Предмет философии и ее место в современной культуре 12 страница

Статус научности при­дается лишь тем конструктам, которые действительно удалось построить81.

5.5. Основные формы научного

познания

5.5.1. Проблема

Процесс научного познания начинается с постановки проблемы. Проблема - то, что не познано и что нужно познать, знание о незнании.

Постановка проблемы обусловлена потребностями практической деятельности и противоречиями между существующими теориями и новыми фактами. При ее постановке важно:

во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи;

во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного.

Постановка проблемы включает в себя какое-то предварительное знание, путей ее разрешение, для чего необходим вы­ход за рамки достигнутого знания.

А. Эйнштейн, Л. Инфельд подчеркивали, что сформулировать проблему намного важнее, чем решить ее; решение чаще зависит от математических и экспериментальных умений. Для того, чтобы задать новый вопрос, открыть новую возможность, посмотреть на старую проблему с новой точки зрения, необ­ходимо иметь творческое воображение, и только оно, главным образом, движет науку вперед.

5.5.2. Факт

Понятие факта не есть нечто само собой разумеющееся, как представляет­ся на первый взгляд. Ведь фактом является и отсутствие тех явлений, существо­вание которых предполагалось или считалось уже доказанным, если опроверг­нуты данные предположения и доказательства. Заблуждения, иллюзии тоже факты - феномены сознания, познания. Факты могут быть непосредственно вос­принимаемы нашими органами чувств; наличие фактов устанавливается также путем косвенного наблюдения, фиксирующего не сами факты, а воздействия, ко­торые они оказывают на поддающиеся прямому наблюдению явления. Наконец, установление фактов возможно путем предположений, догадок, гипотез, кото­рые допускают существование некоторых, неизвестных науке фактов, если эти предположения, догадки, гипотезы получат в конечном итоге подтверждение.

Фактическое знание имеет смысл лишь в связи с определенной теоретической концепцией, которая служит его обоснованием82.

Само по себе показание прибора не может рассматриваться как научный факт. Оно становится им тогда, когда соотносится с изучаемым явлением, что обязательно предполагает обращение к теориям, описывающим работу исполь­зуемых приборов.

В отличие от данных наблюдения факты - это всегда достоверная, объек­тивная информация, такое описание явлений и связей между ними, в котором сняты субъективные наслоения. Поэтому неправомерно представлять факты как непосредственно чувственные переживания или как высказывания, фиксирую­щие эти переживания, т.н. протокольные предложения, независимые от теоретического истолкования.

81 Например, понятие актуально бесконечно большого числа не принимается, ибо его нельзя построить.

82 Например, без теории Максвелла электромагнитные волны не могли бы стать фактом науки.

Любой научный факт представляет собой одну из мно­гих проекций того или иного реального явления, полученного с соответствующей теоретической точки зрения. Таким образом, в зависимости от характера кон­цептуального истолкования одни и те же явления служат основой для «произ­водства» различных фактов. Например, две теории света - корпускулярная тео­рия Ньютона и волновая теория Гюйгенса.

Факт - это фрагмент реальности, выраженный научным языком и включенный в систему научного знания путем отображения этих данных в понятийной системе некоторой теории.

5.5.3. Гипотеза

Решение проблемы предполагает выработку определенной гипотезы.

Гипотеза как форма знания - это научно обоснованное предположе­ние, исходящее из фактов; проблематичное, недостоверное, вероят­ностное знание; предположительное решение проблемы.

Ни одна научная теория не рождается в готовом виде, сначала она суще­ствует как гипотеза. Гипотеза тоже возникает не сразу: первоначально это весь­ма предварительное предположение, догадка. Догадка чаще всего носит весьма зыбкий, неустойчивый характер, подвергается модификациям. В результате формируется гипотеза как наиболее вероятностное предположение, опирающе­еся на силу психологической и логической уверенности в ее правдоподобии.

Основные требования к гипотезе:

• гипотеза должна быть совместимой со всеми фактами, которых она каса­ется; объяснять их и обладать способностью предсказывать новые факты;

• гипотеза должна быть доступна проверке (эмпирической или логическо­му доказательству);

• гипотеза должна проверяться на совместимость с фундаментальными ин­тертеоретическими принципами данной науки.

