ТОПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ 9 страница
В нормативной части CUT от индивида нельзя требовать героизма. «Несчастна страна, в которой нет героев!» — восклицал оппонент Г. Галилея и получал достойный ответ: «Нет! несчастна та страны, которая нуждается в героях». Индивид создан не для подвигов, а для нормальной жизни. Подвиг рождается в моментах экзистенциальных, когда есть самопреодоление. Однако, когда ему быть, решает индивид. Без помощи социального теоретика. Самостоятельно. СПТ, как теория гносеологически ординарная, имеет дело с ситуациями общезначимыми, в известном смысле тривиально-стандартными, умещающимися в типологию «всегда—везде». Подвиг же как явление неординарное, исключительное, подпадает под типологию «здесь—теперь». Все это говорится с целью подчеркнуть два обстоятельства. Во-первых, плохи СПТ, где непропорционально высок мотив экстремального — идея сверхнапряжения, сверхэнтузиазма. Такого рода СПТ, не рассчитанные на концептуализацию будничной жизни, неадекватны. Во-вторых, плохи СПТ, в которых непропорционально значителен мотив им-персонального — идея выхолащивания индивида, профанирования микрокосма. Скажем, гипертрофия абстракций производительных сил,трудовых ресурсов влечет восприятие индивида как среднестатистической, ударной, разменной, обезличенной единицы. Такого рода СПТ, не рассчитанные на концептуализацию экзистенциальных пластов индивида, самоутверждающегося сообразно наличным степеням внутренней свободы, не профессиональны. И те и другие одинаково должны быть подвергнуты последовательному остракизму.
Резюмируя изложенное, можно подытожить: методологическая рефлексия социального познания вселяет некие основания для оптимизма. В социальном знании имеется развернутая добротная «графия», на эмпирическом уровне решающая проблему «что»; «логия», на теоретическом уровне решающая проблему «как»; «софия», на метатеоретическом уровне, соотнося специфические фигуры деятельности человека с глобальным масштабом действий человечества, решающая проблему «почему».
Трезвый анализ, осмысление реализуемых в опыте формирования и использования социальных теорий типов творческих инициатив подводят к понятию кодекса допустимых действий: что может, чего не может и чего не должен делать социальный теоретик. Таким образом, отталкиваясь от идей А. Азимова, можно сформулировать три закона интеллектуального и гражданского его поведения.
1. Социальный теоретик не может причинить вред человеку, человечеству (как теоретик) или своим бездействием (как гражданин) допустить, чтобы человеку, человечеству был причинен вред.
175г
Раздел IV
профессионализацию (а значит, индивидуализацию) данной сферы социальной занятости, и в то же время благодаря крушению идеологии мессианизма наряду с возрастанием экзистенциальной ответственности за выработку и приятие политических решений в наши дни усиливается значимость легального народовластия.
Признак парциальности: лицензируемая — нелицензируемая власть. Первый член обозначенной пары характеризует системы власти, которые вводят ограничения (дискриминации) на допущение граждан к потентату (многочисленные цензы — имущественный, образовательный, этнический, классовый, сословный, оседлости и др.). Цивилизованное общественное устройство, разумеется, исключает саму идею проведения властных цензов, учреждения надзора (цензуры) за властной деятельностью. В настоящий момент доминирует тенденция к нелицензируемой власти. Однако было бы ошибочно полагать, будто лицензируемая власть искоренилась. С рецидивами последней мы сталкиваемся в ситуациях распада современных многонациональных общностей, инспирируемой ими дикой трайбализацией общества, поощряющей темные расистские настроения как в государственной, так и в бытовой среде: примат этнического над личностным, национального над человеческим — проекты социальных образований типа печально известного Volksgemeinschaft на фоне национал-сепаратизма — процессы в Югославии, СССР (в особенности республики Прибалтики), ЧСФР.
