Возрождение: союз философии, науки и искусства.
Социокультурные и мировоззренческие новации.Эпоху Возрождения составляют XV и XVI вв. Её абсолютным центром были итальянские города и княжества. В это же время Франция переживала Ренессанс, в XVI в. в Германии и Голландии происходила Реформация. И всё же имеет смысл использовать термин «Возрождение», как нечто единое для Западной Европы.
Становление машинной техники. С XV в. начинается бурное развитие капитализма. Максимально возможную прибыль буржуазия могла получать двумя путями: интенсивной эксплуатацией работников и ставкой на технический прогресс. Ядром последнего стали сложные технические устройства - машины. Их создавали гениальные практики-самоучки. Воду из шахт откачивали гидравлические насосы, монеты чеканились особыми прессами, в текстильном производстве чулки вязались машинами. И все же на этом фоне выделялся типографский станок. Способ книгопечатания изобрели китайцы (XI в), но немец И. Гутенберг в середине XV в. внёс революционное усовершенствование - подвижные металлические буквы. Началась эра печатных книг.
Великие географические открытия.Экспансию европейцев вовне открыли крестовые походы в регионы Малой Азии. В кровавых сражениях рыцарям открывался арабский мир. Развитие мореплавания и потребности торговли обусловили практические поиски надёжного пути в Индию. Морские походы Хр. Колумба, Васко де Гамы и Ф. Магеллана привели в начале XVI в. к открытию Северной и Южной Америки. Европейцы убедились в том, что других этносов и культур много. Океанское мореплавание потребовало новых научных знаний: картографию, астрономию и новую технику (судостроение, приборы для навигации и т.п.)
Возрождение антропоцентристских элементов античной культуры.Взятие турками Константинополя в 1453 г. побудило многих византийских учёных переселиться в Италию, что привело к широкому распространению греческого языка. Начался период интенсивных переводов с греческого на латынь и на национальные языки. Европейских интеллектуалов интересовало не просто всё, а то, что эллины выражали термином paideia, т.е. образование и воспитание человека. Вот почему переводилась преимущественно поэзия и литература, история и риторика, искусство и философия. Именно, в этот период были переведены все сочинения Платона. В данном процессе не была забыта и наука. Переводились сочинения Архимеда, Птолемея и других греческих учёных. В процессе интенсивного интереса к античным текстам и формировались основы европейского гуманизма, который стал общей и отличительной тенденцией Возрождения. Установилась широкая практика формирования публичных библиотек античной литературой, для этого организовывалась массовая скупка античных книг у населения. На чтении античных и римских авторов формировались пионеры нового гуманизма: Фр. Петрарка, Лоренцо Валла, М. Фичино, Пико дела Мирандола.
Рождение возрожденческой личности. Если в центре средневековой жизни был Бог, то Возрождение поставило туда человека. Также произошло радикальное освобождение индивида от множества социальных корпораций (гильдии, общины и т.п.). Эта иерархическая паутина начинает рваться новыми факторами (рынок, политическая демократия и т.д.) и на арену истории выходят самостоятельные личности: буржуа-предприниматели, мореплаватели, писатели, художники, авантюристы и т.д. Всех их отличала высокая независимость, широта взглядов, тяга к новому. Они были далеки от узкой специализации и жили многосторонними интересами.
Авангардная роль искусства на фоне секуляризации. В средние века христианская церковь господствовала во всех сферах общественной жизни. Возрождение стало отправным этапом ослабления такого диктата, что и является секуляризацией. Ослабление религиозного контроля было обусловлено рядом социальных причин (развитие рынка и государства, становление институтов гражданского общества, прогресс науки и т.п.). Отступление одной формы культуры компенсировалось наступлением другой. В этой роли выступило искусство в виде литературы, живописи, архитектуры и музыки. Возрождение дало много различных шедевров и сделало личность художника-творца социально важной фигурой.
Протестантская реформация христианства. В начале XVI в. возникла протестантская религия. Её название выразило неприятие большой группы христиан аморальным поведением некоторых руководителей церкви и практикой индульгенций. Но социальные корни были глубже. В традиции христианства заложена негативная оценка экономической наживы и предпринимательства (изгнание Христом менял из храма). Как же тогда соединить дух капитализма с верой в Христа? Положительный ответ нашли немецкий священник Мартин Лютер (1483-1546) и швейцарский проповедник Жан Кальвин (1509-1564). Они заявили, что все деяния человека равноценны и уступают вере в Бога, в спасении человека вера играет решающую роль. Кроме библии надо отбросить весь церковный культ. Бог предопределил каждому особый путь и осязаемым знаком доброго предопределения является успех и богатство. Данный тезис и обеспечил массовый уход буржуазных предпринимателей в протестантизм.