Например, если физик обнаружит, что его гипотеза входит в противоречие с принципом сохранения энергии, он будет склонен отказаться от такого противоречия и искать новое решение проблемы. Однако в развитии науки бывают такие периоды, когда ученый склонен игнорировать некоторые (но не все) фундаментальные принципы своей науки. Это происходит в периоды, когда необходима коренная ломка фундаментальных принципов и понятий. Например, основатели электродинамики были вынуждены отказаться от принципа дальнодействия. Планк отказался от принципа непрерывности действия, который до этого момента считался в физике неприкосновенным. Такого рода гипотезы Н. Бор и называл «сумасшедшими идеями». Но от догадки и шизофренического бреда их отличает то, что, порывая с одним или двумя принципами, они не порывают с другими, согла­суются с ними, что и обусловливает серьезность выдвигаемой научной гипотезы.

Пути формирования гипотез: на основе чувственного опыта, при помощи метода математической гипотезы.

Проверка гипотез - эмпирическая подтверждаемость и опровержение. Од­нако эмпирическая подтверждаемость следствий и гипотезы не гарантирует ее истинность, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однознач­но о ее ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику под­тверждения и опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались успехом. Поэтому статус объяснительной теории получает та гипоте­за, которая обладает максимальной объективностью и предсказательной силой.

Некоторые методологи считают, что все наше знание имеет гипотетичес­кий характер отличающееся только степенью вероятности субъективного ха­рактера гипотез (Поппер). Однако большинство исследователей все же исходят из того, что высшей формой организации знания является теория.

5.5.4. Теория

В широком смысле теория - это комплекс представлений, идей и воззрений, имеющих своей целью объяснение и истолкование тех или иных явлений и процес­сов. В узком - наиболее развитая форма организации научного знания, призванная дать более или менее целостное представление о закономерностях, сущностных характеристиках определенной сферы природной и социальной действительности.

Простое описание или систематизацию фактов нельзя считать теорией. Она обязательно предполагает не только описание, но и объяснение. Объяснение включает раскрытие закономерностей и причинно-следственных связей в тех процессах и феноменах, которые данной теорией покрываются.

Теория - это система достоверного знания, объективного, доказан­ного, проверенного практикой, знания сущностных характеристик определенного фрагмента реальности.

Научная теория представляет собой целостную систему знаний, различные компоненты которой расположены в логической зависимости друг от друга и выводятся из определенной совокупности понятий, предположений; логически связанную и внутренне дифференцированную систему утверждений и законов об исследуемых определенной наукой объектах.

Основные компоненты теории:

1) исходная эмпирическая основа, которая включает множество зафиксиро­ванных в данной области знания фактов, получаемых в экспериментах и требу­ющих теоретического объяснения;

2) исходная теоретическая основа - множество первичных допущений, по­стулатов, аксиом, общих законов, теорий, в совокупности описывающих идеа­лизированный объект;

3) множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и до­казательства;

4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательства­ми, составляющими основной массив теоретических знаний.

5) законы (разной степени общности), которые выражают существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями, охватывае­мые данной теорией;

6) понятия и категории данной теории;

7) предположения, гипотезы.

Иногда в структуре научной теории выделяют формальные исчисления - логический аппарат теории (математические уравнения, логические символы, правила и т.п.), и содержательную интерпретацию.

Построение и трактовка содержательной части теории связаны с мировоз­зрением ученого, определенными методологическими принципами, историчес­ким уровнем развития науки и техники.

Таким образом, теория как особая форма освоения мира всегда связана с определенными философско-мировоззренческими установками.

Современное научное знание не является простым набором отдельных тео­рий. Оно представляет собой сложное многоуровневое образование, объединя­ющее в себе достаточно целостную систему фундаментальных и прикладных теорий, феноменологических (описывающих явления) и аксиоматизированных теорий и т.д. Можно говорить об иерархии теорий: немногочисленные фунда­ментальные теории; широкая совокупность специальных теорий, многочислен­ные теоретические модели, применимые к экспериментальным устройствам и разработкам технических наук.

5.5.5. Концепции

Концепция (лат. conceptio - понимание, единый замысел) - система взглядов, выражающих определенный способ видения, понимания явлений и процессов, включающий в себя сложный конгломерат логико-теоретических, философских, социальных, психологических компонентов. Это более общая, чем теория, форма системной организации знания.

