ТОПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ 7 страница
Законы маски, оборотничества, создания евангелий от Пилата, просчитываемого вероломства требуют соответствующего личностного антуража, а именно: дара копаться и купаться в мелочах, погружаться в бренное, зацикливаться на суетном, пренебрегать непреходящим. Властитель в этом смысле до мозга костей — заштатномалый человек, погрязающий в мгновенном. Подобный дар, разумеется, — искусство, но особого рода. Оно, скажем к слову, далеко от науки. Отсюда психологические типажи политиков и ученых различны. Различны до несовместимости (чего стоит тот же отзыв Курье о Наполеоне: «Он мог стать ученым, а стал императором. Какое падение!»).
Властедержатель внутренне релятивен. Отстаивая летучие персональные, групповые, региональные, т. е. непременно корпоративные интересы, он не отстаивает ничего незыблемого, святого. Для него нет ни истины, ни правды, ни кривды. Для него есть корысть, выгода. Жесткой онтологии власти, следовательно, попросту не существует: не вводящая ни национальных, ни интернациональных (гуманитарных) констант (идеалов) власть вариабельна, что и представляет почву частых сомнений в глубине, серьезности вызываемых властью социальных перетрясок-преобразований (согласно И. Тургеневу, «Венера Милосская несомненнее принципов 1789 г». Мы уже не говорим о циркулирующих в народе массовых оценках нашей «революционной» перестройки).
Внутренняя релятивность властителя тем не менее не должна поощрять персонального противостояния. Препирательство, пикировка сановников влечет конфронтацию олицетворяемых ими институтов, ветвей власти. В подобных случаях осуществляется не сама по себе допустимая политическая сшибка идей и платформ, а борьба кланов. Последнее дестабилизирует социальную обстановку, внося сумятицу, неразбериху, разброд (вроде инспирированного психологическим конфликтом двух титулованных лиц общенационального апрельского референдума, когда за месяц до его проведения неизвестно, состоится ли он и чему будет посвящен), в печальной перспективе отягощая бытие граждан накладной холодной (законодательной, информационной), а то и горячей (насилие, физическое устранение) борьбой. В апогее персональных разногласий между неуступчивыми властителями, переходящими границы юридических и социальных норм, — этап волевых решений, так называемый дисижионизм, определяющий действия в накаленных, исключительных обстоятельствах.
Власть
С позиций деонтологии, однако, всегда актуальная для властителей проблема борьбы должна иметь редакцию борьбы за дело, а не с людьми. «Нет необходимости, чтобы я жил, но необходимо, чтобы я исполнял свой долг», — говорил Фридрих II. Такая линия близка к идеальной. Хотя всемирная история не арена для счастья и властитель совсем не тот, кто его поставляет, он не может быть жертвой своих собственных необдуманных, неуемных стихий, позволяющих идти по трупам, или мизантропически надменно воображать, будто жизнь его соперников, но людей, не стоит и одной строки Ш. Бодлера.
Принцип самокритичности. Уместно различать две плоскости темы: экзистенциальную (А) и социальную (Б).
А. «На дне души нашей столько таится всякого мелкого, ничтожного самолюбия, щекотливого, скверного честолюбия, что нас ежеминутно следует колоть, поражать, бить всеми возможными орудиями, и мы должны благодарить ежеминутно нас поражающую руку»9, — писал Н. Гоголь.
Власть чахнет от высокомерия, от частых и незаслуженных побед, самонадеянности. Признаки разрушения власти — толпы наушников, угодников, рифмоплетов, тяга верхов к помпезным, самовозвеличивающим мероприятиям, наградозахватничеству. Где нормальное, здоровое чувство* власти подменяется властолюбием, любовь к политике трансформируется в уродливую форму любви себя в политике, медленно, но верно
власть гибнет.
