Философия Аристотеля и наука.
Аристотель (384-322 до н.э.) – самый талантливый ученик Платона. Взяв многое у своего учителя, он подверг критике основы его учения. В качестве метода опровержения были взяты правила логики и эмпирический опыт, а их первым предметом стала концепция Идей-Эйдосов. Бытие Идей невозможно доказать логикой и нельзя подтвердить чувственным опытом. Признание идеального и материального миров, радикально отделенных друг от друга, дает ряд противоречивых следствий. Эйдосы не могут быть причинами вещей, ибо они пребывают в другом мире, являются антиподами и как неизменное они не способны порождать изменяющееся. Если для каждой единичной вещи требуется своя Идея, то необходимое количество Эйдосов уходит в бесконечность. Выход из этого тупика один - создание теории единого мира.
Мир состоит из множества индивидуальностей, сочетающих в себе форму и материю. Из платоновского потустороннего мира Аристотель перенес Идеи и материю в реальность жизненного опыта. Эйдосы он назвал формами, обладающими следующими свойствами: а) выступают сущностями; б) имеют общность; в) несут в себе определенный порядок (структуру). Формы суть активные причины и предметом их действия является материя, выступающая непосредственным и аморфным сырьем. Форма придает материи определенную структуру, в результате чего образуется единичная вещь или существо. Многообразие форм определяет множество уникальных и отдельных образований.
Данную схему Аристотель уточнил учением о четырех причинах. К форме и материи здесь добавлены действующая причина и целевой (финальный) фактор. Характерная иллюстрация - практика гончара. Последний ставит цель: создать такую посуду как амфора. Для этого он находит глину (материал), создает в своем уме проект амфоры с определенной пространственной фигурой (форма) и на гончарном круге придает глине должные очертания (деятельная причина). Подобное становление с участием всех четырех причин проходит каждая индивидуальная вещь.
Учение о душе и теория познания. Аристотель полагал, что душа есть форма, придающая телу жизнь. Поскольку у жизни есть три группы основных функций, то существует три вида души: а) вегетативная (рождение, питание, рост); б) чувственная (ощущение и движение); в) рациональная (познание и выбор). Если первые две присущи растениям и животным, то человек наделен всеми тремя видами души.
Аристотель отказался от платоновского рационализма, где эмпирический опыт обесценен и гипертрофирована роль теоретического умозрения. Если любая единичная вещь есть субстанция - сущность, то ее познание с необходимостью начинается с ощущений и восприятий. Эмпирическое познание ценно и рационально тем, что только через него душа способна фиксировать отдельные объекты и тем самым отражать конкретное единство формы и материи. Налицо важный, но лишь исходный этап познания. В дальнейшем ощущения и восприятия становятся предметом, в котором интеллект отвлекается от образов материи и выделяет знание чистой формы. Оно получило название «понятие» и является основной единицей теоретического мышления.
Логика есть ядро теоретической мысли.К временам Аристотеля был накоплен весьма богатый материал логических размышлений. Значительный вклад сюда внесли ранние греческие философы. Заслуга Аристотеля сводится к тому, что он все это оценил, кодифицировал и систематизировал. Конечно, задолго до него широко использовались четыре основных закона логики (закон тождества, закон непротиворечивости и т.д.), но Аристотель их четко сформулировал, дал рефлексивную оценку и связал в единую систему.
Логика Аристотеля начинается с анализа понятий. Исходными понятиями считались категории. Они отражают всеобщие основы или «роды бытия» и поэтому категории не подлежат определению (определить понятие, значит, подвести его под более общее). Таковы категории: «бытие», «изменение», «качество» и т.п. Определение распространяется на все понятия, отражающие особенное. Здесь важно отразить две общие формы, выстроить суждение, включающее ближайший род и видовое отличие. К примеру, человека можно определить как политическое животное. Здесь последнее будет родом, а политика – видом. (У Аристотеля тут дается определение эллина, гражданина полиса).
О подлинном рассуждении можно говорить лишь тогда, когда происходит строгий переход от одних суждений к другим. Такую обязательную связь демонстрирует умозаключение в форме силлогизма, состоящего из трех суждений. Первое утверждает нечто весьма общее - большая посылка, второе говорит о менее общем и родственном первому - малая посылка. Из этих двух предпосылок следует частный вывод. Такое дедуктивное умозаключение обладает логической необходимостью: если посылки истинны, то есть соответствуют реальности, то вывод обязательно будет истинным. «Все люди смертны» (большая посылка), «Сократ – человек» (малая посылка), «Сократ смертен» (вывод - заключение). Аристотель хорошо понимал, что дедуктивный силлогизм лежит в основе любого доказательства, включая математическое. Главная трудность состоит в нахождении истинных универсальных посылок.
