олицетворяемого семьей, и целого, всеобщего, идущего от институтов и олицетворяемого государством, которая дестабилизирует социальную структуру, гасится опосредствующим участием общественной системы, амортизирующей отношения лица и организации, народа и власти, приватизации и национализации малой (мягкой) и большой (жесткой) социальности.
Непосредственное сращение индивида (часть) с государством (целое) — вещь либо архаичная (полисная, вечевая культура вплоть до Парижской коммуны, как подчеркивалось, материализуется на узком плацдарме закрытого, а только в силу этого плотно сбитого, хорошо консолидированного общества), либо несбыточная. Народовластие, народоправство само по себе как таковое — утопия. Налаживание, отправление власти предполагает обособление аппарата, чиновного слоя, бюрократии, представляющей некую константу государственности. Небюрократическая государственность невозможна, — вероятно, поэтому закат бюрократии К. Маркс и М. Вебер связывали с закатом государственности. Ввиду того, что выступающая от имени народа бюрократия (властвующий слой) в угоду своим интересам способна искажать волю народа и более того — навязывать ему собственную волю, — между государством и народом (через бюрократию) может произойти столкновение. Вообще говоря, государства в
нормальной, рассчитанной на естественное воспроизводство жизни должно быть минимум. Однако при переходе на форсаж, в случае принятия идеологии «не вижу в настоящем ничего, что нуждалось бы в завтра» («святые» Кромвеля, якобинцы, большевики), воплощается деспотическая программа «рационального» создания бытия по доктринальным рецептам. В угоду лицу (бюрократическая автократия) или хунте (бюрократическая аристократия, олигархия) государство, нацеленное на развал народного строя, выказывает себя сплошной репрессалией. На деспотизм этакратии, всегда деформирующей существование, народ отвечает одним и испытанным средством — отчаянным восстанием. Поскольку эхо грозы, раздающееся при жизни, — скверный аккомпанемент всей «партии» бытования, чисто эмпирически нащупывается регламент предсказуемо-оптимального режима взаимоконтактов субъекта и объекта власти. Государство призвано обустраивать (не «упорядочивать») народ, народ призван не бунтовать против своего государства. Поставлять технологию отделения «овец» от «козлищ» в этом деле — составляет неизменную прерогативу «общества».
«Общество» — неформальная, свободная ассоциация граждан, единящихся по частным целям. «Государство» отражает позицию универсального «целого», «семья» — партикулярной «части». «Общество» концентрирует интересы граждански ответственных лиц, не по должности, не по нужде, а по призванию пекущихся об интересах как «целого», так и «части». Имея колоссальные полномочия, «государство» стяжает монополию на социальную инициативу. Дух государственных инициатив в идеале удовлетворяет праву (формальным канонам, социальным универсалиям, внемонопольным в принципе), отвечает национальным интересам, согласуется с народной волей. Третейским судьей, удовлетворяющим адекватность, доброкачественность починов государства, является правовой и народный суд.
Правовой — Верховный, Конституционный суд — орган внеадминист-ративной юстиции осуществляет не диффузный (суд обычной инстанции), а централизованный контроль правооправданности властедействий. Народный суд — независимая, свободная экспертиза масс — контролирует государство легитимацией его предприятий. Государство может многое, но не все. Оно — субъект силы и права, от которых выступает. Между тем сила и право далеко не исчерпывают реквизиты легитимации. Конкурирующие с силой и правом ресурсы легитимации сосредоточены в культуре, патронируются «обществом».
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 596;