Крестовые походы как ответ на турецкое завоевание.

В середине XI века у границ Византии появляются турки-сельджуки – кочевой тюркский народ, вышедший с берегов Каспия. Под предводительством султана Тогругбека они ведут захватнические походы, начинают с Персии и забирают под свою власть багдадский халифат. Император Роман Диоген выступил против них весной1071 г. и был разбит в Армении. В результате сельджуки занимают Каппадокию, Киликию, Исаврию и Иконию, т.е. почти всю Малую Азию. И здесь устанавливается Иконийское сельджукское царство.

При турках положение христиан резко ухудшается. Если при сарацинах все же сохранялась определенная автономия христианских общин, а завоеватели были заинтересованы в сохранении цивилизации (им нужны были носители культуры), то теперь у завоевателей более низкая ступень развития, и положение христиан становится очень тяжелым.

В это время императоры заняты борьбой за власть и чувствуют себя настолько слабыми, что ожидают помощи от крестоносцев, и в Европе начинается мощное крестоносное движение.

В результате появляются латиняне. Два мира, Восток и Запад, друг друга не узнают. Латиняне смотрят на местных людей с удивлением: им казалось, что они будут освобождать христиан от мусульманского ига, а тут какие-то непонятные хитроватые греки, какие-то бородатые священники, и никто их не ждет как освободителей. Ну а греки дивились на европейских варваров, которые пришли наводить свои порядки, и очень болезненно к этому относились. Так что возникает взаимная неприязнь с обеих сторон, взаимное непонимание. Тем более, что в крестоносном воинстве люди разные, и они допускают часто грабежи и бесчинства.

В Сирии и Палестине в результате крестовых походов устанавливается господство латинянин. Они ставят свою иерархию, подчинив ей православное духовенство. Такой уродливый симбиоз: православный народ и православное духовенство подчинены латинской иерархии. Латинский патриарх Антиохийский и латинский патриарх Иерусалимский. Православные патриархи Иоанн и Симеон бегут в Константинополь и на Кипр. Это продолжается некоторое время.

Затем следует Четвертый Крестовый поход. Тогда уже бедствия коснулись непосредственно Константинопольской Церкви. Конечно, не следует думать, что крестоносцы изначально стремились утвердить здесь свое господство, что это было запланировано, тем более, совершалось с подачи папского престола – ни в коем случае.

Дело в том, что крестоносцы потеряли Иерусалим, которым они владели. В 1187 году знаменитый султан Саладин забрал город у крестоносцев и также ряд других городов в Палестине. И по просьбе византийского императора, Исаака Ангела, восстановил православную иерархию в Иерусалиме. Так, руками правителя-мусульманина удалось восстановить православное возглавление.

Иннокентий III очень хотел устроить новый поход. В европейском обществе утрата Иерусалима воспринималась болезненно. Три государства: Франция, Лотарингия и Германия начали 4-й поход в 1201 году под началом маркиза Бонифация Монферратского.

Корабли крестоносцы наняли у венецианцев на очень тяжелых условиях. Венецианцы решили подзаработать, а крестоносцы спешили, поэтому наделали больших долгов. Чтобы этот долг оплатить, они отбили у венгров город Зару, и вернули его прежней хозяйке - Венеции. Т.е. христианское войско напало на христианский город, чтобы расплатиться с долгом – конечно папа был возмущен, и отлучил участников крестового похода и венецианские отряды от церкви. Но, затем, он простил крестоносцев – некуда было деваться.

К крестоносцам присоединился византийский принц Алексий, сын императора Исаака Ангела. Дело в том, что Исаак Ангел в 1195 году был низвергнут своим братом (Алексием III-м), ослеплен (по византийской традиции), и сослан в монастырь. Он был жив, и Алексий-сын надеялся вернуть престол. Исаак бежал из заточения и отправился к своей тетке, которая была замужем за Филиппом Швабским.

Соответственно, Филипп Швабский и Бонифаций Монферраттский решают выступить против Алексия III, дабы вернуть Алексию-сыну отцовский престол. Конечно, не бесплатно. Ведь поход подготовлен недостаточно, а Алексий обещает дать денег и войско, как только он займет престол.

