ТОПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ 2 страница
е) психологический аспект — ценностная иннервация, акцентуация, экс-пектация. Соответствие поведенческих актов состояниям самооценки: ан-тономное реагирование на систему ожиданий в исполнении социальных ролей; целевые санкции, структурирующие политическую интеракцию. В политике не все равны; или равны, но по-разному; или отношения между равными неравные. В отличие от протокольных установлений экспекта-ции неформальны: в противоположность тривиальной амбициозности, напыщенности, тенденции безосновательно надувать щеки (влекущим социальную дезадаптацию) они характеризуются лабильностью, переменчивостью тональности по обстоятельствам. Дело, следовательно, в обусловленности позиций особенностями внутренних состояний, надситуативно-
Политическая хроногеометрия
сти, чувствительности к неким неартикулируемым, воспринимаемым как травмирующие факторам. Таковы национально-государственное достоинство, чувство державности, высокая гордость за отечество.
Скажем, есть натовская программа «Партнерство во имя мира», и есть державное реноме России. Для состыковки этих начал нужен символ, запускающий альянс «НАТО — Россия». Нужен потому, что Россия — не Албания, не Польша, а адекватная США страновая глобальная единица. Отсюда — особость условий ее потенциального членства в НАТО согласно необходимости уважать исконно высокий исторический и фактический статус влиятельной сверхдержавы;
ж) геополитический аспект — державные прерогативы. При формальном равенстве членов международной жизни есть «субъекты» и «объекты» истории (пакт Риббентропа — Молотова, поделивший Европу на западную и восточную части); монополии на политические действия (право вето); инициативы (бомбардировка позиций сербов под Горажде); решения (отклонение просьб восточноевропейских стран о приеме в НАТО); давление (ядерное разоружение Украины с выводом ее на догло-бальную стадию); применение силы (война в Ираке); предоставление экономической помощи (субсидирование реформ в Турции с целью придания ей статуса противника СССР на Юге); блокада (санкции против Ирака, Ливии);
з) каузальный аспект — специфический тип причинения, индуцирующий своеобразные детерминистские цепи и сети. Репликация — самоусиление через внутренний рост. Редупликация — создание протекторатов, сателлитов. Трансляция — ценностная транзитивность по правилу: друг моего друга — друг; друг моего врага — враг; враг моего друга — враг; враг моего врага — друг. Транскрипция — матрицирование союзников.
Размерность — характеризует число измерений. Классическая трактовка политики как концентрированного выражения экономики (недостаток подобного толкования и в рамках классики демонстрирует возможность инверсии: не политика — дериват экономики, а экономика — дериват политики для форс-мажорного ритма жизни — «переходный период», «страна, в одиночку строящая социализм в ситуации враждебного окружения») вводит одномерный, плоскостной образ. Обновленное (неклассическое) понимание политики как самоусиливающейся, самонастраивающейся системы, функционирующей, развивающейся на собственной основе, предполагает модель многомерного пространства. Отправляясь оттого, что размерность равна числу координат, необходимых для определения положения лежащей
Раздел III
У:
Политическая хроногеометрия
на фигуре точки, применительно к политике уточним ее через понятия векторности и фазовости.
Векторность — направленность, ориентированность в соответствии с целями, ценностями, интересами. Различают коллинеарные — вариант оценки базовых устремлений (одинаковых или противоположных) на групповом уровне; компланарные — подобная же оценка более высоких уровней субъективности (начиная со странового уровня); свободные — произвольно меняющие интенциональность; связанные — выражающие заданное направление и положение начальной точки — точки приложения (сателлиты, антагонисты, партнеры по блокам) — векторы. Векторность позволяет фиксировать преимущественную нацеленность политических линий, действий на некую систему приоритетов. Скажем, в России сильна жреческая традиция, связывающая отечество с типологически близким ему идеократическим традиционным обществом. Потенциальная вестер-низация страны поэтому в культурологическом смысле осознаётся как здоровая деидеократизация (в плане отказа от фискальной, инспирируемой верхами политики Больших перемен, сверхнапряжения, сверхэнтузиазма). Монополизм Жреца связан с атрофией или гипертрофией социально значимых воплощений Пахаря и Воина. Оттого, как будет показано в дальнейшем, отмеченные печатью перспективности национальные реформы (Александра II, П. Столыпина) шли под знаменем «секуляризации» жизни: освобождения Пахаря и Воина из-под ферулы Жреца.
