Предмет философии и ее место в современной культуре 14 страница
Символ, понимаемый как способность вещей, образов, действий, явлений выражать идеальное содержание, определенную идею, указывать на «нечто», играет в культуре огромную роль. Для Кассирера символ - это прежде всего форма самопознания человеческого духа. Результаты этого процесса воплощаются в символических формах - сферах культуры. Овладевая символами культуры, т. е. творя, субъект обретает и самого себя как свободного деятеля.
В отличие от марбургской школы неокантианства Баденская школа108 основное внимание уделяла психологическому истолкованию философии И. Канта, утверждая приоритет практического разума и обосновывая трансцендентальную, значащую природу ценностей, поэтому в центре исследований баденской школы была аксиологическая, культурологическая, антропологическая проблематика.
108 Земля Баден в Германии, на территории которой находится Фрейбургский университет, где работали основные представители этой школы Виндельбанд и Риккерт.
Ее представители ставили задачу создать методологию исторической науки и исторического познания в целом, разработать теорию ценностей и понимания, стремясь отделить ее от наук о природе и доказать, что логический метод, которым пользуется естествознание, совершенно не применим в исторической науке, в науках о культуре. В качестве логики «наук о духе» рассматривается этика или аксиология.
У истоков Баденской школы стоял Вильгельм Виндельбанд (1848 - 1915). Отвергая традиционное представление о философии как науке о наиболее общих законах действительности, он утверждает, что философия может продолжать существовать как учение об «общезначимых ценностях». Следуя духу кантовского различения теоретического и практического разума, Виндельбанд противопоставляет философию как чисто нормативное знание, основанное на оценочных суждениях и познании должного, опытным наукам, основанных на теоретических суждениях и эмпирических знаниях о действительности (как о сущем). Ценности (истина, благо, красота, святость) - это то, с помощью чего, по мнению Виндельбанда, конструируется и объективный мир научного познания, и культура.
Для наук о природе свойственен номотетический метод, ориентированный на прояснение и установление законов. Для наук о культуре характерен идиографический метод, связанный с прояснением неповторимых явлений действительности.
Виндельбанд считал, что цель философии - создание новой методологии109, науки об общеобязательных ценностях, обуславливающих нормы и правила в эстетических, научных, этических, религиозных сферах.
Он отмечал, что одной из особенности такой методологии является разработка трансцендентального метода, метода, который рассматривает отнесенность к ценностям как необходимую черту историко-культурного познания. Поэтому определяющим значением обладает не знание само по себе, а понимание и создание новой понимающей науки. В основе последней должно лежать стремление понять смысл совершаемого человеком в различных культурно-исторических контекстах, в различных сферах жизнедеятельности. Каждой из них соответствуют своя система ценностей.
Особое значение для развития Баденской школы имели работы Генриха Риккерта (1863-1936), который, разделяя идеи Виндельбанда, доказывая, что философские проблемы суть проблемы аксиологические.
Цель философии - нахождение единого принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей. Риккерт подчеркивал, что главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т. к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру. Мир, согласно Риккерту, не может быть предметом познания в силу своей иррациональности.
Процесс, делающий возможным его относительное познание, определяется трансцендентальным долженствованием - необходимостью, заставляющей
109 Решающим в различении "наук о природе" и "наук о духе" Виндельбанд считал различие по методу.
человека утверждать или отрицать что-либо по отношению к предмету, вынося его оценочное суждение. При этом субъективизм снимается у Риккерта утверждением примата этически ориентированного практического разума по отношению к познавательно ориентированному, теоретическому разуму.
В процессе познания предмет при помощи системы категорий, обретает форму правил и норм, требующих признания. Поэтому истина определяется Риккертом как согласованность понятий между собой, содержание которых детерминируется значимостью, обусловленной теоретической ценностью. Риккерт полагал, что ценность проявляется в мире как объективный смысл. При этом смысл выступает своеобразным посредником между бытием и ценностями. Трактовка Риккертом действительности как иррационального, непосредственного бытия привела к ее пониманию как гетерогенного и континуального образования. Его познание (рационализация иррационального) могло осуществляться двумя путями: разнородная непрерывность действительности могла быть оформлена либо в однородную непрерывность, либо в разнородную прерывность. С первым были связаны науки о природе, со вторым - науки о духе (или о культуре). Риккерт полагал, что науки о природе генерализируют понятия, а науки о культуре их индивидуализируют.