Природа - не храм, а мастерская. Протестантское мировоззрение существенно изменило отношение человека к природе. Если раньше она была священным храмом для жизни и созерцательного познания, то теперь стала огромной мастерской, т.е. сырьевым источником промышленности. Такое «расколдование» (М. Вебер) сделало возможным научный эксперимент как пытку природы из любознательности. Вот почему все идеологи Возрождения выступили в поддержку научного опыта.
От философии Аристотеля к идеям Платона и неоплатоников. Философская традиция весьма многообразна и в отношении к ней начинает складываться нечто, подобное моде. Речь идёт о процессе, который на разных исторических этапах актуализирует внимание к разным философам. Конечно, такой выбор диктуется определёнными интеллектуально-духовными потребностями. Отнюдь не случайно средневековье «полюбило» Аристотеля, его идеи органично вписывались в библейские верования (Бог как перводвигатель, иерархия бытия и т.п.). Возрождение уже избрало Платона и неоплатоников. Итальянец Марсилио Фичино (1433-1499) перевёл на латынь все основные тексты Платона и организовал платоновскую академию во Флоренции, объединившую всех его поклонников. Ему также принадлежат переводы Плотина и Дионисия Ареопагита. Итальянских гуманистов привлекло платоновское учение об интеллектуальной любви и схема неоплатоников о нисходящей последовательности совершенств.
Возрождение герметической культуры. Знакомство древних греков с египетской культурой породило веру в Гермеса Трисмегиста, отождествлённого с греческим богом Гермесом. Возникло учение, полное мистики и магических образов. Бог здесь трактуется в духе отрицательной теологии - вершина всего лишена сущности и поэтому невыразима словами. В рамках творения возник высший и бестелесный человек, как образ бога («Антропос»). Его грехопадение породило земного человека. Он способен восстановить утраченное могущество, если организует познание, откроет тайные силы природы и начнёт их использовать в магической практике эксперимента. В таком виде человек станет вторым (смертным) богом, Герметизм как естественная магия был нацелен на «полунаучное» овладение природой вне и внутри человека. Его разновидностями считалась алхимия, химия лекарств (ятрохимия), астрология и т.п. Почти все ведущие фигуры Возрождения были под тем или иным влиянием герметизма: Николай Кузанский, Т. Парацельс, М. Фичино и др. Если герметисты отличали натуральную магию как истинную (научную) от ложной магии, построенной на народных суевериях, то для христианской церкви вся магия была дьявольским искусством. Отсюда вытекает драма Джордано Бруно (1548-1600). Этот итальянский монах создал проект реформирования церкви, по которому герметическая магия должна была легализоваться и войти в культовые действия. Ватикану такая реформа представлялась опасной революцией и за это Бруно был сожжён. Так что прямым мучеником науки его считать нельзя, он погиб как вольнодумец и еретик.
Возрождение дало обилие различных проектов и теорий. Все они в той или иной степени несли синкретизм мировоззрения и науки.
3.1. Синтез теологии, философии и математики. Немецкий мыслитель Николай Кузанский (1401-1464) вобрал в себя ряд идейных влияний: оккамизм, мистика и неоплатонизм. И всё же его учение вполне оригинально.
Всё имманентно Богу. Официальное христианство было теизмом, где Бог существует по ту сторону, тварный же мир посюсторонен. У Кузанца такой границы нет: Бог пребывает во всём и всё в нём. Такая позиция является пантеизмом (греч. pan – всеобщий, teos бог).
В Боге как в бесконечности совпадают все противоположности. Поясняя эту формулу, Кузанец берёт такие противоположности как максимум и минимум. Хотя кажется, что речь идёт о количестве, но на самом деле здесь фигурируют качества в превосходной степени. Их связь представляется в виде процесса, реализующего две противоположные тенденции. Универсум развёртывается из Бога как минимума и становится максимумом, затем из максимума мир свёртывается в Бога как минимум. Модельные примеры совпадения противоположностей в бесконечности Кузанец взял из геометрии. Как абсолютный минимум Бог подобен точке, его развёртывание в максимум представляется в виде перехода точки в отрезок линии. Он в свою очередь способен стать плоскостной поверхностью, её умножение даёт объёмный куб.
