Предмет философии и ее место в современной культуре 7 страница
Знание - это фрагмент сознания, который имеет личностный характер и не может быть полностью вербализован и отчужден от своего носителя38.
Функционирование человеческого интеллекта по производству знаний невозможно отделить от интуитивных, волевых, эмоциональных, оценочных компонентов. Осознанное знание, отделенное от живого мыслительного процесса (отчужденное знание), теряет творческое начало, обретает статичность и превращается в информацию.
Это дало основание В.А. Звегинцеву сказать, что «информация - это знание минус мыслительный процесс»39. По мнению А.Д. Урсула, понятия «знание» и «информация» характеризуют познавательную деятельность с разных сторон: первое - только с гносеологической, второе - преимущественно с ком-муникативной40.
Информатику интересует не познавательный процесс в целом, не процесс порождения знаний, а только те его стороны, которые связаны с передачей и преобразованием уже полученного в этом процессе знания. Причем информация рассматривается как инвариант отражения, то, что может опредмечиваться, объективироваться, кодироваться при передаче и преобразованиях.
3.2. Проблема классификация форм знания
Важной и по сей день во многом дискуссионной и сложной проблемой для разных философских направлений остается проблема классификации (типологии) форм знания. Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). Часто многообразие форм знания связывают с существованием различных форм общественного сознания - религиозное, художественное, философское, политическое и т.п. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образ-
37 Философский энциклопедический словарь. - М., 1986.
38 Поэтому трудности, с которыми сталкиваются разработчики экспертных систем, стремящиеся к полному отчуждению знаний эксперта в базу знаний ЭВМ, носят, видимо, принципиальный характер.
39 Звегинцев В.А. Проблемы отношений человека и машины // Вопросы философии - 1986. - №3. - С. 55.
40 Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. - М., 1975; его же Философия и интегративно-общенаучные процессы. - М., 1981.
ную основу. Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, обыденные и научные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т.п. Одной из возможных форм типологии знания является типология на основе различных форм деятельности человека: игровое, практическое, духовно-практическое, теоретизированное знание. Часто проводят классификацию форм знания, в его соотношении с научным знанием: донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное41 .
Рассмотрим основные особенности наиболее распространенных типов знания, не связывая себя определенной их классификацией.
3.3. Обыденное знание
Обыденное знание - это стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и на самих себя, которые являются основанием для их практической деятельности и поведения.
Это знание, не получившее строгого концептуального, системно-логического оформления, не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и являющееся общим непрофессиональным достоянием всех членов сообщества42.
Повседневное знание:
• основано на жизненном опыте и здравом смысле;
• не предполагает постановку каких-либо познавательной задач, которые бы шли дальше потребностей повседневной практики;
• обусловлено различными производственными и политическими практиками, в которых участвует субъект;
• осознано не в полном объеме, и, как правило, не формализуемо;
• обусловлено социальной, профессиональной, национальной, возрастной особенностью носителя;
• нагружено нравственными и эстетическими нормами и идеалами, религиозными верованиями, которые культивируются в данной культуре;
• результаты выражаются и закрепляются в производственном опыте и определенных рецептурных правилах, системе интеллектуальных навыков;
• его трансляция предполагает личное общение.
В структуре обыденного знания обычно различают практическое и духовно-практическое знание.
Практическое знание возникает и функционирует в контексте различных практик (возделывание земли, строительство дома, уход за ребенком, воспитание детей, лечение больных, управление механизмами, оперирование информацией и т.д.), в ходе непосредственной вовлеченности человека в процесс деятельности и еще неотделимо строго от навыка и умения. Это знание поставляет элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т.д. Полученные на этой базе знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил, и т.п. Это знание операционально и конструктивно. Оно говорит о том, как действовать в ходе преобразования природы и социальной реальности.
41 См. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации - М., 2001. - С. 74.
42 См. более подробно: Пусканский Б.Я. Обыденное знание. - Л., 1987. - С.24
Чаще всего - это неотрефлексированное знание (ремесленные технологии -выплавка булата, народная медицина и т.п.) Кроме того, многие области профессиональной деятельности (виноделие, кулинария, музыка и т.д.) предполагают личное общение, профессиональную тренировку, результатом которой являются сенсорные и мыслительные навыки. Это знание закрепляется в системе нерефлексивных норм и стандартов, а не интеллектуальных навыков. Необходимый институт формирования и передачи практического знания - ученичество. Опыт учителя должен быть личностно переработан.