Неокантианство внесли существенный вклад в философию языка, философию мифа, философию культуры.
6.3.4. Прагматизм
Прагматизм - философское течение, возникшее в конце XIX в. и получившее наибольшее распространение в США.
Своим рождением прагматизм обязан деятельности небольшой группы научных работников, собиравшихся в начале 70-х гг. Х1Х в. в Кембридже (штат Массачусетс), названной Пирсом «Метафизическим клубом». В 1871 г. Чарлз Пирс (1839-1914) выступил с докладом, содержавшим основные идеи прагматизма, а в конце 1878 г. изложил их в статьях «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в «Популярном научном ежемесячнике». В то время эти статьи остались незамеченными. В 1898 г. психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910) в статье «Философское понятие и практические результаты» возродил и развил идеи Пирса, придав им более популярную форму. После этого прагматизм стал предметом оживленных философских дискуссий. В начале XX в. к прагматизму примкнули Джон Дьюи (1859-1952) и Джордж Герберт Мид (1863-1931), с конца 80-х гг. ХХ в. идеи прагматизма занимают большое место в работах Ричарда Рорти (р. 1931), Хилари Патнэма (р. 1926) и др.
Прагматизм, также как и позитивизм, и неокантиантство, стремился отказаться от ряда основополагающих идей предшествующей классической философии. Его сторонники утверждали, что философия должна быть не размышлением о первоначалах бытия и познания, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ("проблемных") ситуациях, в процессе их практической деятельности в изменяющемся мире. Они предложил совершенно новый тип философского мышления, исходящий из своеобразного понимания человеческого действия, ставшего той осью, вокруг которой формируются все философские понятия и концепции. Поскольку действие в той или иной форме является основной формой жизни (жизнедеятельности) человека, а само оно имеет преимущественно не рефлекторный, а сознательный
< нет текста >
Идеи, понятия и теории - лишь инструменты, орудия или планы действия. «Научные понятия суть интеллектуальные инструменты для направления нашей активности по отношению к существованию», «все понятия, все интеллектуальные описания должны быть сформулированы в терминах операций, актуальных или возможных в воображении» (Дьюи). Их значение сводилось к возможным практическим последствиям. В качестве метода познания прагматизм был предназначен, по мнению Джеймса, для улаживания философских и иных споров путем выявления практических последствий каждого учения, их сопоставления и оценки. Соответственно, истина определялась как успешность или работоспособность идеи, как ее полезность для достижения той или иной цели, которую ставит и осуществления которой добивается человек. Успех абсолютизируется и превращается не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины.
Таким образом, в концепции Дьюи, как и во всем прагматизме, процесс познания изменяет познаваемый предмет, если и не создает его. Наука становится лишь умением решать проблемы, а ее цель - обслуживание индивидуальных или групповых интересов, связанных с текущим моментом.
Возможность функционирования «метода науки» или «метода разума» Дьюи связывает с демократическим устройством общества, предоставляющим свободным индивидуумам широчайшие возможности как для социального, так и для иного экспериментирования и непрерывного улучшения жизни общества, так что «сам рост есть единственная моральная цель». При решении социальных проблем Дьюи считал особенно опасным стремление руководствоваться заранее установленными конечными целями или идеалами, которые определяют наше поведение.
К концу 30-х годов ХХ в. прагматизм утратил свою привлекательность. Одной из причин этого с точки зрения Р.Дж. Бернстайна было влияние философов-неопозитивистов, бежавших в США от фашизма в Германии (Рейхенба-ха, Карнапа, Гемпеля) и влияние Оксфорда и Кембриджа на философскую мысль США (Дж. Мура, Б. Рассела, Л. Витгенштейна). В них привлекало основательное знание естественных наук, превосходная логическая выучка, умение выстраивать точную и основательную аргументацию.
Рекомендованная литература:
1. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М., 1985.
2. Мах Э. Познание и заблуждение. - М., 1905.
3. Позитивизм и наука. - М., 1979.
4. Пуанкаре А. О науке. - М.,1990.
5. Философия в современном мире. Философия и наука. - М., 1972.
6. Философские проблемы естествознания. Учебное пособие. - М., 1985.