Если взять круг и увеличивать до бесконечности его радиус, то растущие кривые (окружности) постепенно сравняются с прямой линией. В бесконечном круге любая точка будет центром и вместе с тем крайним пределом. На бесконечную природу бога намекает и арифметика, где натуральный ряд чисел начинается с единицы (минимум) и уходит в последовательность таких больших чисел, к любому из которых можно добавить сколько угодно единиц.
Как микрокосм человек есть человеческий бог. Кузанец развивал философию гуманизма. Он полагал, что человека нельзя свести к отдельной и ограниченной вещи. Человек представляет собой особый мир или микрокосм. Как некое универсальное бытие он соединяет собой и связывает многие объекты (неживые и живые). Человеческий разум включает в себя образы почти всех вещей. Многие силы природы свёрнуты в человеческие способности, которые разворачиваются воспитанием и обучением. Человек есть малый мир, в котором потенциально заключён мир большой.
Познание есть развёртывание от ощущений к разуму. Человек развивает четыре познавательные способности: чувства, воображение, рассудок и разум. Тело подобно городу с пятью чувствами - вратами, которые опыт открывает для внешнего мира. И всё же ощущений как прямых контактов недостаточно и поэтому воображение творит образы вещей, которые актуально отсутствуют. В таком познании царит беспорядочная смутность и должный порядок наводит научный рассудок посредством словесных знаков и установления логических связей. Ум учёного пользуется математикой при проведении опытов, где вещи сравниваются друг с другом на основе некоторого минимума (единицы измерения) и тем самым они измеряются (счётное взвешивание). И всё же научный рассудок ограничен конечным многообразием. Бесконечную природу Бога познаёт философский разум, который синтезирует богатство научных теорий, мысля парадоксами и сопрягая противоположные мысли в единую картину. Этот процесс подобен построению огромного многоугольника, стороны которого уменьшаются, а их число растёт, за счёт чего такая фигура вписывается в огромный круг. Важно и то, что в целостном человеческом познании реализуется не только восхождение от ощущений к философскому разуму, но и обратный процесс нисхождения (единство свёртывания и развёртывания).
«Учёное незнание» выше догматического познания. Для средневековой схоластики идеалом познания были догматы, как выражение вечных и абсолютных истин. Этот стиль Кузанец подвергает тонкой критике. Всезнающему теологу он противопоставляет образ «простеца» - реального исследователя, который познание начинает с измерительных и других научных опытов. У настоящего учёного «знание есть незнание». Эта диалектическая формула означает, что «простец» задаёт природе вопросы, отражающие его частичную компетентность: он что-то знает, но остальное ему не известно. Такое противоречие и является движущей силой исследования. Но даже тогда, когда учёный (мыслитель) получает достоверный ответ на свой вопрос, ещё рано говорить о полноценном знании. Учёный изучил некую часть, не ведая целого, поэтому «любое человеческое положительное утверждение об истине есть предположение». Наука есть «учёное незнание», ибо она вопрошает и получает гипотезы, она всегда находится в поисковом пути.
3. 2. Союз науки, искусства и техники.Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) знаменит художественными шедеврами, техническими проектами, и основой его творчества была определенная философия.
Космос и человек едины естественностью. Как сын своего времени Леонардо по своему мировоззрению был неоплатоником. Но его не привлекали религиозно-мистические аспекты, он тяготел к материалистическому натурализму. Все, что связано с Богом и душой, он не отрицал, но отдавал это на откуп богословам и монахам, которые специализируются на сверхъестественных тайнах. Своим делом он считал изучение естественной природы.
Согласно Леонардо, хотя природа весьма многообразна, все ее образования складываются из четырех стихий: огня, воздуха, воды и земли. Человек здесь не является исключением, его тело состоит из тех же элементов, только в особой пропорции. Такой состав и делает человека микрокосмом. Все природные тела находятся во взаимных действиях, что во времени дает устойчивые связи причин и следствий. Отсюда вытекает необходимая регулярность механических движений: вода испаряется вверх, дождь проливается вниз и на поверхности земли вода течет только сверху вниз. Во всех природных силах, звуках, тяжестях и т.п. господствуют пропорция и соразмерность. Любое следствие сохраняет в себе печать причины. Если тело испытало удар другого тела, то оно некоторое время сохраняет силу удара (impeto). Это показывают наблюдения звучащего колокола.