Духовно-практическое знание - это нормативное, ценностно-мировоззренческое знание. Оно является результатом накопления, обработки и распространения социального и познавательного опыта, данного в контексте человеческого мира и вне непосредственно материального производства. Рисуя картину мира сквозь призму интересов и потребностей человека, духовно-практическое знание говорит о том, как следует относиться к миру, к другим людям, к самим себе.
Основные формы (и функции) духовно-практического знания - нормирование, целеполагание и построение идеалов деятельности. Оно выражается в притчах, ритуальных действиях, легендах, культовых изображениях. Критерием его приемлемости является согласованность с системой общественных отношений.
Наряду с обыденным знанием на ранних этапах становление цивилизации формируется особый вид знания - мифологическое знание.
3.4. Мифологическое знание
Мифологическое знание - это особый вид синкретического знания, в рамках которого человек стремится создать целостную картину мира, опираясь на совокупность эмпирических сведений, верований, различных форм образного освоения мира.
Миф для древних - это не просто знание или вера, а чувственно переживаемая действительность, он возникает через непосредственное вживание человека в мир, дополняемое субъективным воображением.
В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д. Миф стремится к целостному видению мира. Он позволяет преодолеть незнание с помощью наложения на хаотическую действительность образно-категориальной антропоморфной сетки. В мифе человек переносит на внешний мир свои мотивы, приписывая ему человеческие свойства.
Мифология оперирует очеловеченными представлениями об окружающем мире - природе и обществе, подпитывая через эту очеловеченность конкретно-чувственные ориентации, упорядочивая социальную практику. Поэтому мифология означает не только мифопоэтический взгляд на окружающий мир. Она включает в себя и магию как способ практического воздействия на окружающую человека природную или социальную среду. Вера в возможность непосредственного влияния на природу исходила из чувства сопричастности (парти-ципации) с ней человека, присущего первобытному сознанию. Связанные с магией представления о мире, в частности о взаимодействии всех вещей, легли в основу древнейших натурфилософских учений и разнообразных «тайных наук», получивших распространение в позднеантичную и средневековую эпоху (напри-
мер, алхимия). Зачатки опытного естествознания в это время развивались еще в значительной мере в тесной связи с магией, что находит отражение во многих работах ученых Возрождения (Парацельс, Дж. Делла Порта, Дж. Кардано и др.)43.
Мифологическому мышлению свойственно слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственно-временных отношений, происхождения и сущности и т.п.
Леви-Строс указывал на конкретность, метафоричность и образность мифологического мышления, его способность к обобщению, усложненную символику, тяготение к притче, смысловую многослойность. Но мифологическое мышление - это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.
Основные принципы объяснения в мифе - генетизм и этиологизм, т.е. объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении (генетизм). Мотивировка и доказательства мифу не нужны, восприятие основано на доверии к говорящему. В отличие от сказки - содержание мифа представляется реальным, т.е. воплощает коллективный, «надежный» опыт осмысления действительности множеством поколений. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом проявляется мировоззренческая сущность мифа.
Мифологическое знание не исчезает из духовной культуры человечества до сих пор. Некоторые особенности мифологического мышления - в частности, стремление преодолеть незнание с помощью наложения на хаотическую действительность образно-категориальной антропоморфной сетки - сохраняются в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной логики. Когда нет другого способа разобраться в том, что представляет собой действительность и как можно овладеть ею, мифологическое сознание необходимо, неизбежно и позитивно.
В ХХ в. наблюдается определенная ремифологизация культуры. С одной стороны, наблюдается сознательное обращение литераторов к мифологии - Ф. Кафка, Т. Манн, Г. Маркес, Р. Рильке, Б. Пастернак, А. Платонов и др. Причем происходит как переосмысление традиционных мифов, так и мифотворчество. С другой -источником ремифологизации становится полузнание, которое возникает на фоне высокого уровня развития специализированного и дифференцированного научного знания. Человек субъективно и объективно оказывается неспособным овладеть знанием как целостностью, ибо для этого необходимо знание о методах, часто недоступных и непонятных для непосвященных. «Полузнание» неизбежно включает в себя иллюзии - они основываются на действительных явлениях, приобретающих в глазах человека фантастический облик. В этом смысле ремифологизация - универсальный процесс. Она проникает как в сознание гуманитарно-образованного человека, так и в сознание ученого, воспитанного на естественнонаучной почве.