7. Философский энциклопедический словарь. - М., 1986.
Контрольные вопросы:
1. Какие исторические формы взаимосвязи философии и науки Вы знаете?
2. Охарактеризуйте особенности натурфилософии как исторической формы взаимосвязи философии и науки.
3. Чем обусловлено возникновение в середине Х1Х в. позитивистской философии?
4. Охарактеризуйте основные особенности философии О. Конта.
5. Чем отличается новая форма позитивизма - махизм - от "первого" позитивизма?
6. Охарактеризуйте особенности философии неокантианства.
7. Какие особенности характерны для прагматизма в его понимании философии и науки?
Раздел 7.
Философия науки в XX в
Неопозитивизм
Постпозитивизм
Антипозитивистские концепции в философии науки XX в.
Неорационализм
- Концепция «нового рационализма» и «нового образа» науки Г. Башляра
- Структурализм и постструктурализм
- Философия процесса А.Н. Уайтхеда
Феноменология
Герменевтика
7.1. Неопозитивизм
К началу XX в. и в его первой трети происходит становление теории относительности и квантовой механики, усиливаются процессы математизации и формализации естествознания, осознается зависимость способов рассмотрения действительности от типов языка, от экспериментальной ситуации, в которой находится объект исследования. Позитивизм как философия науки вынужден трансформироваться, стремясь ответить на новые проблемы, возникшие в развитии науки в 20-30-е годы ХХ в.
Суть этих проблем заключалась, прежде всего, в необходимости осмысления роли знаково-символических средств научного мышления в связи с математизацией и формализацией научных исследований; отношения теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса; необходимости анализа структурных характеристик научного исследования - соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов; решении проблемы демаркации - отделения науки от метафизики.
Неопозитивизм сформировался почти одновременно в четырех европейских странах - Австрии («Венский кружок», объединивший логиков, математиков, философов, социологов - Мориц Шлик (1882-1976), унаследовавший кафедру Маха, Отто Нейрат (1882-1945), Рудольф Карнап (1891 - 1970)), Англии {Бертран Рассел (1872-1970), Альфред Айер (1910-1989)), Польше (Львовско-Варшавская школа -Я. Лукасевич (1878-1956). К. Айдукевич (1890-1963), А. Тарский (1902-1984)), Берлинская школа (Г. Рейхенбах (1891-1953) и др.) в 20-х годах ХХ века. Значительное влияние на взгляды участников «Венского кружка» оказал Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и его работа «Логико-философский трактат» (1921).
Многие из основателей неопозитивизма - крупные логики, математики, физики. Им принадлежат оригинальные исследования в области точных наук, выработка новых средств и методов анализа непротиворечивости и точности знания, создание математической логики, различных типов символического исчисления. Обращение их к философским проблемам было связано со стремлением использовать математическую логику, математику и логические средства в целях повышения точности философских суждений.
В отличие от махистов, внимание которых было сосредоточенно на анализе ощущений и чувственного опыта, неопозитивисты делали акцент на исследовании логического аппарата новейшего естествознания.
Противопоставляя науку философии, представители неопозитивизма считали, что единственно достоверным и научным знанием является только специально-научное знание. Традиционные философские вопросы объявлялись ими бессмысленной метафизикой на том основании, что они формулируются с помощью терминов, которые являются псевдопонятиями, ибо определения последних не поддаются эмпирической проверке (как, например, «абсолют», «субстанция»).
В отличие от классического позитивизма О. Конта и Г. Спенсера, неопозитивизм видел задачу философии не в систематизации и обобщении специально-научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм знания110.
Возникновение и формирование неопозитивизма объединило в себе многие направления позитивистской философии: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм ).
Основное место на этом этапе эволюции позитивизма занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др.
Отвергнув психологизм позитивизма XIX в., представители логического позитивизма, пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии формализации гносеологических проблем, продолжая в новых формах традиции эмпиризма и феноменализма первых двух форм позитивизма. Карнап писал о целях исследователей «Венского кружка» - анализу, причем именно с точки зрения логики, подвергаются понятия, высказывания, доказательства, теории, встречающие в различных отраслях науки111. Айер считал, что единственное дело, которое философ может делать - это действовать как своего рода интеллектуальный полицейский, следя за тем, чтобы никто не нарушил границы и не перешел в область метафизики.
