Афоризмы и истории. & Человек не может выскочить из мира, но как философ он может поставить себя на его край.
& Человек не может выскочить из мира, но как философ он может поставить себя на его край.
J Один китайский лекарь объявил во всеуслышание: «Я могу поставить на ноги мертвого». Люди стали допытываться о его секрете. Ответ лекаря: «Я способен снадобьем излечивать тех, у кого отнялась половина тела. Ныне у меня имеется двойная порция снадобья. Следовательно, я в состоянии поставить на ноги мертвеца».
& В лодке науки вместе сидят ученые и философы, занимаясь ремонтом и совершенствованием (О. Куайн).
& Если наука описывает, объясняет и предсказывает, то философия только проясняет суть дела.
J На одной из научных конференций английский физик П. Дирак выступил с докладом. Окончив сообщение, он обратился к аудитории: «Вопросы есть?». – «Я не понимаю, как вы получили это выражение», – спросил один из присутствующих. «Это утверждение, а не вопрос, – ответил Дирак. Вопросы есть?».
& Методология науки без истории науки пуста, а история науки без философии слепа (И. Лакатос).
J Султан приговорил двух слуг к смерти. Один из них, зная как султан любит своего скакуна, предложил в обмен на свою жизнь научить лошадь за год летать по воздуху. Султан согласился. Друг: Ты чего оттягиваешь свою смерть? Нет, я увеличил свои шансы на жизнь: 1) за год может умереть султан; 2) умереть могу я; 3) возможно умрет лошадь; 4) а вдруг я научу ее летать?
& Философские идеи для науки – это точки зрения, с которых за деревьями можно увидеть лес.
& Философ может и в луже найти море.
J Встретились философствующий политик, архитектор и врач. В беседе встал вопрос: какая из трех профессий ценнее. Ответ решили найти в библии. Врач: Если Бог делал операцию Адаму по извлечению его ребра, то врачи должны быть на первом месте. Архитектор: Бог построил мироздание из хаоса по гениальному плану, поэтому архитекторы – первые. Политик: чтобы иметь исходный хаос, Бог занялся политикой. Безусловно, политика – это самая главная профессия.
& В мировоззренческих решениях нет сходимости к одному ответу.
& Наука отгадывает загадки, а философия имеет дело с вечными тайнами (французский философ Г. Марсель, 1889-1973).
J Специалист в области воздухоплавания Н. Е. Жуковский пришел к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: «Вам кого? Он в ответ: Скажите дома ли хозяин? – Нет. – А хозяйка?» – Нет и её. А что передать? «Скажите, что приходил Жуковский».
& Мысли философа – как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышенны (Фр. Бэкон).
& Бог, которого можно понять, уже не Бог (английский писатель С. Моэм).
J Студент-медик сдавал экзамен. Профессор Лерже, тогдашний светило медицинской науки, спросил его, какими средствами будет он вызывать у больного испарину. Студент назвал несколько потогонных средств. Профессор просит назвать еще другие средства. Когда у студента вся эрудиция закончилась, он заявил: я доставлю пациента к Вам на экзамен и он точно вспотеет.
& Все духовные смыслы не имеют степеней: нельзя быть наполовину честным или верить в бога на одну треть.
& Кто не понимает ничего, кроме физики, тот и ее понимает недостаточно (Г. Лихтенберг).
Литература.
1. Леви-Строс, К. Структурная антропология. М., 1983.
2. Шуцкий, Ю. К. Китайская классическая книга перемен. И-ЦЗИН. М., 1993.
3. Цюй Юань. Вопросы к небу // М. Е. Кравцова. Поэзия Древнего Китая. СПб., 1994.
4. Веды // Антология мировой философии. Древний Восток. Мн. – М., 2001.
5. Аристотель. Вторая аналитика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1978.
6. Ивин, А. А. Современная философия науки. М., 2005.
7. Гудмен, Н. Способы создания миров // Н. Гудмен. Способы создания миров. М., 2001.
8. Вернадский, В. И. Очерки по истории современного научного мировоззрения // В. И. Вернадский. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
9. Planck, M. Vorträge und Ersinnerung. Stuttgart, 1949.
10. Борн, М. Предисловие // М. Борн. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.
