ТОПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ 5 страница
а) определенным культурным цензом личности, приобщенной к гуманитарному кодексу человечества;
б) убедительной внутренней мотивацией человека наследовать нравственные устои и следовать им. Без нравственных идеалов, стабильных убеждений, которых надо держаться, за которые надо стоять, висеть на кресте (М. Пришвин), — без таких идеалов нельзя. Нельзя, так как ничего, кроме них не воплощает и не олицетворяет высшее, конечное предназначение человечества, смысл его прихода в мир, пребывание в нем. Как видно, чтобы оправдывать высокое звание homo imperativus (человек правящий), субъекту мало быть нормальным, ему надлежит быть гуманитарным.
Изложенное позволяет специфицировать природу интегрированных во властный этос гуманитарных норм. Им присущи:
— универсальность: гуманитарность (в идеале) проявляется как общечеловеческий, планетарный, вселенский феномен с атрофией групповых, классовых, кружковых привязанностей. Она общезначима, и не в деталях, малозначащих, побочных своих проявлениях, но по существу. Есть нечто, что всегда задевает всех и каждого. И это суть — стремление оправдать звание человека. Человеку нужны гарантии от возможных faus pas (ложные шаги, ошибки), ибо для поддержания общежития самоутверждение его не должно быть самочинным. Гуманитарность как высококультурная канва самоутверждения и дает такого рода гарантии. Умение жить по совести, а не по страсти заложено не в аскезе, а в следовании нормам, которые канализируют страсти, назначают минуту их пристойного удовлетворения.
9 Зак. 3993
129Раздел IV
Сказанное становится во много крат актуальнее применительно к человечеству. Если у действующего свободно отдельного человека выбор есть всегда, то этого нельзя утверждать относительно человечества. Отсюда, в глобальном контексте в отношении гуманитарное™ к требованию универсальности добавляется требование аподиктичности. Потенциально гораздо более опасные самоутверждения в социальном масштабе должны быть гуманитарными изначально. Лишь в этом — условия, надлежащие ручательства выживания;
— фундаментальность: гуманитарность не одна из ипостасей общественного сознания наряду с другими, а отправная его ипостась. Она — средоточие нравственных абсолютов, ценностный базис, над которым надстраивается остальное — политика, наука, религия и т. д. Субординация различных отсеков культуры однозначна: гуманитарность приоритетна, из нее все вытекает, к ней все возвращается;
— абсолютность: гуманитарные ценности самодостаточны, не подчинены ничему — ни политике, ни религии, ни науке. Жертвовать ими нельзя, тогда как во имя них можно жертвовать чем угодно (кроме них самих);
— автономность: гуманитарные ценности нельзя превращать в политику, политику же нельзя отрывать от гуманитарных ценностей. Политика, как справедливо полагал Аристотель, в идеале — ветвь этики; забвение этого чревато деформациями гуманитарного миропорядка (умеренные формы — случай Бисмарка; крайние формы — случаи авторитарно-диктаторских режимов — Гитлер, Сталин и др.). Идея автономии гуманитарных ценностей — центральная для их обоснования. То, что не возникает из гуманитарности, — негуманитарно; гуманитарность не требует для обоснования негуманитарных факторов;
— «апостериорная априорность»: алогизм предлагаемого сочетания кажущийся. Гуманитарный кодекс, естественно, возникает из обобщения опыта вершения жизни. Не стремясь к метафорам, не будет преувеличением утверждать, что он буквально выстрадан человечеством за время хождения по мукам, выписан слезами, потом, кровью. Содержательную основу его (потенциала) формирования составляет борьба с искушением — поиск оптимальных программ, возможностей его (искушения) преодоления. Навеянное гордыней, самовозвеличением, самовознесением искушение есть необоснованное притязание на владение. Ценностный стержень искушения — неземная воля к власти, силе, господству над природными и социальными обстоятельствами. Говоря об этом, остановимся лишь на столь принципиальных аспектах искушения, к которым сводятся остальные, как:
а) искушение чревоугодием — извечная забота о хлебе насущном оборачивается безудержной гонкой за обретением материальных благ:
Власть