Получение всеобщих истин, то есть суждений, где фигурируют категории, Аристотель был склонен относить на счет индукции и интуиции. Главное, что их объединяет, это движение от частного к общему. Здесь возможны логические ходы, но они частичны на фоне господства вероятных и весьма рискованных переходов ума. Если «научный» силлогизм демонстрирует истинное знание в составе посылок и их необходимую связь с выводом, то в случае индукции можно говорить о «диалектическом» силлогизме, исходящем из субъективных и ненадежных мнений, дающих правдоподобное заключение.
Аристотелевская схема категорического («научного») силлогизма сохранила значимость и в современной науке. На ней строятся все процедуры логического доказательства и обоснования научного знания. Она является ядром схем научного объяснения и предсказания (К. Гемпель и др.). Но вот судьбу диалектического силлогизма Аристотель не угадал. На первых порах из научной мысли он был исключен, но современная наука склонна признать его значимость. Ч.С.Пирс и другие ученые оценили диалектический силлогизм Аристотеля как первую версию процесса выдвижения научной гипотезы из нескольких фактуальных констатаций.
Натурфилософия на основе логической критики.Аристотель не мог не разделить господствовавший в его времена стиль натурфилософствования, где полет мысли все же подчинялся требованиям логики, но систематически не увязывался с тяготением фактов. Занимаясь философскими изысканиями, Стагирит считал их научными, ибо философия - это высшая наука. Его основным методом философствования была идейно-логическая критика, где берется некое учение, и оно подвергается анализу с точки зрения правил логики. Это можно проиллюстрировать на примере отношения Аристотеля к концепциям элеатов и атомистов.
Учение Парменида о бытии, апории Зенона и концепция атомов основаны на идеях прерывности и конечности. Бытие введено в виде конечной сферы, зеноновские расстояния и времена конечны, демокритовские атомы занимают малый и ограниченный объем. Аристотель полагал, что такая позиция ложна, так как ведет к абсурдным, то есть противоречивым следствиям. Первый парадокс заключается в том, что за пределами бытия и атома делимость разрешается, а внутри их запрещается. Если убрать перемещение тел в пространстве, то его деление оборачивается в конце концов неделимыми отрезками. Выход из этого положения один - принятие идей непрерывности и бесконечности. Здесь на Аристотеля повлияла аксиома непрерывности, введенная Евклидом для разрешения проблемы несоизмеримости диагонали и стороны квадрата. Стагирит же придал ей универсальный онтологический характер («все бытие непрерывно»). И если все делится на части, то такое деление уходит в бесконечность. Последняя понимается не как актуальная (ставшая и завершенная), а как потенциальное действие, всегда находящиеся в пути (к примеру, счет натуральных чисел без остановок). Логическая убедительность позиции Аристотеля здесь очевидна.
Гибрид теоретического умозрения с элементами эмпирического опыта.Аристотель вел исследование двойственным методом. С одной стороны, он развивал философскую мысль и выстроил оригинальную систему идей и категорий. С другой стороны, он не только обобщал социально-практический опыт, но и сам вел наблюдения, проводил их когнитивную обработку. Эмпиризм Аристотеля вытекает из его теории познания и обусловлен условиями семейного воспитания. Отец Стагирита был придворным врачом (римляне называли врачей «эмпириками»), что, безусловно, наложило свой отпечаток на юное сознание будущего исследователя. Вот почему в деятельности Аристотеля сочеталось продуцирование спекулятивных догадок («природа боится пустоты» и т.п.) и точные описания минералов, поведения некоторых рыб и т.п.
Физика Аристотеля.Для него это была «вторая философия», что дало основание Андронику Родосскому назвать «первую философию» «метафизикой». Физика здесь является натурфилософией, где категории специфицируются рассуждениями о природе и обобщениями практического опыта.Наблюдения над домашними и дикими животными, а также над людьми привели Аристотеля к мысли, что самодвижение невозможно. Все движется неким двигателем, если живые существа передвигаются благодаря чувствующей душе, то неживые тела приводятся в движение внешними факторами: лошадь тянет тележку, ветер создает волны и надувает парус. Все движения делятся на естественные и насильственные. Первые определяются соотношением четырех элементов и заканчиваются состоянием равновесия. Тела с преобладанием Огня и Воздуха стремятся вверх, а где больше Воды и Земли, они падают вниз. Все, что выходит за эти пределы, есть вынужденное движение. Сюда относится перемещение повозки лошадью и полет стрелы, запущенной лучником. Что касается всего мироздания, то у него есть вечный и неподвижный перводвигатель - Бог. Он движет как целевая причина.
Пространство у Аристотеля выступает в виде многообразия мест, где пребывают тела. Абсолютными, то есть неизменными местами являются: верх-низ, правое - левое, переднее - заднее, середина - периферия. Отсюда понятна природа естественных движений, в зависимости от преобладания тех или иных стихий (огонь, вода и т.п.) тела тяготеют к «своим» местам. Пространство здесь оказывается сплошной силовой средой, которая движет или тормозит, где пустота, относительность и инерция невозможны. Непрерывная протяженность мест определяет и время, которое характеризует движение моментами «сначала» и «потом».