Фаловость. Фазовое пространство многомерно, на его осях откладываются значения обобщенных координат и импульсов (число измерений фазового пространства равно удвоенному числу степеней свободы системы). Координатами политического пространства являются экономический, демографический, геостратегический потенциалы. Импульсы — дух народа, некая тонкая метафизика, выражающая автономное чувство жизни, пафос, т. е. то, что владеет личностями, связывает их в нечто более или менее целое, задает общую судьбу впереди. Оттеняющие ведущую роль надстройки относительно базиса такие феномены, как коллективный стресс, состояния мобилизации, удельные периоды истории, фазы пассио-нарности, передают фундаментальный факт духовной ангажированности человеческого существования, сказывающийся в засилье и традиции (активное влияние прошлого — детерминация наследием), и цели (активное влияние будущего — детерминация проектом); последние инициируют свойства, формы социальности.
Понятие фазовости позволяет ввести крайне важное представление количества политического движения. Оно есть мера реального движения,
равная для иолитохорологических единиц произведению геополитической массы (совокупность потенциалов, определяющих положение политохоро-логических единиц в политосфере) на скорость (распространение политических изменений, воздействий во времени). Количество политического движения — величина, с одной стороны, силовая: через внезапные и быстро исчезающие, краткосрочные или устойчивые действия создаются толчки, побуждения, давления, волны возмущения, распространяющиеся по политосфере (локально, регионально, глобально) и трансформирующие реалии, — рекомбинация, деформация политических ландшафтов, рельефов. Силовое воздействие производится как непосредственно (устрашение, агрессия, аннексия), так и опосредованно (через интенсивность промежуточных полей — дипломатических, экономических, пропагандистских); с другой — векторная: в каждый момент времени характеризуется неким значением, определенным по пространству (направлению) и точке приложения. К особенностям фазового пространства, состояния которого описываются силовым изменением геополитических конфигураций, следует отнести:
— устойчивость: свойства динамических политических систем отклоняются от линий оптимального движения при возмущениях исходного положения и закона движения, но со временем возвращаются в исходное русло;
— сохраняемость черт фазового портрета при возмущениях законов движения;
— реставрируемость: свойство систем в ходе движения сколь угодно поздно возвращаться сколь угодно близко к первоначальным состояниям, обретать исходные конфигурации и направления изменения. (Хорошая иллюстрация — большая вероятность восстановления конфедеративной политико-государственной структуры на пространстве бывшего СССР.) Данные признаки вытекают из принципиально качественного статуса политических структур, имеющих ценностную природу, удовлетворяющих аксиогенному типу детерминации. Основа политических структур — ценности, синтезирующие пространство и идеалы. Политическое пространство идеалологично: протяженностям взаимосоответствен дух, обеспечивающий толкование простора как театра самоосуществления народа. Истончается народный дух, возрастает вероятность утраты среды обитания (утилизуемое народом пространство его воплощений). Чем дифференцируются праведные и неправедные войны? В первую очередь состоянием духа. Праведная, оборонительная война духоподъемна, а потому (в силу стабильности фазового портрета политической системы)
7 Зак. 3993
97Раздел III
выигрышна; напротив, неправедная, наступательная война духоущербна, проигрышна.
