Предмет философии и ее место в современной культуре 13 страница
В 40-е годы XIX века Огюст Конт выступил с критикой гегелевской метафизики (спекулятивной философии) исторического процесса и сформулировал задачу социального познания. Он стремился очистить социальные представления от мистицизма и религиозных догм и сделать учение об обществе - социологию - (термин впервые ввел О. Конт) такой же «положительной», «позитивной» наукой, как и естественнонаучные дисциплины - математика, механика, - с использованием «точных», математически-экспериментальных методов и без всяких сверхопытных гипотез. При обосновании новой науки Конт поставил себе задачу точно обозначить ее место в человеческом познании, объяснить ее основные законы.
Для этого французский мыслитель предпринимает попытку классификации наук. Конт впервые предлагает объективные принципы такой классификации в зависимости от их предмета и содержания92. В системе классификации Конта выделяются следующие науки - математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальная физика (социология), мораль, которые размещаются в этой системе по принципу движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому. Г. Спенсер развивает эту систему классификации, выделяя абстрактные (логика и математика), абстрактно-конкретные (механика, физика, химия) и конкретные науки (астрономия, геология, биология, психология, социология и т.д.). Абстрактные науки изучают, по его мнению, формы, в которых явления предстают перед наблюдателем, а абстрактно-конкретные - изучают сами явления в их элементах и в целом.
Создание всеобъемлющей системы наук понадобилось Конту для изложения «позитивной философии», того, что, как он считал, есть научного в науках и отделение этого от метафизики и религии. Социология завершала контов
89 Джон Стюарт Миллъ (1806-1873) - английский философ, логик и экономист. Разработка Миллем индуктивной логики была его вкладом в развитие опытного метода познания, который он считал всеобщим.
90 Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог. Специальный раздел главной работы Спенсера " Основные начала" (1862) посвящен осмыслению соотношения науки и философии.
91 К средине XIX в. начала развеиваться пелена иллюзий вокруг науки: превратившись в специализированную высокопрофессиональную деятельность, породив мощную технику, она не оправдала возложенных на нее наивных ожиданий - стать универсальным средством общественного прогресса ей не удалось. Разочарованные этим интеллектуалы объясняли это наличием в науке метафизической компоненты, роднящей ее с религией. Им казалось, что научные абстракции также оторваны от реальности, как и религиозные догмы, что научные споры так же непонятны и схоластичны, как теологические диспуты, что претензии науки на объективность оправданы лишь с точки зрения не замечающих собственной предвзятости ученых.
92 О. Конт отвергает принципы классификации наук, предложенные Ф. Бэконом. Бэкон классифицировал науки в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение).
скую систему, означая, по замыслу ученого, наступление позитивной стадии развития человеческого познания, победу над схоластикой и мистицизмом прошлого.
Переход от метафизики к позитивному знанию О. Конт обосновал анализом различных этапов, которые проходит человечество в своем стремлении познать мир, в своем умственном развитии. С его точки зрения, «человеческий разум», в силу своей природы, в каждом из своих исследований пользуется тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен - теологическим, метафизическим, позитивным. Следовательно, существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир (философии). Этим стадиям развития человеческого интеллекта соответствуют определенные формы хозяйства, общественного устройства, политики, искусства.
На теологической стадии духовного развития (древность и раннее средневековье - до 1300 г.) человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев.
Метафизическое исследование тоже стремится достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире, но только через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте. Так, Фалес видел первопричину в воде, Анаксимандр - апейроне, Гераклит - огне, Платон - идее, Декарт - субстанции, Лейбниц - монаде, Гегель - абсолютном духе, материалисты -материи и т.п... Метафизическая стадия между 1300 - 1800 гг., по мнению Кон-та, характеризуется разрушением былых верований и заменой авторитетов (Реформация, философия Просвещения, социальные революции). Это способствует тому, что мысль приобретает большую широту и незаметно подготавливается к истинно научной работе. Но коренная ошибка этого мышления в том, что, как и теологическое мышление, оно стремится узнать абсолютные начала и причины всего. Но это невозможно, у нас нет средств выйти за пределы опыта. И поскольку это невозможно, метафизика предается необузданным и бесплодным фантазиям. Эти бесплодные и безнадежные попытки познать абсолютную природу и сущность всех вещей человечество должно оставить и устремиться по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.