Нестандартная, неординарная роль властвовать требует от престолодер-жателя, несомненно, ярких человеческих качеств. Но дело не сводится лишь к этому. Едва ли не в большей мере он обязан уметь не проявлять, а сдерживать проявление своего «я» (многоразличные слабости, привязанности). Человека выдает его страсть, властитель же должен свести к минимуму в себе человеческое; он, конечно, не может быть святым, но должен хорошо контролировать свою чувственность. Власть — бремя, самопожертвование; доверять ее можно людям, знающим жизнь и уже взявшим от жизни. Власть — тлен; никому никогда не нужно искать в ней забвения. Власть — способ испытания личности; привлекать к ней надо хорошо подготовленных.
Б. Чем меньше реальной власти, тем жестче она в мечте. При движении от мечты к жизни потолки притязаний власти, образы правления постепенно мельчают, смягчаются, становятся сопоставимыми с ее (власти) фактическим весом. Основное — не превышать полномочий, не брать на себя лишнего, используя флексивный тип инициатив в социальной режиссуре.
"Гоголь И. В. Собр. соч. М., 1952. Т. 4. С.98.
153Раздел IV
Роковые трудности власти — от перетряхиваний, нескончаемых преобразований, разъедающих дух персональной ответственности и превращающих жизнь в печальное время сбывшихся утопий. Симбиоз бескультурья, несамокритичности и агрессивности всегда опасен.
Принцип принуждения. Чем произвольней власть, тем она непредсказуемей, агрессивней. Сочувственно относясь к сформулированному Н. Макиавелли принципу преступления как основе политики, М. Бакунин говорил о дополняющем его принципе «искусственной и главным образом механической силы, опирающейся на тщательно разработанную, научную эксплуатацию богатств и жизненных ресурсов нации и организованной так, чтобы держать ее в абсолютном повиновении»10. Этот принцип, утверждал М. Бакунин, содержит «явное или скрытое порабощение народов и торжество абсолютной централизованной власти». Надо сказать, что течение отечественной и западноевропейской истории подчиняется правилу асимметричности усиления принуждения по мере движения к современности: в Европе с общественным прогрессом элемент насилия понижается, тогда как у нас нарастает.
Если за отправную точку отсчета принять XVI в., взяв статистику истребления населения, то можно обнаружить такую картину: при Иване Грозном в России уничтожено 3—4 тыс. человек; в Англии при Генрихе VIII и Елизавете I — свыше 89 тыс.; столько же — в Испании при Карле I и Филиппе II. В дальнейшем политические казни в России практически сходят на нет. За XVIII—XIX столетия по политическим мотивам у нас казнено... 56 человек: 6 пугачевцев, 5 декабристов, 31 террорист при Александре II, 14 террористов при Александре III. На фоне этой пасторали в Западной Европе — буквально кровавая бойня: в одном Париже в июне 1848 г. уничтожено 11 тыс., а в мае 1871 г. — 30 тыс. человек.
Далее, однако, ситуация резко меняется. В Западной Европе, где абсолютизм ослабляется, власть утратила черты кровожадности; у нас же по воцарении ВКП(б) — второго крепостного права большевиков — разворачивается война с собственным народом. Причина — соответственно культурный деграданс и ренессанс власти, утверждение цезаризма и демократии, слияние и дифференциация власти, укрепление верноподданичества и критицизма. В первом случае откровенный прижим, во втором — рациональный отказ от кровопускания.
Принцип культурности. Власть не дар делать все ничтожным. Причина упадка власти состоит в отставании культуры правителей от народной культуры. Так как общественная история людей есть всегда лишь история
"Бакунин М. А. Коррупция // Вопросы философии. 1990. № 12. С. 65.
Власть
их индивидуального развития, крайне важен показатель культуроемкости властедержателей. «Крупные неудачи нашей власти, — писал 2 ноября 1941 г. в дневнике В. И. Вернадский, — результат ослабления ее культурности: средний уровень коммунистов — и морально и интеллектуально — ниже среднего уровня беспартийных. Он сильно понизился в последние годы — в тюрьмах, ссылках; и казнены лучшие люди страны. Это... сказывается катастрофически».