43 Роль магии оказывается преимущественно компенсаторной, так как она создает иллюзию совершения практически действенных поступков, что не исключает ни возможности благого действия на самоощущение того, кто прибегает к этим актам, ни вполне реальной порчи отношения вследствие целенаправленного недоброжелательства. Как отмечают этнологи, во всех примитивных культурах существуют как разработанные обычаи магического воздействия на окружающий мир, так и преследование колдовства и антиведовские культы, направленные на пресечение «черной магии».
Ремифологизация - одна из форм экспансии обыденного сознания. Мифологическое сознание питается не только древними, устоявшимися образами, но и новыми соками. Оно нередко выступает формой массового сознания новых явлений действительности, хода истории и национальных судеб44. На массовом уровне культуры вновь и вновь - вопреки всем попыткам демифологизации - срабатывают принципы мировидения, связанные с исходными типами социальности и жизнедеятельности народных масс. Большое значение в возникновении и развертывании современных процессов ремифологизации сознания играет уязвимая и пассивная позиция человека - отчужденного человека - перед современной техникой.
Ремифологизация, охватившая в первой половине XX в. различные стороны европейской культуры, показала, что и в этом развитом регионе миф - отнюдь не архаика и не удел только массового сознания или художественного творчества. Некоторые современные исследователи полагают, что в наше время значение мифологического познания отнюдь не уменьшаются. Так, П. Фейерабенд убежден, что достижения мифа несравненно более значительны чем научные: изобретатели мифа, по его мнение, положили начало культуре, в то время как рационалисты только изменяли ее, причем не всегда в лучшую сторону45. Выяснение роли политического мифа в массовой культуре показало устойчивость мифологического мышления. Введенный К. Юнгом термин «архетип» стал емким обозначением отлаженного в коллективном подсознании предшествующего культурного опыта, из недр которого вновь и вновь выходят мифологические образы и символы.
Не только в доисторический период, но и в век информатики большим спросом пользуются различного рода гадания, астрологические прогнозы, поставляющие определенной части людей вполне пригодные знания об окружающем мире, жизненных ситуациях и них самих46 . Некоторые из гадательных систем, например, древнекитайская «Книга перемен», насчитывают тысячи лет.
В этом плане алхимия, мифология, магия, астрология, мистика предстанут как определенные модальности знания, имеющие функциональное значение в определенной среде. В противном случае астрология, например, не выдержала бы сопоставления с астрономией, а магия - с современными технологиями. Их вековое выживание и всплески интереса к поставляемым ими данным свидетельствуют о том, что эти формы сознания по-прежнему на протяжении веков выполняет важную функцию в личностном поведении и общественной регуляции.
44 И в ХХ в. в национальных историях часто встречается преувеличенное описание достижений древних героев и царей, способствующих возвеличиванию нации и т.д. Как развитие национализма, так и распространение социалистических течений в XIX-XX вв. сопровождалось широким распространением мифологии с присущими ей установками на усиление потенций человека, социальной или национальной общности. Достаточно вспомнить ту апологию мифотворчества, с которой выступили во второй половине XIX в. в Германии Р. Вагнер и Ф. Ницше. В Советском Союзе сторонником творческой роли мифологии выступил М. Горький, полагавший, что миф выше религии, так как он утверждает способность человека быть активным преобразователем условий существования, не подчиняясь предустановленной воле богов. Мифология участвует в формировании национального или классового самосознания, мифы могут сопровождаться и противопоставлением одной нации другой. Так же действуют и новейшие мифы XX в. Возникая как в лоне, так и за пределами религии, они не исключают наивных или пагубных представлений, очеловечивающих действительность.
45 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986. В ХХ в. некоторые мыслители высказывают идею о необходимости дополнения науки мифом и магией. Науку как идеологию элиты П. Фейерабенд требует лишить центрального места в обществе и уравнять с религией, мифом, магией, а другой американец - историк оккультизма К. Уилстон утверждает, что «магия - наука будущего».
46 Даже, казалось бы, в сугубо деловых газетах принято публиковать астрологические прогнозы, помогающие деловым людям ориентироваться в жизненных ситуациях.
3.5. Религиозное знание
Одной из древних форм знания, генетически связанной с мифологией, является религиозное знание.
Религиозное знание обусловлено непосредственно эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земных сил (природных и социальных). Для него характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное. Особенности религиозного знания определяются тем, что оно основано на религиозной вере, которая предполагает не доказательства, а откровение, авторитет догматов и традиций.
Это знание носит догматический характер. Источник религиозного познания - откровение как способ постижения мира. Л. Андреев в «Розе мира» пишет, что человек только ретранслятор того, что говорит человеку высший разум.
Религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не воспроизводит знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер.