Более тонкий случай — силовая пикировка высоких идей. Скажем, за что воюет Нагорный Карабах? За свободу. Это высокая цель. За что воюет Азербайджан? За территориальную целостность. Цель столь же высокая. Нерв конфликта, следовательно,— столкновение целей, фундируемых достойными ценностями (что в очередной раз подтверждает автономность и преимущественность надстроечного типа каузальности социальной жизни). Так как через людей борются ценности, погасить столкновение возможно через уточнение ценностных платформ — выработку нового регламента существования: развитие автономии, территориальный обмен, адекватный образ федеральности.
Порядок. Выражает идею внутренней законосообразности, структурированности, регуляризованности жизненного пространства, его устойчивости к привходящим влияниям, воздействиям. Политическое пространство это — непрерывная (в канонически невозмущенной форме) совокупность национально-государственных сущностей, однотипных по социальным, хозяйственным, культурным, историческим, географическим параметрам. В базисе понятия порядка политического пространства лежат три представления.
Представление реперости: множество линейно независимых нормированных векторов — с востока на запад просматривается отчетливая передислокация политического вещества по правилу от автократии к демократии, от унитаризма к федерализму.
Представление пульсирующих источников политического излучения (пульпасы). В истории действует закон не альтернативности, а восстановительной поливариантности, утверждающий воспроизведение генетически исходных состояний в новых исторических ландшафтах, рельефах. Движущая сила восстановления исторических состояний (пульсаций истории), повторяющихся с различной периодичностью, — дух народа, экзистенциальная, политическая пассионарность. В силу трудоемкости воздействий на массы, становящихся более критичными, дискредитированное™ лобовых дисциплинарных методов обработки населения, практиковавшихся в недалекие дни И. Бухариным и Й. Геббельсом, С. Гирлем и Ф. Дзержинским, период активизации источников политической энергетики возрастает. Тем не менее реальность пульпасов очевидна.
На материале европейской истории просматриваются, к примеру, неизменные пульсации римской идеи. Тенденцией создать евроафриканское пространство были одержимы в разное время Франция и Германия.
Политическая хроногеометрия
Оценка замыслов, задач, направлений ударов, сопоставление полевых карт, событий на театрах военных действий позволяют разглядеть в затеях Наполеона, Вильгельма 11, Гитлера в чистом виде ресгаврацию Римской империи I—II в. н. э.; очертания евроафриканского пространства покрываются ее (Римской империи) контуром.
На фоне сказанного бесспорны такие утверждения. Порядок обусловливает степень свободы движений политических фш-ур в географических плоскостях: любая фигура без изменения (деформации) перемещается в пространстве так, что любая выбранная ее точка занимает любое произвольное положение. Но в определенных пределах. Скажем, римская идея (с набором обеспечивающих ее политико-государственных институтов) не может выходить за территориальные контуры исходных исторических конфигураций. (Иначе — разрушительное соприкосновение с русской идеей и связанной с ней геомассой.) Таким образом, за пределами некогда конституированных геополитических контуров фигура не может быть перемещена так, чтобы занять любое заранее назначенное положение. Вслед за Р. Декартом, усматривавшим аподиктичность не в логической, а эмпирической выполнимости, будем исходить из данной фактуры как высшей реальности. Не вникая в вопрос исконности, предопределенности геополитических контуров, который сам по себе, единосущно, склоняет к головокружительной метафизике (дело будущего), встанем на обозримую аксиоматическую точку зрения. В истории упрочился некий порядок в виде географической каймы римской идеи (регулятивная модель евро-африканского пространства), как, впрочем, и некий порядок в виде аналогичного географического канта русской идеи (устойчивая модель евразийского пространства), интенсивность взаимодействий которых до сих пор определяла ток европейской истории. Поскольку участие иных стран (пока?!) проявлялось через театр европейских геостратегических действий, пульпасы в римско-русском геоидеократическом многообразии можно отождествлять с активной сферой, генерирующей излучение в ходе аккреции политического вещества всего мира.