Признак корпоративности: кастовая — некастовая власть. Речь идет о наличии котерий — сплоченных замкнутых политических группировок, преследующих в общественной жизни своекорыстные цели. Деятельность этих «лоббистских» структур узаконивается специфическим регламентом, поощряющим узкогрупповые вертикали власти. Будучи частичными, подобные институты не отражают и не выражают умонастроений, гражданской воли ни населения, ни электората. Типично корпоративной властью является государственный строй фашистской Италии, равно, как и нацистской Германии, Испании, Португалии. Импликации корпоративизма прослеживались в перестроечном СССР, где в конституирование депутатского корпуса закладывался принцип обособленно-группового представительства (та же «золотая сотня» от КПСС). Главное для корпоративизма — наделение функциональными признаками не индивидов, они лишаются самоценности, а социальных групп, которые под видом гражданских структур имплантируются в государственные.
Признак моральности: агиократия — порнократия П. Новгородцев противопоставлял агиократию — высоконравственную власть святынь — морально ущербной демократии. Такой содержательный ход, на наш взгляд, —
Власть
сугубая ошибка. Агиократии противостоит не демократия (сама по себе порочной, конечно, не являющаяся), а тлетворная порнократия. Вечные связи и вековые святыни как базис власти — едва ли не идеал, и если не идеал, то, во всяком случае, удел удаленного будущего. Контрарная им порнократия как цельное, состоявшееся явление также в истории не дана. Возможно говорить поэтому лишь о мере приобщенности архонтов к высокому и низкому. В этой связи очевидны оппозиции: М. Ганди — Калигула, Г. Альенде — Ричард III, И. Ганди — Екатерина Медичи... В любом случае в императивной плоскости справедливо ставить вопрос о системе властных преференций, дезидеративным основанием которых выступает желательность совокупных личностных и социальных движений от пор-нократии к агиократии.
Признак правозаконности: правовая — неправовая власть. Правовая власть руководствуется законами, тогда как неправовая власть — авторитарными, волевыми решениями. Правовую власть (номократию) требуется отличать от правой власти. В первом случае подразумевается связанность власти правом — принцип законной власти и власти законов. Во втором случае имеется в виду власть, существующая «по праву». Здесь важна конкретная трактовка сути этого «права». В российской политологической традиции (Иосиф Волоцкий, славянофилы, Ф. Достоевский и др.) вводился вероучительный стереотип «государства правды» — освященного богом религиозно-государственного порядка — проекты идеократиче-ского, демотического, гарантийного государства. В нацистской политико-правовой идеологии (К. Шмитт, Г. Франк и др.) право, идентифицируемое с силой и расой и не соприкасающееся с законностью и правопорядком, в рамках государственного строительства ориентировало на утилитаризм, чистоту расы, крови, наследственности, охрану германской земли и крестьянства, однопартийность, вождизм. Отправляясь от данных исторических прецедентов, уместно подытожить, что общественно-политическая контаминация правовой и правой власти всегда ущербна, порождая и концептуальную, и социальную реакцию.
Признак конструктивного согласия: консенсуальная — неконсенсуаль-ная власть. Представляя высшую форму демократии, консенсуальная власть предполагает управление обществом на базе согласия всех заинтересованных лиц — общего мнения. Традиционная демократия, законы которой сводятся к решению простого большинства, понятно, несовершенна: принцип механического большинства, влекущий раскол, подрывает справедливость, вызывает социальное противостояние. Понимание того, что многие политико-государственные проблемы не решаются методом большинства (та же конфронтация католиков (меньшинство) с протестантами (большинство) в
Раздел IV
Ольстере и т. д.), подводит к необходимости уважения инакомыслящих, отказу от борьбы с противниками, число которых может быть значительным. (Трагическая страница войны с оппозицией — нынешняя Грузия.) Исходная нацеленность на положительный результат при развитом идейном плюрализме, гарантированности гражданских прав и свобод личности предопределяет единственно рациональный путь властедейст-вий: путь согласования и взаимокорректировки курсов и линий, путь интеграции различных волеизъявлений в унитарную результирующую волю. Роль механизма консенсуса, обеспечивающего отражение всей палитры социальных позиций в итоговых решениях на любом уровне, в особенности возрастает в наши дни — в дни глобализации и интернационализации мира. И достойно сожаления, что все виды реализованной до сих пор (и наличной) власти неконсенсуальны.