Личность формируется личностью. Воспитание ребенка, говорят англичане, начинается за 100 лет до его рождения. Этой справедливой мыслью подчеркивается роль традиции, индивидуального начала; без человека, способного нести культуру, без культуротворческой среды не может быть ни воспитания, ни образования. Задуматься над этим лишний раз побуждают и американцы, вводящие индекс общения, по которому предпочтение отдается лицам, общающимся с профессионально сильными, развитыми людьми.
Тем более важно сказанное в отношении властителей, приобщенность к высокому которых накладывает печать благочестивое™ на практику их действий. В свете данного соображения нелишне взглянуть на личность нашего среднестатистического интеллигента — потенциального политика, управленца. В дореволюционной России интеллигенция составляла 2,7% населения, а в настоящее время — 25%. Омассовление интеллигенции само по себе не девальвирует ее статуса. Суть — в этатизации интеллигенции, которая с классовых позиций расцениваясь как «несамостоятельная прослойка», попала в полную зависимость от авторитарной партийно-государственной бюрократии — и материальную, и интеллектуальную, и
моральную.
Относительно большая самостоятельность, общественная динамичность, мобильность интеллигенции как социальной силы в тех же США достигаются за счет ее материальной и духовной самодостаточности. Так, средний доход интеллектуала здесь приблизительно в 2 раза больше дохода рабочего обрабатывающей промышленности. Однако много важнее то, что в Америке, где не гоняются за процентами, квотами и прочей препятствующей делу мишурой, интеллигенция играет подобающую ей роль основной культуро-деятельной политической силы, о чем свидетельствует привлечение — на уровне стратегических аналитиков, разработчиков-интеллектуалов — к формированию большой политики (до 40% интеллектуальной элиты, составленной из цвета университетской (!) профессуры). Примечательно: не интеллектуал внимает политику, а политик — интеллектуалу. Судя по советской истории, у нас, к сожалению, наоборот. Пока мы не искореним административно-приказное, анкетное политическое назначенчество, мы не
155Раздел IV
№..
добьемся свободного, интеллигентного, т. е. в полном смысле слова культу-рообразного, политического труда. И требовать его до тех пор нет смысла.
Принцип меры. «Скорее взыщешь милость, если соблюдешь меру свою и не взыскуешь высшего, чем надлежит тебе» (Б. Клервосский). Вопрос меры — центральный в практике власти в отношении и цели, и средств, и персонального обеспечения. Фактор цели: народ стремится к свободе, властитель — к победе. Равнодействующая этих разновекторных характеристик находится на линии соблюдения вышеупомянутых ограничительных принципов — легитимности, «антифортиссимо», реальности, предусмотрительности, толерантности, приставки «со», самокритичности, культурности. Фактор средств: вопреки Н. Макиавелли, поощрявшему вседозволенность, в силу тех же ограничительных принципов следует проявлять щепетильность, разборчивость в выборе средств реализации властных целей. Фактор персонального обеспечения: властитель не схимник, не аскет, ничто человеческое ему не чуждо, однако он — лицо умеренное, избегает излишеств, пресыщения, владеет собой, противодействует губительной зависимости от собственных аффектов и страстей. Властитель, следовательно, имеет меру во всем, кроме служения обществу.
Принцип позитивности. Сила власти состоит в способности возделывать — сохранять, передавать, умножать. Последнее обеспечивается жизнестойкостью положительной программы. Властитель, конечно, обязан иметь рефлективную позицию относительно прошлого, однако не может замыкаться в нем, ибо усилия его поглощены настоящим. Отсюда всегда плохо, когда позитивная программа уступает критической: допускающий такое властитель уподобляется безрассудному, строящему свой дом на песке (сравните ситуацию с основанной на химерах прошлого — социалистический выбор, нерушимое единство партии и народа, великий могучий Советский Союз и т. п. — политикой перестройки, зачинатели которой словно забыли, что политика представляет ценность, исходя из того, что она дает, а не сулит).