Папа был очень недоволен таким уклонением от цели похода, потому что с ним не посоветовались. И часть крестоносцев послушалась папу, и пошла в Святую Землю, а часть осадила Константинополь 24 июня 1203 года. Оборону держали наемники – англичане и датчане, т.к. Алексий III не доверял своему войску (и не без основания). Это были опытные воины, которые город отстаивали. Но 27 июля венецианцам удалось пробить брешь в стене, и Алексий III вынужден был бежать, потому что не чувствовал себя уверенно. Когда же отец вернулся в Константинополь, Алексий-сын снял осаду. Решено было заключить перемирие для окончательного решения вопроса. Крестоносцы говорили: «пусть правят отец и сын как соправители (что было возможным), а греческое духовенство должно признать превосходство Рима». Т.е. впервые выступает здесь такой фактор.

Алексий занимает престол под именем Алексия IV. Он, конечно, не может гарантировать, что греческое духовенство подчинится папе, признает его главенство. Денег он тоже не дает, потому что денег в казне нет.

Духовенство бойкотирует все его требования в отношении папы. Крестоносцы и венецианцы ждут – для них ситуация непонятная. Дож Дон Доло настаивает на том, чтобы обещание было выполнено непременно. И тут греки начинают возмущаться. В результате они разрывают на куски прибывших в Константинополь послов крестоносцев и Венеции. Затем, собравшись в храме св. Софии, толпа объявляет низвергнутым Алексия IV. Его заключают в темницу, и вскоре он был задушен.

Новый император, Алексий V Мурчуфл восходит на престол. Тем временем венецианский дож подстрекает крестоносцев, чтобы те установили латинскую империю. Он говорит: «Посмотрите какие здесь беспорядки, непонятно, что происходит. Надо установить в этом великом священном городе латинскую империю».

Опять с папой не советуются, действуют на свой страх и риск, и 6 апреля 1204 года крестоносцы атакуют Константинополь. 12 апреля венецианцы врываются в город. В городе начинается пожар. Защитники сдаются, а Алексий V бежит, во Франции присоединяется к своему тестю, бывшему императору Алексию III.

Другой зять Алексия III – Феодор Ласкарис – проявляет себя мужественным человеком, патриотом, он защищает город. Но, в конце концов, он тоже вынужден бежать вместе с патриархом Иоанном Каматиром.

Начинается разграбление города. По обычаю город отдается на 3 дня на разграбление – каждый берет себе что хочет. Основную добычу берут себе венецианцы, потому что они ворвались в город первыми.

Грабеж сопровождается сожжением библиотек, омерзительными сценами в храмах, насилием над жителями, скверную девку вводят в алтарь св. Софии, другую сажают на патриаршем месте. Солдаты разрушают серебряный иконостас, делят его просто как драгоценный металл. Срывают шелковые завесы. Один из участников похода, аббат Мартин, из Парижа, специализируется на ограблении монастырей. Добычи хватает на всех.

Папа, конечно, выразил порицание, осудил и насилие и святотатство, и одновременно благословил создание латинской империи. Греки были убеждены, что он ко всему этому приложил руку, не верили папе, хотя в действительности этого не было. Императором становится Балдуин Фландрский. С этого момента в Европе начинается массовый наплыв, разного рода реликвий, святынь, которые потом фабрикуются.

Греческие епископы папу не признали (многие) и отправились в изгнание. Причем папа не хотел замещать их кафедры – ждал, пока они одумаются. А одумаются на основании компромисса, который заключался в следующем: каждый греческий епископ должен был подписать такую хартию: «отныне я обязуюсь быть верным, повиноваться святому Петру, святой римской церкви, апостольскому престолу и моему господину Иннокентию, и его католическим приемникам. Я буду защищать пассивно, насколько хватит моих сил, всякого римского папу, его честь, достоинство и имущество. Я прибуду на собор, как только потребуется мое присутствие. Я нанесу визит ad limina (т.е. к его двору) папы или лично папе или через его представителя для встречи с ним. Наконец, я с почетом приму легата апостольского престола и во всем окажу ему помощь». Надо было признать главенство папы, и епископ остается на кафедре. Конечно, большинство епископов этого не сделало, и этот компромисс не состоялся.

На самом деле, полностью греческое государство ликвидировать крестоносцы не могли, и образуется три царства:

1. Православное царство – это государство Феодора Ласкаря и его приемников в Никее. Так называемое Никейское царство, куда перебрался патриарх. И мы видим в византийской истории линию никейских патриархов, православных, которые, в частности, ставили митрополитов на Русь.