На третьей, позитивной стадии познания, утверждал Конт, человеческий ум признает невозможность приобрести абсолютное знание, отказывается от исследования происхождения и цели вселенной и знания внутренних причин явлений для того, чтобы заняться ... открытием их законов, т.е. неизменных отношений последовательности и сходства явлений (без анализа вопроса об их сущности и природе). Наука и ее законы могут отвечать только на вопрос «как», но не «почему», считал Конт93.
В гносеологическом плане это означает, что наука должна ограничитъся описанием внешних сторон объектов, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности. Науки должны наблюдать и описывать то, что открывается в опыте, формировать эмпирические законы. Эти законы служат для описания фактов и имеют значение только для явлений (феноменов). Мы не знаем ни сущности, ни даже действительного способа возникновения ни одного факта: мы знаем только отношения последовательности
93 Конт отрицает понятие "сущность", "причинность", считая их пережитками донаучных представлений и заменяя их представлением о постоянной последовательности явлений.
или сходства фактов друг с другом, - утверждал Дж. Ст. Миллъ. Но и это знание относительно, а не абсолютно, поскольку опыт не имеет никаких окончательных границ, а может расширяться беспредельно.
Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии (например, немецкого классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в другую крайность, позитивизм вовсе отверг теоретическое умозрение как средство получения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т.п.), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил ложными или лишенными смысла.
Исходный тезис «позитивной философии» Конта - требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений. Опираясь на этот тезис, Конт утверждал, что «метафизика», т.е. учение о сущности явлений, должна быть отброшена. Таким образом, позитивисты считали необходимым отказаться от попыток познания «первопричин» и «первоначал», абсолютной природы и сущности всех вещей (метафизики) и стремиться к накоплению положительного знания.
Конт писал - «мы считаем безусловно недопустимым и бессмысленным искание т.н. причин, как первичных, так и конечных»; Спенсер - «наука не способна проникнуть в сущность, т.к. базируется на ограниченном опыте индивида». Любое научное понятие, по Спенсеру, противоречиво, а потому непостижимо. Признание «непознаваемого» лежит в фундаменте религии; на этом основании Спенсер утверждал близость науки и религии.
Универсальным методом науки является наблюдение, эксперимент, индукция. Ученый должен наблюдать и описывать то, что открывается в опыте («как», а не «почему»), объяснение, с точки зрения позитивизма, - метафизическое занятие. Отсюда то внимание, которое позитивисты уделяли разработке индуктивной методологии, стремлению выработать такой логический аппарат, который позволял бы надежными способами выводить общие утверждения науки -законы - из единичных утверждений об эмпирической действительности. Дж. Ст. -Миллъ, утверждая, что наука - это система дискретных эмпирических обобщений, стремился разработать психологическое обоснование законов логики.
Проблемы, утверждения, понятия, которые не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил ложными или лишенными смысла. Исследователь может придумывать только такие гипотезы, считал Конт, которые по самой своей природе допускали хотя бы более или менее отдаленную, но всегда до очевидности неизбежную положительную проверку. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание естъ эмпирическое знание в той или иной форме, то никакая спекуляция не может быть знанием.
Отсюда - отрицание познавательной ценности традиционных философских (метафизических) исследований и утверждение, что задачами философии являются систематизация и обобщения специально-научного эмпирического знания и поиск универсального метода познания. Правда, в задаче такого обобщения Конт видит и нечто специфичное, свойственное только философии -исследование связей и отношений между конкретными науками.
В середине Х1Х в. были заложены основные идеи позитивистского направления в философии. К этим исходным идеям относятся:
• полная элиминация традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума; поискуниверсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки;
• гносеологический феноменализм - сведение научных знаний к совокупности чувственных данных и полное устранение "ненаблюдаемого" из науки;
• методологический эмпиризм - стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки;
• дескриптивизм - сведение всех функций науки к описанию.