Космологическая модель. В ней царит иерархическая организация огромного, но конечного пространства. Все разделено на подлунную и надлунную сферы, абсолютный центр совпадает с планетой Земля. Если в подлунном мире все разнообразно меняется, то в надлунном тела пребывают лишь в круговых движениях в такой космической среде, как эфир. Все восемь небесных сфер (Луна, Солнце, пять планет и звезды) вращаются Богом как перводвигателем.
Эмпирическая программа в биологии. Эмпиризм Аристотеля наиболее рельефно проявился в биологических исследованиях. В его трех книгах о животных натурфилософская спекуляция сведена к минимуму. Прежде всего, Стагирит стремился учесть богатый опыт наблюдений за животными путем бесед с очевидцами. В его книгах часто повторяются выражения «рыбаки рассказывают», «купцы говорят» и т.п. Эмпирическими опытами и наблюдениями занимался и сам Аристотель. Он впервые описал псевдоплаценту у гладкой акулы и оставил свидетельство о том, как речной сом проявляет заботу о своем потомстве. После метания икры самка сома сразу уплывает, самец же остается стеречь икру от других рыб. Биологи долгое время сомневались в истинности такого сообщения. Но наблюдения подтвердили правоту Стагирита.
Аристотель предложил первую классификацию организмов. Свою схему о форме и материи он конкретизировал тезисом - видов жизни столько, сколько имеется сочетаний необходимых органов. Все начинается с дихотомии родов: животные, имеющие красную кровь, и организмы без крови. Первый род (современное – «позвоночные») подразделяется на четыре вида - млекопитающие, птицы, рыбы (ныне выделяются китообразные). Второй род (современные «беспозвоночные») делится на два вида - головоногие и ракообразные. Всего было классифицировано 485 видов животных.
По стопам учителя пошел и ученик Теофраст (372- 287 до н.э). Его исследование о растениях (10 книг) изобилует выражениями «плотники говорят» и т.п. Беседы со знатоками - очевидцами позволили ему набрать богатый фактический материал и разработать первую классификацию растений. В ней представлены деревья, кустарники, полукустарники и травы. Структура стебля состоит из коры, древесины и сердцевины. Питание растений обеспечивается корнями и листьями, размножение производится половым (семенами) и бесполым (клубни, луковица) способами.
Аристотель эскизно наметил идею уровневой градации форм бытия: неодушевленные тела - растения - животные. Но эта лестница форм не развивается во времени, здесь нет эволюции. Переходы от одних вечных форм к другим непрерывны и устремлены к единой цели. Такая схема повлияла на творчество Лейбница.
Достоинства на фоне отрицания математизации науки. Основной вклад Аристотеля в науку представлен логикой и схемой эмпирической классификации. Последняя была применена не только к материалу естествознания, но и к гуманитарному познанию. Аристотель дал описание 158 конституций и классифицировал их по формам правления (монархия, демократия и т.п.). Теофраст выделил 30 человеческих характеров и попытался их классифицировать (трус, скупец, льстец и т.д.). Тем самым был намечен некий прообраз психологии. Кроме того, Аристотеля можно смело считать основоположником истории науки как научной дисциплины. О ранних натурфилософах мы знаем только из трудов Аристотеля. Его дело продолжили ученики. Теофраст написал книгу «Мнения физиков», Евдем Родосский - книги по истории математики и астрономии, Менон - книгу по истории медицины, Дикеарх - труд по истории литературы.
Но даже гений имеет свои недостатки. Многие изъяны аристотелевской программы связаны с неприятием теоретической математики. Отрицательную роль здесь сыграл принцип непрерывности: все в мире связано друг с другом сложными переходами и качественными оттенками. Нет четких определенностей, а есть неопределенное «более или менее». «Если в природе нет прямых линий и кругов», то применение к ней математики незаконно. Такая установка определила стиль средневековой науки и стала тормозом развития.
В целом античную философию и науку следует считать тем начальным периодом, когда возникли первые идейные программы, первые научные теории и стали вырисовываться контуры наблюдательно-эмпирического исследования.
Задания.
1. Человеку, который не знал ни геометрии, ни астрономии, ни музыки, но желал учиться философии, Ксенократ (396-314 в. до н.э.) заявил: «Это невозможно, ибо тебе не за что ухватить философию». Что имел в виду Ксенократ?
2. Что означает платоновское выражение «спасти небесные явления»?
3. Какова связь между аристотелевской логикой и научной классификацией?
4. Почему Аристотель недооценил роль математики в науке?
5. Немецкий физик-теоретик В. Гейзенберг пришел к выводу о том, что философия Платона более созвучна современному естествознанию, чем атомизм Демокрита. Американский же физик-теоретик Р.Фейнман считал, что если бы в ядерной мировой войне погибли все знания, кроме атомизма, то уцелевшие люди на основе этой теории восстановили бы все научное естествознание. Попробуйте выявить основания этих разных оценок.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 3441;