Представление пассионарности. Жизнедействовать без вдохновения на всех политических уровнях невозможно: кто хочет сдвинуть мир, должен сначала сдвинуть себя. Без духоподъемных коллективных представлений нет целостной, целеориентированной практики. Чем объясняется национальный всплеск в восстанавливаемых в послевоенной разрухе Италии, Германии, Японии? Воодушевлением поверженных ниц народов. Отсутствием такового объясняется и растрата российского национально-государственного потенциала в беззубое перестроечное безвременье. Данные случаи в который раз подкрепляют отстаиваемую нами схему приоритета
99Раздел III
надстроечной целесообразно-ценностной детерминации жизни инспирирующими идеалами.
Во франко-польской конвенции от 19 мая 1939 г. говорится: «Франция предпримет наступательные действия против Германии... пятнадцать дней спустя после начала общей французской мобилизации». Но даже в августе 1939 г. Франция не предприняла никаких наступательных операций. На Нюрнбергском процессе В. Кейтель показывал: «Мы... ожидали наступления французов во время Польской кампании и были очень удивлены, что ничего не произошло... При наступлении французы натолкнулись бы... на слабую завесу, а не на реальную немецкую оборону». С ним соглашался А. Йодль: «Если мы не потерпели крах в 1939 г., то только благодаря тому, что во время Польской кампании приблизительно 110 французских и английских дивизий, дислоцированных на Западе, не предпринимали ничего против 23 немецких дивизий». Почему французы не шли в наступление, невзирая на военное превосходство? Убедительное объяснение находим у У. Ширера: «Тому было много причин: пораженческие настроения французского высшего командования, правительства и народа; память о том, как была обескровлена Франция в первую мировую войну... стремление при малейшей возможности не допустить подобной бойни».
Пассионарность как источник импульсов пульпасов ответственна за коллективно слаженные координированные действия: на конфессиональной базе — консолидация католиков против гугенотов (Варфоломеевская ночь), на этнической базе — англо-саксонская общность в борьбе Великобритании с Аргентиной за Фолклендские (Мальвинские) острова; на ценностной базе — преимущественная поддержка США и НАТО стран, вставших на путь рыночной демократии, и т. д.
Обобщение понятия порядка политического пространства наводит на универсальную модель политических структур, развиваемую в теории политических структур (ТПС). Суть этой теории в утверждении: имеется связь между взаимными расстояниями, относящимися к достаточно большому числу точек; она (связь) принципиальна для осознания глубокой зависимости политического вещества от геоидеократической определенности.
Фундаментальная категория ТПС — фазовый портрет политической структуры, обусловливаемый экономической, географической, демографической, культурной, духовной (пассионарность) размерностью. От значений данных пяти параметров зависит природа политики как жизненно важной функции вне и помимо ее конкретного содержания. Использование указанной категории в рамках ТПС позволяет описывать варианты политических взаимодействий с единой точки зрения, не заслоняя смысл побочными деталями.
Политическая хроногеометрия
Положения ТПС распределяются по двум отсекам согласно двум типам презумпций: (а) отношения одних субъектов политики к другим — реляционная система утверждений; (б) природа политических субъектов как таковых — субстанциальная система утверждений.
Множество (а) включает бинарные отношения, соответствующие тактическим интересам: союзы, блоки, нейтралитеты, конфронтации, конфликты — Россия освободила Болгарию от турок, после чего в первой и во второй мировых войнах последняя воевала против России.
Множество (б) ассоциирует унарные отношения, соответствующие укорененным стереотипам, диспозициям восприятия субъектов политической жизни,— жупел москалей в Галиции, симпатии болгар к россиянам. Связность. Понятие, естественно выражающее идею геополитической идентичности: высшей целью сущих для себя национально-государственных образований является процветание с неутратой (в идеале — наращиванием) геополитического актива. Реализуется в двух основных видах — связность множества и отображения. Одна означает поддержание status quo в лице независимости, суверенности, территориальной национально-государственной целостности. Другая характеризует единство вершения истории в конституированных геоидеографических пределах.