Признак сменяемости: ротируемая — фоссилизируемая власть. Ограничению произвола, привнесению элемента трезвости в характер власти способствует ротируемость — формальный лимит на вершение, отправление властных функций. Сбои в чередовании, замещаемости, обновлении властного корпуса влекут утрату самокритичности (самовозвеличение, тяга к орденским лентам), насаждают атмосферу холопского раболепия (верноподданический идеализм с подобострастным клише — «как хорошо при...», где «...» — именная переменная), потворствуют бюрократическим извращениям и перерождениям институтов власти. Как обеспечить, защитить подвластным свои интересы от собственных же правителей —депутатов, чиновников?
Первоначально в теории и практике политики отрабатывалась идея независимой от государства свободной личности (Декларация прав человека-гражданина эпохи Великой французской революции, американская Декларация независимости и т. д.). Вскоре, однако, выявились существенные издержки политической модели «laissez faire, laissez passer» (свобода предпринимательства), связанные с эскалацией эгоистических начал человеческой натуры в ходе всеобщей конкуренции друг с другом, борьбы за выживание. Уточняя эту модель, Б. Дизраэли и О. Бисмарк как практики настаивали на централизованной регуляции данной борьбы с помощью законотворческих инициатив государства. Мотив централизованного вмешательства во властное устроительство жизни утвердился в качестве различных гарантий прав личности, войдя в своды законов ряда стран.
Главное, что заслуживает здесь быть выделенным, — это тема защищенности человека индивид и его свобода есть предел поползновений власти интересы гражданина святы и ненарушимы: личность не саможертвенна. Рычагами защиты социального достоинства личности выступают кон-
Власть
ституционно закрепляемые правила, препятствующие зависимости уровня допускаемой в социуме свободы от реальных должностных лиц. Центральное место в кругу этих правил традиционно занимают статьи о ротации персонального состава властных структур (регламент выборности, сменяемости, подотчетности, подконтрольности, конституирование депутатских, парламентских, сенатских, президентских мандатов и т. д). На фоне целенаправленной, сосредоточенной кампании за приток кадров на политическом поприще на Западе вызывает удивление и недоумение контрастирующее с ней (кампанией) движение к консервации институции власти на Востоке. Обратимся к отечественному опыту. Как, скажем, понимать наделавшую много шуму анахроническую 6-ю статью последней Конституции СССР, фактически закреплявшей вековечное водительство страны партией безотносительно к степени ее готовности к этой судьбоносной миссии?
На протяжении 74-летней истории у нас складывался и креп странный тип некоего политического патрициата, а именно: оформился, утвердился в себе и для себя самозамкнутый слой (номенклатура), властное положение которого оказывалось привилегированным, обеспечиваясь не политическими качествами, а социальной ролью. Номинально сменяемость состава органов власти у нас соблюдалась: в тех же Советах практиковалось периодическое обновление депутатского корпуса. Вся соль, однако, в том, что обновление выполнялось лишь в отношении квоты для лиц «из народа», когорта же высших должностных иерархов, которым «полагались» депутатские эполеты, изменений не претерпевала. Отсюда — ротация по-советски: несменяемость «незаменимых» (номенклатуры), сменяемость «заменимых» (простолюдинов).
