Предмет философии и ее место в современной культуре 8 страница
Рекомендованная литература:
1. Гейзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истина // Шаги за горизонт. - М., 1987.
2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.
3. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? - М., 1984.
4. Заблуждающийся разум? Многообразие ненаучного знания. - М., 1990.
5. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.
6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
7. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. - №7. - 1992.
8. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М., 1991.
9. Полани М. Личностное знание. - М., 1985.
10. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. - №12. - 1991.
11. Холтон Дж. Что такое « антинаука» // Вопросы философии. - №2. - 1992.
Контрольные вопросы:
1. Чем обусловлено существование разнообразных видов знания?
2. Что характерное для повседневного знания? Какое место оно занимает в познавательной деятельности человека?
3. Охарактеризуйте особенности мифологического знания. Чем обусловлены процессы ремифологизации в современной культуре?
4. Назовите особенности религиозного знания. Как соотносится ум и вера?
5. Какую роль в познавательном процессе играет личностное знание?
Раздел 4.
Особенности научного
познания
Наука как деятельность по производству знаний и система знаний. Критерии научности. Особенности языка науки.
Функции научного знания и науки.
Структура научного знания. Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь.
Эмпирический и теоретический уровни познания, их соотношение. Метатеоретический уровень в научном познании
Основания научного познания: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания.
4.1. Наука как деятельность по производству знаний и система знаний. Критерии научности. Особенности языка науки
4.1.1. Наука как деятельность по производству знаний
Наука - это особый вид познания, который имеет своей единственной целью добывание новых знаний о мире и постижение истины. В науке познание становится самостоятельной формой деятельности, отделившейся от практики, мифологии, религии, философии.
Наука реализует идеал рационального понимания мира. В этом она противостоит мифологическому, теологическому и мистическому пониманию, отрицает видение мира как арену действия недоступных объективному анализу иррациональных сил и тем самым создает условия и предпосылки рациональной социальной практики. Обеспечивая проникновение человеческой мысли в слои реальности, недоступные неспециализированному обыденному сознанию, рациональное сознание в то же время создает особый мир идеальных конструкций, «теоретический мир». Э Агацци подчеркивает, что научное знание доводит изучение объекта до уровня его теоретического анализа. Т.е. науку необходимо рассматривать как «теорию об определенной области объектов, а не как простой набор суждений об этих объектах»48. Отражение реальности в научном знании - сложный многоступенчатый процесс, в котором творческая активность субъекта реализуется в конструировании теоретических моделей, абстракций, идеализаций, классифицирующих и типологизирующих схем, «каркасов понимания» и объяснения, объектов-заместителей и т.п. Свойственная рациональному сознанию установка на фиксацию в этих идеальных конструкциях действительности в ее сущностном бытии («сущность», «закон», «объективная необходимость» и т. д.) может приводить к претензиям на приоритет по отношению ко всем неотчуждаемым от живых индивидов способам освоения действительности, что в своих крайних формах ведет к подавлению живого личностного самостоятельного мировосприятия, ведет к превращению теоретических конструкций из средства адекватного познания мира в догматическую преграду такого постижения.
48 Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М., 1998. - С. 12.
4.1.2. Особенности науки как системы знаний
Анализируя особенности научного познания, прежде всего рассмотрим его отличие от обыденного познания:
• Объекты науки не сводимы к объектам обыденного опыта; наука имеет предметную направленность. Предмет, предметная область - то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина, все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении49. По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, которые становятся предметом познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма, физиология - функции его органов, медицина - болезни и т. п.). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т. п.). Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта.
• Научное познание ориентировано на объективную истинность, на проникновение в сущность вещей, на исследование объективных законов функционирования и развития объектов познания.
• Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
• Наука обладает специфическими орудиями и методами познания (научный инструментарий).
• Наука формирует особый язык, который отличается от обыденного языка большей однозначностью, строгостью и четкостью.
• Существенным признаком научного познания является его системность, логическая организованность.
• Результаты научного познания имеют универсальный, интерсубъективный, надличностный характер.