Природу человек постигает только в школе опыта. Уже позднее средневековье не только говорило об исследовательском опыте, но и занималось им. Что же нового добавил Леонардо? Познавательный опыт он оценил в широком контексте социальной практики. В мастерской Верроккьо Леонардо обучался разным «механическим искусствам»: техническому моделированию, скульптурному и живописному делу, анатомическому расчленению трупов. Он понял, что от бытовой и трудовой практики исследовательский опыт отличается только целью: если первые стремятся получить материальное благо, то второе ищет знания. В познании природы альтернативы опыту нет. Если ты будешь сидеть в библиотеке и читать книги, то узнаешь только мнения других людей. Найти в них истину можно лишь тогда, когда в своем опыте проверишь чужие представления. Беда схоластов состоит в том, они свели науку к чтению книг. Но там, где лишь читают и говорят, науки нет. Природу можно познать только чувственными объятиями опыта. Научная «мудрость есть дочь опыта».
Глубина опытного понимания природы определяется математикой. Леонардо признавал ценность таких наблюдений и экспериментов, которые обходятся без математики. Он призывал читателя узнать о полете на четырех крыльях, приглашая пойти во рвы миланской крепости и понаблюдать за черными стрекозами. Леонардо делился опытом анатомирования птиц и человеческих трупов, где для сравнения мышц и сухожилий математика не нужна. Но все это констатации поверхностных следствий. Исследование же глубинных и необходимых причин без математики невозможно. Если арифметика и геометрия применяются к восприятиям опыта, то на этом пути возникает точная и достоверная теория. Успехи механики очевидны благодаря такому союзу. Алхимия и поиски вечного двигателя только кажутся научным опытом, ибо в этих манипуляциях с телами отсутствует математика.
Перспективные идейные гипотезы и технические проекты. Своеобразие стиля мышления Леонардо состояло в чрезвычайной скупости в описании того, что он делал и как рассуждал. Один и тот же опыт он мог повторять десятки раз, запись же в дневнике укладывалась в одно предложение. Все тексты его научной прозы составлены из кратких суждений, близких к афоризмам. У Леонардо нет развернутых теорий, но есть замечательные идеи и догадки.
В рассуждениях Леонардо о сохранении движения в соударяющихся телах проглядывает эскиз будущего принципа инерции. В его описаниях и объяснениях полетов птиц угадывается схема сложения сил и принцип наклонной плоскости. Леонардо правильно понял равновесие жидкостей в сообщающихся сосудах, предвосхитил открытие закона Паскаля. Задолго до Кастелли (1638) он изучил законы движения воды. В записях Леонардо есть фраза: «Солнце не движется». Ее контекст косвенно признает движение Земли. Стало быть, здесь предвосхищен гелиоцентризм Коперника. Как зоркий наблюдатель и гениальный мыслитель Леонардо первым правильно объяснил пепельный свет Луны. В ботанике он исследовал законы листорасположения задолго до середины XVII в., когда этим занялись ботаники. В анатомии им открыта щитовидная железа; изучая движение обезглавленных лягушек, Леонардо заложил основы физиологической механики.
Леонардо - гениальный изобретатель техники. Он наметил переход от техники, основанной на практической интуиции, к технике, проектируемой научной теорией. В его текстах описаны: пропорциональный циркуль, анемометр, механический вертел; даны чертежи сверлильной, прокатной и стригальной машин; представлены модели аэроплана, вертолета, парашюта и подводной лодки. Из этических соображений Леонардо отказался от публикаций этих проектов.
Живопись как высшая наука. Первый вариант союза науки и искусства дали пифагорейцы: числовое единство математики и музыки. Леонардо предложил другую версию такого синтеза - единство живописи и геометрии. Здесь он усвоил теорию перспективы, развитую итальянцами Ф. Брунеллески (1377-1446)иЛ. Б. Альберти (1404-1472). Геометрические построения вызывают у зрителя восприятие трехмерного пространства на плоскости. Образцом сознательного использования законов перспективы стала фреска «Тайная вечеря», исполненная на стене миланского монастыря.