Позитивисты стремились избавиться от ненаблюдаемого в науке, а понятия, в отношении которых такая редукция невозможна, отбросить как «пустые фикции» («философское очищение естественнонаучного метода»).
Цель философии - логическое прояснение мыслей; философия не теория, а деятельность и результат ее - не некоторое количество «философских предложений», но прояснение научных предложений.
Традиционная философия лишена смысла, единственная функция философии заключается в том, чтобы с помощью логического анализа очистить язык науки от бессмысленных псевдопредложений.
Такими псевдопредложениями являются, в частности, философские утверждения, поскольку они не могут быть проверены опытным путем или доказаны
110 Многие высказывания обладают синтаксической неясностью. Например, выражение "Мориц Шлик убит студентом" обладает определенной синтаксической неясностью - то ли он был убит в студенческом возрасте, то ли он был убит каким-то студентом. (Шлик действительно был убит студентом-психопатом в 1936 г.). Таких примеров можно привести множество. Задача философии науки - фиксация и исключение таких семантических неопределенностей.
111 Карнап Р. Философские основания физики. - М., 1971.
логическими рассуждениями. При этом неопозитивисты не ограничивались применением математических и логических средств для устранения семантической и синтаксической неясности языковых конструкций, а пытались использовать эти средства для отбрасывания мировоззренческих проблем. Задача философии есть семиотический анализ, философия - это «логический синтаксис языка науки. Философ должен изложить синтаксические правила вместо философских аргументов», считали логические позитивисты. То есть философия возможна только как логический анализ языка.
Суть логического анализа языка науки состояла в выделении 3-х типов предложений:
• Логико-математические предложения (или аналитические). Логико-математические предложения не могут быть ложными или истинными, т.к. не отражают никакой реальности. Они могут быть правильными или неправильными, т.е. соответствовать или не соответствовать правилам их построения, принятым конвенционально.
• Эмпирические или фактуальные предложения. Они имеют синтетический характер. Эти предложения могут быть истинными или ложными, т. к. они могут быть проверены на опыте, под которым понимаются наблюдения и переживания субъекта.
• Все остальные предложения, если они не сводимы ни к тавтологии, ни к некоторому акту опыта - «метафизичны», т.е. научно не осмыслены. Карнап писал: «Я называю метафизическими все те предложения, которые претендуют на то, чтобы представить знание о чем-то, что находится за пределами всякого опыта, например, о реальной Сущности вещей, о Вещах в себе, Абсолюте и т.п.»112.
Логический анализ языка науки предполагал: 1) сведение, редукцию теоретического знания к эмпирическому (все научные знания имеют эмпирический характер, за исключением математического и логического) и 2) чувственную, эмпирическую проверку (верификацию - от англ. уегШса1е - проверка, подтверждение) эмпирических высказываний.
Принцип верификации - установление истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки - был задуман с одной стороны, как критерий научной осмысленности, с другой, как критерий истинности и ложности. Согласно этому принципу всякое научно-осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности протокольных предложений (предложений, образующих эмпирический базис науки), фиксирующих данные «чистого опыта», чувственные переживания субъекта (например, «сейчас я вижу зеленое», «здесь я чувствую теплое» и т.п.). Считалось, что эти предложения обладают следующими особенностями: они а) они гносеологически первичны - именно с установления протокольных предложений начинается процесс познания; б) выражают «чистый» чувственный опыт субъекта; в) абсолютно достоверны, в их истинности нельзя сомневаться; г) протокольные предложения нейтральны по отношению ко всему остальному знанию, поскольку органы чувств у людей не изменя-ются113. Предполагалось, что данные «чистого опыта» представляют собой комбинация неделимых, абсолютно простых фактов и событий.
Т.е. логический позитивизм стремился подвергнуть все наличное знание критическому анализу с позиций принципа верификации (верифицируемости)
112 Карнап Р. Философские основания физики. - М., 1971.
113 Как для Аристотеля, так и для Ньютона, и для Эйнштейна листья деревьев были зелеными, а небо - голубым. Протокольный язык этих мыслителей был одним и тем же, несмотря на различие их теоретических представлений. И с них и начинается процесс познания.
