ТОПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ 3 страница
1. Неприемлема подпочва эсхатологизма, опирающаяся на две посылки:
а) мысль о прошлом как пережитке («полное, сплошное, тупиковое недоразумение»), требующем радикального преодоления. Прошлое — подвижный и непременный компонент динамического временного ряда, активно влияющий на настоящее, участвующий в созидании будущего. Отречение от него, нарушая органичную связь эпох, разрушает плодоносный культурный слой, цивилизационные накопления, развязывает руки самым темным силам, склонным к самому худшему социальному произволу;
б) мысль о настоящем как вегетативной среде идеалов. Догматическое конструирование совершенных стадий, претендующее на подытоживание результатов истории,— лучший признак не истинности, а узколобости историософии. Смысл истории не в ее завершении (как полагал Н. Бердяев), а в ее продлении, полнокровном, осмысленном переживании каждого мгновения проживаемого бытия.
2. Сомнительна перспектива рационального социотворчества, сознательно-последовательно преодолевающего предшествующие греховные этапы. Прежде всего неотчетлива идея греха, точно дамоклов меч, неотвратимо висящего над человечеством:
Не первородный, а предмирный грех Мы искупить обречены страданьем.
А.Чижевский
Человек —существо самосознающее, рефлексивное. Проявление его бытия обоснованно толкуется им как реализация собственной участи. Существование человека потому, в отличие от иных обитателей животного царства, для него — проблема, инициирующая страхи, тревоги, отчаяние (в том числе от самоугрозы, самонепонимания), но и веру, надежду, любовь, обретение. Никакого фатального проклятья на человеческом роде нет. Проблематизация мира не заслоняет утверждения в мире. Категория
Политическая хроногеометрия
греха — персональная. Насколько человек греховен, решается индивидуально. Индивидуально же выбирается стезя, приближающая или удаляющая от грехопадения. Китайская философская традиция ставит здесь на соитие с вечностью: «Забудем о (течении) времени, забудем о разрешении (что такое правда и неправда), достигнем бесконечности, чтобы постоянно в ней пребывать»1. И. Экхарт уповает на любовь к богу: «Только любовь дает нам... обретение; любовь, которая сильна, как смерть... она убивает в человеке его «я»... разлучает душу с телом... расстается... вообще... с этим миром... отходит туда, где ее место по заслугам ее. А что же иное заслужила она, как не уйти в тебя, о боже предвечный, если ради этой смерти через любовь ты будешь ее жизнью».
Франциск Ассизский поручает себя плотской аскезе... Низко не падающий высоко не летает. В. Ключевский проницательно замечает: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую
дорогу»2.
Наконец, порочно представление рационально-совершенного устроения истории по доктринальным рецептам. «Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей»,— восклицал Л. Фейербах. Какое заблуждение! Людей творят люди. Философия творит тексты. Внутреннее формирование действительности есть духовное творчество. Внешнее формирование действительности есть политика. Но формирование не по доктринальным, а по социотехническим канонам. Политика не создает мир по идеальным рецептам, она не ищет истину, не жизнедействует как социальная сакристия. В соответствии с балансом интересов она занята выработкой консенсуальной равнодействующей, представляющей ядро, стержень групповых технологий.
3. Умозрительно допущение априорного предназначения неких поли-тохорологических структур, якобы обслуживающих высшие мировые цели. Почему прусская сословная монархия — социальный апофеоз? Почему предел мечтаний — западная либеральная демократия? Почему Россия — почва для начинания нового (?!) мира? Отметая всякого рода «завершенную целостносгь чистой философии» (И. Кант), применительно к России выскажемся ясно: русская идея есть идея цветущей культуры и
1 Древнекитайская философия: Собр. текстов. М., 1972. Т. 1. С. 261.
2 Русским архив. М., 1990. Вып. 1. С. 77,
107Раздел III
могущественного царства, а не терминальная идея отрешенного царства божия, как почему-то думал Н. Бердяев.