Как интегральный параметр политохорологических единиц, описывающий их существование с позиций прочности экзистенциальных тканей, связность реализуется через отношения принадлежности (инцидентность, соединение, связь, сочетание). Различают три измерения связности.
Державное измерение — упорядочение приоритетов в последовательности «национальные — региональные — глобальные интересы». Геополитическое измерение — целеориентация на сохранение, умножение жизненного пространства. Духовное измерение — генерация архетипов, способствующих солидарным коллективным действиям.
Связность нарушается: а) внешней агрессией, оккупацией; б) революционными выбросами, всплесками пассионарности; в) внутренним ком-прадорством, антипатриотичным коллаборационизмом.
В случаях нарушения связности наблюдается «цивилизованное одичание» с деградационной симптоматикой: флуктуационный, катастрофический переход на более низкие дискретные уровни политической организации с утратой черт исходного фазового портрета.
Компактность. Политическое множество компактно, если последовательность его точек (элементов) имеет принадлежащую множеству предельную точку. Иначе говоря, компактность означает замкнутость, континуальность элементов политического множества, связанных отношениями инцидентности. Компактность обеспечивается:
101Раздел III
а) конституционностью. В 1992 г. президент Перу, переступив закон, распустил конгресс, препятствующий реформации общества, чем навлек на себя неприязнь мирового сообщества. Либеральные демократы разных стран «поджали губы». Почему? Потому что править не по правилам невозможно; попирающая правила власть представляет опасность и для собственного народа, и для всех народов;
б) недопущением силовой борьбы с политическими институтами. Подобная борьба, выходящая за пределы легальности, чревата тривиальным варварством. Взять эпизоды осады Дома Советов. На памяти два прецедента расстрела государственных учреждений. В 1956 г. советские танки прямой наводкой разделывались с венгерским парламентом; в 1973 г. головорезы Пиночета танками разрушали президентский дворец. К этим повсеместно осужденным эпизодам относятся как к варварству. И вот 1993 год, Москва. Оказавшиеся политической слабостью центральной власти беспорядочные залпы по многострадальному зданию... Впадение в варварство;
в) патриотизмом в идеологии. Используя идеи структурно-функционального подхода, можно сказать: задача национально-государственной идеологии заключается в том, чтобы, осуществляя адаптацию к окружению, проводя идентификацию на соответствующей генерации ценностей, норм, институтов, реализуя целеориентацию (мотивация персонального и группового поведения), способствуя мобилизации, практической регуляции корпоративной деятельности, — утвердить убеждение в величии, самоценности России. Важно, чтобы каждый чтил ее святыни, чаял, требовал их, сохранял и умножал в будущем. Вся наша прошлая и текущая история — наше бесценное наследие, наш актив, наша почва. На ней мы стоим. Ее своей деятельностью мы множим. Почитание страны, вера в собственные преобразовательные силы — подлинный обет российского человека. Этим он и силен.
Устойчивость. Ответственна за самосохраняемость политических структур, их способность восстанавливать исходные состояния, ритмы существования (черты фазового портрета). Позволяет: противостоять толчкам, возмущениям, провалам в архаику (Таджикистан); располагаться в пределах собственного фазового пространства; не утрачивать политохорологической целостности, специфичности. Поддерживается обеспечением национальной безопасности, которая в свою очередь обусловливается наращиванием интеграции, мобильности, адаптированное™ населения, его культуры. Потеря устойчивости протекает как утрата организованности, слаженности, сплоченности автономного совокупного действия элементов политических структур в результате силовых (нападение, применение контингентов против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической
Политическая хроногеометрия
независимости) или несиловых (стагнация) воздействий; как переход из более упорядоченных дискретных состояний в менее упорядоченные состояния, описываемый в терминах теории катастроф. Относительно топологии времени скажем следующее. Подобно политическому пространству политическое время неоднородно и анизотропно. Последнее проявляется в характерных коллективных интуициях бесперспективного (чувство отсутствия будущего ввиду непреодолимости настоящего), безвременного (экзистенциальная разреженность как эпифеномен разобщенности людей), депрессивного (понижательная фаза социальности), мобилизационного (жизненный форс-мажор, повышательная фаза социальности), акселераци-онного (вдохновительные коллективные действия, ангажированные сильным проектом) времени. В политике также очевидны механизмы воздействия на субъективное упорядочение протекания событий, передаваемые понятиями потребного прошлого (конъюнктурная реинтерпретация — лакировка, очернение истории) и желанного будущего (форсирование событий в овеществлении идеалов).