Принцип ответственности. По закону Паркинсона, всякая власть стремится к самовоспроизводству, расширению, в связи с чем возникает крайне опасная тенденция установления безграничной власти. Опасность этой тенденции, помимо прочего, заключается в принимаемых властью на себя обязательствах. Ведь в силу правила «большая власть влечет большую ответственность» неограниченной, беспредельной власти приходится отвечать за всё. Последнее предполагает всестороннюю механизацию, автоматизацию, централизацию общественных явлений, абсолютную контролируемость управляемых, ликвидацию в их действиях свободы инициативы. Любые потуги достижения подобного мироустройства, однако, порождают
Власть
сильнейшую оппозиционную реакцию, сметающую власть. По этой причине уважающему себя и народ властителю следует избегать режима неограниченной власти.
Принцип самоорганизации. Существует два типа утопий: в духе Ф. Рабле, допускающих свободу инициативы (на вратах Телемской обители — лозунг «Делай, что хочешь!»), и в духе Т. Кампанеллы,крепящихся на жестком контроле деятельности. Опыт жизни демонстрирует несбыточность обоих подходов: первого — в силу того, что какая-то регуляция поведения в рамках сложных общественных систем быть должна; второго — по причине невозможности трансформации общества в казарму. Правда заключается в оптимальном воплощении двух начал — свободы инициативы и административного регулирования. Объективная недостижимость, недопустимость, неосуществимость в чистоте ни анархических, ни тоталитаристских форм (не беря вырожденные случаи) наводят на мысль о социальной значимости теоремы Геделя о неполноте: имеет место принципиальная неполнота и свободы реализации (хаотическое начало), и тотального регулирования (планово-организующее начало).
Таким образом, речь идет об оптимальном сочетании автономии и социальной опеки. Вариант полнейшей узурпации инициатив на принятие решений обнаруживается на большевистской фазе российской истории. Идеологическим обеспечением патернализма здесь оказывались следующие незамысловатые диспозиции.
Какова непосредственная пружина власти в СССР? «Кто осуществляет власть рабочего класса?» — вопрошал Г. Зиновьев. И отвечал: «Компартия». В этом смысле у нас диктатура партии, которая есть функция диктатуры пролетариата. Поскольку партия — непроницаемый для непосвященных, закрытый для влияний орден меченосцев, направляемый магистрами-вождями, волю партийной диктатуры проводят и воплощают вожди. Так, в основе советского государственного строя — диктатура класса, в основе диктатуры класса — диктатура партии, в основе диктатуры партии — диктатура вождя. Единоличная, единодержавная, самочинная форма правления, как и всякая сверхцентрализованная власть, исключающая самоорганизацию.
Самоорганизации общественных структур, следовательно, наше отечество не знало. В дореволюционное время этому препятствовал царизм, в послереволюционное — большевизм.
Былое пророчествует, опуская занавес жалости над сценой зарегулированное™ общественной жизни, где подорвано исключительно дальновидное плодотворное начало отпущенных вожжей. Чем осмотрительнее власть, чем выше ее положение, тем меньше у нее компетенций входить в круг
157Раздел IV
частностей. Властвование в стиле мелочной опеки нетерпимо. Дальновидная власть должна быть размеренной, удержимой, сознательно сдерживающей экспансивность. «Громадная разница, — резонно отмечал Г. Гегель,— заключается в том, направлено ли стремление государственной власти на то, чтобы держать в своих руках все, на что она может рассчитывать, — именно поэтому ей тогда больше рассчитывать не на что, — или же она может, помимо находящегося в ее руках, рассчитывать и на свободную приверженность своих подданных, на их чувство собственного достоинства и желание служить опорой государству — на могучий неодолимый дух, изгнанный в иерархическом государстве и присутствующий только там, где верховная власть представляет все, что только можно, в непосредственное ведение своих подданных»".
Поэтому оптимальный вариант — использовать эффекты самоорганизации нетривиальных систем на базе не управленчески элементарного (линейного) администрирования сверху, а достаточно сложных нелинейных, неаддитивных, неголономных процессов кристаллизации порядка из хаоса снизу.
Принцип внутреннего величия. Если справедливо, что жизнь писателя — литературное произведение, то справедливо и то, что жизнь властителя — великое произведение. Властитель, требования души которого всегда превосходят требования тела, минуя соблазн и распад, поставляет пример великого.