превращение «камней в хлебы» распаляет аппетит. Хотя в просторечии упоминают хлеб, вожделение вызывает масло, его-то всуе и возводят в формулы. Консьюмеризм примитивизирует, опустошает, выводит за границу полноценной жизни, которая нуждается в духовности, метафизичности и которая располагается за пределами плоской тяги к набитому брюху и прочей чувственной суете («не хлебом единым...»);
б) искушение преобразующим деянием — покорение мира, владычество над природой. Рассмотрение предметно-практической активности как главного предназначения человека, способного познать законы естественной среды обитания, подчинить их себе, поставить на службу, подводит род людской к краю гибели. Непредсказуемый в своей узколобости технократизм представляет рукотворную угрозу существования антропнои цивилизации. И наши дни — прекрасное тому свидетельство;
в) искушение велением — путь диктата, тирании, закабаления человека человеком. Нарушение самоценности личности, подрыв прав гражданина означают утрату цивильности. Властолюбцы, идолопоклонники, преступившие заповедь «Не сотвори себе кумира!», не имеющие и не понимающие своего достоинства, — конченые люди: или в прахе валяющиеся рабы, или необузданные деспоты (А. Герцен);
г) искушение похотью — превращенное в самоцель нлотоугодное со-блазнительство оборачивается машинерией. Любить, не влюбляясь, невозможно. Бездуховному же бонвиванскому чувству не требуется сочеловек. Достаточно куклы, игрушки, заводного болвана (естественный финал вся-
, кого Казановы).
Искушение ведет к пропасти, не провалиться в которую позволяет следование гуманитарным абсолютам, извлеченным из многотрудных поисков «богоугодной» жизни и выживания. Гуманитарные абсолюты, таким образом, опытны, эмпиричны по генеалогии, однако для отдельно взятой локальной ситуации они надопытны, сверхэмпиричны. Это надо интерпретировать в том смысле, что в своей объективной всеобщности, необходимости они не нуждаются в каких-либо дополнительных испытаниях; желание пуститься в последние оборачивается для охотников хождением по многим кругам ада, некогда уже пройденным (и с невосполнимыми потерями) человечеством;
__надысторичность: гуманитарность — высшая ценность бытия, фиксирующая благородство в устремлениях, существенное и смысложизненное. Последнее неотождествимо с суетным, к чему относится повседневное преходяще-временное: непосредственные политические, экономические и т. п. деятельностные измерения, ориентиры. На этом фоне понятна бессмысленность и бессодержательность утверждений, лозунгов, суждений, имеющих
131Раздел IV
форму: «гуманитарно все, что служит X», где X — исторически повседневное. Подставляя частные значения вместо переменной в такое выражение, можно получать предложения: «гуманитарно ценно все, что служит коммунизму»; «...рынку»; «...товарно-денежным отношениям» и т. д. Даже малый запас интуиции наводит на понимание сомнительности таких шагов. Никакая историческая частность, по статуту, не способна возвыситься до уровня гуманитарно значимых ценностей, отношений. Отсюда — необходимость принятия того, что человеку обязателен контакт с миром надвре-менного, абсолютного, который (контакт) обеспечивается гуманитарностыо (нравственностью): «В строгом смысле слова она начинается лишь там, где возникает неудовлетворенность настоящим, т. е. временным и преходящим, как бы благополучно оно ни было, где сознание обнаруживает неустранимый зазор между временным и абсолютным... Между идеалом и действительностью»3;
— автоматичность: гуманитарность не в принудительности, а в естественной побудительности поведения человека, который действует именно так, а не иначе. «Быть человеком в человеческом обществе, — констатирует А. Герцен, — вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности: никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед; она его делает потому, что она пчела. Человек, дошедший до сознания своего достоинства, поступает человечески потому, что ему так поступать естественнее, легче, свойственнее, приятнее, разумнее; я его не похвалю даже за это — он делает свое дело, он не может иначе поступать, так, как роза не может иначе пахнуть»4. Гуманитарность не привычка, а убеждение, образ жизни и действия.