4. Концептуально не проработано состояние «конца» как предельной полосы развития. Полнокровное историческое бытие всегда богаче его доктринальных финализаций — лишенных источников питания «царства Духа» (Н. Бердяев), «сферы сверхжизни» (Тейяр де Шарден), «общечеловеческих государств» (А. Кожев). Соотношение «цели» и «движения» в жизни — на стороне последнего. Движение препятствует впадению в монотонное однообразие, погрязанию в сладострастие, не позволяет гаснуть всякому живому чувству. Воистину цель — ничто, движение — всё. В экзистенциально- и социотворческом смысле.
Циклизм. Наивно жестко связывать циклизм с отрицанием исторически прогрессивного развития. Такая линия представительна, но не глубока в трактовке законов смены социальных состояний. Буквально циклизм означает признание чередуемое™ и равнодостойности восходящих и нисходящих ветвей общественной динамики, где в одном случае циклы (круги, иные модельные формы) не коммуницируют — квантование истории, в другом — коммуницируют, не выказывая тем не менее своей прозрачности. Неглубокая историософская монадология такого типа достаточно полно систематизирована Э. Лейкиным, в качестве раритетов схемы ненаправленного потока исторических изменений приводящего: «культурные круги» (Л. Фробениус); «исторические культуры» (О. Шпенглер); «локальные цивилизации» (Ж. Пиренн); «культурные суперсистемы» (П. Сорокин); «культурно-политические единства» (Ф. Нортроп); «социальные структуры» (Э. Брейе); «духовные синтезы» (Б. Ландхерр); «конфигурации культурного роста» (А. Кребер); «циркуляцию элит» (В. Парето). Если циклизм Д. Вико — оправданная попытка экспериментального отношения к истории в поисках движущих, на поверхности не лежащих инвариантных пружин исторического развития, то циклизм в отмеченной редакции —плод обленившегося схоластического верхоглядства. Как поисковая платформа он (подобный циклизм) не подлежит restitutio in integrum (восстановление в целостности).
Иной содержательный ход — циклизм с позиций реставрационизма. Говоря об этой заслуживающей внимания возможности, оттолкнемся от неких общих свойств временного ряда. Фундаментальный топологический атрибут времени — необратимость — аксиоматически устанавливается отношениями:
а) рефлексивности: а — а (всякое событие самотождественно, несамо-избыточно, совпадает с собственной длительностью);
Политическая хроногеометрия
б) транзитивности: а < Ь < с (если событие а предшествует событию /;, которое предшествует событию с, то событие а предшествует с);
в) для двух событий a, b возможны три варианта соотношений: а иb — одновременны; а предшествует b\ b предшествует а.
Данная аксиоматика — основа анизотропии, векторности временных процессов, текущих из прошлого через настоящее в будущее. Идея же циклизма (реставрационностп), очевидно, допускает инверсию, противоречит тем самым как интуиции, так и аксиомам временного ряда. Для снятия затруднений уточним: циклизм в своем объемном выражении имеет два прочтения: реализуются обстоятельственные и событийные циклы. Первые, опираясь на объективную ритмику явлений, сводятся к восстановлению натуральных рам событий. Вторые описывают феномены воссоздания самих событий. Таковы загадочные совпадения. Только один пример: 28 июля 1900 г. на встрече итальянского короля Умберто с хозяином ресторана в г. Монза король с изумлением «обнаружил, что этот человек является его абсолютным двойником и носит имя Умберто I. Мало того, скромный хозяин ресторана родился, как и король, в Турине и в один день с монархом. Супругу хозяина, как и королеву, звали Маргарита, а венчались двойники в один день. И еще: в тот день, когда один Умберто был коронован на престол, второй приобрел ресторан. На следующее утро король Умберто I пригласил двойника в свой экипаж, чтобы вместе поехать на спортивный праздник. Но оказалось, что на рассвете тот был застрелен неизвестным грабителем. Через пару часов и сам король Италии Умберто I был застрелен анархистом в городской толпе» (С. Лесков). Поскольку исключительно сложный вопрос исторических (роковых) совпадений в теории практически не эксплицируется — здесь попросту отсутствуют положительные идеи, не считая гипотезы причинно несвязанных параллельных жизненных миров, — в дальнейшем он обсуждаться не будет. Сосредоточим внимание на теме обстоятельственных циклов, обусловливающих чередование неких струй реки истории.