• Кроме того, часто отмечают и такие особенности научного познания как тенденция к воспроизводимости результатов; скептическое отношение к авторитетам, интеллектуальная самостоятельность и автономия; проблемная установка исследования (в противоположность установке на чудеса и таинства, а также практические интересы); опора на опыт и разум (а не на веру, убеждение, мнение)50. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
Таким образом, научное знание переступает границы обыденного знания. При этом, с одной стороны, наука в строгом смысле слова не является логическим продолжением обыденного знания. Научные истины нередко представляются парадоксальными с точки зрения «очевидностей» здравого смысла. Например, нечто может существовать одновременно и как волна, и как частица, воздух может быть не только газообразным, но и жидким и т.д. С другой стороны, обыденное знание влияет на науку при помощи здравого смысла как первичной
49 В широком смысле понятие «предмет», во-первых, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; во-вторых, - объект (вещь) в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъекту познания.
50 См.: Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. - №2. - 1992.
формы закрепления обыденного опыта51. Обыденный ум или здравый смысл всегда активно принимает участие в процессе мышления ученого, как бы он не старался осознанно очистить свои размышления от обыденных представлений.
Важным моментом в научном познании является его критический характер, научное знание открыто эпистемологической критике. Научные теории являются продуктом человеческой изобретательности и, как таковые, они подвержены ошибкам подобно любым другим результатам деятельности человека. Теории в этом смысле - лишь предположения о реальности, которые могут меняться и на самом деле довольно существенно изменяются в ходе исторического развития науки. То, что наука утверждала о реальности сто лет назад, очень существенно отличается от того, что она говорит сегодня. В ХХ в. обнаружился также существенный факт, который характеризует особенности научного познания: для любой определенной области действительности всегда можно построить несколько теорий, объясняющих все наблюдаемые явления, но отличающихся по своим онтологическим допущениям, т.е. по тем объектам, которые они полагают как реально существующие.
4.2. Критерии научности.
Проблема демаркации
Довольно большое место в современной философии науки занимает проблема демаркации (от англ. demarcation - разграничение) - проблема нахождения критериев, которые позволили бы отделить науку, научное знание от ненауки, от псевдонауки, от идеологии, от религии, от философии52.
Впервые четко зафиксировали эту проблему и попытались ее решить неопозитивисты. При этом они исходили из того, что эмпирическая проверяемость
- один из важнейших и почти общепринятых критериев науки. Если в чувственном опыте, в эмпирии невозможно указать какие-либо объекты, которые это понятие означает, то оно лишено значения, оно является пустым звуком. В XX в. у неопозитивистов это требование получило название критерия верификации: понятие или суждение имеет значение, если только оно эмпирически проверяемо, проверяемо в чувственном опыте. По их мнению, наука всегда стремится подтверждать свои гипотезы, законы, теории с помощью эмпирических данных (фактов наблюдений, экспериментов).
Во многих ситуациях этот критерий позволяет в первом приближении отделить научные суждения от спекулятивных конструкций, псевдонаучных учений и шарлатанских апелляций к таинственным силам природы53. Однако он
51 Здравый смысл - это представления людей о природе, обществе и самих себе, складывающиеся под воздействием их повседневного жизненного опыта и общения. Мир впервые предстает в сознании человека в формах и понятиях здравого смысла.
52 Почему это важно? Наука пользуется в обществе заслуженным авторитетом, и люди доверяют знанию, которое признается «научным». Они считают его достоверным и обоснованным. Но вполне вероятно, что далеко не все, что называется научным или претендует на этот статус, на самом деле отвечает критериям научности. Это могут быть, например, скороспелые, «некачественные» гипотезы, которые их авторы выдают за вполне доброкачественный товар. Это могут быть «теории» людей, которые настолько увлечены своими идеями, что не внемлют никаким критическим аргументам. Это - и внешне наукообразные конструкции, с помощью которых их авторы объясняют строение «мира в целом» или «всю историю человечества»; и идеологические доктрины, которые создаются не для объяснения объективного положения дел, а для объединения людей вокруг определенных социально-политических целей и идеалов. Наконец, это многочисленные учения парапсихологов, астрологов, «нетрадиционных целителей», исследователей неопознанных летающих объектов, духов египетских пирамид, Бермудского треугольника и т.п. - то, что обычные ученые называют паранаукой или псевдонаукой.