ГРАДИЕНТЫ ВЛАСТИ
Возникая из ролевой неоднородности людей, власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающие право одним влиять на самоутверждение других. Операционали-зируют власть позитивные (стимулирующие добровольное подчинение) и негативные (осуществляющие принуждение) санкции, которые усиливают асимметрию субъекта и объекта власти. Вообще говоря, наличие подобной асимметрии — стандартное место в ситуации власти, между тем обнаруживается нюанс, упускать из виду который недопустимо. Вес упирается в предел полномочий властных функций, переступать который
^Перестройка и нравственность // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 7. 'Герцен Л. И. Собр. соч. М„ 1975. Т. 2. С. 57.
Власть
нежелательно, опасно: там, где баланс кардинальных целей и средств поддержания власти подрывается, власть вырождается.
Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты; б) стремиться к максимуму стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу. Средство власти — богатый арсенал тактики — от безобидных вольтфасов, патронажа до администрирования, устрашения, применения силы. Поскольку небезболезненные механизмы власти сосредоточиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом ее укрепления, возможно противоречие между субъектом власти — властедержателями и ее объектом — народными массами.
Развращаясь властью, субъект власти обнаруживает заинтересованность в наращивании и продлении господства, тогда как объект власти — народ, жаждущий увеличения свободы и благосостояния, стремится к независимости, достоинству, достатку. Настает момент, когда массы перестают санкционировать власть; последняя утрачивает почву для своего существования. Понимание зависимости силы власти от поддержки народа определяет необходимость балансировки оппозиции субъекта и объекта власти: искусство власти — в умении гибко и быстро реагировать на запросы масс, что, собственно, позволяет предотвращать политические катаклизмы. Взаимодействие власти и масс (в идеале) должно быть легальным и легитимным. Лишь в этом случае народ живет, а не прозябает, власть правит, а не насилует.
Кто может претендовать на высокий, ответственный, ко многому обязывающий пост властителя? Если держаться поверхности, субъект власти — представитель духовного производства, к которому причисляются по функционально-ролевому признаку. Подобный ход наводит на западноевропейское толкование интеллигенции как частичного социального слоя. Откуда следует: всякий властитель — интеллигент. Данная интерпретация расходится с российской традицией, связывающей интеллигентность не с ролевым (включенность в надстроечную деятельность по профессиональному признаку), а с духовно-этическим началом (интеллигент — воплощение гуманитарных констант, носитель и выразитель морально-нравственных абсолютов). Так как режим отправления власти предполагает учет требований эксперирующих регулятивов, что в персональном плане соотвегственно типажу гуманитарно уравновешенной, толерантной личности, обнаруживается преимущество именно российской традиции толкования интеллигенции
!
133Раздел IV
как потенциальной социальной почвы власти. Последнее также хорошо согласуется с некоей исходной убежденностью, что не всякому образованному (западноевропейская ролевая трактовка интеллигенции) дано властвовать.
Как растить достойных людей, формировать властный корпус? Поиск ответа на вопрос дает такую схему рассуждения. В чем-то следует отказаться от идеализирующей российской трактовки интеллигенции. Взять саму нашу реальность, — история свидетельствует о наличии на Руси двоякой драмы: с Петра I, противопоставившего «индустриализм» Запада святости Руси, наметился и ныне непреодоленный раскол интеллигенции с народом: с Никона, А. Радищева, Н. Новикова, П. Чаадаева до петрашевцев и разночинцев интеллигенция, выступающая от имени Отечества и стяжающая право воплощать совесть общества, традиционно в оппозиции к правительству. Таким образом, в России налицо конфликт интеллигенции и власти. Русское дворянство расслоено — мелкопоместное малоинтеллигентно: в молодости — это служилые люди, по отставке — прожигатели жизни, самодуры; высшее — в большинстве лишние люди, фрондеры, не находившие применения и задавленные двумя массами — темным самодержавием и темным народом. Те же, кто из дворянства оказывался верноподданным, утрачивают вольнодумство, проходят как реакционеры, гонители свободы и культуры — от С. Уварова и К. Победоносцева до Д. А. Толстого и С. Витте (т. е. подтачивают исходно высокий образ интеллигента).