Недостатка в фактуре, удостоверяющей реальность циклов, в науке нет. Циклы природных явлений продолжительностью 30 — 35 лет были обнаружены в 1890 г. Брикнером; в 1901 г. Дуглас, исследуя годовые кольца деревьев, обнаружил одиннадцатилетний цикл изменения погодных условий, связанный с одиннадцатилетним циклом солнечной активности; А. Л. Чижевский, используя значительный фактический материал (биология, медицина, история, статистика, астрономия, метеорология), показал, что жизнедеятельность организмов от растения до человека, течение жизни на Земле, здоровье каждой отдельно взятой клетки зависит от состояния Солнца, его активности, выброса частиц, колебания напряженности магнитного поля.
109Раздел ΠΙ
У Солнца имеются ритмы от 27 дней (период обращения его вокруг своей оси) до нескольких сотен тысяч лет. «Каждый из них выполняет свою роль в земной биосфере. Они определяют урожайность земных полей, погоду, осадки, от них зависят вспышки эпидемий, сердечно-сосудистых заболеваний, психических расстройств, они управляют размножением животных, микроорганизмов, миграциями животных и многим другим. Каждое из перечисленных событий связано с определенным ритмом»3.
На состояние земной жизни оказывают воздействие и другие космические ритмы. Здесь, вслед за Е. В. Максимовым, можно указать на ритмы звездной активности, активности комегно-метеорных потоков, активности планет Солнечной системы, колебаний магнитного поля Земли, литосферы, гидросферы, биосферы и т. д.
Существует масса сопоставлений и статистических корреляций различных показателей с числами Вольфа: от ледовитости районов до распространенности инфекций, изменяемости картины крови и состояния здоровья.
В последнее время всесторонне проанализированы и прослежены ге-лиобиологические связи: выявлена синхронность изменчивости численности популяций, миграции животных, динамики заболеваний, эпидемий, пандемий, эпифизий, эпизоотии с ритмикой солнечной активности.
Специалисты подразделяют известные ритмы на группы:
1) наиболее кратковременные — связаны с неравномерностью облучения Земли космическими частицами, область их действия — атмосфера;
2) зависящие от колебаний солнечной активности — воздействуют на атмосферу, магнитное поле Земли и живые организмы;
3) самые продолжительные — вызваны неравенством сил тяготения, воздействуют на атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу. В них различают ритмы внутривековые (от 2—7 до 30—40 лет) и вековые (от 160 до 1800—1900 лет) (по данным Е. В. Максимова). Т. Карлстрем выделяет ритмы в 40 800, 20 400, около 3400, 1700, 1133, 567, 283 года; В. Н. Зубаков — в 370 000,185 000,90 000,40 000,21 000,3 700 и 1850 лет. При этом наибольшей фундаментальностью наделяются ритмы в 3,5 (натуральный ритм), 11, 22—23, 100, 1850,40 700, возможно, 500 000—600 000 и 200 000 000 лет.
Помимо природных циклов, отчасти объясняющих пертурбации социума (переселение народов, изменение численности населения, динамика уровня жизни вследствие климатических трансформаций — засухи, наводнения, похолодания и т. д., ■— к этим объективным факторам могут быть привязаны состояния духа народа, пассионарность), обнаружена сугубо общественная ритмика.
Политическая хроногеометрия
1 Никитин А. Восхождение к человеку // Новый мир. 1980. № 5.