2. Государство предшествующей династии Комниновв Трапезунде.

3. Государство династии Ангелов в Эпире.

Большинство иерархов прибывают в Никейское царство. Латинской Империи нужен огромный государственный аппарат. И некоторые латиняне понимают, что они здесь ненадолго, и настраивают греческое духовенство против пап. Говорят: «не подчиняйтесь, живите своей жизнью», тайным образом. В частности, так поступал Бонифаций Монферраттский, у которого отношения с папой были плохими. Кроме того, он был женат на вдове Исаака Ангела, Маргарите. Сам Бонифаций становится королем Фессалоник.

А на престоле латинских византийских патриархов находился некто Моразини. Венецианец, которого греки считали незаконным, и признать, конечно, не могли.

В 1206 году патр. Иоанн Каматир умирает. Балдуин (латинский император Константинопольский) попадает в плен, и исчезает где-то в Болгарии. И императором решают избрать его брата Генриха.

Что касается греков, то они Генриха уважали. Понимали, что их государство потерпело крах. И были даже готовы пойти на унию с Римом. Единственное, что они хотели себе оставить – это обычаи и патриарха-грека. Все. Вот это условия унии, вполне возможной после 1206 года. Но папа на это не пошел. Ему казалось, что это много уступок. Кроме того, патриарх поставленный им, латинский патриарх, окажется тогда захватчиком патриаршего престола, что принесло бы ущерб авторитету папства.

Тогда греки избирают патриарха в Никее. И провозглашают императором Феодора Ласкаря. И он уже ведет переговоры с папой и требует вселенского собора. Папа согласен. Но говорит, что на собор должны прибыть те представители, которых назначит латинский патриарх Константинопольский. Кроме того, он не признает титула Ласкаря как избранного императора. Именует его официально «благородный господин».

Наследник Ласкаря, его зять Иоанн Ватацесс принуждает никейского патриарха Германа II вступить в переписку с папой. В1234 году собирается собор, который не получил со стороны папы Григория IX одобрения. И вменен был как не бывший.

Нам все-таки важно выяснить какова была позиция сторон. Григорий IX готов был признать никейского патриарха, а Ватацесс говорил, что потребление квасного хлеба в Евхаристии – верно, но употребление опресноков – более символично. За это он требовал от латинян отказа от filioque. Но никто не пошел на уступки. Назвали друг друга еретиками, и разошлись.

Лионская уния

После взятия греками Константинополя в 1261 г. никейский им­ператор Михаил VIII Палеолог восстанавливает византийскую империю. Помогают ему генуэзцы, люди авантюрного склада. И папа Урбан IV генуэзцев отлучает вместе с греками в очередной раз, и объявляет о начале крестового похода против Константинополя. Участниками похода могут быть Карл Анжуйский, самый опасный враг грекам, латинские правители Ахайи и Пелопонесса, а также болгары, которые тоже были готовы напасть на Византию. Михаил предполагает остановить Карла Анжуйского с помощью пап. Начинаются переговоры с Урбаном IV, потом с Климентом IV. В Рим посылают посольства с богатыми подарками и предложениями относи­тельно соединения Церквей, но папа не доверяет Палеологу.

Лишь папа Григорий X, особенно сильно желавший объединения Церквей под главенством Рима, в 1271 году эту идею поддерживает. Направляет послания Михаилу, приглашая его на собор в Леоне, который должен состоятся в 1274 году. И выдвигает сразу условия участия в соборе: признание filioque и главенства папы.

Михаил так боялся Карла Анжуйского, что решил эти условия принять. Он решил, но греческое духовенство главе с патриархом Ио­сифом, выступает против. Михаил говорит, что надо спасать империю, которая была с таким трудом, с такими жертвами восстановлена.

Палеолог считал, что условия, предложенные папой, легко ис­полнимы: поминать папу в богослужении не унизительно для Вос­точной Церкви, как и признавать его братом и первым лицом во Вселенской Церкви; что же касается права апелляции к папе, то оно практически существовать не будет, т.к. в "сомнительных случаях едва ли кому захочется плыть для этого за море". Вообще, он старался представить греческому духовенству дело унии, как дело, имеющее характер политический.