Следовательно, в теории имеется концептуальный типаж, но он не работоспособен при проекции его на действительность (отсюда и крайне негативный проект неполитической российской государственности). Еще Платон обращал внимание на возможность внутреннего перерождения, деформации власти вследствие развала у должностных лиц чувства сопричастности властному этосу (коррупция, непотизм, протекционизм и т. п.). Власть и интеллигенция совместимы в случае особого рода интеллигентной власти, которая обеспечивается: а) формированием властных элит (с отменой наследуемого права на власть); б) достижением внутренней (моральной и материальной) независимости политических деятелей; в) введением жесткого контроля нравственных качеств парламентариев (комиссии по этике); г) учреждением правового контроля деятельности представителей властного корпуса (декларации о доходах, запрет на предпринимательство и т. д.); д) демократизацией властных структур (ротация, борьба с лоббизмом, клановостью); е) введением режима гласности — фронтальная подотчетность и подконтрольность.
Власть
4.3. ПРИНЦИПЫ ВЛАСТИ
Одно дело — стяжать власть, другое — ею распоряжаться. Последнее предполагает искусство встраиваться во всегда высокий темп жизненных изменений и формировать инструменты их контроля, осуществляя прямую и косвенную регуляцию взаимодействий людей и поддерживая оптимальный ритм общественного существования. Чтобы нетерпение не обгоняло возможность, чтобы доминирование не обращалось в мелочную борьбу и месть, чтобы личность, обретя бразды правления, сохраняла «вертикальное положение», не погрязая в страстишках, полезно придерживаться неких исконно существенных принципов власти. Переходя к описанию этих принципов, подчеркнем лишь то, что данные нормативные основоположения, как и все и всякие «общие места», разумеется, утрачивают черты истины, однако, допуская изъятия и нюансы, оказываются капитальными, если брать их вместе, проводя применительно к различным контекстам соответствующие спецификации. Итак, среди основных принципов власти выделим следующие.
3 Принцип сохранения. Отношение к власти как преимущественной, едва ли не единственно подлинной ценности. Аналогично традиционным законам сохранения, фиксирующим инвариантность численных значений некоторых величин относительно функции времени, данный принцип выражает требование стабильности, воспроизводимости, пролонгируемое™ власти, ее независимости, неколебимости, незыблемости ко всякого рода перипетиям (перестройки, возмущения, изменения) текущей жизни. Главное здесь — удержание и умножение власти всевозможными способами. С властью собственноручно, добровольно не расстаются — за власть борются. До конца. Акцентируя это, Т. Гоббс вводил постулат максимизации собственной власти (жажда власти как логическое резюме внутренних сознательных стремлений), характеризующий имманентный строй homo politicus (человек политический). Принцип сохранения власти, поддерживаемый интенцией усиления влияния, по определению — силовой показатель. Во многом, если не во всем, он предопределяет конъюнктурность, имморальность, т. е., по гамбургскому счету, криминальность феномена власти.
Принцип действенности. Властитель не склоняется, не пасует перед обстоятельствами, он справляется с ними. Говоря образно, ему не может прийти в голову перестать сеять хлеб из-за угрозы сорняков. Созерцательность, нерешительность, анемичность — не амплуа властедержателя, соответствующее его основополагающим сценическим данным, характеру социальной роли. Властитель — существо инициативное: ему нужно дело, а не разговоры о нем.