ПО
Н. Кондратьев выделил специфические К-циклы (45—60 лег) — длинноволновые колебания, свидетельствующие о последовательном вытеснении доминирующих укладов; на смену одному доминирующему технологическому укладу идет другой, становящийся доминирующим. В чередованиях укладов (ядер саморазвития), обусловливающих рост эффективности воспроизводства общественной жизни, заключается существо экономической макроэволюции. С. Кузнец идентифицировал строительные циклы (колебания в 15—20 лет), соответствующие периодам массового обновления фонда недвижимости. О 20—25-легнем цикле соответствия производительных сил производственным отношениям на материале России речь шла в «Философии власти»4.
В общем случае устойчивые тенденции циклических колебаний объясняются ритмикой «технологических инноваций» (И. Шумпетер), «технико-экономических парадигм» (С. Фримен), «технологических укладов» (С. Глазьев), инициирующих обновление отраслевых структур. Ритмика эта целесообразна; в идеале обновление протекает плавно, образование новых отраслей чередуется с максимальной диффузией нового технологического уклада — без скачков, перепрыгиваний через циклы преобразования отраслевых структур. Именно такой вариант избрала Япония, отказавшаяся от фронтальных и избравшая путь локальных (отдельные фирмы, корпорации) прорывов в экономике. Данная тактика позволила сгладить наслаивание технологических циклов, обеспечивая их наибольшую самоотдачу в естественном завершении, угасании. Ставка делалась на структурную перестройку за счет не только развития авангардных производств, но и обновления традиционных. У нас, к несчастью, пока не так: технологические преобразования в отраслях-лидерах не сопровождаются технологическим обновлением традиционного фонда, что усугубляет его деградацию. Как отмечает С. Глазьев: «В течение уже трех десятилетий в народном хозяйстве продолжается одновременное воспроизводство трех технологических укладов... Воспроизводящаяся (а не трансформирующаяся. — Авт.) технологическая многоукладность хозяйства приводит к возникновению серьезных углубляющихся диспропорций, включая перепроизводство устаревших продуктов при остром дефиците новых, ресурсную утяжеленность экономики, сырьевую ориентацию экспорта и др.»5
Не претендуя на полноту и суммируя то, что кажется справедливым, отметим следующее.
4См.: Философия власти. М., 1993. С. 260.
'Длинные волны: научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие. Новосибирск. 1991. С. 165.
111Раздел ΠΙ
Политическая хроногеометрия
Нет развития без воспроизведения, нет эволюции без реставрации, нет историзма без циклизма. Глубокий циклизм покоится на знании, что в череде исторических форм сохраняется, что отсекается.
Прогрессизм как схема неограниченного наращивания благосостояния перед опасностью глобального оскудения, необходимости самоограничения, контрацепции, перехода на нулевой или даже отрицательный рост выглядит утопически. Финализм как формула реального конца истории, из-за нехватки воображения своих адептов лишающая человечество шанса достойной жизни, выглядит мистически. Циклизм не в элементарной своей редакции (дискретизация истории) — перспективная поисковая программа: посредством выделения инвариантов (экзистенциальных констант), того неизменного, что воспроизводится в порядке вершения жизни, обеспечивает преемственное развитие, поставляет адекватное изображение подлинного тока истории. Реставрируемыми комплексами деятельности выступают фертильные пласты макроисторических воспроизводственных контуров. В отвлечении от содержания, противоречий эпох, классовой, конфессиональной картины в социуме имеется продуктивная организация, стимулирующая процесс гарантированной, эффективной жизни.
Гарантированность, эффективность. Ориентация на них предопределяет, предусматривает циклообразные инверсии, реставрации. Взять разделение труда. С разложением родового строя оно осуществлялось по семейному принципу. Упрочение индустриального общества утвердило отраслевой принцип. При переходе к информационному обществу с соответствующими мехатронными технологиями имеется возврат к производству в лоне малых семейных форм — «электронных коттеджей».
