Афоризмы и истории. & История более полезна, она полна мудрости (Лоренцо Валла, 1407-1457).
& История более полезна, она полна мудрости (Лоренцо Валла, 1407-1457).
J Профессор юридического факультета Сорбоны А. Руайэ-Коллар (XIX в.) был очень сильно обременен долгами. Однажды на экзамене он спросил у студента, что такое вексель. Нерадивый юноша долго мялся и, наконец, откровенно сказал: «Не знаю». «Экий счастливец!» - вздохнул профессор и поставил отлично.
& Идеи – это не дикие звери, которых следует держать в клетках (Г. Шпет).
J Разносторонний ученый Альберт Швейцер (XX в.) имел три докторские степени по различным отраслям знания. Один из его случайных знакомых спросил его, с плохо скрываемой завистью: «Как Вам удалось получить три докторские степени?» «Ах, – ответил ученый, – все очень просто. Третью степень я получил потому, что имел до этого уже две. Вторую получил за то, что имел уже звание доктора наук, а первую степень мне присвоили потому, что я к тому времени не имел ни одной.
& Осел с грузом книг – это все тот же осел (арабская поговорка).
J Однажды молодому студенту, страстно желавшему научиться красноречию, кто-то посоветовал послушать лекции Тимирязева и профессора Н. «Как вы можете называть эти имена вместе? – возмутился студент. – Великий Тимирязев и косноязычный профессор Н.?» «Вот то-то и есть, – ответили ему. – У Тимирязева вы научитесь, как надо говорить, а у профессора Н. – как говорить не надо».
& Ученый, как и домашняя хозяйка, никогда не ощущает, что его работа закончена (П. Самуэльсон, современный американский экономист).
J Известный южноафриканский специалист по пересадке сердца профессор Кристиан Барнард читал цикл популярных лекций в ряде городов Южной Африки. Его шофер, смышленый и достаточно образованный парень, сидя в зале, всякий раз очень внимательно слушал своего патрона - все, что он говорил на лекциях, знал наизусть. Заметив это, Барнард как-то решил пошутить и попросил шофера прочитать очередную лекцию вместо него.
В этот вечер профессор Барнард, облаченный в форменную одежду шофера, сидел в зале среди слушателей, а его шофер делал доклад и отвечал на разнообразные вопросы слушателей. Но, как всегда бывает, нашлась все-таки одна слушательница, которая задала ему весьма каверзный вопрос, на который докладчик затруднился ответить. Однако находчивый «лектор» не растерялся.
- Прошу меня извинить, мадам, — сказал он, — но я немного устал. На ваш вопрос я попрошу ответить моего шофера.
& Исследовать – это видеть то, что видят все, и думать так, как не думал никто (Г. Селье).
J Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
& Некоторые верят в науку до суеверия (Г. Гадамер).
Литература.
1. Алпатов, В. М. История лингвистических учений. М., 1999.
2. Вебер, М. Избранные произведения. М., 1990.
3. Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985.
4. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
5. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. // С. М. Соловьев. Соч.: В 18 томах. М., 1988-1993.
6. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1998.
7. Ждан, А. Н. История психологии. От Античности до наших дней: учебник для вузов. М., 2004.
8. Историография истории России до 1917: В 2 томах. Т. 2. М., 2004.
Раздел III. Неклассическая и постнеклассическая наука.
Философским ядром классической науки была субъект - объектная схема Р. Декарта. Она требовала от ученого получения исключительно объективного знания, из которого устранено все субъективное. Неклассическая наука эту норму пересматривает и начинает учитывать ряд субъективных аспектов. Прежде всего, это касается указания на то, какими приборами фиксируется объект. Данную особенность в физике впервые продемонстрировала специальная теория относительности, а закрепила квантовая концепция. Другой чертой «субъективизации» стала констатация исследовательского метода. Необходимость в этом обусловлена пониманием неоднозначной сложности объекта, где разные методы выделяют разные предметы исследования. Такую особенность выявила квантовая физика, объекты которой оказались сочетающими противоположные состояния (корпускулярно- волновой дуализм и т. п.).
У неклассической науки усложнился и сам объект. Если классическое естествознание ограничивалось макромиром, где объекты имеют размеры, близкие к размерам тел обычной практики и их скорости невелики, то неклассика стала осваивать микромир и мегамир с господством скорости света. Эту экспансию начали физика и космология, а продолжила молекулярная генетика. Другим предметом неклассики стало время. Уже классическая термодинамика и теория эволюции столкнулись со «стрелой времени» и границы этой процессуальности стали стремительно расширяться. Новая космология оказалась теорией истории космоса, что приблизило ее к гуманитарной истории. Сближение естественных и гуманитарных исследований - это также тенденция неклассической и постнеклассической науки.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1224;