Средневековая культура: союз религии, философии и науки.
Становление феодального способа производства. Если у древних греков и римлян город, ремесло и торговля господствовали над деревней и сельским хозяйством, то в раннем средневековье всё перевернулось. На социальную арену вышли феодалы и зависимые от них крестьяне. Соответствующие сдвиги произошли в хозяйственной жизни. На первое место выдвинулась агротехника: произошёл переход от волов к лошадям как тягловым животным, совершенствовалась упряжь, появились жёсткий хомут и подковы. Основной фуражной культурой стал овёс. До VIII в. была изобретена борона, а к XI в. - тяжёлый колёсный плуг. Если в I в. была сконструирована водяная мельница, то с XII в. стали действовать ветряные мельницы.
С XII в. начинают стремительно развиваться города, что дало прогресс ремёсел и промышленности. Широко используется компас, совершенствуются механические часы, изобретается линза, и появляются очки. В 1100 г. конструируется ножной ткацкий станок, изготавливаются фосфорная и азотная кислоты, в морскую практику входит вращающийся штурвал. В число технических изобретений входят кривошип, маховик, машины в сукновальнях и сыромятнях. В 1320 г. заявляют о себе пороховые пушки, через несколько десятилетий начинают действовать доменные печи и стекольные цеха.
Духовное и социальное господство христианской церкви. Основоположником христианской церкви признаётся Иисус Христос, его дело продолжили ученики - апостолы. Из малой группы верующих со временем возникла разветвлённая организация - Римская Церковь со своими руководящими органами (Папа, кардиналы, епископы и т.д.), храмами и монастырями. Основой учения стала Библия, как священная книга христиан. В Западной Европе власть церкви была выше власти светской (монархи, наместники, рыцари и т.п.).
Латынь как язык высокой культуры. Если народные низы разговаривали на этнических языках, то языком общения социальных верхов (священнослужители, монахи, знать и высшие чиновники) была латынь. Библия и основная литература существовали на этом языке. Латынь была единым языком всех западноевропейских интеллектуалов, философия и наука развивались на ее основе.
Монастыри суть центры духовной и интеллектуальной жизни. Своим образом жизни высшие круги Римской империи существенно подорвали нравственные устои (аморализм, разврат, цинизм и т.п.). На христианскую церковь выпала трудная миссия восстановления высокой духовности. На переднем плане этой работы по преобразованию и очищению человека оказались монахи, весь их образ жизни - пост, молитвы, духовное чтение - утверждал идеалы христианства. Кроме этого, руководство монастырей стремилось поддержать и другие сферы - искусство, философию и науку. Некоторые ордена (францисканцы) разрешали своим монахам заниматься научно-экспериментальной деятельностью. В ряде монастырей монахи восстанавливали ценные книги, пришедшие в негодность, путём их переписывания.
Школьное обучение. В начале VI в. в Афинах закрылась последняя языческая философская школа. Новое содержание демонстрировали церковные и придворные школы. Обучение строилось на введение в Библию и литургических текстах; ядро светских предметов составлял тривиум (лат. trivium - трёхпутье): грамматика (чтение и письмо на упрощённом варианте латыни), диалектика и риторика. Более широкий круг знаний давал квадривиум (лат. четырёхпутье): арифметика - музыка - геометрия - астрономия. Сочетание тривиума и квадривиума давало семь свободных искусств. Поначалу использовались римские учебники, затем стали создаваться новые учебные пособия. Особой популярностью пользовался учебник «Основы арифметики», составленный А. Боэцием (VI в).
В XII в. в Париже возникли колледжи. Это были благотворительные учреждения, созданные при госпиталях как общежития для бедных клириков, обучавшихся в школах. Позднее к ним добавились общежития для магистров, обучавшихся богословию. По данному типу возникли колледжи магистров в Англии. Если в парижских колледжах обучение было подготовительным, то в английских обучение сосредоточивалось в них самих. В школах всех типов обучение сводилось к чтению раздела учебника или текста авторитетного автора. Сначала зачитывал учитель, затем тот же самый отрывок читали ученики, после этого начиналось комментирование и истолкование. Позднее средневековье дало такую форму обучения как диспут. Объявлялась проблемная тема, и надо было найти противоположные позиции с их обоснованием. Это было неким подобием рыцарского турнира, где учитель выступал против учеников, а они против него. Нередко один учитель со своими учениками вступал в теоретический спор с другим учителем и его учениками. Французский учёный П. Абеляр (XII в.) в своей книге «История моих бедствий» описал своё участие в различных диспутах.
Возникновение университетов. Этот процесс начался в XII в. Преподаватели и студенты стали создавать свои корпорации с уставами, привилегиями и правовым статусом. Объединение двух корпораций породило университет как школу нового типа. Так возникли Болонский и Парижский университеты, Оксфорд и Кембридж. Здесь шло не только обучение семи свободным искусствам, но и как минимум одной специальной дисциплины: богословия, права, медицины и т.п. В теологическую тематику начинает вводиться логика и философия. Университетские преподаватели активно занимаются переводами с греческого и арабского на латынь. Уже в XII в. были переведены «Начала» Евклида, «Альмагест» Птолемея, «Об измерении круга» Архимеда, «Канон» Ибн Сины, а также ряд книг Аристотеля.
Повысилось и усложнилось не только содержание лекций, но и формы диспута, учебные диспуты стали регулярными, старший учитель - магистр выбирал тезис, а защищал его младший учитель - бакалавр, возражения мог выдвигать любой студент. Окончательное заключение делал магистр. Если студент два года прослушал лекции и пожелал получить степень бакалавра искусств, то он проходил особый испытательный диспут. Через следующие два года он проходил испытания на учёную степень магистра искусств. И, получив её, преподавал два года на факультете. Самое сложное испытание ожидало претендента на степень доктора наук (права, медицины и т.п.). Здесь готовился диссертационный текст, и он защищался в публичном диспуте inceptio, где присутствовало более десяти докторов наук по специальности.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 970;