Предмет философии и ее место в современной культуре 29 страница
[1] Нет текста сноски
[2] 171 В этой и других своих работах Ньютон сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера (создав тем самым небесную механику), и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных (неравенство движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др.). По выражению Дж. Бернала - это «библия новой науки», «источник дальнейшего расширения изложенных в ней методов».
[3] 172 Как показал Т. Кун в своем исследовании двух традиций в науке нового времени, эмпирико-экспериментальная линия в эпоху научной революции, представленная в трудах Бойля, Гюйгенса и Гука, существенно отличалась от рационалистически-математической, нашедшей свое выражение у Галилея, Декарта, Торричелли и других. Первую традицию Кун называет бэконианс-кой, а вторую - классической, указывая при этом на различное понимание и использование эксперимента в рамках каждой из этих традиций. Если в классической традиции эксперимент играл роль своего рода проверочной инстанции - он должен был или подтвердить, или отвергнуть предположение ученого, построенное им исходя из некоторых теоретических предпосылок, то в бэконианской традиции эксперимент ставился без предварительной теоретической разработки. Справедливо указывая на две тенденции в развитии науки XVII-XVIII вв. (на них задолго до Куна указал П. Дюгем), не следует, видимо, слишком резко противопоставлять их: у некоторых ученых можно заметить соединение той и другой.
[4] 173 Вводя абсолютное пространство, Ньютон вводит в физику ту самую «гипотезу», которая не может быть доказана одними только средствами механики, но, напротив, представляет собой философско-теоретическую предпосылку, на которой держится физическая теория.
[5] 174 Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965. - С. 15.
175 Цит. по Гайденко П.П. Эволюция понятия наука (XVII-XVIII века). - М., 1987. - С. 14.
[7] 176 Следует отметить, что Лейбниц в своей монадологии высказывает идеи, во многом альтернативные механистическим концепциям. Это идеи, относящиеся к проблемам взаимоотношения части и целого, несиловых взаимодействий, связей между причинностью, потенциальной возможностью и действительностью. Они обнаруживают удивительное созвучие с некоторыми концепциями и моделями современной космологии и физики элементарных частиц. См.: Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2001. - Гл.2.
[8] 177 Этой позиции придерживались не только философы, но и физики. Так, Больцман утверждал, что мы можем понять физический процесс лишь в том случае, если объясним его механически.
[9] 178 Первую брешь в мире подобных представлений пробила максвелловская теория электромагнитных явлений, дававшая математическое описание процессов, не сводя их к механике». См.: В. Гейзенберг. Шаги за горизонт. - М., 1987. - С. 179.
[10] 179 Например, мысленный эксперимент Эйнштейна по синхронизации часов приводит к новому понятию времени, с падающим лифтом - к общей теории относительности.
[11] 180 Уайтхед А. Наука и современный мир. Избранные работы по философии. - М., 1990.
[12] 181 Уже в механике Маха, которая представляет собой систему экспериментальных принципов и строгих математических определений, стало ясно, что ньютоновские понятия абсолютного пространства и абсолютного времени не содержат критерия наблюдаемости. Взгляды Маха не оформились в самостоятельную категориальную систему, но его критика идейного фундамента механики Ньютона сыграла важную роль при построении теории относительности.
[13] 182 Новые результаты, полученные в это время в математике - формирование неевклидовых геометрий, открытие парадоксов теория множеств (Рассел, Ришар, Греллинг и др.), - привели к кризису оснований математики, обострению борьбы между логицизмом, интуитивизмом и формализмом.
[14] 183 Стало очевидным, что говорить о внутриатомных процессах в понятиях старой физики уже нельзя. «Физики не чувствовали тогда, что все понятия, с помощью которых они до сих пор ориентировались в пространстве природы, отказывались служить и могли употребляться лишь в очень неточном и расплывчатом смысле» (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С.265). Эйнштейн произнес знаменитые слова: «Прости меня, Ньютон, - понятия, созданные тобой и сейчас остаются ведущими в нашем физическом мышлении, хотя мы теперь знаем, что если мы будем стремиться к более глубокому пониманию взаимосвязей, то мы должны будем заменить эти понятия другими, стоящими дальше от сферы непосредственного опыта» (Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965. - С.143).
[15] 184 Более детально об этом см. в следующих разделах.
[16] 185 Борн М. Физика в жизни моего поколения. - М., 1963. - С.81.
[17] 186 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. - С.301.