Если натурфилософские концепции противопоставляли философию как «науку наук» специальным наукам, то позитивизм противопоставил науку философии. И поскольку такая философия не имеет дела с метафизическими мировоззренческими проблемами, она отвергает как материализм, так и идеализм. Однако, позитивизм фактически остался в рамках классического идеала рациональности, согласно которому научное знание идеологически и нравственно «нейтрально»: научное - «позитивное» - познание, согласно позитивистской программе должно быть освобождено от всякой мировоззренческой и ценностной интерпретации, и вся «метафизика» должна быть упразднена и заменена либо специальными науками («наука - сама себе философия»), либо обобщенным и «экономным» образом эмпирических знаний, либо учением о соотношении наук о языке и т.п.
6.3.2. Махизм (эмпириокритицизм): основные идеи и причины влияния среди естествоиспытателей
Во второй половине XIX в. «первый позитивизм» уступает место новой исторической форме позитивизма - эмпириокритицизму или махизму. Наиболее известные его представители - Эрнст Мах94, Рихард Авенариус95, Анри Пуанкаре96 и др.
Новые открытия в науке усиливают девальвацию механистической картины мира, механицизма как универсального подхода ко всем природным процессам и явлениям. Значительный вклад в этот процесс вносит биология, формулировка Ч. Дарвином теории эволюции биологических систем. Согласно этой теории, все многообразие мира постепенно развилось из общего предка. Причиной такого развития является борьба за существование и выживание сильнейших, наиболее приспособленных.
Кризис теории познания классической философии, беспомощность концепции зеркального отражения действительности, возможность существования множества теоретических моделей, относящихся к одной и той же области явлений, их быстрая смена к концу XIX в. дала основание махистам утверждать, что философия должна превратиться в деятельность, анализирующую особенности научного познания.
94 Эрнст Мах (1838-1916) - австрийский физик и философ. Основные работы: "Анализ ощущений и отношение физическому к психическому" (1886), " Познание и заблуждение" (1905).
95 Рихард Авенариус (1843-96) - швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма, проф. Цюрихского университета. Основная работа Авенариуса – «Критика чистого опыта» (1888-90).
96 Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912) - французский математик и методолог науки.
Философы, представляющие это течение в позитивизме, стремились «очистить» естественнонаучное знание от «остатков» умозрительных размышлений, усилить гносеологический феноменализм и методологический эмпиризм. Их внимание было сосредоточено на анализе ощущений, чувственного опыта как такового. Они утверждали, продолжая традиции «первого» позитивизма, идеал «чисто описательной» науки и отвергали объяснительную ее часть, считая ее метафизической.
«Единственно существующим» признавался лишь опыт как совокупность всего «непосредственно наблюдаемого». Это «непосредственно наблюдаемое» махисты называли «элементами мира», якобы нейтральными относительно материи и сознания. Они стремились свести содержание научных понятий к некоему «бесспорному первичному» материалу знания, а понятия, в отношении которых такая редукция оказывается невозможной, отбросить как «пустые фикции». Наука должна исследовать только ощущения.
«Предметом физики является анализ ощущений», - писал Э. Мах97. Теоретические понятия, законы, формулы - лишены объективного содержания, они выполняют только роль знака для обозначения совокупности чувственных данных.
Объект науки, с точки зрения эмпириокритиков, это не вещи, а «устойчивые группы ощущений» и возникающие между ними отношения, для выражения которых математика создает свой символический язык. Научные понятия, формулы и законы - продукты ума познающего субъекта (причинность, пространство, время), атом, молекула - символы для экономного описания ощущений. При этом они отвергали понятия причинности, необходимости, субстанции и т.п., основываясь на феноменологическом принципе определения понятий через наблюдаемые данные, т.е исключали «темные» проблемы гносеологического статуса ощущений как «запредельные» для методологии, стремились к минимизации теоретических средств (принцип «экономии мышле-ния»)98. Близки к взглядам Маха взгляды П. Дюэма, А. Пуанкаре, Дж. Оствалъда и др. Дюэм, например, писал, что цель теории - описание -логическая систематизация и классификация большого числа экспериментальных законов.
Влияние махизма усилилось в конце XIX в., когда новые открытия в физике усилили кризис механистической картины мира и потребовали пересмотра оснований научного знания.