Чем значительнее хочет стать человек, тем дольше он должен взрослеть, дабы представлять, как в погоне за званиями, чинами, рангами, знаками отличия не потерять имени. Если химеры завладевают людьми, — они убивают. В политике это выражается в эрозии, тривиализации имени. «Широкая публика, — отмечает Ф. Нитти, — всегда является выражением посредственности, она живет в посредственности, но она при этом посредственность не любит». Аналогично высказывается и А. Бенуа: «Народ не хочет, чтобы им правили «самые обыкновенные» люди, подобные всем остальным. Он желает уважать своих правителей и восхищаться ими. Вопреки широко распространенному мнению, обычный избиратель отнюдь не стремится к тому, чтобы его избранник был как можно более похож на него. Обычный человек любит величие, и он способен его распознать».
Не то что вульгарные, а простые, человеческие слабости властителю непростительны. Не рано, так поздно за допущенным срывом, сбоем последуют расплата, осуждение. В этом отношении история не только хитра, но и жестока. Драма власти — в пропасти намерений и смысле деятельности. Чем, скажем, в память народа вошел Хрущев? Скоморошьими
Власть
11 Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 87.
кампаниями с кукурузой, разносами деятелей культуры, башмаком в ООН. Человек — это стиль; стиль — человек. Властитель не обычный человек, а герой, демон, и поступки его должны быть героико-демонически-ми. Власть икарлики, мелкотравчатые невзрачные гномы несовместимы. Представитель власти — представитель истории, гуманитарный гигант, предводитель, боец, борец... Во власти не столь ужасно зло, сколь отсутствие величия. Верно: благоговение растет с расстоянием (К. Тацит). Нельзя быть великим в своем времени, ибо величие апеллирует к потомкам (М. Бахтин). Но, как бы там ни было, ясно; убожество и власть взаимо-нетерпимы.
Обозревая отечественную историю периода социализма, ловишь себя на мысли, что корень национальной трагедии в люмпенизации верхов, в том, что верхушечные люди составляют ансамбль дрессированных хищников, мастеров коммунальных квартир (Э. Неизвестный), не годных на большее, чем гадить в чужой карман. И наблюдения над властным корпусом новейших перестроечных и постперестроечных эпох не избавляют от этой грустной мысли.
«Назначение России есть всесторонность иуниверсальность», — подчеркивал В. Белинский; так что требует она на службу себе подходящих людей.
Принцип подстановки. Умелая власть придерживается тактики теневого владычества. Избегая довластных аксессуаров (манерничанье, позерство, рекламность и т. д.), она действует невидимо, скрытно. Мощь власти — не в публичности, а в прочности связей, умении выжидать, уходить от ответа, владеть секретами, больно И расчетливо жалить. В целях самосохранения властитель окружает себя защитным поясом из всевозможных приближенных и доверенных лиц, уполномоченных на прелиминарии; они амортизируют его отношения с социумом. Всякий человек самоценен, незаменим сам по себе, но не для властителя. Будучи вечным должником своего народа иудерживаясь на плаву очередным обещанием воды из камня, в порядке самообороны, отведения огня, выпуска пара, властитель жертвует членами своей команды. Поэтому люди властителя — тасуемая колода карт, часть которых, точно камикадзе, обречена на заклание.
Принцип твердости. Власть почитаема за логичность, последовательность, несгибаемость, связность действий, за готовность по необходимости идти на последние и крайние выводы. Следовательно, власть как социальная функция — для сознательно идущих на риск, «только для не боящихся головокружений» (Л. Шестов). Не притязающий на многое, не выступающий от «неотвратимости», вечно блефующий властитель сплетает матовую сеть самому себе. Взять политическую пару М. Горбачев — М. Тэтчер. Одному — вечному искателю невозможных компромиссов, призывающему
159Раздел IV
совсем в духе Ф. Рабле в медицине становиться на нейтральные позиции, а в философии — на срединные, — уготован титул дряблого, бездарного флюгера. Другой — мастерице под маской светской благопристойности провозить контрабандой угодный ей курс (вспомним стоическое жестокосердие, повлекшее гибель от голодовки политических оппонентов) — отведена аттическая роль «железной леди».