Модель инвариантов, по ходу течения жизни пульсирующих ее циклов (быть может, фундированных какими-то генетическими кодами) привносит нестандартные мотивы в звучание тем цели истории, темпов ее изменений. В силу отрешенности прогрессизм не поставляет приемлемых резонов решения проблемы векторизованное™ истории: любой без достаточных оснований умозрительно введенный критерий искомых трансформаций может быть оспорен (один увязывает направление истории с покорением природы; другой — со смирением цивилизации). Не то циклизм, толкующий историю в терминах накопления гарантированное™ и эффективности в эволюционных общечеловеческих циклах. Цель в природе конституирует антропный принцип (рациональная антропоморфная телеология). Цель в истории конституирует жизнестойкость, обеспеченная простором ключевых системообразующих типов активности, ответственных за богатство самоосуществления в персональных и коммунальных отсеках групповой деятельности.
Аналогичное утверждается о темпах исторического становления. Жизнь задана естественной рамой жизни (разделение труда, уровень производительных сил, производственных отношений, способ соединения работников со средствами производства, формы собственности, распределения и перераспределения доходов, рекреация и т. д.) плюс организацией. Естественная рама жизни удовлетворяет правилам циклов. Организация проявляется как корректирующий, упорядочивающий, регулирующий фактор, блокирующий стагнацию, дисфункцию, диспропорцию, деградацию. В идеале организация не подрывает, а оптимизирует динамику естественной рамы жизни. Но это в идеале. В действительности многочисленны сбои, способствующие хаотизации. Нарушение естественных циклов, следовательно, вызвано организацией. Такой поворот заставляет обратиться к термодинамической интерпретации социальной организации (регуляции).
С позиций современной термодинамики структурные изменения в системах происходят в ситуации максимальной неустойчивости: «Если система структурно устойчива относительно вторжения новых единиц, новый режим функционирования не устанавливается... новые единицы (инноваторы)погибают»6. Понимание этого реконструирует природу социальных макросдвигов от промышленных до общественных революций (контрреволюций, инволюций). Оказывается, что сильная неустойчивость, обусловливающая сдвиги, как правило, присуща не всей системе, а локализована в части, обеспечивающей саморазвитие. С позиций нелинейной термодинамики устойчивости стационарного состояния системы могут угрожать только стадии, содержащие автокаталитические петли (где продукт реакции участвует в синтезе самого себя). Такие стадии (на языке политологии — структурные сдвиги общесоциального порядка) индуцируются организацией (управление, регуляция), так как именно она ввиду автокаталитичности способна периодически обретать неравновесность, неустойчивость. Мир покоится на упорядочивающей организации, нарушаемой, как ни парадоксально это звучит, самой упорядочивающей организацией.
Отсюда мораль: перед лицом амбивалентности организации, которая и упорядочивает, и усиливает хаос (волюнтаристские вмешательства, амбициозное прожектерство, деструктивные катастройки), приступая к ней, следует представлять, какие вмешательства полезны, какие вредны, какие устраняют, какие плодят катаклизмы. Вовсе недопустимо, чтобы организация (реформация, модернизация) вела к ослаблению, подрыву национальной мощи. В чем причина несостоятельности национальных реформ?
Пригожин И.. Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 251.
113Раздел ΠΙ
В радикальных революционных вмешательствах, нарушении естественных исторических изменений со встроенными в них жизненными циклами. В результате необдуманных перетрясок волны циклов, не находя завершения, налагаясь друг на друга, взаимонейтрализуются, усиливая диспропорции, снижая державную витальность, приближая кризис.