«В сущности, - писал М. Планк, - это своего рода реакция против тех смелых ожиданий, которые связывались несколько десятилетий назад со специальным механистическим воззрением на природу. Философским осадком неизбежного отрезвления и был позитивизм Маха»99.
В условиях ломки физических понятий и краха метафизических и механистических представлений о мире и познании естествоиспытателям-эмпирикам философские размышления Маха и Авенариуса казались подходящей формой разрешения возникших в физике трудностей. Американский историк науки Д. Холтон, в частности, пишет, что философские идеи Маха настолько прочно вошли в интеллектуальный обиход 18901910 гг., что Эйнштейн был вполне прав, когда много позже заявлял, что даже
97 См. работы Э. Маха: Анализ ощущений и отношение физического к психическому. - М., 1907; Познание и заблуждение. - М., 1909.
98 См., например,: Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. - СПб., 1913.
99 Планк М. Единство физической картины мира. - СПб., 1910. С. 31.
противники Маха не подозревали, насколько они сами пропитаны его идеями, «всосав их с молоком матери»100.
По ряду гносеологических вопросов примыкал к эмпириокритицизму известный французский математик и физик Анри Пуанкаре. В книге "Ценность науки" (1905) он формулирует известное положение о том, что прогресс в науке подвергает опасности самые устойчивые принципы - даже те принципы, которые считались основными. Оказывается, что скорость света не зависит от скорости источника света. Третий закон Ньютона попадает под угрозу ввиду того факта, что испускаемая радиопередатчиком энергия не обладает массой покоя, и эквивалентность действия и противодействия отсутствует. Геометрия Евклида не есть единственно возможная геометрическая система. В итоге - кризис математической физики на рубеже XIX - XX вв.
Это дало основание утверждать, что законы природы следует понимать как конвенции, т. е. условно принятые положения. Именно это понятие закона как условно принятого положения, конвенции, стало ведущим понятием гносеологической концепции Пуанкаре, получившей название «конвенционализм». «Эти конвенции являются произведениями свободной деятельности нашего духа, который в данной области не знает никаких препятствий. Тут он может утверждать, так как он же и предписывает.»101 . Сторонники философии махизма распространили конвенционализм из сферы математики и логики на всю науку.
«Наивный» эмпиризм первого позитивизма трансформировался в «методологический», «радикальный» эмпиризм второго позитивизма102, и позитивизм стал «философией чистого опыта». В отличие от первого позитивизма эмпириокритицизм сводил философию к психологии познания, утверждал, что коренные философские вопросы неразрешимы из-за слабости и ограниченность человеческого разума. Если Конт считал, что философия есть особая наука, то Авенариус заявлял, что философия «не есть наука в собственном смысле этого слова», она «научное мышление».
6.3.3. Неокантианство
Позитивизм с его установками на эмпиризм не давал возможности решить проблемы обоснования математического и математизированного знания. Головокружительный взлет математизированной теоретической физики, начатый в области учения об электричестве Максвеллом, а в термодинамике Больцманом, Гиббсом и Максвеллом, которые по сути были антисозерцательными, т.е. вступали в конфликт с установками эмпириокритицизма, привел к снижению авторитета философской платформы Маха. Вопрос о базисе ощущений физического знания для теоретической физики не был главным: в качестве своей эмпирической основы она рассматривала количественные результаты эксперимента, а не его чувственно-наглядные характеристики. С созданием геометрии Римана и Лобачевского стало очевидным, что геометрия Евклида не является единственно возможной. Возникли значительные затруднения в связи с попытками дать обоснования всего математического знания и введением понятия актуальной бесконечности.
100 Холтон Д. Эйнштейн о физической реальности. - Эйнштейновский сборник. 1969-1970 гг. - М., 1970. - С. 209.
101 См.: Пуанкаре А. Ценность науки // Пуанкаре А. О науке. - М., 1990.
102 Радикальный эмпиризм выступает против теоретической нагруженности фактов, теоретического мышления вообще, отрицает его конструктивный характер.
Все это приводит к возвращению к идеям И. Канта103 , возникновению особого философского течения - неокантиантства (60-е годы ХК в., Германия).