135Повторения в истории, как известно, бывают в виде трагедий, фарсов и трагифарсов. Удерживая в мысли знакомые примеры этого, подчеркнем, что исторические циклы, реставрации оказываются не событийными, а модельными. К примеру, крах абсолютизма (царского) в 1917 г. и крах абсолютизма (партийного) в 1991 г.; разгул митинговой демократии как рычаг просвещения масс в том же 1917 г. и соответствующие события в 1991 г. Множество гомологических черт у лидера буржуазных демократов образца 1917 г. А. Керенского и лидера перестройки образца 1991 г.: оба в народе именовались главноуговаривающими. Аналогии на том не кончаются.
Центральное правительство, декларировавшее в апреле 1985 г. перестройку и так и не приступившее к ней, как и буржуазно-демократическое февральское правительство, низложено. Из этого представительного факта следует: непростительнейший изъян власти — умозрительность, велеречивость. Кто уклоняется от игры, тот ее проигрывает, — говорил А. Ришелье. Власть не может заниматься эгобеллетристикой, впадая в сервилизм перед сообществом. Напротив, она должна быть решительной, дееспособной, иначе она перестает быть властью.
ι Λ Принцип легитимности. Обеспечивающая выполнение принципа сохранения беспредельная тактика не должна оборачиваться тактикой беспредела, от которой отскакивают гуманитарные общие места. В этом отношении, понятно, власть не есть нечто, что не сковывает себя обязательствами. В развитии данного сюжета выскажем такое соображение. Политик-властитель не обходится без исторического самоотчета. Поскольку действия его обращены к людям, а говорят всему человечеству, исходят из эпохи, а являются достоянием вечности, политик-властитель должен представлять, как войти в историю и как достойно в ней удержаться. Так как во властной деятельности «вечностью заполнен миг», субъекты ее обязаны сохранять самообладание, направленное в первую очередь на исключение гуманитарно сомнительных, неполноценных акций. По необходимости же предпринимая последние и памятуя, что не принадлежат себе, властители должны иметь вариант самооправдания. (Когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих: «что значат эти камни?» — во избежание драматических переосмыслений нужно иметь заблаговременный удовлетворительный ответ.) Из сказанного вытекает: работающий на больших массах властитель (в идеале) воздерживается от криминала и в словах, и в помыслах, и в действиях: во всем он стремится вырабатывать правовой, конституционный подход.
Оптимальное средство удерживать власть — опора на закон, законотворчество. Закон всегда сильнее власти. Об этом стоит помнить властителю, для которого при рассогласовании деятельности с законом конфликт снимается
Власть
отставкой, либо трансформацией норм, либо их попранием. Первый путь — путь «хорошей мины при плохой игре» — плод самонадеянности, недальновидности, следствие переоценки собственных возможностей (он охватывает и редкий случай отстаивания идеалов, когда властитель надевает маску жертвы: «Блаженны изгнанные правды ради»). Второй путь, с точки зрения пролонгации власти, наиболее предпочтительный. Возмущающие воздействия неблагоприятных условий блокируются здесь ad hoc (по случаю) акциями. В согласии с максимой не власть обслуживает нормы, а нормы — власть, по необходимости проводится конъюнктурная подгонка норм под нужды власти (изменение, упразднение, пополнение законодательства). Третий путь — крайне опасный, для стратегических перспектив власти сомнительный. Связанный с подрывом доверия к субъекту власти со стороны ее объекта, он реализуется в ситуациях цивильно недоразвитых форм, попустительствующих само- и единодержавию.