У живописи Леонардо есть своя философия. Из всех органов чувств зрение является главным. Если слова чаще всего закрывают природу, то ее самое широкое открытие происходит через наблюдение и изображение. Со зрением органически соединяется сила математического ума, и художник отличается от других мастеров тем, что он «понимает глазами». Союз художника и ученого позволяет углубляться в динамическую суть единичного явления, выстраивая серию рисунков как моментальных его срезов и ракурсов. Отсюда понятно, почему Леонардо оставил семнадцать рисунков одного явления - того, как из некоторого русла вытекает поток воды.
Понять природу, значит, изобразить ее как загадку. Все исследователи творчества Леонардо отмечают его принципиальную фрагментарность и радикальную незаконченность. Сохранилось множество предварительных черновых записей и лишь несколько завершенных текстов. Богатство замыслов, эскизов и проектов отлилось в считанные единицы готовых произведений (всего 10 картин). Некоторые авторы (Л. Ольшки и др.) полагают, что Леонардо не смог выработать научного метода и потому не доводил свои поиски до результатов.
Можно согласиться с этим мнением только в одном аспекте - отсутствие у Леонардо физико-математического метода, который позднее создал Галилей. Однако это вовсе не означает, что у него не было элементов научного метода. Эти идеи уже рассмотрены (природа как объект науки, принцип опыта, союз опыта и математики и т.п.). Хотя Леонардо представил их в абстрактной словесной форме, но эти идеи не были у него формальными декларациями. Он сам проводил опыты, реализовывал геометрию в живописи и технике. Но самое главное в том, что Леонардо предложил оригинальный способ исследования, синтезирующий науку и искусство. И нам представляется, что он придерживался оригинального стиля проблематизации, где вопросы важнее ответов. В пользу такого предположения говорят некоторые факты. Известно, что Леонардо любил сочинять разнообразные загадки. Например, «есть то, что чем больше растет, тем больше у него отнимают» (яма). Загадка родственна проблеме, они ставят в начало то, над чем надо размышлять, и такая мысль предполагает игру разных ответов. В научно-художественном поиске ищущее сомнение важнее готового решения. Отсюда понятен и феномен «Моны Лизы». Она представляет собой художественную загадку - проблему, созданную вечно будоражить наши умы и души.
3.3. Николай Коперник: смена геоцентризма гелиоцентризмом.До XVI в. европейские ученые и практики пользовались астрономической системой Кл. Птолемея. Она была поддержана церковью, так как соответствовала христианскому вероучению: человек сотворен по образу и подобию Бога, он живет на планете Земля, являющейся центром тварного мира. Астрономы составили таблицы эфемерид, позволявшие довольно точно ориентироваться на ночном небе и предсказывать нужные для практики явления. Вместе с тем старая астрономия страдала рядом недостатков. Для дальних океанских походов теория не давала точных предсказаний поведения Солнца, Луны и планет. Юлианский календарь, построенный на геоцентризме, был несовершенным, точки равноденствия и полнолуние потеряли связь с реальными историческими событиями. Вычисления пасхалий давали значительные расхождения, что весьма тревожило церковь. Нужно было проводить реформу календаря на какой-то новой астрономической теории. Об этом было заявлено на Латеранском соборе (1512-1517) в Риме.
Теория Птолемея не соответствует простоте природы. Нужное открытие совершил Николай Коперник (1473-1543), он с отличием закончил Ягеллонский университет в Кракове, получив основательную подготовку по теологии, математике, астрономии, праву и медицине. Церковь послала его совершенствовать знания в итальянских университетах. Занимаясь астрономическими исследованиями, Коперник столкнулся с чрезвычайной математической сложностью теории Птолемея. Описание движения Луны, Солнца и планет включало 73 эпицикла, каждое небесное тело предполагало до 8 тригонометрических параметров. Такое положение ученый оценил как требующее обязательного упрощения. Принцип теоретической простоты Коперник обосновал причинным устройством природы. «Нужно взять пример с природы, которая ничего не производит лишнего, ничего бесполезного, а, напротив, из одной причины умеет выводить множество следствий». Если У. Оккам сформулировал идею простоты в форме своей «бритвы» для теологических споров, то Коперник выдвинул чисто научный вариант принципа простоты. Он и стал главным методом решения.