Патриарший хартофилакс, учёный Иоанн Векк, возразил императору, что латиняне, не названные ещё Цер­ковью еретиками, на самом деле - тайные еретики. Такое проти­водействие раздражало императора, он заключил Векка в тюрьму. С ним там провели «разъяснительную работу», и Векк превратился в горячего приверженца унии.

Императора затрудняло и противодействие патриарха Иосифа, который успел разослать к вос­точным епископам окружное послание против соединения с латиня­нами. Палеолог предложил Иосифу удалиться на время в монастырь на следующих условиях: если дело унии не состоится, он опять займет свою кафедру, если же состоится,- он совсем откажется от патриаршества. Иосиф согласился.

Палеолог направил посольство на Лионский собор. В числе послов были бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит. Папа за­явил собору, что греки добровольно переходят в юрисдикцию Рим­ской Церкви. Затем были прочитаны письма к папе Михаила Палеолога, его сына Андроника, и грамота от греческого духовен­ства (епископов, согласных на унию, а таких немало). В письмах и грамоте выражалась полная покор­ность папе, император только просил папу оста­вить грекам символ без filioque . Великой логофет дал от имени Михаила присягу в том, что он обещает нерушимо сохранять исповедание Римской Церкви и признавать её первенство. Такую же присягу дали от лица греческого народа представители духовенства. В заключение всего пропели дружно "Тебе Бога хвалим" и Сим­вол веры с filioque. Греческие послы по­лучили богатые подарки, и возвратились в Константинополь. Палеолог был доволен исходом дела, так как папа распорядился, чтобы между ним и Карлом Анжуйским, был заключен мир. Ос­тавалось лишь ввести унию в Греческой Церкви.

Он объявил разделение между Церква­ми несуществующим и потребовал, чтобы все признали это делом совершившимся. Патриарх Иосиф объявлен низложенным, а на его место возведен Иоанн Векк. Но унию приняли только император и его партия. Духовенство и миряне не хотели иметь никакого общения с латинянами. С униатами не хотели иметь ни­каких отношений, считали за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними. Палеолог развернул волну репрессий: начались ссылки, заключения в тюрьму, ослепления, отсечения рук, и т.п. Преследованиям подвергалось, прежде всего, духовенство. Импера­тор даже не щадил своих родственников. В то же время Векк старал­ся привлечь народ к унии своими посланиями и сочинениями. Но ни насильственные меры императора, ни сочинения Векка не приносили пользы - греки не принимали унии.

Между тем, в Риме узнали, что в Греческой Церкви практи­чески унии не существует. Папа Григорий и его сторонники не тревожили Палеолога. Но Николай III желал реального осуществле­ния унии. Он направил в Константинополь легатов, которым по­ручил настоять на полном введении унии с принятием латинско­го символа веры и с подчинением папе. Послов великолепно приняли, оказывая им почести, импе­ратор уверял их в своей преданности папе и унии. Палеолог показал легатам грамоту от греческого духовенства (подписи епископов были подделаны), в которой излагалось учение Римской Церк­ви. Им показывали тюрьмы, в которых зак­лючены были противники унии, и, наконец, двух противников унии отослали к папе на суд, но папа возвратил их без наказания. Так Палеолог успокоил Николая III, а последний заключил с ним тайный союз против Карла Анжуйского.

В 1281 году на папский престол вступил Мартин IV, который не был таким простодушным. Он выяснил реальное положение дел, выгнал послов Палеолога, а его самого отлучил. В ответ император отменил поминовение папы. Однако самой унии не расторг. Карл Анжуйский, не связан­ный более запрещением папы, начал войну с Палеологом, в кото­рой последний одержал победу. За поражение Карла папа ещё раз в 1232 году отлучил Палеолога. В том же году Палеолог умер. С его смертью окончилась и Лионская уния. Его сын и преемник Андроник II (1283-1328 гг.) был сторонником православия. В 1283 году в Константинополе состоялся собор, на котором об­суждался главный вопрос - учение об исхождении Святого Духа и от Сына. На нем судили и униатов, и прежде всего Векка, ко­торый был низложен и сослан в заточение. Церкви, в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь как оскверненные. Через несколько десятилетий никаких следов от Лионской унии на Востоке не осталось.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 659;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.