Выявление и оценка существенного условия призыва
Существенное условие реализации призыва как определенного речевого акта заключается в том, что, произнося высказывание, говорящий выражает желание, чтобы адресат совершил в будущем некоторое действие, рассматриваемое как важная часть общественно значимой деятельности. Фактически данное условие представляет собой концентрированное выражение коммуникативной направленности призыва. Его выполнение основывается на оценке формальных, грамматических способов выражения призыва (см. выше раздел 4.3), а также на оценке пропозиционального содержания, подготовительных условий и условия искренности (см. пункты 4.4.1 – 4.4.3). Так, фраза Призываю всех казаков — своих братьев, армию, ФСБ, милицию выйти с нами 7 октября и вышвырнуть вон из Кремля этих негодяев и нашего президента положить на рельсы, как он клялся в свое время, что ляжет содержит перформативную формулу призыва с глаголом призывать в 1 лице единственного числа настоящего времени (в значении актуального момента времени), что является эксплицитной формой выражения призыва. Кроме того, как было показано выше, для данной фразы выполняются пропозициональное условие, условия назначения и, вероятно, условие искренности (поскольку каких-либо противоречий с данной фразой в стенограмме выступления не обнаружено). Следовательно, выполняется и существенное условие призыва. Тем самым, рассматриваемая фраза является призывом. Более точная квалификация данной фразы среди видов призывов позволяет отнести ее к призывам инклюзивного действия. На включенность говорящего в действие указывает самоотождествление говорящего с группой людей, которые должны принять участие в предполагаемом действии (выйти с нами).
Фраза Армия и флот, ты вспомни, что у тебя есть ружье, обопрись на него и защити свой народ. Мы требуем от тебя и просим от тебя этого, армия содержит стандартную грамматическую форму побуждения, типичную и для призывов. В проделанном выше анализе было показано, что для рассматриваемой фразы выполняются пропозициональное условие, условия назначения. Поскольку противоречий с данной фразой в стенограмме выступления не обнаружено, то вероятно, что выполняется и условие искренности. Следовательно, выполняется и существенное условие призыва. Тем самым, рассматриваемая фраза является призывом. Более точная квалификация данной фразы позволяет отнести ее к призывам эксклюзивного действия, поскольку адресатом призыва совершить предполагаемое действие выступают армия и флот.
Наконец, фраза Хочется верить, что чеченский народ вправе надеяться на скорейшее признание вами геноцидом войну, навязанную Чечне путинским режимом не содержит явных формальных показателей побуждения и, тем самым, и призыва. Тем не менее, анализ показал, что в ней смысл побуждения выражается косвенным образом – через риторическую фигуру хочется верить, что кто-то вправе надеяться на признание кем-л. чего-л. Кроме того, было показано, что для рассматриваемой фразы выполняются пропозициональное условие и условия назначения. Анализируемая фраза является частью обращения А. Масхадова к Европарламенту. Исследование текста обращения показало, что явных и скрытых противоречий между интенцией данной фразы и текстом обращения в целом нет. Иными словами, вероятно, что и условие искренности также выполняется. Тем самым, данная фраза представляет собой косвенную (скрытую) форму призыва. Более точно данный призыв квалифицируется как часть призыва-обращения, поскольку он входит как часть в текст, представляющий собой по форме и по содержанию обращение одного политического субъекта к другому.
4.5. Выявление призывов с различным содержанием
(различной пропозициональной составляющей)
Коммуникативная направленность призыва и типы призывов были подробно рассмотрены в предшествующем разделе. Любой речевой акт включает иллокутивную составляющую, отражающую коммуникативную направленность высказывания (см. 4.2. и 4.3.), и пропозициональную составляющую, связанную с отображением в высказывании некоторого положения дел - ситуации. Применительно к РА призыва в характеристику пропозиционального содержания входит описание того, что, предположительно, должен совершить адресат призыва. Изучение содержания (пропозициональной составляющей) призыва необходимо при анализе текста в процессе осуществления лингвистических экспертиз, поскольку термин «призыв» используется в ряде законов РФ. Так, в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности»[46] в ст. 1 дается определение экстремистской деятельности, согласно которому экстремистской деятельностью признаются, в частности, публичные призывы к осуществлению следующих видов деятельности:
· к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации;
· к подрыву безопасности Российской Федерации;
· к захвату или присвоению властных полномочий;
· к созданию незаконных вооруженных формирований;
· к осуществлению террористической деятельности;
· к возбуждению расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
к унижению национального достоинства;
· к осуществлению массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
· к пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Кроме того, экстремистской признается деятельность, связанная с «пропагандой и публичным демонстрированием нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» (ст. 1 п. 2). Сразу отметим, что пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики и атрибутики в точном смысле не относится к лингвистической проблематике. Это, скорее, область семиотики (в широком смысле), истории, культурологии и в какой-то степени этнографии.
В УК РФ, в ст. 290 (п.п. 1, 2), предусматривается наказание за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ:
«1. Публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации — наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, — наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет».
Предусматривается наказание и за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ).
Пропозициональное содержание призывов указанных типов семантически разделяется на три основных группы. Первая группа – призывы к насильственным действиям, вторая – призывы к возбуждению национальной розни и к унижению национального достоинства, третья – призывы к пропаганде исключительности и превосходства.
Рассмотрим возможность разработки исследовательской процедуры обнаружения и оценки призывов с указанным содержанием и проиллюстрируем, как такая процедура может работать на конкретных примерах.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 913;