Догадка гелиоцентризма становится астрономической гипотезой. Находясь еще в Болонье, Коперник обучался Д. М. Новары, связанного с флорентийской школой неоплатоников. Здесь математика трактовалась как знание скрытой сущности видимого мира. Если глаз фиксируют хаос разнообразных фактов, то разум за этой пеленой открывает пропорциональный и симметричный порядок. Несовпадение чувственных образов с рациональными структурами объясняют наука и философия. Каждый человек наблюдает движение Солнца, но истинное положение дел может быть обратным. Пифагореец Аристарх Самосский из математических соображений признал центральное и неподвижное положение Солнца. Согласно неоплатоническому мировоззрению, у этой догадки существуют большие шансы стать истиной.
Догадка гелиоцентризма фигурировала у Архимеда и других древних авторов в качестве предмета критики. Коперник все это прекрасно знал и пошел наперекор традиции, сделав ставку на гелиоцентризм. В 1543 г. в свет вышла книга «Об обращениях небесных сфер». В ней была изложена схема, где место центра заняло Солнце, она внесла значительные упрощения, сократив число эпициклов до 33. Гелиоцентризм не только объяснил старые факты (единство планет с Землей), но и дал ценные предсказания: фазы Венеры, более крупные размеры Вселенной и т.п. Новая теория нашла выход в практику, на ее основе были составлены более точные «прусские таблицы», уточнена длина тропического года, в 1582 г. был принят грегорианский календарь. И все же самое ценное в новой астрономии выходило за рамки научной теории.
Революция в мировоззрении, связанным с наукой. Из теории Коперника вытекали радикальные философские выводы. Если Земля не является центром мироздания и входит в группу планет как небесных тел, то тогда не существует принципиальных различий меду земным и небесным мирами. Образ противоположности земного как изменчивого, бренного и небесного как вечного возник еще в античности и был поддержан христианством. И вот данная догма поставлена под сомнение, ибо Земля ушла на небеса. Кроме того, теория Коперника наложила печать проблемности на человека. Когда Земля была центром, то привилегированное положение человека как главной твари было очевидно. Но вот Земля становится одной из многих планет, тогда и человек теряет свое исключительное положение. Все эти выводы расшатывали устои христианского учения, и их остроту Коперник вполне осознавал. В его душе боролись ученый и человек церкви, вот почему Коперник долго не решался издать свою книгу, и она вышла лишь в год его смерти. В 1616 г. Ватикан внес «Об обращении …» в индекс запрещенных книг, и это проклятие было снято только в 1826 г. Примечательно, что в XXI в. римский папа Иоанн Павел II пытался канонизировать Николая Коперника.
Инструментализм против реализма. Если в XVII в. католический Ватикан прямо и открыто осудил астрономию Коперника, то протестанты предложили более тонкую тактику борьбы. Теолог А. Осиандер в предисловии к книге «Об обращениях» написал, что новая теория не имеет никакого отношения к реальности. Якобы речь идет только о математической модели, которую следует оценивать не в терминах истинно/ложно, а под углом удобности и эффективности предложенного инструмента. Гелиоцентризм Коперника есть плодотворный метод расчета и предсказания. Позиция Осиандера - это явный инструментализм, который родственен номинализму и сходится с ним в субъективизме. Точка зрения самого Коперника тождественна реализму. В своей книге он прямо заявил, что его гипотеза пытается раскрыть скрытое строение природы. Реализм ученого несомненен.
Итак, если средневековая наука смогла освоить и переосмыслить программы античных философов, то Возрождение смогло начать строительство новой научной картины.
Задания.
1. Какие научные элементы можно выделить в «метафизике света» О. Гроссетеста и Р. Бэкона?
2. Какую роль играет математика в философии Николая Кузанского?
3. Почему живопись была для Леонардо да Винчи «высшей наукой»?
4. Какими выводами гелиоцентрическая философия Коперника стала противоречить христианству?
5. Арабский мыслитель и учёный Ибн Сина проделал следующий эксперимент. Одного барана он содержал в загоне в обычных условиях, а другого поместил рядом с клеткой волка. Кормили их одинаково хорошо. Прошло несколько месяцев и… Угадайте исход данного опыта?
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1331;