В социогуманитарном знании концепция может быть формой знания, «за­мещающей» собой теорию (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии).

Концепция вводит в теоретические дискурсы дисциплин их исходные прин­ципы и предпосылки, определяющие базисные понятия - концепты и схемы рас­суждений, формируя фундаментальные вопросы ("идеи"). Это по существу форма организации знаний на метатеоретическом уровне.

Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализиро­вал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещая акцент с «когнитивного», «логического», «внутрисистемного» в теории на «прак-сеологическое», «семантическое», на ее «открывание» вовне83.

Методология постнеклассической науки особое внимание уделяет исследо­ванию концептуальной организации научных знаний (концепты «личностное знание» М. Полани, «тематический анализ науки» Дж. Холтона, «исследователь­ская програма» И. Лакатоса, «парадигма» Т. Куна и т.п.).

Рекомендованная литература:

1. Крымский С. Б. Научные знания и принципы его трансформации. - К., 1974.

2. Мамчур Е.А. Проблемы социально-культурной детерминации научного познания. - М., 1987.

3. Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970.

4. Никифоров А.Л. Научный факт и научная теория. - М., 1984.

5. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

6. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. - М., 1977.

7. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М., 1971.

8. Рузавин Г.И. Научная теория. - М., 1988.

9. Степин В.С. Становление научной теории. - М., 1976.

10. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 200.

11. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

12. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте особенности общелогических методов исследования -анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

2. Какие методы и средства используются на эмпирическом уровне иссле­дования? Какова роль приборов в современной науке?

3. Охарактеризуйте особенности аксиоматического метода построения те­орий и границы его эффективного применения.

4. Какие характерные особенности гипотетическо-дедуктивного метода по­строения теорий?

5. Охарактеризуйте особенности моделирования как метода научного ис­следования. Какие разновидности моделирования типичны для современной науки?

6. Что такое научная проблема? Какие факторы влияют на ее формирование?

7. Что такое научный факт?

8. Какую роль играет гипотеза в научном познании? Чем она отличается от теории?

9. Назовите особенности теории как формы научного познания. Какова структура современных научных теорий?

 

Раздел 6.

Философия науки, ее генезис и этапы развития

Философия и наука: проблемы взаимосвязи и взаимодей­ствия

Натурфилософия как историческая форма взаимосвязи науки и философии

Возникновение философии науки и особенности ее разви­тия в Х1Х в.

- позитивизм

- махизм

- неокантиантство

- прагматизм

6.1. Философия и наука: проблемы взаимосвязи и взаимодействия

Издавна ведутся дискуссии о соотношении философии и науки, о том, где проходит граница между ними, что может дать философия для развития науки, какова роль науки для развития философии.

Сравнение познавательных возможностей философии и конкретных наук, выяснение места философии в системе человеческих знаний имеет давние тра­диции в европейской культуре. Еще в античности Платон и Аристотель пыта­лись разграничить особенности науки и философии. Аристотель утверждал, что философия - наука наук потому, что она познает природу сущего, а его вне­шнюю сторону и отдельные проявления оставляет на долю искусств и наук. Однако в это время знание древних, именовавшееся "философия", носило синк­ретический характер и содержало в себе зачатки и научного, и философского знания, оно включало в себя и разнообразные конкретные наблюдения с их эм­пирическими обобщениями, и теоретические, умозрительные размышления о мире и о себе, о ценностях и смысле жизни.

Накопление и развития знаний в процессе длительной эволюции европейс­кой культуры изменяло представление о познавательной ценности философии и науки, о характере их соотношения. Долгое время конкретно-научное знание носило опытный и описательный характер, а философия стремилась строить теоретическую (умозрительную) картину мира (натурфилософия, философия истории), формировать представление о связях различных явлений, их единстве, тенденциях и закономерностях изменения и развития. При этом теоретическая мощь философии - стремление логически обосновать знание, выразить его в теоретической форме - оказывалась несоизмеримой с возможностями конкрет­ных наук, что давало основания на протяжении долгих веков - от Аристотеля до Гегеля - считать философию "наукой наук".