Принцип твердости, оконтуриваемый принципом ответственности, нацеливает на калькулирование собственных возможностей, раскрепощает волю, устраняет нерешительность, стимулирует восстановление «Я-кон-цепции», способствует самовозвышению властителя.
Принцип локальности, фигура «руководство на месте» со стороны босса — из области пропагандистской трескотни. Перефразируя евангелиста Матфея: «идущий за мною сильнее меня», можно сказать: «специалист на своем месте сильнее меня». Утрачивать далевые связи, стрелять из пушек по воробьям, подменять профессионалов низших звеньев — тенденция, близорукость которой очевидна. Когда власть централизуется, указывая, что каждому во всякий момент надлежит делать, человек становится бесплодным механическим придатком, способным разве на «чего изволите».
Россией правят не императоры, а столоначальники. Это находит объяснение в теории управления, допускающей обособление локального интервала эффективности, на котором обеспечивается оптимум руководства обозримой группой. Преимущественность малых и средних подвластных коллективов по сравнению с большими — явная. В силу отсутствия громоздкой системы наемных управленческих опосредовании, блокирующих механизм обратных связей, здесь соблюдено чувство хозяина, не утрачено внимание к экологии, восстановлению ресурсов, выражена заинтересованность, непроявляем эффект отчуждения, отчетлива конкурентоспособность. Жизнестойкость современных стран и народов не в вооружениях, а в общей адаптированно сти людей, их гражданской и экзистенциальной инициативности. Индикатор национальной безопасности не арсенал, а внутренняя мобильность, интегрированность населения, проистекающая из децентрализованности, тактичных, согласованных но времени, месту, цели вмешательств власти в автогенные общественные процессы.
Принцип компетентности. Как в негосударственных, так и в государственных формах правления кухаркам можно найти место (не поднимая глубоких вопросов гражданской, сословной представительности). Это потому, что фундаментальный параметр власти — стабильность — гарантируется пониманием не истины, а конъюнктуры. За истину не борются:
I
Власть
преодоление сопротивления темных голов в науке идет побудительным, просветительным образом с использованием универсальных фигур доказательства. За конъюнктуру борются: преодоление сопротивления горячих голов в политике идет принудительным (силовым) образом \— схваткой за сферы влияния.
Работа политика в предконфронтационный период чем-то напоминает работу прорицателя. В чем преимущества научных космологии перед библейскими: первые непонятны, мутны, тогда как вторые просты, ясны? В чем преимущества науки перед легендой? В образе жизни? Но он индивидуален. В концентрации разумности? Только как толковать разумность? Обходя трясину смысловой многогранности вопроса, уточним, что политическая разумность сродни сократовской способности добывать в объективно неопределенных ситуациях перспективные смыслы. Компетентность властителя, следовательно, — в практицистском провидчестве (коим чаще всего и обладают кухарки). Попробуем объясниться.
Распространено мнение о практической нацеленности занятий наукой: обслуживая запросы жизни и производства, наука-де является органом конструирования действительности. С данным мнением мы позволим себе решительно не согласиться. Практика и ученого дистанцирует несхожий тип социально значимых упражнений: ученый занят духовной деятельностью (в просторечии именуемой «плетением словес») по оценке изменений потенциального бытия; практик занят предметно-преобразовательной деятельностью по изменению реального бытия. Непосредственным образом идеально-созерцательная и орудийно-производственная сферы не совмещаются, не совпадают. Объединение их требует опосредования в виде технико-технологической привязки идеально-научных проектов к материально-фактическим условиям их реализации. Лишь в результате технико-технологически опосредованного наложения одного на другое наука воплощается в жизнь, жизнь онаучивается.