Признак концентрируемости: интегральная (централизованная) — интеркурсивная (дифференцированная) власть. Существует три типа централизованной власти: царство — династический абсолютизм; деспотия — личностный или групповой авторитаризм; этатизм — государственно-бюрократический авторитарный абсолютизм. Отличительная особенность централизованной власти — жесткая социальная навигация: динамический контроль общественных взаимодействий (обмена деятельностью, обработки людьми друг друга) сверху; подавление частной инициативы — дисциплинарная канализация устроительства жизни; свертывание институтов гражданского общества, ущемление прав и свобод народа; цивилизационное пер-вопроходчество, пионерство (тенденция сознательно писать историю с красной строки, отталкиваясь от «чистого листа»). Негативные следствия и последствия централизма слишком хорошо известны, чтобы разбирать их в очередной раз, посему остановимся на механизмах предотвращения, профилактики пагубной эволюции власти в сторону централизма.Раздел IV
Централизм как строго субординированная система управления, надзора и исполнения, сосредотачивающаяся в одном месте и в одних руках и подчиняющаяся правилу — «выигрыш в оперативности— проигрыш в демократичности», хорош в обстоятельствах чрезвычайных, где требуется полная, безоговорочная мобилизация общественных сил: при нехватке людских, производительных ресурсов, сырья, вынужденного нарушения самоорганизации жизни, в ситуации экологических, экономических, демографических, энергетических, этнических кризисов, угрозы войны, порабощения, агрессии. Во всех иных обстоятельствах чрезмерный, неоправданный централизм влечет динократию.
Борьба с централизмом, навеваемым им иерархизмом, закрытостью, изоляционизмом, уходит в глубь веков. В числе противников централизованно зарегулированной власти — преторианцы и республиканцы, монта-нисты и монархомахи, демократы и анархисты, либералы и консерваторы. Люди разных убеждений, темперамента, ориентации, они солидарны в одном — резко негативном отношении к культивируемому централизмом горячечному вибриону социальной механизации.
Противоядие централизму находится в четком, демократическом разделении властей, поддержании конструктивной оппозиции. Попытки блокирования опасных самопроявлений централизма просматриваются и в советской истории. Достаточно указать на настойчивые стремления сформировать альтернативные структуры власти в большевистской политической монокультуре: ленинская идея реорганизации Рабкрина, хрущевские планы разделения партаппарата на две фракции и др.
Прожекты подобного рода не просто половинчаты, они нереальны, бесплодны, бессмысленны. Главная проблема Отечества — репрессивная диктатура большевиков, узурпация ими власти ради власти. Большевистскую монополию на власть нельзя реформировать: ее можно ликвидировать лишь рядом нестандартных акций типа декретивного роспуска КПСС, легитимации политического плюрализма и т. п. (Характерное обстоятельство: централизованная инспирация плюрализма в итоге породила не плюрализм партии, а плюрализм органов власти, практику самозванства. А здесь с привычно «легкой руки» бюрократического централизма — советская версия общих мест цивилизованного мира и, разумеется, с душком патологии.) Политическая революция сверху в России — абсурд: история не знает здесь традиций выступления аппарата против аппарата. Сказанное лишний раз обнажает тщетность неуклюжих потуг реформаторского толка узкой и двусмысленной перестроечной фазы нашего существования — при наличии, если можно так сказать, малодушной астено-кратии.
Власть
Признак насильственности:легитимная — нелигитимная власть. Легитимная — законная власть, имеющая конституционные полномочия. Соответственно нелигитимная власть — власть, добытая в результате нападения, захвата, незаконного применения силы, спровоцированного изменения строя, прямой и косвенной (подрывная деятельность) агрессии, пронунциаменто, различных видов давления. У истоков насильственной агрессивной власти — Каин, восставший против брата для установления единовластия. С тех незапамятных пор опирающиеся на грубую силу, воинствующие, таящие угрозу миру, расшатывающие сложившийся status quo (существующее положение) типы власти отмечены особым знаком — каиновой печатью. Казалось бы, все однозначно. И это было бы так, если бы не некий нюанс. Традиционный легитимизм относительно просто идентифицирует случаи тривиального криминала: братоубийство, интрига, заговор, переворот, интервенция, шантаж, аннексия и т. д. Однако он практически беспомощен в ситуациях, где значима республиканская точка зрения. Нарушающий устои, рвущийся к власти ловкий царедворец-низвергатель династий (Пи-пин Короткий) — это одно. А противостоящая закону (не исключено, что и морально устаревшему) воля народа — нечто другое. В случае конфронтации законодательства с народной волей (ее выразителями) все решает сила: где ее больше, там и правда. Если одолевает законодательство — развертывается массовый террор народа (подавление восстаний, бунтов), если одерживает верх народ — трансформируется законодательство (роспуск властных структур, изменение регламента их деятельности). В силу несовершенства законодательства, а также по причине неединодушности народа, перманентно меняющего свою волю в диапазоне от «долой» до «ура», при противостоянии закона и народа идеально руководствоваться принципом наименьшего зла: с соблюдением твердости позиций уступки делаются стороне, линия которой наиболее непримирима, потенциально наиболее для всех опасна.