53 Когда парапсихолог, астролог или «целитель» вещает о «биополях», «силах Космоса», «энергетиках», «аурах» и т.п., то можно спросить - а есть ли, собственно говоря, нечто эмпирически фиксируемое, так или иначе наблюдаемое, что стоит за этими словами? И если выясняется, что ничего такого нет, а, стало быть, все эти слова лишены значения, они бессмысленны с научной точки зрения.
начинает давать сбои в более тонких случаях. Например, когда мы имеем дело с ненаблюдаемыми объектами науки (например, электрон, атом, кварк и т.п.). В камере Вильсона мы видим не движение электрона, а то явление, которое путем теоретического истолкования осмысливаем как его траекторию.
Наиболее последовательно попытался доказать ограниченность эмпирической проверяемости К. Поппер54, настаивая на отказе от поисков абсолютно достоверной основы познания. Критерием демаркации науки и не-науки, по его мнению, является не критерий верификации, а критерий фальсификации - принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке. Чем в большей степени теория подвержена возможности ее опровержения, тем большую ценность, с точки зрения этого принципа, она имеет для науки. Если теория устроена так, что ее невозможно опровергнуть, то она стоит вне науки. Именно неопровержимость психоанализа, астрологии и т.п., связанная с расплывчатостью их понятий и умением их сторонников истолковывать любые факты как не противоречащие и подтверждающие их взгляды, делает эти учения ненаучными.
Настоящая же наука не должна бояться опровержений: рациональная критика и постоянная коррекция фактов является сутью научного познания. Опираясь на эти идеи, Поппер предложил весьма динамичную концепцию научного знания как непрерывного потока предположений (гипотез) и их опровержений. Подлинно научные теории должны допускать рискованные предсказания, т.е. из них должны выводиться такие факты и наблюдаемые следствия, которые, если они не наблюдаются в действительности, могли бы опровергнуть теорию. Развитие науки он уподобил дарвиновской схеме биологической эволюции. Постоянно выдвигаемые новые гипотезы и теории должны проходить строгую селекцию в процессе рациональной критики и попыток опровержения, что соответствует механизму естественного отбора в биологическом мире. Выживать должны только «сильнейшие теории», но и они не могут рассматриваться как абсолютные истины. Все человеческое знание имеет предположительный характер, в любом его фрагменте можно усомниться, и любые положения должны быть открыты для критики.
Осознание ограниченности критериев верификации и фальсификации привело к формированию так называемого парадигмального критерия (Т. Кун). В каждой науке существует одна (иногда несколько) парадигма, которой в определенный период придерживается научное сообщество и, опираясь на которую, отделяет научное знание от ненаучного. Парадигмой в концепции Куна называется совокупность фундаментальных теоретических принципов, законов и представлений, образцов выполнения исследований, методологических средств, которые принимаются всеми членами научного сообщества. Парадигма задает общий контур решения проблемы, а ученому остается показать свое мастерство и изобретательность, решая частные и конкретные проблемы (решая «головоломки»)55.
Например, в рамках механистической парадигмы научная рациональность идентифицировалась с механистическим пониманием природы, с возможностью
54 Поппер пытался доказать это, ссылаясь на такие общеизвестные и влиятельные учения, как марксизм и психоанализ. И Маркс, и Фрейд считали свои теории научными, таковыми их считали и их многочисленные последователи. Нельзя отрицать и того, что многие выводы этих учений подтверждались - верифицировались - эмпирическими фактами: реально наблюдаемым ходом социально-экономических процессов в одном случае, клинической практикой - в другом. Но все же нашлось немало ученых и философов, которые интуитивно ощущали, что эти теории нельзя без оговорок зачислять в разряд научных.