Однако, начиная с Х1Х в. в конкретно-научном знании увеличивается удель­ный вес теорий: теоретические обобщения, которые раньше выполняла умозри­тельная философия, стали выполняться частными науками, достигшими теоре­тической зрелости. В это время популярным стало утверждение о величии науки и неполноценности философии, основанное, с одной стороны, на том, что в

умозрительных размышлениях философов, не опирающихся на обобщение кон­кретно-научных знаний при создании универсальной теоретической картины мира, не только много гениальных догадок, но и много вздора. С другой - на практической ценности конкретного знания в условиях развития индустриаль­ной цивилизации и промышленной революции. Позитивизм утверждал, что философия имеет познавательную ценность только в те периоды истории, ког­да еще не сформировалась наука. Зрелой науке умозрительная философия не нужна, наука сама успешно может решать запутанные философские проблемы бытия. В рамках позитивизма абсолютизировались только научно-познаватель­ные функции философии, ее эпистемологический аспект, и не рассматривались, а часто и отрицались софийные компоненты философского знания, его миро­воззренческая направленность. Эта позиция была достаточно популярной и спо­собствовала утверждению представления о науке как об универсальном духов­ном факторе человеческой жизни, истории.

Проблема соотношения науки и философии активно обсуждается и в ХХ в. Сегодня одни мыслители утверждают, что философия и наука различаются объектами исследований, другие, что граница проходит внутри исследуемых проблем, которые философия и наука рассматривают с различных сторон. «Мне кажется, - писал В. Вернадский, - это стороны одного и того же процесса - сто­роны совершенно неотделимые... Если бы одна заглохла, прекратился бы жи­вой рост другой»84. Философия и наука, утверждает известный математик и фи­лософ ХХ в. А. Уайтхед, два относительно самостоятельные уровни движения, между которыми нет прямого соотношения, но есть определенные связи (часто неоднозначные и опосредованные), наблюдаются также определенные паралле­ли в их развитии. Но человеческих дух развивает в философских системах свои наиболее глубокие интуиции85.

Чтобы более адекватно уяснить соотношение философии и науки, отме­тим те особенности, которые характеризуют научное и философское знание.

Философию и науку сближает то, что и философское, и научное знание, опираясь на опыт и разум, отражают мир в общих и абстрактных понятиях, общее для них - поиск истины и стремление логически обосновать знание, выразить его в теоретической форме; критичность и скептическое отношение к авторитетам, интеллектуальная самостоятельность.

Однако философия не только система объективного знания о мире, но и мировоззрение, система ценностных ориентаций. Поэтому она выполняет не толь­ко ряд функций, которые роднят ее с наукой - обобщение, открытие общих за­кономерностей и связей, но и выполняет те функции, которые не могут выпол­нять частные науки.

Задача уяснения ценностных оснований науки и культуры в целом имеет философский характер, поскольку предметом философских размышлений является не мир сам по себе, а отношение «человек и мир».

По мнению А. Уайтхеда, философское умозрение не только вырабатывает картину мира и строит на этой основе мировоззрение, оно имеет и научно-эври­стическое значение, оказывает обратное влияние на ход научного исследова­ния, когда выработанные с его помощью категории становятся стимулами и ориентирами теоретического поиска.

84 Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1991.

85 Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. - М., 1990.

В философии формируется самосознание науки, исследуются проблемы сущности и особенностей научно-познавательной деятельности.

Философские размышления над наукой способствуют лучшему пониманию ее возможностей и перспектив, механизмов, движущих сил роста научного зна­ния, характера его взаимоотношений с другими формами общественного созна­ния, образом жизни, культурой. Особенно они необходимы в эпохи революци­онных преобразований в науке (XVI - XVII вв., конец XIX - начало XX вв., последняя треть XX в.). Это обусловлено тем, что в эти периоды происходит изменение оснований науки, становление новой системы научных представле­ний и концепций. Философско-методологические проблемы выступают необ­ходимым условием критического переосмысления традиционных представлений о предмете и методах науки и предпосылкой разработки новых перспективных исследований.

Философия задает общие мировоззренческие ориентиры в выборе проблемы исследования, обосновании гипотез и оценке полученных результатов. Философский анализ, обобщение и интерпретация но­вых научных результатов не только устанавливает их связь и раз­личие с ранее накопленным знанием, но и закладывает методологи­ческие основы формирования новой системы взглядов.

Например, осмысление новых результатов исследования физиков на пере­ломе Х1Х - ХХ вв. стало основанием становления неклассической науки, иссле­дования широкого класса неравновесных состояний и неустойчивых структур школой лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, что существенно изменя­ет наши представления о происходящих в мире процессах и их закономернос­тях, формирует новую систему мировоззрения.