Так же как и позитивисты, неокантианцы утверждали, что познание есть дело только конкретных, «позитивных» наук. Философию в смысле учения о мире в целом они отбрасывают как «метафизику». Она, на их взгляд, должна ограничиться методологическими вопросами, не затрагивая мировоззренческих. Философия должна выступать логикой науки, исследовать сам процесс научного познания (и прежде всего, математического естествознания).
Неокантианцы сосредоточили внимание на активной, творческой, конструктивной деятельности разума, усматривая в ней основу всякого научного познания. Научное познание трактовалось как логический процесс, как чисто понятийное конструирование предмета104. Чувственные элементы познания отбрасывались. «Мы начинаем с мышления. У мышления не должно быть никакого источника, кроме самого себя», считал Коген. И в исследовании конструктивной деятельности разума они достигли немалых успехов, зафиксировав ряд важных моментов в механизмах научно-исследовательской работы ученых-теоретиков. Неокантианцы математизировали философию Канта, интерпретируя кан-товскую «вещь в себе» как математический предел, к которому стремится процесс познания, но никогда его не достигает.
В рамках неокантианства сформировалось две научные школы - Марбургская школа - Герман Коген, Паулъ Наторп, Эрнст Кассирер и Баденская школа -Вилъгелъм Винделъбанд, Генрих Риккерт.
Марбургская школа особое внимание обращала на изучение логических оснований философии И. Канта, отстаивая первенство «теоретического» разума над разумом «практическим», ставя в центр своих интересов метод интерпретаций явлений культуры, конституированных в сферах морали, искусства, права, религии, науки. При этом марбургская школа рассматривала математику как образец для социо-гуманитарного знания: способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще.
Основатель марбургской школы Герман Коген105 рассматривал научное знание как абсолютно самостоятельную и постоянно развивающуюся систему, в рамках которой развертывается все разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом. Коген отстаивал положение Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнить знание не с чем. Делая акцент на логической стороне кантовского учения, он трактовал познание как чисто понятийное конструирование предмета. Коген утверждал, что чистое мышление само строит свой предмет. Поэтому предмет субъекту «задан», но не «дан». Познаваемая действительность в его понимании - не данность, а «переплетение отношений»,
103 Лозунг "Назад к Канту!" был сформулирован в 1865 г. О. Либманом, опубликовавшим книгу " Кант и эпигоны".
104 Основную заслугу Канта один из основателей неокантианства Ф.А. Ланге видел в обосновании утверждения о том, что не наши представления согласуются с познаваемыми предметами, а наоборот. По мнению Ланге, физиология органов чувств показала, что то, что Кант называл априорными формами познания, вытекает из психофизиологических особенностей человеческого организма и поэтому нет оснований полагать, что действительность такова, какой мы ее воспринимаем.
105 Герман Коген (1842 - 1918) - немецкий философ, возглавил после смерти Ф. Ланге кафедру философии в Марбургском университете. Основная работа, в которой изложены его оригинальные идеи - " Логика чистого познания" (1902).
заданное наподобие математической функции. Действительность -лишь форма, в которой мыслится знание, поэтому любое изменение знания ведет к изменению действительности, но не наоборот.
Полнота знания гарантирует полноту существования предмета. Философия трансформировалась Когеном в логику чистого познания, ориентированную на поиски внутреннего систематического единства знания. Она должна установить основания этой заданности, определяя через категориальный синтез, протекающий по априорным законам мышления, тот первоначальный импульс, который привел к развертыванию самого мышления. Природа синтеза обусловливает то, что предмет познания всегда остается незавершенным, стремясь к абсолютной полноте и сущностному становлению. Становление предмета совпадает с процессом познания, в результате которого неопределенный предмет постепенно определяется, оставаясь, однако, всегда незавершенным и открытым для новых серий определений в последующих синтезах.
Пауль Наторп106 также принадлежал к марбургской школе. Трактуя философию как метод достижения позитивного знания, Наторп разрабатывал концепцию панметодизма, доказывая, что мышление имеет основания и источник в себе самом. Философия - не позитивное знание о мире, отмечал Наторп, а метод постижения этого знания. Философия выступает как логика науки и прежде всего математизированного естествознания.
