Призывы к насильственным действиям
Прилагательное насильственный толкуется в словарях современного русского языка как «осуществляемый путём насилия, принуждения»[47]. В свою очередь, существительное насилие интерпретируется как «применение физической силы» и «принудительное воздействие на кого-л.»[48]. Тем самым, содержание призывов к насильственным действиям заключается в описании ситуации, когда кто-либо совершает действия по отношению к кому-либо/чему-либо, предусматривающие применение физической силы или принуждения (разумеется, при этом должна реализовываться и иллокутивная семантика призыва, описанная выше в 4.3.). Заметим, что в рассматриваемом случае использование физической силы также имеет насильственный характер, то есть предполагает, что со стороны лица или другого объекта, к которому применяется насилие, имеется противодействие и нежелание выполнить то, для чего физическая сила применяется.
Анализ текстов, содержащих призывы к насильственным действиям, предполагает (i) выявление иллокутивной составляющей призыва (см. выше 4.3.), (ii) анализ содержания предполагаемого действия, прежде всего, использование физической силы или принуждения; (iii) выявление адресата действия; (iv) выявление того, на кого или на что направлено действие (объекта действия). Компоненты (ii)-(iv) процедуры обнаружения и оценки призыва соответствуют основным частям ситуации произнесения речевого акта призыва, а компонент (i) отражает коммуникативное намерение говорящего.
Очевидно, что существует множество способов языкового описания действий. Ни исчислить, ни описать их не представляется возможным. Ясно, что каждый вид призыва к действиям связан с определенной лексикой. Так, призывы, направленные «на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности России и подрыв безопасности России», могут содержать такие лексические формы, как автономия, независимость (ср. независимость Приамурья), самостоятельность, исключительность, самобытность, достаточность, новая конституция, конституция X-а (например, конституция Татарстана). С другой стороны, «призывы к действиям, направленным на создание незаконных вооруженных формирований и осуществление террористической деятельности», могут содержать такие «ключевые» слова и словосочетания, как оружие, взять в руки оружие, автомат, стрелять, захватить, расстрелять, защитить себя, охранять, уничтожить, выгнать, убрать и т.д. Призывы к действиям, «направленным на возбуждение социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию», могут быть связаны с использованием слов богач, олигарх, бить, отобрать, незаконно нажитое, уничтожать, сажать в тюрьму, война. Так, весьма популярный в свое время призыв-лозунг Мир хижинам – война дворцам! включает диагностическое слово война. Но было бы неверно делать вывод, что набор «ключевых» лексем в с е г д а предсказывает содержание призыва. Хотя, несомненно, создание тезауруса диагностических ключевых слов существенно упростило бы процедуру выявления призывов различных типов. Кроме того, это дало бы возможность проводить автоматический мониторинг общественно-политического дискурса. В настоящее время делаются успешные попытки разработки лингвистических и компьютерных технологий такого мониторинга[49].
Рассмотрим примеры анализа призывов обсуждаемого типа, проведенного по указанной выше схеме.
В конце 90-х годов ХХ в. получила довольно широкую известность политическая деятельность генерала А.М. Макашова. Несколько его выступлений с соратниками – М.В. Филиным, В.М Гунько, Э.В Лимоновым и А.А Марковым – привлекли внимание общественности и вызвали скандал, инициировавший проведение нескольких лингвистических экспертиз по текстам и видеозаписям выступлений. В частности, одно из выступлений А.М. Макашова содержало следующий фрагмент:
«Армия и флот, ты вспомни, что у тебя есть ружье, обопрись на него и защити свой народ. Мы требуем от тебя и просим от тебя этого, армия» [митинг 4 октября 1998 в г. Москве на Смоленской-Сенной площади].
(i) По всем формальным признакам в рассматриваемом фрагменте представлен призыв. Действительно, использованы глаголы в форме повелительного наклонения во 2 л. ед. числа: вспомни, обопрись, защити. Говорящий – политик; побуждение адресовано армии, которая, тем самым, вводится в политику и также рассматривается как политический субъект. Коммуникация происходит на митинге. Иными словами, это часть общественно-политической коммуникации.
(ii) Более сложно в данном случае выявить содержание действия, описываемого в призыве. Дело в том, что действие в обсуждаемом отрывке выступления передано метафорой, причем множественной метафорой. С одной стороны, это метафора персонификации - Армия и флот, ты вспомни <…>, обопрись <…> и защити <…>, то есть армия и флот осмысляются как лица или как одно обобщенное лицо (пункт iii анализа). С другой стороны, здесь использована метонимия, поскольку слово ружье подразумевает оружие. Иными словами, часть используется вместо целого. Наконец, в анализируемом отрывке обнаруживается метафора-намек - Армия и флот, ты вспомни, что у тебя есть ружье. Во многих случаях намек – это то содержание, которое не обязательно прочитывается адресатом[50]. В данном случае намек очевидный, прозрачный. Он построен по следующей стандартной схеме:
‘напоминание кому-либо того, что этот некто имеет в своем распоряжении X, эквивалентно указанию этому лицу на необходимость использования X-а’.