и считал единственно верными лишь факты, которые либо экспериментально подтверждены, либо получены с помощью формально-логических и математически формализованных методов. В случае если какие-либо утверждения не поддаются верификации в опыте, то они должны рассматриваться как неосмысленные, т.е. лишенные научного смысла. Например, такими научно-неосмысленными утверждениями являются: «Существует объективная реальность», «земля существовала до человека», «существует загробная жизнь». Нельзя верифицировать и моральные высказывания - «добро», «зло». Все они отнесены в класс лишенных научного смысла по той причине, что отдельный субъект не может сопоставить их со своими ощущениями.
Но принцип верификации оказался неспособным решить вопросы о включении в науку предложений о фактах прошлого и будущего. Неопозитивисты пытались спасти этот принцип, высказав идею не прямого, а косвенного подтверждения в чувственном опыте. Несмотря на то, что принцип верификации со временем все более «смягчался» трудности объяснения теоретического уровня науки не были решены.
Вскоре выяснилось, что «чистый» чувственный опыт невозможен или, во всяком случае, не способен сохранить свою «чистоту» при выражении его в языке. Идея существования языка наблюдений, целиком нейтрального относительно теоретического знания, оказалась несостоятельной, хотя и доныне живущей. Кроме того, если считать, что протокольные предложения выражают «чистый» опыт субъекта, то окажется, что у каждого человека свой собственный протокольный язык. Получается, что каждый субъект имеет свою собственную науку и принимает только те научные предложения, которые соглашаются с его личным протокольным языком. Это вступает в противоречие с фактом общезначимости науки. Следовательно, необходимо отыскать «интерсубъективный» протокольный язык, который был бы общим для всех индивидов.
Исходя из предположения о возможности полной формализации языка науки, неопозитивисты считали таким языком язык математической логики или математизованной физики (физикализм). Свою задачу они видели не только в том, чтобы устранить из языка науки «псевдонаучные» утверждения, но и в том, чтобы содействовать созданию на базе математической логики и физики унифицированной науки, что позволит путем применения механизма логического вывода получить все возможные знания из одних аксиоматических основ.
Однако вскоре, с одной стороны, под влиянием работ К. Гёделя о невозможности полной формализации языка науки, с другой стороны - под влиянием собственных исследований проблемы создания «унифицированного языка науки» неопозитивисти пришли к выводу о недостаточности чисто синтаксического подхода к анализу языка. Это вынуждало их все более основательно и тонко анализировать различные типы, виды научных предложений, уточнять логико-лингвистическую проблему содержания и значения предложений и т.п.
Начиная с 50-х годов ХХ в. формируется новая разновидность неопозитивизма - лингвистическая философия.
Её представители продолжили традиции логического позитивизма в трактовке философских проблем как псевдопроблем, утверждая, что они возникают
в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. Сам же язык они трактовали как самодовлеющую силу, как средство конструирования мира, а не как средство его отражения.
На этом этапе позитивисты отказываются от понимания «непосредственно данной реальности» как совокупности чувственных данных и переходят к пониманию реальности как совокупности значений. Реальный мир - это «языковая проекция» (Айер), «нервная конструкция нашего черепа» (Кожибский), «фрагменты наших переживаний» (Чейз). Существует ли реальный мир вне сознания - вопрос, который не только нельзя решить, но который не имеет смысла. Часто эту форму позитивизма называют семантическим позитивизмом (Карнап, поздний Витгенштейн, Тарский, Чейз, Хайякава и др.).
«Задачей философии является семиотический анализ», «проблемы философии касаются не конечной природы, бытия, а семиотической структуры языка науки, включая теоретическую часть повседневного языка», «в дополнение к чисто формальному анализу языка нам необходим анализ функций языка... Иными словами, теория значения и интерпретации», - писал Р. Карнап.
Представители семантического позитивизма считали, что философия должна объяснить явления человеческой жизни, исходя из семантики языка. Они предполагали, что люди часто не понимают друг друга из-за неопределенности смысла употребляемых слов. В работе с красноречивым названием «Тирания слов» Чейз утверждает, что слова сами по себе не имеют никакого значения, они лишь символы. И для того чтобы избежать большинства конфликтов, необходимо только отказаться от слов, которые вызывают несогласие.