[18] 187 Там же. С.198
[19] 188 Доступной для наблюдения является конечная часть мира. В XX в. ее масштабы: пространственные от 10-15 см до 1028 см, временные до 2 1020 лет. О свойствах и законах движения материальных образований за пределами наблюдаемости мы можем судить на основе экстраполяции открытых нами законов на предполагаемые области.
[20] 189 Квантовый вакуум отличается от ничто тем, что имеет универсальные постоянные, которые могут служить аналогом всеединства. Тут вспоминаются и Абсолютная Идея Гегеля, и «мир идей» Платона, и «пустота» буддистов.
[21] 190 «Существует, - пишет И. Пригожин, - некоторая аналогия с переохлажденной жидкостью и пороге перехода в кристаллическое состояние. Мы можем наблюдать в переохлажденной жидкости флуктуации, приводящие к образованию крохотных кристаллов, которые то появляются, то снова растворяются. Но если образуется крупный кристалл, то происходит необратимое событие: кристаллизация всей жидкости... Аналогично, очень малая вероятность критической функции в вакууме Минковского указывает на то, что стрела времени уже существует в нем в латентной, потенциальной форме, но проявляется, только когда неустойчивость приводит к рождению Вселенной. В этом смысле время предшествует существованию Вселенной» (И. Пригожин, И. Стенгерс. Время, хаос, квант. - М., 2000. - С. 238).О возможной космологической роли физического вакуума см.: Зельдович Я.Б. Теория вакуума, быть может, решает загадку космологии / / Успехи физ. наук. - 1981. - Т.133. - Вып.3; Розенталь И.Л. Проблемы начала и конца Метагалактики. - М., 1985; Мостепаненко А.М., Мостепаненко В.М. Концепция вакуума в физике и философии // Природа. - 1985. - №3; Бутрин Ст. Идея спонтанного возникновения материи «из ничего» в космологии ХХ в. // Вопросы философии. - 1986. - №4.
[22] 191 Уже в 1936 г. Карнап предложил ограничиться «умеренной» версией физикализма, а в 1966 г. писал, что физикализм стал всего лишь пожеланием основывать «по мере возможности» язык наук на языке физики.
[23] 192 Подробнее о теореме Гёделя будет сказано в следующем разделе.
[24] 193 Многие исследователи считают, что холизм (от греч. holos - целый, весь) как методологический принцип целостности, был сформулирован южно-африканским философом Я. Смэтсом в 1926 г. Однако проблемы холистического понимания мира рассматриваются в работах А. Бергсона (концепция «творческой эволюции»), А. Уайтхеда (концепция философского процесса).
[25] 194 Цехмистро И.З Диалектика множественного и единого. - Сумы, 2002.
[26] 195 См.: Концепция целостности. - Xарьков. 1987, Цехмистро И.З. Xолистическая философия науки. - Сумы, 2002.
[27] 196 Фок В.А. Примечание к статье: Бор. Н. Дискуссия с Энштейном о проблемах теории познания в атомной физике // Усп. физ. наук. - 1958. - Т. 66 - Вып. 4. Предположение о существовании несилового взаимодействия было высказано еще Г.В. Лейбницем. Оно отражено в его идее предустановленной гармонии, утверждавшей существование дальнодействующих связей. Это предположение нашло естественное обоснование в синергетике, одним из основных понятий которой является понятие когерентности, когерентных связей.
[28] 197 Бор Н. Избранные научные труды. - М., 1971. - Т. 2. - С. 56.
[29] 198 Штанько В.И. Информация. Мышление. Целостность. - Xарьков, 1982.
[30] 199 Следует отметить, что идея относительности пространства и времени была высказана еще Лейбницем.
[31] 200 Между двумя и четырьмя часами ночи усиливается функционирование печени, очищающей организм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижают свою активность. Не случайно в это время чаще всего умирают больные люди. Обладает своими определенными ритмами и человеческий мозг. Знание этих ритмов необходимо для гигиены умственного труда.
[32] 201 В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, «усмиряет» бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти.
[33] 203 «Экстраполяция динамического описания... имеет наглядный образ - демон, вымышленный Лапласом и обладающий способностью описывать эволюцию Вселенной как в будущем, так и в прошлом, зная в любой момент координаты и скорость каждой ее части». См.: И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. - М., 1986. - С. 124.
[34] 204 В технике статистический подход и основанный на нем математический аппарат обеспечили развитие теории надежности, теории массового обслуживания, квалиметрии и др. научно-технических дисциплин.