Признак коллективности: единоличная — коллегиальная власть. Единоличная власть — царство (монархия, империя) и хунтистско-террори-стические режимы типа клик, тираний, диктатур. В отличие от формальной (декларируемой законодательно) реальная единоличная власть имеет место при монополии на дискреции. В противном случае понятие единовластия эфемерно: абсолютизм, автократия вовсе не исключают коллегиальности как принципа деятельности — разнообразные приказы, коллегии, синоды, рейхстага, министерства, советы, «особые совещания» в максимально консервативных Германской, Российской, Японской империях.
Единоличная власть опирается либо на обряды, обычаи, традиции, законодательство (конституционная монархия), либо на откровенное его
183Раздел IV
(законодательство) попрание. В наш просвещенный век — при развитой правовой практике и правосознании, влиятельности международных и межгосударственных движений за гуманитарность и гуманистичность — второй (силовой) способ реализации единовластия практически невозможен (изоляция режимов Зия-Уль-Хака, Менгисту Хайле Мариама, Хусейна и др.); фактическая его форма—тоталитаризм.
Признак «имущество как могущество»: плутократия. Классический вариант плутократии — власть легальных толстосумов. Неклассический вариант плутократии — власть теневиков, оказывающих закулисное воздействие на представителей официальной власти (законодателей, государственных чиновников) через систему лоббизма. Оба эти варианта достаточно распространены и эксплицированы. Между тем они не охватывают советской модификации плутократии, реализовавшей версию «служебное положение как могущество».
Раньше, а во многом и ныне политическая система у нас была не следствием, а причиной экономической, социальной и духовной жизни. Установка на примат политики над экономикой, сомнительная сама по себе, будучи экстраполирована за пределы «переходного периода» и истолкована как универсальное организационное средство, сделала свое дело, положив начало противоестественному типу общества.
Узурпация правящей партией, осуществляющей направляющую, вдохновляющую и руководящую функцию, монополии на решение всех и всяких вопросов — от строительства до культуры, от спорта до космоса — привела к формированию уникальной для истории формы социального устройства, которую иначе, как видом политической перверсии не назовешь. В разные времена и в разных обстоятельствах существовали тоталитаризм, авторитаризм, диктатура. Имевшая же место у нас партократическая плутократия культовой ориентации не существовала нигде и никогда. Власть, впитавшая наихудшие черты тоталитарно-авторитарно-диктаторских режимов, изолировавшаяся от народа и рядовых коммунистов и предводительствуемая «первым среди равных» кучки беспардонных самовоспроизводящихся партийных тузов, в своем лице поглощающих государственные, гражданские, личностные права, свободы, институты, со всех точек зрения аномальна. Какова перспектива демонтажа этой власти в наших условиях? Политический абрис реформации определяют три возможности, хорошо описанные Э. Трёльчем и М. Вебером. Принципиальная направленность нововведений — переход от отмеченного печатью патриархальности и авторитаризма традиционного типа власти к рациональному устройству властных отношений, основанному на конституционных, обезличенных,
Власть
универсальных началах. Этот переход по Э. Трёльчу и М. Веберу (и следующим за ними многочисленным адептам) опосредуется харизматической фазой правления, опирающейся на возвеличиваемую личность, лидера-преобразователя.