«Граждане, мир перевернулся, стоит на голове, а мы все-таки живем», — недоумевал И. Бабель. Живем лишь по причине невсеохватности революций. Революция как инструмент социального устроения порочна: она не налаживает, а разлаживает жизнь. Есть одна достойная революция — рожать детей (И. Бабель); остальные революции — способ оправдания любой лжи. Жизнеспособность не в революции, а в большем наполнении неизменного в течение длительного времени в наборе видов и содержания деятельности, приближающих «к феномену популяции, успешно выживающей при смене поколений элементов и неблагоприятных воздействиях среды»7. Так, с чисто термодинамической стороны повышается общецивилизационный кредит эволюционизма, мелиоризма, оппортунизма в перспективном социальном строительстве.
Темпы исторического становления связаны с интерференцией волн циклов в производительных, гражданских, экзистенциальных укладах. Из физики известно, что колебания бывают свободными (протекающими без внешнего воздействия) и вынужденными (наличие меняющейся внешней силы, изменяющей собственную частоту колебаний). Если частота вынуждающей силы близка собственной частоте свободных колебаний, возникает явление резонанса (увеличение амплитуды колебаний системы). В противном случае наложение волн образует интенсивности, ослабляющие протекание процессов. При необходимости интенсифицировать ток процесса следует достигать резонанса — синхронизации волн периодических колебаний.
Применительно к политике сказанное означает целенаправленное поддержание естественных ритмов явлений без допущения возмущений. Отсюда — следствия прагматического свойства.
1. Порочность революций как социальных технологий. Революции — неограниченные, некогерентные воздействия на социум — нарушают распространение длинных волн (в первую очередь К-циклов): подрываются отношения собственности, прерывается воспроизводство жизни (людские жертвы), отрицаются ценности, устои.
2. Ускорение и торможение развития обусловливают синхронизация и десинхронизация цикловых волн в массовом распространении технологи-
'Вопросы экономической генетики. М., 1993. С. 69.
Политическая хроногеометрия
ческих и социальных укладов. Вслед за И. Валлерстейном подразделим страны мирового сообщества на ассоциации: центр — периферия — полупериферия. В первую группу входят государства, добивающиеся высокой степени согласованности преобразований структурных компонентов обновляемой жизни. Вторую группу образуют государства, разбалансирующие основные жизненные циклы в обновлении фондов. Третья группа — государства с достаточной жизнестойкостью, отстающие, однако, от стран первой группы по скорости инноваций, использованию системных эволюционных эффектов. Полупериферия может перемещаться в сторону как центра, так и периферии.
Обобщенным показателем периферии является монопрофильность, сырьевой, экстенсивный, колониальный тип производства, ресурсозатрат-ность технологий, узкий внутренний рынок, низкая покупательная способность населения, высокий удельный вес ручного труда, трудоемкая структура создания материальных благ. Страны периферии — аутсайдеры, стенобионты. Интегральными признаками центра оказываются индустриализм, высокая энерговооруженность хозяйства, широкий внутренний рынок, высокая покупательная способность населения, ресурсосберегающие технологии, высокие темпы обновления отраслевой структуры производства, низкий удельный вес ручного труда, капиталоемкость деятельности. Страны центра — лидеры, эврибионты. Коренное отличие стран-эвриби-онтов от стран-стенобионтов — повышенная державная витальность как результат гибкости фертильных пластов воспроизводственного контура, наличия резервных мощностей, оперативно адаптирующих производство к новым реалиям, достигающих снятия дисфункций, выправления диспропорций.