Религиозное знание — это ценностно-мировоззренческое знание, знание не только о сущем, но и о должном.
Стремление следовать высокому образцу (Бог) в религии способствует формированию высоких общечеловеческих ценностей. Мировоззренческие вопросы - о происхождении мира, человека, социального устройства, тайны рождения и жизни - решаются в религии с позиций зависимости людей от высших сил, их определяющей роли в мироздании и жизни людей.
Усиление роли религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к вопросу о соотношении знания и веры, науки и религии.
Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Квинт Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашая парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия - познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры. Ф. Бэкон, выдвинув лозунг «Знание - сила», указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. Уже в начале XX в. католическая церковь выдвигала положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и разума, так как все знания произошли от Бога. Например, папа Пий XII неоднократно выступал с заявлениями о том, что «церковь - друг науки», отмечая, однако, что церкви приходится вмешиваться в науку, чтобы предостеречь ее от ошибок против веры. Представители современной философии религии стремятся дать философский
анализ религиозных верований, обосновать их эпистемологический статус, определить условия их рациональности и истинности, эксплицировать смысл религиозного языка, охарактеризовать природу и функции религиозного (особенно мистического) опыта, установить возможные «модели веры» и т.д.
Французский ученый, философ и теолог ХХ ст. Тейяр де Шарден пытался создать «научную феноменологию», которая синтезировала бы данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека. Этот процесс подчинен, по Тейяру, своему регулятору и своей конечной цели - «точке Омега», воплощением которой является Христос. Идею единения науки и религии он считал панацеей от всех бед современного человечества. Важнейшее условие реализации этой идеи - технический прогресс и развитие экономики. Но решающую роль, по мнению Тейяра, должен сыграть духовный фактор - ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции.
Оригинальные идеи о соотношении знания (истины) и веры высказывал известный ученый и философ ХХ ст. Б. Рассел. Он понимал веру как совокупность связанных между собой состояний организма, полностью или частично имеющих отношение к чему-то внешнему. Среди различных видов веры Рассел выделял воспоминание, ожидание, веру нерефлекторную и проистекающую из сознательного вывода и др. Истина же есть свойство веры и, как производное свойство предложений, выражающих веру. Всякая вера, по мнению Рассела, «имеет изобразительную природу», соединенную с чувством одобрения или неодобрения. В случае одобрения она «истинна», если есть факт, имеющий с изображением, в которое верят, такое же сходство, какое имеет прототип с образом. В случае неодобрения она «истинна», если такого факта нет. Вера, не являющаяся истинной, называется ложной.
Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой - «цельное знание».
Характеризуя общие признаки цельного знания, В. Соловьев считал, что оно есть знание, имеющее предметом истинно-сущее в его объективном определении, целью - внутреннее соединение человека с истинно-сущим, материалом - данные человеческого опыта во всех его видах (а не только в виде научного опыта), основной формой своей имеющее умственное созерцание (интуицию), связанное в систему посредством логического мышления и, наконец, деятельным источником (производящей причиной) - действие высших идеальных существ на человеческий дух. Развивая идею о всестороннем синтезе теологии, философии и науки, В. Соловьев обращает внимание на то, что этот «великий синтез» не есть чья-то субъективная личная потребность, а имеет определенные объективные основания. Они обусловлены, по его мнению, как недостаточностью эмпирической науки и бесплодностью чисто отвлеченной философии, так и невозможностью возврата к теологической системе в ее прежней исключительности. Необходимость данного синтеза диктует сам реальный жизненный процесс, осмысленный человеческим разумом.
Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н.А. Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и не одно из них не может заменить или уничтожить другого. Философ утверждал беспредельность знания и веры, полное отсутствие их взаимного ограничения. Научное знание, как и вера, есть проникновение в реальную действительность, но частичную, ограниченную. Наука верно учит о
законах природы, но она, по мнению Бердяева, некомпетентна в решении вопроса о вере, откровении, идее и т.п. Отличая веру, на которой покоится знание, от религиозной веры, Бердяев указывает, что знание предполагает веру (в обоих аспектах), оказывается формой веры. «В глубине» знание и вера одно: знание есть вера, вера есть знание - и то и другое образуют единство, но все же эти два феномена различаются. Поскольку, по Бердяеву, полнота «живого опыта» дана лишь в мистическом восприятии, то без «религиозного питания», без непосредственной интуиции философия чахнет и превращается в паразита. Она должна питаться и опытом научным и опытом мистическим. Более того, он считает, что и наука и философия должны подчиниться «свету религиозной веры» не для упразднения своих истин, а для просветления этих истин в полноте знания и жизни.