[35] 205 См. Мякишев Г.Я. Динамические и статистические закономерности в физике. - М., 1973. Статистическая закономерность принципиально не сводима к динамической закономерности. Это обусловлено тем, что всякая материальная система неисчерпаема, состоит из бесчисленного множества элементов, обладает многообразием внешних связей и качественно меняется с течением времени.
[36] 206 См.: Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М. 1994. Авторы поясняют ситуацию, сравнивая движения брошенных копья и игральной кости.
[37] 207 Суть идеи прекрасно сформулирована в рассказе Рея Брэдбери «И грянул гром». Одна из компаний устраивает с помощью машины времени для своих клиентов сафари - охоту на доисторических животных. Компания тщательно выбирает животных для отстрела и специальные маршруты передвижения охотников, чтобы происшедшее практически не имело последствий. Однако, по случайности, герой рассказа во время неудачной охоты сошел с маршрута и раздавил золотистую бабочку. Затем он возвращается в свое время и осознает, как драматически повлияла судьба бабочки на дальнейший ход событий. Неуловимо изменился химический состав воздуха, оттенки цветов, изменились правила правописания и, наконец, результаты последних выборов. К власти пришел режим, жестоко расправившийся со своими противниками. В свой последний миг герой рассказа понимает, что гибель бабочки нарушила хрупкое равновесие; повалились маленькие костяшки домино, большие костяшки, гигантские костяшки ...
[38] 208 Дело в том, что аппарат теории вероятностей предполагает использование функций (и, вообще, математических сущностей) более высоких порядков, чем это требуется теорией, допускающей ограниченный набор «скрытых параметров».
[39] 209 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986. - С.108.
[40] 210 В частности, должна быть преодолена, по мнению И. Пригожина, оппозиция понятий «закон науки» и «история». Мы должны научиться описывать и живые объекты, и саму Вселенную как эволюционирующие объекты, имеющие свою историю. Такое описание требует и детерминистских, и статистических законов. Сейчас физика в своем развитии подошла к такому порогу, когда и физик должен считаться с необходимостью использовать новые методы и понятия (иногда даже против своей воли).
[41] 221 Узкие пределы существования жизни - физические постоянные, уровни радиации и т.п.- подтверждают это. Как будто кто-то создал такую среду, чтобы жизнь стала возможна. Какие условия и константы имеются в виду? Гравитационная постоянная, или константа всемирного тяготения, определяет размеры звезд, температуру и давление в них, влияющие на ход реакций. Если она будет чуть меньше, звезды станут недостаточно горячими для протекания в них ядерных реакций; если чуть больше, звезды превзойдут «критическую массу» и обратятся в черные дыры, выпав тем самым из круговорота материи. Константа сильного взаимодействия определяет ядерный заряд в звездах. Если ее изменить, цепочки ядерных реакций не дойдут до углерода и азота. Постоянная электромагнитного взаимодействия определяет конфигурацию электронных оболочек и прочность химических связей; ее изменение делает Вселенную мертвой.
[42] 212 См.: Казютинский В.В. Мировоззренческие и методологические аспекты антропного принципа в космосе. // Труды ХУ1 Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К. Циолковского. - М., 1982.
[43] 213 Нет текста к сноске
[44] 214 См.: Мизнер Ч., Торн К., Уилер Дж. Гравитация. - М., 1977. - Т.3. - С. 487.
[45] 215 Xоукинг С. Черные дыры и молодые Вселенные. - СПб.: Амфора, 2001. - С. 163.
[46] 216 Существенный вклад в ее создание внесли Г. Хакен, Г. Николис и И. Пригожин (Брюссельский свободный университет), С.П. Курдюмов (институт математического моделирования РАН, Московский государственный университет).
[47] 217 Современная наука «снимает линейные очки»: синергетика видит целью «защиту нелинейного мышления по всему спектру научных изысканий, от квантовой механики до изучения истории человечества» (См.: Новейший философский словарь. - Минск, 2001. - С. 672).
[48] 219 «Будущее при нашем подходе, отмечают И. Пригожин, И. Стенгерс, перестает быть данным; оно не заложено более в настоящем. Мир процессов, в котором мы живем и который является частью нас, не может более отвергаться как иллюзия, определяемая нашим ограниченным способом наблюдения. (И. Пригожин, И. Стенгерс. Время, хаос, квант. - М., 1994. - С. 20).