Философия выполняет прогностические функции по отношению к естествоз­нанию. Например, идеи атомизма в античности лишь в XVII - XVIII вв. превра­тились в естественнонаучный факт; идея рефлекса у Декарта, гипотеза о проис­хождении Солнечной системы Канта-Лапласа и т.п.

Философия выполняет по отношению к науке критическую функ­цию, интегрирует естественнонаучное, гуманитарное, техническое знание, формируя научную картину мира. Философские основания науки обеспечивают своеобразную «стыковку» нового научного зна­ния с господствующим мировоззрением, культурой, включая его в социокультурный контекст эпохи; функцию обоснования уже добытых знаний; эвристическую функцию, участвуя в постройке новых теорий, перестройку нормативных структур науки и картин реальности.

Философские идеи и представления объективно присутствуют в научном исследовании и существуют независимо от того, осознает это исследователь или нет. Очень часто от исходных философских идей зависит степень обоснованно­сти гипотезы и концепции. Утверждая влияние философии на науку, следует отметить, что ученый в своем научном творчестве относительно независим от того, какую позицию он занимает по отношению к тем или иным философским доктринам.

В ХХ в. существенно возрастает роль и значение философского элемента культуры. Это обусловлено осознанием ответственности человека за судьбы

цивилизации и жизни на планете в целом, необходимостью придать подлинно гуманитарную направленность развитию человечества. «В естествознании пред­метом исследования является уже не природа сама по себе, а природа как объект человеческих проблем» (В. Гейзенберг).

 

6.2. Натурфилософия как историческая форма взаимосвязи философии и науки

Натурфилософия - способ миропонимания, основанный на некоторых умозрительно установленных общих принципах и дающий общую картину, охватывающую всю природу в целом. Натурфи­лософия была исторически первой формой рационального мышления, направленного на познание природы, взятой в ее целостности.

Философия, по крайней мере, до средины XVIII в. охватывала подавляю­щую часть знания о природе и обществе86. К XVIII в. утвердилось понятие «ес­тественные науки» и «моральные науки», в Х1Х в. - получило распространение такое понятие как «гуманитарные науки». При этом наука до конца XIX в. за­нималась преимущественно эмпирическими исследованиями. Общетеоретичес­кими вопросами конкретных наук занималась философия, которую объединяет с наукой стремление к построению системы знаний в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов.

Долгое время считалось, что философия - натурфилософия - это наука наук, способная выходить за пределы опыта и давать «сверхопытное» знание. В ее рамках высказывались некоторые гениальные мысли и гипотезы, были предуга­даны более поздние открытия, но вместе с тем было наговорено немало вздора. Философские исследования теоретических проблем частных наук не опирались на достаточный для этой цели эмпирический материал (еще не накопленный), поэтому они носили абстрактный, умозрительный характер, а их результаты часто вступали в противоречие с фактами. Натурфилософия заменяла неизвест­ные еще действительные связи явлений вымышленными, фантастическими и на­вязывала науке априорные, оторванные от реальности схемы и гипотезы. Осо­бенно отчетливо это проявилось в XIX в., когда произошло изменение статуса, структуры и предмета теоретического естествознания.

К концу XVIII - началу XIX вв. экспериментально-математическое есте­ствознание накопило достаточное количество экспериментального материала. Возникла проблема поиска общего принципа, объединяющего эмпирические факты, и координации теоретических и экспериментальных исследований в рам­ках отдельных наук. Натурфилософские теоретические конструкты, философс­кие системы, основанные на спекулятивном типе построения знаний, т.е. на выведении его без обращения к практике, при помощи рефлексии, онтологизи-рованные теоретические концепции, которые зачастую носили умозрительный и спекулятивный характер, оказались неспособными решить философские про­блемы, выдвигаемые развитием науки.

86 "Философия делится на столько же ветвей, сколько существует вещей, которые могут быть доступны человеческому разуму, и каждая из этих ветвей получает различные наименования в зависимости от различия изучаемых ею предметов... наука о движении - физикой, наука о есте­ственном праве называется философией морали, тогда как вся наука в целом является филосо­фией" // Гоббс Т. Соч. - М., 1988. - Т.1 - С.272.