55 Об этом подробнее в разделе «Теоретические модели развития научного знания».
построения механистических объяснительных моделей. И напротив, невозможность вписывания каких-либо представлений в канонизированную картину мира рассматривается как однозначный показатель нерациональности и/или ненаучности таких представлений. Это дает основания считать псевдонаучными те знания и убеждения, которые не соответствуют господствующей в данную эпоху научной рациональности. К такого типу знаниям в ХХ веке относят алхимию, астрологию, парапсихологию и т.п.56.
Однако мы вынуждены отметить, что попытки установить «демаркацию» между наукой и не-наукой не увенчались успехом. Дело не в том, что философы, занимавшиеся этим делом, были недостаточно изобретательны или проницательны, а в том, что поиски критерия демаркации заводят в логический круг: чтобы определить границы научной рациональности, нужны критерии, которые не могут быть установлены до того, как эти границы будут проведены. Наверное, всю историю философии науки в ХХ столетии можно было бы изобразить как серию попыток разорвать этот круг, но, кажется, только сейчас приходит понимание, что лучше не попадать в него, избирая иные пути гносеологических исследований.
Отталкиваясь от «демаркационизма», легко впасть в противоположную крайность: поставить границы научного познания в слишком прямую зависимость от вненаучных факторов (неисчерпаемый резервуар которых обычно называют «культурным контекстом»). Стратегия антидемаркационизма выглядит заманчиво: вместо непреодолимых барьеров исследовать проницаемые мембраны, скорее соединяющие, чем разъединяющие науку и прочие виды духовной и практической деятельности. Но как реализовать эту стратегию? Не превратится ли «рациональность без берегов» в зыбкую топь? Это было бы неминуемо, будь такая стратегия сведена к примитивному релятивизму. Но релятивизм не хочет быть примитивным, то есть откровенным. Чаще он принимает завуалированные формы, а иногда привлекает сторонников звонкими лозунгами. Например, П. Фей-ерабенд, развенчивая миф об Универсальном Методе и Единой Рациональности, призывал к «методологическому анархизму» и связывал это с необходимостью остановить духовное вырождение и подавление свободы. Идея жесткого метода или жесткой теории рациональности, - заявлял он, - покоится на слишком наивном представлении о человеке и его социальном окружении. Если иметь в виду обширный исторический материал и не стремиться «очистить» его в угоду своим низшим инстинктам или в силу стремления к интеллектуальной безопасности до степени ясности, точности, «объективности», «истинности», то выясняется, по мнению Фейерабенда, что существует лишь один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах и на всех этапах человеческого развития, - «допустимо все» («anything goes»).
Возвращаясь к вопросу о причинах усиления в современной культуре ненаучных знаний и антисциентистских настроений, следует обратить внимание на те факторы и причины, которые способствуют этому. Развитие теоретического знания, усложнение используемых методик и становление специализированных языков науки, привело к осознанию иллюзорности надежд на достижение ученым полного знания «обо всём». Узкая специализация приводит к тому, что сегодня даже специалисты, работающие в рамках одной дисциплины, воспринимают окружающий мир по-разному. Например, физик, исследующий макро-
56 Псевдонаучное научное знание в современной культуре. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. - 2001. - №6.
механические системы, может не понимать результат, относящийся к поведению микрочастиц. Кроме того, теоретизация научного поиска приводит к постоянно растущему разрыву между мышлением и знанием специалиста - теоретика и так называемым здравым смыслом. Стремление упростить представление о чрезвычайно сложных структурах научной деятельности, наглядно изобразить теоретические конструкты, перевести текст с языка профессионального сообщества на языки обыденной коммуникации, существенно меняет смысловые аспекты транслируемого сообщения. При этом, чем абстрактнее модель, тем больше искажений возникает при попытках найти для нее наглядно-образный эквивалент.