[49] 220 Например, проблема существования виртуальных частиц, кварков, тахионов и др. объектов, которые были введены чисто теоретически, но претендуют на включение в физическую картину мира.
[50] 221 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986. С.290.
[51] 222 См.: Ю.А. Петров. Физическая материя и физическая реальность // Философские науки. - 1991. - №10.
[52] 223 См.: Степин В.С. Становление научной теории. - Минск, 1976. Наиболее исследованы в философии науки особенности физических картин мира - механистическая картина физической реальности, электродинамическая физическая картина мира, квантово-механистическая физическая картина мира. В их основе представления: о фундаментальных физических объектах, из которых полагаются построенными все другие физические объекты; о типологии объектов, изучаемых в физике; о причинности и закономерности физических процессов; о пространственно-временных характеристиках физического мира. Конкретные формы этих представлений меняются.
[53] 224 Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965. - С. 62.
[54] 225 Там же. С. 228-229.
[55] 226 Цит. по: Порус В.П. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. - 1997. -.№2.
[56] 227 Как уже было сказано, сильное влияние на формирование этого идеала оказали религиозные представления об испорченности человеческой природы, обуреваемой аффектами и сбиваемой с пути истины свободной и греховной волей.
[57] 228 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987.
[58] 229 Там же. С. 261-262.
[59] 230 «Печать субъективности лежит на фундаментальных законах физики» (А. Эдингтон), «субъект и объект едины», между ними не существует барьера (Э. Шредингер), «сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности « (К. Вайцзеккер) и т.п. А Луи де Бройль полагал, что квантовая физика вообще «не ведет больше к объективному описанию внешнего мира» - вывод, выражающий крайнюю позицию по рассматриваемой проблеме.
[60] 231 Стремление классической науки исключить из научного исследования эмоциональность, предрассудки и интеллектуальную предубежденность ученых противоречит простым истинам психологии.
[61] 232 Борн М. Физика в жизни моего поколения. - М., 1963. - С.81.
[62] 233 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987. - С. 301
[63] 234 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. - М., 1963. - С. 98.
[64] 235 См., например: Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992; Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.
[65] 236 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986. - С. 84.
[66] 237 См. подробнее о «коллективном» понимании субъекта научного познания в: Порус В.П. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. - 1997. - №2.
[67] 238 Философский словарь. - М., 1991. - С. 127.
[68] 239 Борн М. Моя жизнь и взгляды. С. 127-128.
[69] 240 В последнее время говорят об п-мерной дополнительности, которая требует более двух картин мира, обеспечивая тем самым наиболее полное знание об объекте.
[70] 241 Об экстраполяции этого принципа в биологию, гуманитарные науки см.: Принцип дополнительности и материалистическая диалектика. - М., 1976; Материалистическая диалектика и принцип дополнительности. - К., 1975.
[71] 242 Обоснование того, что такие реконструкции являются особым типом теоретического описания и знания - см.: В.С. Степин «Теоретическое знание». - М., 2000.
[72] 243 В теориях феноменологического типа решаются главным образом задачи описания и упорядочения обширного эмпирического материала. Абсолютизация этого типа теорий в позитивизме приводит к утверждению, что главной задачей науки является только «чистое описание фактов».
[73] 244 См.: Гейзенберг В. Роль феноменологических теорий в системе современной теоретической физики // УФН. - 1967. - Т. 91. - Вып. 4.
[74] 245 См.: Проблемы объяснения и понимания в научном познании. - М., 1982; Понимание как логико-гносеологическая проблема. - К. 1982.
[75] 246 Мы являемся свидетелями все ускоряющегося роста могущества цивилизации и её способности влиять на процессы, протекающие в остальной природе. Деятельность людей опасно перестраивает само содержание истории, да и эволюционного процесса биосферы.
[76] 247 См. более подробно об этом в разделе «Аксиологические проблемы современной науки».
[77] 248 Философский энциклопедический словарь. - М., 1991.
[78] 249 С появлением вычислительной техники появилась возможность автоматизации этого процесса.
[79] 250 Курт Гёдель (1906-1978) - австрийский логик и математик. В 1940 г. эмигрировал в США. Ему принадлежит ряд важных результатов в отрасли математической логики, теории множеств, теории моделей. Наиболее известны так называемые теоремы Гёделя о неполноте и непротиворечивости формальных систем. На этих теоремах основывается много важных результатов в математической логике, а также выводов методологического и гносеологического характера. С. Клинни считает, что они несут в себе целую программу и философию математики. В начале своей деятельности Гёдель был членом Венского кружка неопозитивистов, которые оказали значительное влияние на его философские взгляды.