Становление дисциплинарной структуры науки, институциональная про­фессионализация научной деятельности сделали настоятельной задачу осмыс­ления сущности научно-познавательной деятельности, критической оценки пред­посылок и процедур научной деятельности, протекающей в разных когнитив­ных и социокультурных условиях; значения и роли мировоззренческих и фило­софских идей и представлений в развитии научных исследований.

Происходит осознание недостаточности и ограниченности умозрительных, спекулятивных рассуждений (исходящих из чистой силы ума) классической на­турфилософии и метафизики. Наука стремится отказаться от навязывания ей априорных, оторванных от реальности схем и гипотез, поскольку они уже ока­зывали тормозящее влияние на развитие естествознания. Натурфилософии как «науке наук» приходит конец. Это дало основание определенной группе мысли­телей высказать идею, что эра метафизики закончилась, и началась эра положи­тельного знания, эра позитивной философии.

Таким образом, основными причинами «гибели» натурфилософии были:

• формирование естественных наук, достигших определенной степе­ни зрелости;

• осознание ограниченности абстрактных умозрительных (спекуля­тивных) обобщений, критика натурфилософских построений со сто­роны крупных естествоиспытателей87;

• критика натурфилософии позитивизмом (О. Конт, Дж.С. Милль, Г. С­пенсер и др.), который возник в 30-е годы Х1Х в. и провозгласил реши­тельный разрыв с философской («метафизической») традицией, счи­тая, что наука не нуждается ни в какой стоящей над ней философией.

 

 

6.3. Возникновение философии науки и особенности ее развития в XIX в.

6.3.1. Позитивизм XIX в.

В результате распада натурфилософии формируется особое направление в развитии философской мысли Х1Х в. - позитивизм (от латинского positivus -положительный) - объявляющее единственным источником истинного, действи­тельного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающие познаватель­ную ценность традиционного философского исследования.

Позитивизм возникает во Франции в 30-е гг. XIX века. Теоретические пред­посылки позитивизма были сформулированы Сен-Симоном, а основные идеи этого направления представлены впервые в трудах Огюста Конта, которого принято считать основоположником позитивизма88.

87 Так, Гельмгольц считал, что "Гегелевская натурфилософия является бессмыслицей", а Гаусс писал: "Почитайте Шеллинга и Гегеля и их сообщников и у Вас волосы станут дыбом"

88 Огюст Конт (1798-1857) родился на юге Франции в семье мелкого правительственного чиновника. С детства подвержен многим болезням, он тем не менее был в числе лучших учеников лицея, а затем был принят в престижную парижскую Политехническую школу по специальности " математика". С юных лет Конт проникся революционными и республиканскими настроениями. Распространение их в студенческой среде послужило причиной закрытия Политехнической школы. Не завершив образования, Огюст вынужден был заниматься репетиторством, был на временной должности и так и не имел никогда постоянного заработка. В 1817 г. Конт познакомился с Сен-Симоном, став его секретарем и единомышленником. Эта близость, несмотря на все сложности их отношений, оказала значительное влияние на творчество ученого. Его шеститомный труд " Курс позитивной философии", где были изложены основные принципы социологии, публиковался между 1830-1842 годами. Конт не построил научной карьеры, не был счастлив в личной жизни, страдал от постоянных материальных затруднений и психических расстройств. Только вера в значение своего труда по созданию системы позитивного знания, убежденность в своей пророческой миссии поддерживали Конта в научной и общественной жизни. Умер он в 1857 г. одиноким и заброшенным.

С идеями, созвучными Конту, в Англии в 40-е гг. выступил Джон Стюарт Миллъ89, а позднее - Герберт Спенсер90. В 1867 г. было создано Лондонское позитивистское общество.

В центре внимание "первого " позитивизма - проблема соотношения науки и философии, предмет и задачи философии и науки (в связи с кризисом натурфи­лософии); проблемы по преимуществу связанные с изучением индуктивно-логи­ческих и психологических процедур опытного познания.

Позитивизм претендовал на звание принципиально новой, «неметафизи­ческой» (позитивной) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Утверждая, что наука все еще недостаточно на­учна, в ней слишком много умозрительных, спекулятивных компонентов, пози­тивизм ставил задачу «очищения» ее от метафизики91.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 669;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.034 сек.