< Иринами скрытности. Имеет несколько редакций. Первая — недопущение разоблачений. Подобно тому, как собаки боятся орла, когда видят его тень, властитель, соблюдая канву легитимности, закулисно должен уметь играть на устрашение, остерегаясь при этом всякого рода самораскрытий. Именно это позволяет ему политически блефовать, компенсировать слабость собственных карт ставками на противоречия мощных партнеров. Вторая — дистанцированиисть от массы. Властитель, способный на внешний смех и тайный плач, остается для публики, как за семью печатями, за хорошо поставленной плотной ширмой. Величие человека измеряется величием тайн, которые его занимают или перед которыми он останавливается. Во избежание дискредитации вход в самостный мир властителя заказан. Поэтому властитель отстранен от массы; она не может быть свидетелем открытости его мыслей и действий. В pendant утверждаемому уместно вспомнить случай с де Голлем, которого ледяной ветер государственных интересов заставил добровольно принять на себя роль затворника: самоотшельничество, разрыв непосредственных живых связей с иными людьми сообщили ему дополнительную свободу, возможность не быть искренним ввиду невозможности ни отвечать на искренность, ни рассчитывать на нее. Третья — наращивание тактического арсенала. «Опасайтесь этого человека! Он говорит то, что думает», — предупреждал Б. Диз-раэли. И вполне справедливо: подобный стиль утверждения властителю не подходит. Поскольку политические перемены происходят, когда преодолеваются силы сопротивления, а, как правило, они имплицитны, властитель стремится располагать дополнительными механизмами ослабления, уничтожения соперников-интриганов. Борьба же с тайными силами по определению — тайная. Четвертая — проявление самоволия «казнить —
137Раздел IV
так казнить, миловать — так миловать». Зачастую лишенный санкционированных инструментов оплаты по векселям, долговым обязательствам в виде политических и личностных камбио и рекамбио, властитель может и должен отправлять функции оперативного ареопага. Предпринимая соответствующие квалифицирующие действия, однако, нелишне руководствоваться определенными максимами, говорящими, что выше закона — любовь, выше права — милость, выше справедливости — прощение. Пятая — лишь плохая власть не знает иного пути, кроме прямого. Власть располагает значительным запасом неявных, латентных средств (тайная дипломатия, секретная переписка, закрытые встречи, конгрессы, форумы, слушания и т. п.), нацеленных даже не столько на охрану государственных, политических или партийных секретов, хотя и это немаловажно, сколько на соблюдение правила: самое опасное для власти — говорить правду раньше времени. Должен, вероятно, существовать оптимальный режим предания гласности, предполагающий с определенной периодичностью рассекречивание документов. Последнее необходимо для тщательной аналитической работы: монументальной, связной, содержательной оценки прошлой реальности, ставящей перед собой как сверхзадачу создание достоверной летописи эпохи, страны, судьбы — подлинной, неотретуши-рованной истории народа, его правителей. Посул отказаться от тайной дипломатии, секретности в политике — бьющая на сиюминутность пропагандистская уловка, к которой, помнится, охотно прибегали рвущиеся к власти большевики, — тотчас был, однако, ими предан забвению после захвата власти. В России всё тайна и ничто не секрет. Тот же закрытый разоблачительный доклад Н. Хрущева на XX съезде КПСС — это сокрытие информации. Но не от пострадавших, а от народа. Причины? Они очевидны: не допустить неконтролируемых социально-политических процессов, потенциально опасных для власти. Отсюда — общее положение: временной интервал рассекречивания должен быть оптимальным, — доступ общественности к святая святых власти — ее тайнам, архивам — санкционируется не слишком рано (во избежание ненужных обострений) и не слишком поздно (ввиду дезактуализации элементов прошлого). Особенно важно сказанное применительно к России, народ которой оживляется лишь тогда, когда приходится хоронить кого-либо (наблюдение В. Розанова). У всякого человека, властителя — своя тень, и ее надо знать. У всякого народа— своя судьба, своя история, и ее надо писать. Вовремя.
Принцип «антифортиссимо». Сила власти не равнозначна власти силы. Это тот случай, где от перестановки слагаемых сумма меняется. Наилучший тип вершения власти, как отмечалось, — правозаконный (принцип легитимности). В этом отношении справедливо, что пушки — последний
Власть
довод королей. Последний в прямом и переносном смысле. В прямом, так как сила — крайнее средство удержания власти, к которому прибегают, когда все способы испробованы. В переносном, так как сила — худший или, как минимум, наименее желательный способ сохранения власти, ибо связанная с многочисленными материальными и гуманитарными издержками хирургическая политика всегда обоюдоостра, рискованна.