Лингвистическая философия, показав невозможность исчерпывающим образом выразить богатство естественных разговорных языков средствами «идеального языка», сосредоточила исследование на эмпирическом описании различных видов употребления выражений в языке («языковые игры», правила которых определены специфическими для них контекстами и не имеют внелингвистических объективных оснований). В поздней своей работе «Философские исследования», вышедшей после его смерти в 1953 г., Л. Витгенштейн требует искать не объекты, которые отвечают словам, а функции слов в человеческой деятельности. Он утверждает, что значением слов и высказываний является их употребление в языке114. И в силу того, что смысл высказываний определяется конкретным контекстом, в котором они употребляются, считается принципиально невозможным найти общие черты их употребления в разных контекстах, так как последних множество.
В трактовке позднего Витгенштейна философские проблемы выступают, как результат незаконного переноса слов и предложений из одних контекстов, где они являются осмысленными, в другой, чуждый им контекст. Из-за этого возникает недопустимая «путаница». Последнюю Витгенштейн уподоблял психическому заболеванию, а в качестве средства лечения предлагал свой лингвистический анализ (философия имеет терапевтическую цель). Для очищение языка от метафизики, вместо принципа верификации и формальных приемов элиминации парадоксов Витгенштейн предлагал использовать филологическую критику языка с целью исключения философских проблем.
114 Поздний Витгенштейн рассматривал язык как «игру», правила которой установлены по конвенции («семантика языка складывается в результате деятельности, которая подобна игре»). Его теорию «семейных сходств» можно рассматривать как вариант конвенциализма.
Как и логический позитивизм, лингвистическая философия утверждала, что все знания о мире дают наука и здравый смысл; философия занимается не установлением истин, а «проясняющей» аналитической деятельностью по различению осмысленного и бессмысленного, очищению языка от «систематически вводящих в заблуждение высказываний» (Дж. Райл).
Неопозитивизм довольно неплохо исследовал структуру научного знания, использовав для этого современные логико-математические средства; тщательно разработал гипотетико-дедуктивную модель научной теории, описал ее элементы и их взаимосвязи; показал важность точности и четкости языка науки. Но к концу 50-х - началу 60-х годов ХХ в. влияние неопозитивизма стало резко падатъ. Это обусловлено, с одной стороны, кризисом внутренней логики развития неопозитивизма, его исходных принципов; с другой, - необходимостью исследовать проблемы развития научного познания, ставшие актуальными. В эти годы обнаружилось, что та революция в философии, основным стержнем которой была элиминация метафизики из философского и научного знания, не оправдала надежд. Классические метафизические проблемы оказались значимыми не только для осмысления человеческой жизнедеятельности, природы человека, но и для анализа эпистемологических вопросов. Кроме того, оказалось невозможным в полной мере формализовать язык науки.
Выяснилось, что в структуре научных теорий имеются метафизические высказывания, которые невозможно проверить с помощью принципа верификации, несмотря на ряд усилий по его модификации, предпринимавшихся логическими позитивистами. Более того, само понятие полностью формализованной теории оказалось слишком сильной идеализацией, не соответствующей структурам реально функционирующих в науке теорий, и не только естественнонаучных, но и математических. Основополагающая установка неопозитивистов о том, что предложения логики и математики суть аналитические истины, была подвергнута обоснованной критике У. Куайном (1908-1997), американским философом и логиком. В то же время историки науки Р. Коллингвуд, А. Койре и др. показали неадекватность неопозитивистской модели, анализируя оригинальные тексты выдающихся естествоиспытателей, из которых следовало, что метафизические конструкции в создании фундаментальных научных теорий были весьма значимыми факторами.
В отличие от позитивизма, делающего акцент на анализе готового знания и осуществляющего этот анализ формально - логическими методами, современные философы науки обращаются к истории науки, пытаются найти закономерности ее развития. Наиболее характерной особенностью их исследований является определенная реабилитация метафизических оснований наук, признание осмысленности философских положений и неустранимости их из научного знания.
В философии науки в 70-е годы ХХ в. формируется множество новых философских концепций, исследующих проблемы развития научного знания, которые можно условно объединить в общее направление, условно названное постпозитивизмом.
7.2. Постпозитивизм
Сам термин «постпозитивизм» указывает на то, что общей особенностью этих концепций является то, что все они в той или иной степени отталкиваются в своих рассуждениях, в постановке и решении вопросов от позитивистской методологии
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 549;