Ср. типичные ситуации использования такого намека: - Головоломка-то простая, вспомни, что у тебя есть еще шнурок, то есть ‘используй шнурок’, Ежели чужие руки тебя одолеют, вспомни, что у тебя еще есть свои ноги, то есть ‘используй ноги – убегай!’ Намеки такого рода можно назвать продуктивнымиилирегулярными, подобно тому, как бывают регулярные и нерегулярные типы многозначности.
С учетом сказанного можно утверждать, что содержание призыва в рассматриваемом случае заключается в том, чтобы использовать оружие для защиты народа. Однако это не окончательный результат анализа. Что имеется в виду в данном случае под словосочетанием защити народ? Из выступления А.М. Макашова следует, что правительство Б.Н. Ельцина проводило антинародную политику. Об этом, в частности, свидетельствует следующая фраза А.М. Макашова на том же митинге: Нас настолько обманывают, нас настолько оглупляют этим телевидением. Я был в Сталинграде, метровыми буквами на заборе тракторного завода написано: “Русский, выключи телевизор”. Будем книги читать наших классиков — Пушкина, но не слушать эту наглую ложь. <…> Они били по Советскому Союзу, по нашему сознанию, они били по всему то, что называется Российским, Русский. Нам нужно сопротивляться. Тем самым, защита народа с помощью армии предполагает использование оружия против правительства, шире - власти. Окончательный вид реконструированного содержания призыва приблизительно следующий: «армия использует оружие против правительства/власти» (пункт iv анализа). Очевидно, что использование оружия относится к числу насильственных действий.
Рассмотрим еще один – более очевидный – пример из выступления на том же митинге сторонника А.М. Макашова - М.В. Филина:
«Призываю всех казаков — своих братьев, армию, ФСБ, милицию выйти с нами 7 октября и вышвырнуть вон из Кремля этих негодяев и нашего президента положить на рельсы, как он клялся в свое время, что ляжет».
(i) В данной фразе имеется явное побуждение, выраженное эксплицитной перформативной формулой – глаголом призывать в личной форме 1 лица еденственного числа настоящего времени (призываю). Как и в предшествующем случае, говорящий является политиком. Побуждение адресовано казакам, армии, ФСБ и милиции, которые рассматриваются как политические субъекты (пункт iiiанализа). Исследуемая фраза произносится на митинге. Тем самым, это часть общественно-политической коммуникации.
(ii) В отличие от предшествующего примера, содержание призыва выявляется существенно проще. Действительно, выйти [на улицы] 7 октября и вышвырнуть вон из Кремля этих негодяев однозначно указывает на совершение насильственных действий (вышвырнуть – «выгнать, заставить уйти откуда-н.»[51]) по отношению к негодяям, находящимся в Кремле. Под последними имеются в виду администрация Президента РФ, включая самого Президента, а шире – вся власть в целом, поскольку Кремль часто символизирует все ветви власти (пункт iv анализа). Последнее понимание наиболее вероятно, поскольку в предшествующей фразе говорится Пора встать всем нормальным людям, патриотам и смести этот поганый режим.
Таким образом, содержание призыва в рассматриваемом случае заключается в том, чтобы совершить насильственные действия по отношению к администрации Президента РФ, включая самого Президента, а шире – по отношению ко всей власти, для ее смены.
Интересный случай косвенного призыва представлен в выступлении на том же митинге В.М. Гунько:
«Да здравствуют люди, в груди которых один призыв звучит: “К оружию, товарищи!”».
Здесь представлен вариант косвенного призыва, реализующегося через намек следующего вида: ‘здравицы в честь людей, следующих некоторому призыву-лозунгу, эквивалентны призыву следовать этому призыву-лозунгу’. Ср. примеры типа Да здравствуют люди, которые живут одной идеей «Помоги себе сам!».
Дальнейшие шаги анализа данного призыва очевидны, за исключением того, что объект действия, описываемого в призыве, опущен. Для его реконструкции необходимо провести анализ текста стенограммы выступления и определить, что митинг в целом направлен против существующей власти. Кроме того, необходимо проанализировать стандартную ситуацию использования формы К оружию! как военного приказа, от которого, собственно и произошел рассматриваемый призыв-лозунг.
4.5.2. Призывы к действиям, направленным на возбуждение
розни (расовой, национальной и религиозной), на унижение национального достоинства
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1944;