Пользуясь аристотелевским разделением времени на кинезис (время как движение) и метаболе (время как рождение и гибель), подчеркнем: качественная неравноценность компонентов временного ряда проистекает из различимости индивидуальных событий, встроенных в ритмы неламинарного, неинерциального исторического движения (ввиду наличия критических значений — социальная депрессия, форсаж, мобилизация и т. д.), равно как из особенностей каузальной структуры мира, порождающей разновели-кость сопряженных точек существования. Одним словом, политическое время — боль: оно не знает погруженной в блаженство вечности.
Обновление политической среды, в которой мы пребываем, управляется законом акселерации: течение политической истории прогрессивно уплотняется и ускоряется (наполняемость мирового времени новациями). Палеолит длиннее мезолита, который в свою очередь длиннее неолита. Каменный век в целом продолжительнее века железа. Доиндустриальная эра железного века длиннее индустриальной. Античность длиннее средневековья, средневековье длиннее нового времени, новое время — длиннее новейшего, доисторическое время массивней исторического.
Хронологические отрезки мировой истории неравномерны и неравноценны, отделены друг от друга качественными переломами, сдвигами. В череде динамических фигур истории как эшелонированного целого проступают стадии роста: зарождение, зрелость, упадок: восхождение (прогрессивная эволюция) сменяется нисхождением (реставрация, реакция, инволюция). Чем определена нелинейность темпов исторического становления (в частности, преобладания ускорения над торможением)?
103Раздел III
В плане тематизации вопроса оценим три рефлективные позиции: про-грессизм, финализм, циклизм.
Прогрессизм. Изначальная убежденность в непрерывности общественной эволюции, цивилизационном росте, который толкуется как объективный неотвратимый процесс движения человечества к совершенству: приобщение к истине, счастью (Ж. Кондорсе); справедливости, благополучию (У. Годвин), благосостоянию, добродетели (Э. Гиббон); уничтожение несправедливости, повышение уровня просвещенности, морали, свободы (Д. Дидро, Ж. Даламбер); развитие науки, материальных условий, морали (П. Бертло).
Как видно, в трактовках общественного прогресса от французских материалистов, просветителей, энциклопедистов, немецких философских классиков до корифеев науки существо его связывается с улучшением существования по индустриальным, гражданским и духовным составляющим. По индустриальной составляющей за счет повышения уровня жизни, перераспределения между рабочим и досуговым временем в пользу последнего достигается независимость человечества от слепых, стихийных сил природы, обеспечивается самоосуществление. По гражданской составляющей, трансформируя мысль Г. Гегеля, умножается потенциал свободы в перемещении от деспотизма (свобода одного) к народному демократизму (свобода всех). По духовной составляющей производится самовозвышение человечества до некоторых превосходных идеальных состояний.
Подобная линия понятна, но не неуязвима. Не привлекая соображений многочисленных критиков прогрессизма от М. Мендельсона, Ж.-Ж. Руссо, романтиков, Жозефа де Местра, философов жизни до Э. Гартмана, Ш. Ре-нувье, Ж. Лашелье, Э. Бутру, Я. Буркхардта, акцентируем лишь такие моменты:
1. Базовые ценности — ориентиры, векторы, пружины социального движения. Проблема фундаментальных критериев общественного прогресса, утрированная Д. Юмом, не имеет универсального решения. Причина направления хода истории для Ж. Боссюэ — божественное провидение, для Г. Гегеля — сознание свободы. Прогресс и естественный ток жизни для В. Гюго, Федеричи, Эктона — синонимы, для Ж.-Ж. Руссо — антонимы. Индуктор прогресса для Г. Спенсера — закон сохранения энергии, для В. Вундта — нарушение этого закона, сопровождающееся возрастанием духовной энергии, и т. д.