11. Эйнштейн, А. Автобиографические заметки // А. Эйнштейн. Собр. науч. трудов: В 4-х томах. Т. IV. М., 1967.
12. Вригт, Г. Х. фон. Время, изменение и противоречие // Г. Х. фон Вригт. Логико-философские исследования: Избранные труды. М., 1986.
13. Патнэм, Х. Философия сознания. М., 1999.
14. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие . СПб., 2000.
15. Гейзенберг, В. Роль новой физики в современном развитии человеческого мышления // В. Гейзенберг. Физика и философия. Часть и целое. М., 1990.
16. Менделеев, Д. И. Основы химии // Д. И. Менделеев. Избранные сочинения: В 2-х томах, т. 2. Л., 1934.
17. Максвелл, Дж. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля. М., 1954.
18. Паули, В. Теория относительности и наука // В. Паули. Физические очерки. М., 1975.
Раздел V. Методологические модели науки.
Конечно, в методологии науки есть общезначимое ядро, с которым согласны почти все ученые и философы. И все же оно дополняется концепциями, имеющими групповой и личностный характер. Существование такого плюрализма обусловлено мировоззренческой природой философии. Разумнее всего в этом разнообразии выделить более или менее типичные разработки.
Тема 1. Позитивизм: формирование стандартной концепции науки.
1. Рождение позитивистской философии науки. Основоположником направления сталОгюст Конт (1798-1857), получивший разностороннее естественнонаучное образование в Парижской политехнической школе. Основной труд – «Курс позитивной философии» (в 6 т.).
Развитие человеческого интеллекта подчиняется закону трех стадий: теологической - метафизической - научной. Историческое развитие разума начинается с теологического этапа, где господствуют фантазия и воображение, производящие разнообразные фикции. Древние люди выдумывали фетиши (фр. fetiche – амулет) и, наделяя обычные предметы сверхъестественными свойствами, поклонялись им как духам. В дальнейшем юный и наивный ум преобразовал духов в богов, а затем их объединил в единого бога. На метафизической стадии разум начал искать абстрактные сущности и создал множество умозрительных систем. Философия утверждается в качестве рациональной, но спекулятивной мысли, далеко улетающей за рамки реальности. Однако без этого не возникли бы многие социальные идеалы. Кроме того, в недрах философии постепенно вызрела наука и ее триумфальное восхождение составило содержание позитивной стадии.
Как позитивное знание наука изучает факты и законы действительности, а также разрабатывает проекты социальных реформ. Имея в лице Канта яркий образец критики, Конт всю философию оценил как отрицательное знание. На уровне метафизической абстракции важны лишь логические доводы разума. Совершенно другие ориентиры у науки. Если философ обсуждает проблему «почему?», то ученого интересует вопрос «как?». Знание здесь начинается с фиксации реальных фактов, но одного описания недостаточно. Для успешного действия очень важно предвидеть события и это возможно только на основе познания законов реальности. Это и составляет главную цель науки, которая достигается на пути создания теорий. Наблюдение, эксперимент и сравнение образуют ядро научного метода.
Для разрешения социальных кризисов и реформирования общества нужно создать «социальную физику». У социологии обязательно будет два уровня знаний: факты науки и теории. Такое двуединство составляет отличительную черту позитивного знания. Обладая ею, научная социология позволит привести общество к социальному порядку.
Позитивная философия есть методология науки. Хотя Конт признал ценность традиционной философии, ее он считал преходящей. Метафизика помогла сформироваться позитивной науке и сама должна измениться под влиянием духа позитивности. Во внешнем мире у философии нет своего предмета, им должна стать усложняющаяся структура положительного знания науки. Позитивист должен анализировать отношения между отдельными научными дисциплинами и строить классификации. Конт предложил свой вариант классификации наук, прогнозируя рождение социологии.
Кроме Конта к раннему позитивизму можно отнести английских философов Дж. С. Милля (1806-1873) и Г. Спенсера (1820-1903).
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1175;