Еще А. Эйнштейн обратил внимание на трудности, с которыми сталкивается любой популяризатор, стремящийся сделать сложную теоретическую концепцию доступной для всех. Читателям при этом предлагаются ее поверхностные аспекты, смутные намеки, создающие впечатления понятности. Так формируется весьма обширный слой людей, носителей «полузнания», которое бывает гораздо опасней простого незнания. Некритически усваивая сведения, заимствованные из разных источников. вырывая их из реального контекста и произвольно соединяя в причудливые конструкции, такие люди оказываются чрезвычайно агрессивными, не допуская и мысли что они могут быть не правы. В результате возникают «фантомные» концепции57, широко распространяемые средствами массовой информации в силу своей экзотичности, а значит, и сенсационности.
Таким образом, попытка найти единый, неизменный и универсаль-• ный критерий научности наталкивается на значительные трудности. Предполагается, что наряду с критериальным подходом к определению научной рациональности, необходим «критико-рефлексивный подход», состоящий в том, что любые критериальные системы могут быть изменены и перестроены. Самотождественность науки определяется не в одноразовом проведении неких «демаркаций», а в постоянном процессе сопоставлении критериев рациональности с реальной практикой науки58.
4.1.4. Язык науки
Язык каждой науки служит для коммуникации между учеными данной области и для выражения научных результатов. Понятия конкретных научных дисциплин в систематическом и точном виде представлены в учебниках, аккумулирующих в себе все достижения данной дисциплины. Осваивая учебник, будущий специалист усваивает взгляд на мир своей науки, ее результаты и методы.
Необходимость в особом научном языке возникает, поскольку обыденный язык не способен выходить за пределы анализа наличной практики человека. Понятия и определения науки должны быть четкими и однозначными в отличие от нечеткости и полисемантичности обыденного языка. Язык науки открывает возможности конструирования и оперирования идеализированными моделями действительности.
Язык науки постоянно развивается. Язык современной науки существенно отличается от естественного человеческого языка. Он содержит много специальных
57 Псевдонаучное научное знание в современной культуре. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. - 2001. - №6. - С.66.
58 Порус В.В. Парадоксальная рациональность (очерки теории научной рациональности). - М., 1999.
терминов, выражений, в нем широко используются средства формализации, среди которых центральное место принадлежит математической формализации. Исходя из потребностей науки, создаются различные искусственные языки, предназначенные для решения тех или иных задач. Все множество созданных и создаваемых искусственных формализованных языков входит в язык науки, образуя мощное средство научного познания.
Особое внимание анализу - синтаксическому и семантическому - языка науки уделял неопозитивизм, позже - герменевтика.
4.2. Функции научного знания и науки
Научное знание выполняет функции описания, объяснения, понимания, предсказания.
Описание - функция научного знания и этап научного исследования, состоящий в фиксации данных эксперимента или наблюдения с помощью определенной системы обозначений, принятых в данной науке (обычный язык, искусственный язык - символы, графики и т.п.).
Виды описания - эмпирическое описание: результат переработки чувственного материала в формы высказываний; теоретическое описание - логическое воспроизведение существенных связей и отношений объектов.
Объяснение - функция научного знания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта, она осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенному закону. В науке широко используется форма объяснения, заключающаяся в установлении причин, генетических, функциональных, субстанциональных связей.
Объяснить явление - значит выявить лежащую в его основе сущность, раскрыть его причины, внутреннюю структуру, функции, выявить его субстанциональные основания. Объяснение есть цель научного познания, которая раскрывается благодаря построению теории. Картина исследуемой реальности выступает для каждой науки в качестве своего рода универсальной схемы объяснения.
Объяснение предполагает описание объекта и основывается на нем.
Объяснение проводится через наглядные образы или через математическое описание. Между тем, речь идет по существу о качественном объяснении (через наглядный образ) и количественном (через математическое описание).
Важно подчеркнуть, что:
1) объяснение должно соответствовать опытным фактам (принцип наблюдаемости);
2) объяснение должно предполагать терпимость по отношению к другим объяснениям рассматриваемого круга фактов, оно не должно претендовать на единственность и исключительность (принцип толерантности);
3) объяснение должно быть максимально простым (принцип простоты);
4) объяснение должно отвечать тенденции к объединению всех полученных ранее знаний (принцип единства картины мира) 59.