[80] 251 См.: Успенский В.А. Теорема Геделя о неполноте. - М., 1982.
[81] 252 См.: А. Тарский. Понятие истины в формализованных языках. - М., 1934.
[82] 253 См.: Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. - М., 1980.
[83] 254 Античные мыслители предполагали, что «книга природы написана на языке математики», как спустя почти 2000 лет выразил эту мысль Галилей, который тоже считал, что математика является фундаментом науки о природе.
[84] 255 Математические понятия есть не что иное как особые идеальные формы освоения действительности прежде всего в ее количественных характеристиках. Они могут быть получены на основе глубокого изучения явлений на качественном уровне, раскрытия того общего, однородного содержания, которое можно затем выразить точными математическими понятиями.
[85] 256 Самарский А.А. Математическое моделирование. Вычислительный эксперимент // Вестник Академии наук СССР. - 1979. - №5.
[86] 257 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. - 1992. - .№12. - С.19.
[87] 258 Мигдал А.Б. Поиски истины. - М., 1983. - С. 89.
[88] 259 Например, сотрудники лаборатории реактивного движения (штат Калифорния) при подготовке запусков беспилотных автоматов к внешним планетам разработали мощную систему машинной графики для синтеза «пейзажей», которые откроются перед «Вояджерами» при их пролете на окраинах Солнечной системы. Это необходимо, чтобы аппараты делали нужные снимки с первого раза. См. подробнее: Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер-творец. - М., 1987. - С. 142-145.
[89] 260 См. напр.: Прохоров А.В., Розгонов К.Э., Рудин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. - 1989. - №6.
[90] 261 См.: Субботин А.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида) // Вопросы философии. - №3. - 1993. - С. 40.
[91] 262 Философское учение о природе, происхождении, развитии и роли ценностей как смыслообра-зующих оснований человеческого бытия, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков получило название аксиология (от греч. axios - ценность и logos - учение).
[92] 263 См. Пуанкаре А. О науке. - М., 1983. - С. 506.
[93] 264 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994 - С. 105
[94] 265 Сторонники идеи технократизма обосновывают на основе технологического детерминизма необходимость установления политической власти технических специалистов - организаторов производства, инженеров.
[95] 266 «Мы определяем наше время технологией» (Д. Белл), «социальные системы в реальном смысле играют второстепенную подчиненную роль по отношению к техническим системам. Техника - это независимая переменная, социальные системы - зависимая переменная» (Л. Уайт).
[96] 268 См.: Гулыга А.В. Искусство в век науки. - М.,1978; Адамар Ж. Исследование психологии изобретения в области математики. - М., 1970.
[97] 269 Н. Рерих. Избранное. - М., 1979. - С.397.
[98] 270 Как вопиющее нарушение этой ценности Р. Мертон рассматривал попытки создания в нацистской Германии того времени «арийской физики».
[99] 271 Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.
[100] 272 Так, например, ценностная установка на выработку умения трезво мыслить и ответственно принимать решения, рожденная эпохой ранних буржуазных революций, пронизывая собой все тело культуры этого периода (от экономики до поэзии, от обыденного сознания до философской рефлексии), явилась существенным детерминантом нового естествознания как на уровне формирования эмпирического базиса, так и на теоретическом уровне.
[101] 273 Косарева Л.М. Ценностные ориентации и развитие научного знания // Вопросы философии. -1987. - №8.
[102] 274 Ученые движимы множеством потребностей: общевидовыми потребностями (потребностью в пище; потребностью в безопасности, защите, покровительстве); потребностью в социальных связях и любви; потребностью в уважении и самоуважении, потребностью в положительной репутации и в определенном уровне общественного положения; и, наконец, потребностью в самоактуализации.
[103] 275 Цит. по: Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р. н/Д. 1999.
[104] 276 В отличие от профессиональной ответственности, которая реализуется между членами научного сообщества, социальная ответственность реализуется во взаимоотношениях науки и общества. В реальной деятельности ученых эти формы ответственности тесно переплетены.
[105] 277 Бор Н. Моя жизнь и взгляды. - М., 1973. - С.130.
[106] 278 См. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1988.
[107] 279 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М. 1999. - С. 371.
[108] 280 Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000. - С. 631.
[109] 281 Американский биохимик Э. Чейн считает, что в обсуждении моральных проблем мы имеем дело не с описательной, а с прикладной наукой.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 437;