В современной, постнеклассической культуре все чаще высказываются идеи о необходимости учета многообразного духовного опыта человечества - в том числе и религиозного. Предпринимаются попытки со стороны некоторых зарубежных и отечественных ученых широкого целостного мировоззренческого осмысления действительности, связав «строгие науки» (математику, теоретическую физику и др.) с философией, психологией, религиоведением и мистикой, стремление к диалогу между всеми формами культуры, всеми способами освоения человеком мира, изучая особенности и возможности каждого из них.
Человек познающий, реально существующий в целостности мышления, чувства и деятельности, не может ограничиться абстрактной рефлексией, застывшими формами «абсолютных сущностей», рассудочными нормами и правилами познавательных процедур. Даже в «строго научном» знании он, явно или неявно, опирается на многообразные эмпирические суждения, принятые на веру, вне доказательства, а сомнение, по Витгенштейну, приходит после веры. Как показывают исследования и размышления философов, вера часто выполняет конструктивную функцию, и само «пребывание в вере и верованиях» является следствием бытия человека среди людей - в культуре и коммуникациях. Сегодня необходимо пересмотреть когнитивные оценки веры как субъективной уверенности и согласиться с тем, что не только сомнение, но и вера является источником знания47, а «рациональность коренится в доверии» (М. Полани). Позитивная оценка веры возникает в том случае, если мы признаем законным право экзистенциальной и эмоциональной сферы участвовать в интеллектуальном выборе и других когнитивных процедурах, что поддерживается многими известными философами экзистенциально-антропологической традиции.
3.6. Художественно-образная
форма знания
Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма зна ния, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя искусство специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Более того, например, в герменевтике, искусство считается важнейшим способом раскрытия истины.
Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются
47 Последняя имеет два значения: уверенность (доверие, убежденность) - в том, что еще не проверено, не доказано в данный момент, и религиозная вера.
в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нравах, быте, их чувствах, мыслях и т.д.
Познавательная функция искусства осуществляется посредством системы художественных образов, в которых познание слито с ценностным осмыслением действительности, объективное с субъективным, эмоциональным отношением к миру.
Художественное познание образно, наглядно, это «мышление в образах». Художественное познание представляет собой отражение мира человека в разных видах искусства - архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, танце, литературе, театре, кино, прикладном искусстве. Отличие художественно-образного мышления от логического (научного познания) заключается в том, что в нем мысль выражена через чувства, идеи проявляются в эмоционально насыщенных образах, обращенных к чувствам человека.
Взаимоотношение искусства и науки можно рассматривать как отношения взаимной дополнительности.
3.7. Личностное знание
Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием концепцию личностного знания. Современная эпистемология рассматривает познавательный процесс прежде всего как процесс, который имеет глубоко личностный смысл, обусловленный уникальными индивидуальными особенностями ученого. Однако феномен личностного знания - один из наименее исследованных структурных элементов процесса и результата познания.
Впервые вопрос о личностном знании достаточно подробно исследовал М. Полани. Он исходил из того, что знание - это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Поэтому и знания, и процесс их производства не могут быть деперсонифицированными. А это значит, что людей (в том числе и ученых) со всеми их интересами, пристрастиями, целями и т.п. нельзя отделить от производимого ими знания или механически заменить другими людьми. Именно поэтому, считает По-лани, любая попытка это сделать ведет не к объективности, а к абсурду.
Полани отстаивает положение о наличии у человека двух типов знания: явного, артикулированного, выраженного в понятиях, суждениях, теориях и других формах рационального мышления, и неявного, имплицитного, не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается «из рук в руки», в общении и личных контактах исследователей.
Согласно Полани, личностное знание необходимо предполагает интеллектуальную самоотдачу. В нем запечатлена не только познаваемая действительность, но сама познающая личность, ее заинтересованное (а не безразличное) отношение к знанию, личный подход к его трактовке и использованию, собственное осмысление его в контексте специфических, сугубо индивидуальных, изменчивых и, как правило, неконтролируемых ассоциаций.
Личностное знание - это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида. Личность живет в нем «как в одеянии из собственной кожи», а не просто констатирует его существование. Тем самым в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и что эта добавка не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания.
Современная эпистемология исследует несколько уровней личностного знания. В частности, речь идет о рационально-личностном знании, которое поддается отображению концептуальными способами современной науки, и иррационально-личностное знание, которое связано с такими сторонами знания, которые не могут быть вербализованными на современном этапе научного исследования.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 582;