В структуре объяснения необходимо выделить два аспекта: собственно объяснение и его обоснование. Первый аспект может быть исчерпан одной гипотезой - предположением, которое объясняет исследуемый факт.
59 См.: Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970.
Второй аспект состоит в обосновании этого предположения, требующем придания гипотезе правдоподобия, приемлемости, связанности с системой предшествующего знания. При этом возможен выход за пределы данной науки. Так, при обосновании некоторых физических фактов или их группы может возникнуть необходимость в философском или математическом обосновании. Привлечение философских или математических аргументов позволяет связать объясняемый факт с системой предшествующего знания.
Возьмем, например, такой факт: каждый электрон в атоме имеет собственный набор квантовых чисел. Первый уровень объяснения - гипотеза ad hoc - принцип Паули, запрещающий нахождение в атоме более одного электрона с определенным набором квантовых чисел. Но данная гипотеза вызывает не меньшее недоумение, чем факт, так как это просто формулировка закона, но не обоснованное объяснение. Затем объяснение этого факта было поднято на более высокий уровень: гипотеза была обоснована математическими соображениями о симметрии. Тем самым объясняемый факт был включен в систему знаний. Но теперь требуется объяснить симметрию, для чего следует привлечь соображения более широкого, философского характера.
Не всегда отдельный факт, даже объясненный, безболезненно включается в систему знаний. Насколько сильно факт противоречит системе, настолько вероятно изменение теории. Первая причина пересмотра или изменения некоторой физической теории, писал М. Планк в статье «Новые пути физического познания», почти всегда порождается открытием одного или нескольких фактов, которые не входят в рамки теории.
Таким образом, объяснение как исследовательская процедура ведет не только к выявлению сущности факта и включению его в существующую систему знаний, но порой и к реконструкции теоретической системы.
Одной из важных функций научного знания является понимание.
Понимание - присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. Это процесс выработки, освоения смыслов и значений человеком.
В науке понимание предполагает использование специальных методологических правил и предстаёт как интерпретация60. Типичными видами научно-теоретического понимания являются:
• понимание прошедших эпох (историческое понимание);
• интерпретация инокультурных символов и метафор, перевод и истолкование других текстов (философское понимание);
• понимание иных форм жизни, культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях);
• понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании).
Развитие понимания происходит от «предварительного понимания», задающего смысл предмета понимания как целого, к анализу его частей и достижению более глубокого и полного понимания, в котором смысл целого подтверждается смыслом частей, а смысл частей - смыслом целого.
60 Вненаучные виды понимания - понимание языка, других людей в диалоге, сопереживании; понимание социальных норм, знаков, символов - складывается в непосредственном жизненном процессе.
Особенности философского осмысления функций и механизмов понимания, в том числе и научного понимания, представлены в современной герменевтике (Г. Гадамер), которая рассматривается не только как методология наук о духе, но и как универсальная философия нашего времени61. Она призвана дать ответ на основополагающий философский вопрос: как возможно понимание окружающего мира? Как в этом понимании воплощается истина бытия? Герменевтикой много сделано для прояснения процесса понимания. В частности, она показала ограниченность натуралистических, механистических моделей объяснения и понимания, привлекла внимание к проблемам истолкования и понимания, представила понимание как процесс существования познающего, действующего и оценивающего человека, выявила его комплексный характер и т.п.
Кроме описания, объяснения и понимания реальности научное знание всегда стремится выполнять функцию предсказания.
Пред сказание - обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоящее время, но поддающихся выявлению, основанному на открытых наукой законах развития природы и общества.
Прогнозирование - один из видов предсказания, специальное исследование перспектив какого-либо явления. Чаще всего используются такие методы прогнозирования как экстраполяция, моделирование, экспертиза, историческая аналогия, прогнозные сценарии.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 724;