Детализируемая в данном ключе политологическая схема, полученная из оценки формирования западных политических институтов, лишена, к сожалению, надлежащей строгости. Опуская концептуальные, сосредоточимся на практических аспектах. Во-первых, ссылки на исторические прецеденты не демонстративны. Всякое общество к своей свободе идет посвоему. Особенность нашей ситуации в том, что, пребывая великой державой и находясь в преддверии третьего тысячелетня, в отличие от иных стран, некогда решавших сходные проблемы, мы попросту не имеем времени. Мы и они — в разных измерениях. Если время подгоняло их, то мы нагоняем время. Во-вторых, в сложившейся обстановке роста национального самосознания, тенденций самоопределения, децентрализации, дробления власти, выхода на арену местных лидеров у нас попросту нет личности, способной взять на себя роль харизмы. В-третьих, нужны политико-правовые гарантии, элиминирующие многозначительные «непредсказуемости», «случайности». Главное не партийное и не персональное лидерство (впи-ι тайные с молоком матери царизм и вождизм), а способности самоконтроля (безотносительно к цвету флага на башне). Судьбы страны и ее людей не могут быть в зависимости от личностных свойств властедержателей. В императивной редакции это требование сформулировал В. Розанов, выдвинувший повеление не допускать насильственного изменения человека и его жизни сообразно кем-то выдуманным для него понятиям «наилучшего».
В логику реформирования политической системы советского общества, таким образом, никак не умещается вводимая по популярной индукции фаза авторитарной харизмы. Те, кто за нее ратует, игнорируют существенное и многое, в том числе глубокие изменения, произошедшие в народном сознании в связи с крахом стереотипов царизма. Имплантация любых видов авторитаризма натыкается на решительное сопротивление масс, уже вкусивших свободы и сформировавших под живительным влиянием ее потребность не перепоручать заботу о себе «человеколюбимым» радетелям-управленцам, а действовать самостоятельно.
Из этого с неумолимостью вытекает: переход от тоталитарной плутократии к демократии (при соблюдении цивильности) не опосредствуется авторитарной харизмой, которая уже была испробована в нашем прошлом и им же отвергнута. Сам намек на реставрацию с «железной рукой»
Л
185Раздел IV
власти вызовет крайне негативную, трудно предсказуемую по своим социальным последствиям реакцию. Во избежание нежелательных обострений поэтому отечественный путь в демократию должен идти, минуя одиозный авторитаризм.
Ожидаемое движение от тоталитарно-диктаторских, плутократических устоев к демократическому у нас — не через харизматическую форму, а через наращивание народовластия посредством активизации сфер гражданского общества, которое, блокируя антагонизмы и препятствуя сползанию к анархии (печальные эпизоды румынского опыта), с ходу становится остовом народно-парламентской системы власти. Верхи начали реформы, но главной реформоспособной силой были и остаются низы, отсюда и вся полнота компетенций (за исключением точно оговоренных случаев, приоритет деятельности в рамках которых добровольно передается низами верхам) должна быть транслирована сверху (от центра) вниз.
Признак планомерной регулируемости социальной жизни: ордократия. Для вхождения в существо дела оценим известную идейную схему конструируемое™ действительности по политическим (доктринальным) рецептам. Переход к новому обществу в теории задумывался как преодоление частичности посредством сознательного планирования, контроля и регуляции общественных отношений в частностях и в целом. Считалось, будто общество, регулирующее все производство, «именно поэтому создает для меня возможность делать сегодня одно, а завтра — другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина предаваться критике, — как моей душе угодно, — не делая меня в силу этого охотником, рыбаком, пастухом или критиком»17.
Данная патетическая феерия необоснованно абстрагируется от двух обстоятельств. Первое состоит в том, что разветвленное материально-техническое производство невозможно без специализации, обеспечивающей требуемый уровень квалифицированности и профессионализма. Именно поэтому логика регулирования такого рода производства ex definitio (по определению) устраняет для меня возможность делать сегодня одно, а завтра другое. Во избежание анархии, беспорядка каждый должен заниматься своим делом на своем месте. Второе — в ограниченности ресурсов планового всестороннего регулирования общественной жизнедеятельности. Общество — большая и одновременно нелинейная, нестационарная система с колоссальным множеством степеней свободы. Практика управления и отладки подобной системы сталкивается с серьезными трудностями.
"Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 32.
Власть
Взрывоиодобность событий, темпов происходящих последствий взаимодействий отдельных блоков между собой и результирующего взаимодействия их с целым, неоднозначные самопроизвольные эффекты системы обусловливают «некорректность» социально-политических задач, для которых не всегда находятся не то что точные, но и приближенные решения. С какими же мерками строгости следует подходить к планово-директивным рекомендациям, прогнозам и экстраполяциям? Каким интервалом доверия выверять их солидность и справедливость? Можно ли, например, осуществлять регуляцию общественной жизни (и доверять ей) на протяжении 50 лет? Интуиция подсказывает — нет. А на протяжении 25 лет? Тоже. Даже 5-летняя регуляция жизни во многом нереалистична, о чем свидетельствует опыт «выполнения» принимаемых у нас
пятилеток.
Вышеизложенного достаточно для постановки обратной исходной. В самом деле: так ли уж жестка связь общества (в том числе социалистического) с плановой регулируемостью? В экономическом отношении до сих пор она лишь привносила сумятицу, препятствуя утверждению хозяйственно эффективного, саморегулируемого режима деятельности. В политическом — вела к казарменной заорганизованное™, вытравливая из деятельности элементы выбора и инициативы. Все это позволяет сомневаться в том, будто внутренней сущностью общественных отношений (и, разумеется, социалистических) является планомерная регулируемость. Скорее наоборот: общество (и социализм) немыслимо без надежного ее ограничения. Последнее подтверждается примером России. Умонастроение социального креативизма, брошенное в российскую почву Иваном Грозным, через Петра I, Екатерину II, П. Столыпина, проросло и затмило все типы мироотношения в идеологии большевизма, совместившего его с гегелевским тезисом совпадения бытия и мышления в процессе революционно-практической трансформации действительности. Один из рьяных проводников и разработчиков этой левацкой доктрины, Л. Троцкий, например, отмечал, что в новом всесторонне планируемом, сознательно проектируемом обществе «жизнь, даже чисто физиологическая, станет коллективно-экспериментируемой. Человеческий род, застывший хомо сапиенс, снова поступит в радикальную переработку и станет под собственными пальцами объектом сложнейших методов искусственного отбора и психофизической тренировки:
,18
сент.
18 Троцкий Л. Искусство революции и социалистическое искусство // Правда. 1923. 29
187Раздел IV
Перед лицом беспорядочных и бесконечных насилий нашей жизни — нескончаемых кампаний, курсов, акций, директив, лозунгов, призывов, указаний, предписаний, программ и сходной конъюнктурной чертовщины — пора наконец понять и принять, что историю нельзя менять, тем более на отрезке века одного поколения. На сей счет грешно заблуждаться: история куда богаче, умней своих преобразователей и проектантов. Леваческим иллюзиям сознательно конструируемое™ реальной жизни должен быть положен предел — в виде демократически-правовых гарантий (по отношению к политической деятельности), запрещающих расценивать народ как материал, который можно по своему («высочайшему») усмотрению оседлать, послать, направить и пр., и пр., фиксируемое той же решимостью глаголов.
Народ, страна — не объект, а субъект: не они работают на политику, а политика — на них.
Признак воплощенности народовластия: демократия. Традиционная трактовка демоса (в отличие от эвпатридов) как основной полноправной (в отличие от рабов) части населения положила начало расхожему определению демократии как воплощенному народовластию. Это определение, надо сказать, — формальное. С содержательной точки зрения как мера, так и самая возможность воплощения народовластия зависят от гарантий в виде правовых законов и правовой законности, наличие, отсутствие и степень выраженности которых трансформирует характер фактической реализуемости начал и принципов демократии.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 445;