Рычагами отправления власти (в идеале) выступают законодательно санкционированные социальные действия. В случае исчерпания конституционно признанных легальных преобразовательных инициатив соответствующий норме период жизни прерывается. Наступает пора беззаконного безвременья, где, не заботясь о благопристойности, власть проявляет себя инструментом «играния злокозненной игры», для личности и народа индицирующей опасность «оскорбления окончательного исчезновения» (И. Тургенев). Это пора не правовых, законных, а принудительных преобразований в диапазоне от революции, путча до радикальных встрясок — реформации в условиях чрезвычайщины. Плохих программ у властителей-политиков, вообще говоря, не бывает. Слова «всем хорошо» известны; они уже давно сказаны. Punctum quaestionis (суть вопроса) в том, какими акциями они обеспечиваются, подкрепляются. Здесь важен выбор ценностей, расстановка приоритетов. Не входя в детали и не нарушая подробностями смысловой интенсивности разбора, оценим крайности.
Левый фланг — местечковый (классово-групповой) подход, навевающий долг «заставить быть счастливым». Насильственный ход в светлое незнаемое, естественно, связан с издержками, которые определяются произвольно. Касательно одних допускается нейтрализация, доходчиво намеченная, к примеру, И. Бабелем: «Вы слюнтяй, и нам суждено терпеть вас, слюнтяев... мы чистим для вас ядро от скорлупы. Пройдет немного времени, вы увидите очищенное это ядро, выймете тогда палец из носу и воспоете новую жизнь... а пока сидите тихо, слюнтяй, и не скулите нам под руку»5. Касательно других принимается ликвидация, отрабатываемая практически уже в наши дни леваками-коммунистами (маоисты, полпотов-цы) во впечатляющих сценариях мирового пожара: «Если во время войны погибнет половина человечества, — это не имеет значения. Не страшно, если останется и треть населения... Если действительно разразится атомная война — не так уж плохо, в итоге погибнет капитализм и на Земле воцарится вечный мир. Хотя мир будет лежать в развалинах, но эти развалины будут уже социалистическими» (спрашивается: кому и зачем нужны
ь Бабель И. Соч. М„ 1990. Т. 2. С. 78.
139Раздел IV
хотя бы и социалистические развалины?). Недалеко ушли и ястребы из иного лагеря, во времена конфронтации и холодной войны утверждавшие значимость вопросов более важных, нежели вопросы самоистребления. В отмеченных случаях тем не менее трудно избавиться от шигалевского парадокса фактических властедействий: почему, исходя из абсолютной свободы, приходишь к абсолютному рабству? Вопрос, не снятый и поныне социоконструкторами-преобразователями.
Правый фланг — обращение к положительным началам, универсальным, абсолютным святыням. К недостаткам данной, очень возможной линии относятся два: семантическая недоопределенность трактовки идеала и полный одиозности политический путь реального насаждения идеала, которого при отсутствии монополии на него каких-либо лиц и инстанций кто-нибудь, где-нибудь, когда-нибудь да не примет.
Самое интересное и ценное в человеке — его идеалы, верования; это же приложимо и к нациям, и к историческим эпохам, — подмечал У. Джемс. Вторая часть утверждения своей очевидной правотой не столько дополняет, сколько уточняет первую. Уточняет в плане политизации, этнизации и одновременно — что бесконечно важно — релятивизации. Оказывается, у людей разные абсолюты. Что может претендовать на титул вечных ценностей?
Гуманизм? Но еще М. Лютер, критикуя Эразма Роттердамского, недоумевал, как человеческое может значить больше божеского.
Свобода? Но тот же Сент-Экзюпери язвительно вопрошал: «Если в пустыне освободить человека, который никуда не стремится, чего будет стоить его свобода?»
Филантропия? Но разве не разрушают эту мысль Ж. Бодена сопровождающие цивилизацию геноцид, апартеид, апатрид?
Независтливость? Но ведь сказал О. Генри, что каждый шиллинг в чужом кармане — собственное оскорбление.
Мир? Но изрек Христос: «Не думайте, что я пришел принести мир на Землю; не мир пришел я принести, но меч».
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 458;