Особенностью полупериферий выступает сочетание страновых признаков государств-центров и государств-периферий. В случае России, подпадающей под статус полупериферии,желательная страновая динамика в сторону центра детерминируется: плавным обновлением отраслевой структуры с переходом на ресурсосберегающие технологии; диверсификацией, демонополизацией, демилитаризацией собственности; индустриализацией легкой ипищевой промышленности; прорывом в машиностроении, способном удовлетворить потребности в обновлении базы иных отраслей; протекционизмом относительно отечественного сельского хозяйства; интенсификацией товарообмена с селом. Относительно последнего (сельского хозяйства) выскажемся пространнее. Собственных внутрипро-мышленных накоплений на проведение модернизации у России нет; эфемерна и надежда на западные кредиты. Единственное, что остается в качестве источника средств структурной перестройки, — мощная фронтальная
115Раздел III
Политическая хроногеометрия
поддержка села: в отлаживании его деятельности корень нашего долгожданного возвышения. Перспектива оживления сельскохозяйственного производства проступает по азимуту откровенного протекционизма. На опыте Японии, которая поддерживала внутренние закупочные цены на рис на порядок выше мировых, ясно, что без реанимации сельского хозяйства, в итоге ответственного за покупательную способность населения, товарообмен, нельзя вступить в циклическое развитие, обеспечивающее переход в группу стран-лидеров.
3.4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ
Принцип причинности, как известно, имеет двоякое прочтение: используется в качестве утверждения о бытии — всякое событие причинно обусловлено; и утверждения о намерении — следует искать причины явлений. Первое выступает законом каузального бытия, второе — законом каузального разума (причинно-следственная схематика мысли как базис ее рациональности). В политике и политологии принцип причинности фигурирует в обеих редакциях.
В онтологической плоскости:
а) дальнодействие: причинные воздействия достигают удаленных пространственных точек без опосредовании — прямое взаимодействие на основе симпатических или антипатических стереотипов — этническая, конфессиональная, социокультурная общность или разъединенность, обусловливающая стратегическую фундацию политических акций (славянское, англо-саксонское, мусульманское генетическое тождество);
б) близкодействие: причинные воздействия не достигают удаленных пространственных точек, предварительно не пройдя промежуточных точек, — оперативная увязка политической стратегии с тактикой (политическое опосредование через сферы влияния);
в) нарушенный принцип суперпозиции; отсутствие аддитивности причин и следствий в результате самоиндукции, самоусиления — малые причины вызывают большие следствия и наоборот.
В методологической плоскости:
а) нормативы на выявление интересов: кому выгодно, кто за чем стоит;
б) регулятивы на обмирщение мифов, идеалов: «третий Рим», «оплот сил мира и прогресса», «великий Туран», этнокультурный «пантюркизм», циви-лизационный «панисламизм», неоглобалистский «панамериканизм» и т. д.
После данных вполне очевидных уточнений используем плодотворную физическую идею о глубокой зависимости пространственно-временного
объединенного порядка от причинно упорядочивающих отношений (каузальной структурности). С позиций физики метрика является проявлением гравитации, которая зависит от распределения масс. Этой констатации, однако, недостаточно: допущение связи метрики и гравитации требуется объяснить как эффект действия сил. Каких? В физике говорится о зависимости геометрии от физических реальностей, динамических эффектов. Сходная ситуация и в политике.
Политические поля соотносятся с зарядами политохорологических единиц; метрика политического пространства определяется напряжениями гео-идеократических многообразий.
Изменение метрики, или реальное искривление пространства, устанавливается посредством фиксации его отклонений от некой эталонной величины — нормали. В политике нормаль — это независимая, суверенная политохорологическая единица, обеспечивающая прогрессивное саморазвитие. Отрицательным отклонением от нормали будет эксплуатируемый колониальный тип национальной государственности со свойственными ей чертами:
а) экономической неспособностью удовлетворить внутренние потребности в стратегически важных продуктах;
б) политической подчиненностью, зависимостью;
в) духовной демобилизованностью масс.
Этот случай (страны-аутсайдеры) совпадает с разреженным пространством отрицательной кривизны. Положительным отклонением от нормали будет эксплуатирующий метропольный тип национальной государственности с диаметрально противоположными признаками. Этот случай (страны-лидеры) соответствует концентрирующему пространству положительной кривизны.
Различие в положениях мировых центров (стран-лидеров) и периферии (стран-аутсайдеров) порождает разность «политохорологических зарядов». Введенное понятие выражает идею суммарного многомерного заряда, определяемого территориальными и ментальными параметрами.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 532;