Скажем: в теории (в сфере чистого разума) улететь легко. Умственно, метафизически человечество начало летать, вероятно, со времени мифа о Дедале и Икаре. Весь вопрос, однако, в том, как улететь на деле, физически. Искомую концептуальную платформу воздухоплавания поставила известная теорема Н. Жуковского, приведшая к оформлению идеальной аэродинамики. Соответственно проведенные на ее основе расчеты крыла задали логико-теоретическую схему летательного аппарата. После этого, пройдя технико-технологическую проработку (материалы, топливо, производственные операции), отрешенный замысел стал натуральной машиной. Обозрение всего трансформационного цикла перевода идеи (мифологемы)
11 Зак. 3993
161Раздел IV
в реальность дезавуирует понятие прямой конструируемое™, управляемости действительности наукой.
Говоря односложно, ученый (теоретик) движется в долженствователь-ной (алетической), но не побудительной (деонтической) плоскости; он исследует мир абстрактных постановок, но не действий.
В наше смутное время задай социальному теоретику вопрос: что надлежит делать, чтобы обустроить Россию? и он ответит. Программа реформации Отечества в теории предельно ясна: следует (!) перейти к многоукладное™, осуществить диверсификациисобственности, внедрить в производство олигополистические конкурентные начала, перестать кредитовать в массе убыточные предприятия, провести модернизацию морально устаревшего машинного парка, переквалифицировать рабочую силу, взять под контроль эмиссию, ввести (на первых порах) ограничения на пользование денежными вкладами, обеспечить стимулирующие налоги на прибыль, умело распорядиться займами, провести денежную реформу и т. д. в том же характерном залоге глаголов. (В скобках заметим, что аналогичные меры — при гарантии оккупационных войск — в разрушенной войной Европе и Японии дали ожидаемый результат спустя полтора-два года.)
Итак, в теории план есть — эффективный, краткосрочный. Можно ли его запускать в практику? Ответ на этот крайне важный вопрос не терпит торопливости.
Мог ли Н. Жуковский сразу после формулировки своей теоремы требовать практических полетов? Никоим образом. Ибо для того, чтобы летать, нужна идея вкупе с ее технико-технологическим обсчетом. В противном случае идея останется идеей, а реальность — реальностью; не будет привода для их стыковки в человеческой деятельности. Такова же канва рефлексии ипоставленного вопроса. Откликаясь на социальный заказ, обществознание может поставить программу. Но не действий, а некоей стереоскопии реальности. Для принятия же судьбоносных решений требуется ее проведение через опосредствующий фильтр социальной техники— политики. Обладающему здравым смыслом, пониманием конъюнктуры, представлением возможностей народа (все это может быть за семью печатями для непосвященного в секреты и премудрости вершения государственных дел социального теоретика) политику многие пункты программы обществоведа могут показаться дикими.
К примеру, прекращение кредитования убыточных предприятий. Что оно означает: свертывание производства (при нашем масштабе убыточности)? сознательный переход к повальной безработице? провоцирование
Власть
социального взрыва? На что тогда ориентирована реформационная программа — на стабилизацию или дестабилизацию общества?
Отправляясь от прецедентов и используя поучительный опыт многократно предпринимавшихся у нас «научно обоснованных» катастроек действительности, теперь, по достижении зрелости, важно освободиться от тлетворного синдрома Пигмалиона. Человеческая жизнь созидается исключительно жизнью. Никогда, ни при каких раскладах непосредственно она не может воплощать предначертаний-предустановлений теории. Сверхзадача и сверхцель честного деятеля науки и этой связи не конструирование, не управление жизнью (всегда оканчивающихся насилием), а выработка максимально полных, объемных, достоверных пониманий таящихся в ней — жизни — возможностей. Пускай реформация не будет скорой, но следует допускать лишь те инновации, какие санкционирует народ. Насколько же народ созрел, чтобы принять намечаемую рациональным потенциалом теории схему, решает уже не ученый, а политик. Ученый, движущийся в модальности de dicto (долженствованья), оценивает ситуацию в «чистом», идеализированном виде: действуя последовательно дискурсивно, он не может предусмотреть и просчитать эффекты привходящих, осложняющих обстоятельств. Учет последних — искусство политика, пребывающего в модальности de re (фактическая) и способного принять волевое — в идеале легитимное — ответственное решение об обстоянии дел in natura (в действительности).
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 465;