2. Проблема амбивалентности социального прогресса. Идея прогресса как линейного поступательного восхождения человечества к совершенству, до Ф. Вольтера, А. Тюрго, Ж. Кондорсе высказанная янсенистом
Политическая хроногеометрия
Николем, уподобившим общественный прогресс возрастной эволюции индивида, критики не выдерживает. Не выдерживает по причине обою-доострости. Наращивание индустриализма обернулось тупиками консь-юмеризма; достижение независимости от природы привело к фатальной зависимости от нее; наращивание свободы повлекло разгул произвола; прогресс духа столкнул с серьезными издержками изощрения и извращения (беспорядочность, алогизм, бессвязность, отсутствие обязательности). Отсюда, дистанцируясь от Ж.-Ж. Руссо, если не смотреть на историю как на всестороннюю деградацию человечества, то, по крайней мере, учась на примерах, важно проявлять сдержанность, представляя, что ци-вилизационная состоятельность прогрессизма ниоткуда не вытекает. Тем более перед лицом глобальных проблем современности.
3. Модель цивилизационного прогресса как всякая классическая модель страдает нечувствительностью к материалу, абстракцией, ригористичностью. Подразумевается в первую очередь допущение единых для всего человечества темпов исторического движения. Допущение это, надо сказать, крайне сильное, эмпирически неверифицируемое. История, как подмечал О. Шпенглер, одновременно есть становление и ставшее. Развитие народов неравномерно. Отставание одних связано с опережением других в том смысле, что консервация развития (ставшее) обеспечивает ускоренный рост (становление).
4. Стандартная классическая модель общественного прогресса не озабочивается переходом от идеализации целостного исторического потока к реальной картине национально-государственной дифференцированности народов, располагающихся на разных фазах развития, отправляет рефлексию идеала совершенного общества в неизменно утопической редакции, строя утопию бегства для аутсайдеров. И утопию дерзания для лидеров истории. В чем же оправдание сего некритического утопизма?
Финализм. Схема «конца истории» развертывается в двух вариантах — пессимистическом и оптимистическом. Первый — эсхатологическая модель светопреставления, получает проработку в социальном, экзистенциальном, религиозном катастрофизме. Второй — хилиастическое направление, представляет качественную спекуляцию конкретных воплощений идеальных состояний общественной жизни (от царства божия на Земле до коммунизма и либерального капитализма). И то и другое — элемент некритической апокалиптической сектантской культуры, произрастающей на почве нехватки фантазии, излишней драматизации и гиперболизации наличных эпизодов истории.
Финалистские мотивы приобретают традиционно мессианское звучание, обслуживая то стандартно мистическую теистическую картину мира
105Раздел III
(иудейская, христианская, зороастрийская догматика), то нестандартно мистические квазитеистические историософские построения (Платон, Г. Гегель, Ш. Фурье, В. Соловьев, Н. Бердяев, К. Ясперс, Ф. Фукуяма). Смысловое завершение исторического движения неизменно видится в некоем идеальном или реально достигнутом состоянии, взятом со знаком «минус» — грехопадение, конец мира, Страшный суд (новозаветные писания от Послания Павла к коринфянам до Откровения Иоанна Богослова, Августина), или со знаком «плюс»— идеальное государство (Платон), конституционная монархия (Г. Гегель), гармоническое общество (Ш. Фурье), либеральная рыночная демократия (Ф. Фукуяма). Поборникам финализма вселенской истории уместно адресовать такие аргументы:
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 537;