Рассматривая познание как последовательную реконструкцию актов, в которых субъект осознает сам себя в отличие от положенного им предметного мира, Наторп разработал социальную педагогику, целью которой стало включение человека в контексты мировой культуры, эволюционирующей к идеальному обществу, в котором личность выступает как самоцель.
Неокантианство традиционно проявляло большой интерес к культуре, понимаемой как совокупность духовных способностей человека, которые дают ему возможность воспринимать мир, обладающий смыслом. В кантианстве культура становилась истинным предметом «наук о духе», требующих для своего исследования разработки новых специальных познавательных методов. «Науки о духе» должны, используя специальные методы, во-первых, изучать символические формы, непосредственно создающие человеческую культуру, а, во-вторых, исследовать те инструменты, механизмы, способы символизации, которые определяют человеческое видение мира. Они выступают как априорные условия взаимодействия человека с действительностью, а сама действительность - это результат культурной символизации.
Такие антипозитивистские и антинатуралистские установки неокантианства нашли наиболее последовательное воплощение в творчестве одного из крупнейших представителей марбургской школы - Эрнста Кассирера107 автора книг «Философия символических форм», «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры» и многочисленных культурологических и историко-философских работ.
В центре внимания Кассирера, как и других представителей неокантианства, конструктивно-конституирующая роль разума, полагающего предмет собственного исследования. При этом предмет следует понимать «не как суб
106 Пауль Наторп (1854-1924) - немецкий философ. Основные работы: "Кант и марбургская школа", "Социальная педагогика".
107 Эрнст Кассирер (1874-1945) - немецкий философ и культуролог. В течение двадцати пяти лет преподавал философию в университетах Берлина и Гамбурга. После прихода Гитлера к власти эмигрировал в США, где активно работал в Йельском и Колумбийском университетах.
станцию, лежащую по ту сторону всякого познания, а как объект, формирующийся в прогрессивном опыте». Важно подчеркнуть, что предмет науки эволюционирует и неразрывно связан с субъектом, который вписан в определенную социокультурную познавательную ситуацию. Наука, следовательно, должна изучать не субстанцию, а законы, связи и отношения; не данное, а заданное, т.е. функциональные зависимости.
Познать, считает Кассирер,- значит найти ряд, в который вписывается элемент, и конституировать принцип этого ряда. Мышление при этом рассматривается как ряд опосредований. По его мнению, всякое теоретическое определение связано с тем, что мысль, вместо того, чтобы непосредственно обращаться к действительности, устанавливает систему знаков и употребляет их в качестве представителей предметов. По сути Кассирер вводит понятие знака-символа как кон-ституирующе-конституируемого посредника в актах мышления. Это приводит к «освобождению» от образности науки, что ведет к плюрализации теоретических картин реальности, плюрализации философии, осуществляющей рефлексию над наукой. Поэтому объективность научного познания должна быть рассмотрена внутри субъективности мира культуры, а следовательно философию нельзя редуцировать к методологии естествознания. Поэтому логика развития самой философии, с его точки зрения, предполагает ее эволюцию от философии науки к философии культуры и философской антропологии.
Построенные на основе богатого культурного материала, книги немецкого философа отразили потребность в осмыслении информационно-коммуникативных функций культуры. Проблема передачи и сохранения больших блоков информации, ее более или менее верной интерпретации и степень ее усвоения неизбежно приводила к вопросу о природе символа и его месте в системе культуры. Человеческая способность к символизации стала рассматриваться как основа культурной деятельности. Сам символ выступает как априорная форма, конституирующая действительность. Символическая форма коммуникации, сделавшая возможным присвоение индивидуального опыта, превращение его во всеобщий, стала осознаваться как основа и условие производства, сохранения и ретрансляции культурных ценностей.
Задача философии в этом случае - выяснить правила символического функционирования в разных сферах культуры (язык, миф, искусство, религия, история, наука). Вопрос о реальности вне символических отношений во внимание не принимается. Предельно культура понимается как иерархия символических форм, что, собственно, снимает антиномию «хаоса жизни» и «ее символического отражения», ограничивая действительность миром символов, как синтезом чувственного многообразия без решения вопроса об объективных основаниях символических форм.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 640;