Николай, епископ Метонийский в Мессине

Николай епископ Метонийский в Мессине, жил во второй половине XII в. В его время развилось стремление к изучению древней философии, особенно платонической, и такого рода ув­лечения приводили к умалению и забвению христианского веро­учения. Весьма многие отдавали преимущество философии пред христианском и даже насмехались над простотой и безыскусствен­ностью христианского вероучения.

Такое направление просвещения вызывало Николая Метонийского на полемику с языческой философией. Он написал: "Опро­вержение богословских начал Прокла - платонического философа". При составлении этого сочинения он руководствовался творения­ми Григория Богослова. "Не удивительно,- пишет епископ Нико­лай,- если язычники, ища мудрости человеческой, нашу (хрис­тианскую) мудрость считают буйством и позволяют себе громко смеяться над нами,... но удивительно, как даже те, которые находятся внутри двора нашего, отдают предпочтение чужому, перед нашим. Они насмехаются над простотой и безыскусствен­ностью нашего учения, как над чем-то скудным, и боготворят разнообразие и блеск язычества как нечто действительно достой­ное уважения и мудрое". В этих словах содержится характерис­тика определенного умонастроения современного писателю визан­тийского общества.

Кроме этого сочинения Николай писал сочинении о заблуж­дениях Римской Церкви, и. главным образом, по вопросу об ис­хождении Святого Духа и от Сына.

Иоанн Зонара

Об Иоанне Зонаре практически сведений не существует. Но известие, что он занимал должность заместителя председателя императорского трибунала и первого секретаря империи. После смерти жены и детей он удаляется от мира и принимает мона­шество. К его трудам относятся "Историческая хроника" - ду­ховное руководство по всемирной истории, Комментарий на цер­ковное правило, Толкования на воскресные каноны Иоанна Дамас-кина, канон Пресвятой Богородице. Самые правила Зонара объяс­няет с трёх точек зрения: исторической, догматической и прак­тической. Цель толкования - извлечь из объясняемых источников общие догматические положения и показать их применение в прак­тической жизни.

Феодор Вальсамон

Феодор Вальсамон является первым по значению толкова­телем канонического кодекса Восточной Церкви. Будучи урожен­цем Константинополя, он при Мануиле Комнине был патриаршим хартофилаксом. В 1193 г. был избран патриархом Антиохийским, но проживал в Константинополе, так как Антиохия была захваче­на крестоносцами. Вальсамон составил толкования на полный сос­тав церковных правил (Синтагму) и на Номоканон Фотия. Толко­вания Вальсамона сходны с толкованиями его знаменитого пред­шественника Зонары, однако содержат важные сведения и большую церковную практику. Вальсомон дополнял и исправлял, где это требовалось, некоторые места,толкований Зонары. Поэтому его толкование отличается большим совершенством, чем толкование Иоанна Зонары.

Выдающиеся писатели в век Палеологов (1250-1450 гг.)

Период византийской истории с 1204 по 1453 гг., несмотря на территориальную раздробленность, постоянную опасность от турок-османов, борьбу за власть, был периодом "Палеологического возрождения". Особой ревностью к просвещению среди Палеологов отличался Михаил VIII, его сыновья Андроник и Мануил Палеологи. В век Палеологов весь литературный интерес сосре­доточивался на полемике с латинянами, так как преимуществен­но в это время происходили попытки к соединению Церквей.

Кроме того, в это время Константинопольскую Церковь за­нимали споры варлаамитов и паламитов, и по этому поводу над­писано было несколько сочинений.

Никифор Влеммид жил в половине XIII века, был ученым и благочестивым монахом. V него учились многие греки. При Никейском императоре Теодоре Ласкарисе (1255-1259 гг.) ему пред­лагали патриарший престол, но смиренный инок отказался от него ради уединенной и подвижнической жизни.

Бесстрастный ко всем мирским расчетам, он, пожалуй, единственный в ту эпоху желал соединения Церквей для общего блага. Исходя из этих намерений, он писал сочинения в пользу унии. Известен его трактат "О душе". Его литургическое сочи­нение "Избранные стихи из псалмов" вошли в следованную Псал­тирь и в Ирмологию под названием "Псалмы избранные с велича­ниями" .

Григорий Кипрский, патриарх Константинопольский (1283-1289 гг.), по происхождению киприянин, в связи с чем и полу­чил такое имя. Никто так не знал и никто так не мог изъяснять­ся на чистейшем классическом языке, как он. Западные учёные называют его за его красноречие "счастливым подражателем Ливания". Он оставил много сочинений по догматике и риторике. В его догматических трактатах излагается главным образом пра­вославное учение о Святом Духе.

О Никифоре Каллисте только известно, что он жил в пери­од правления Андроника Старшего Палеолога (1282-1328 гг.) и был клириком Софийского собора в Константинополе. Это был образованнейший человек своего времени. Его сочинения отлича­ются разнообразным характером: церковные речи и проповеди, толкования на книги Священного Писания и схолии на отеческие творения, жизнеописания святых, церковные песнопения. Но боль­шая часть его сочинений не издана, а некоторые известны толь­ко по заглавиям. Самым важным сочинением Никифора, составившим ему известность, является его "Церковная история" в 18 книгах. В ней описаны церковные события до начала VII в. При некоторой по местам растянутости и многословии она, в общем, отличает­ся изящным изложением. В свое время Никифора называли церков­ным Фукидидом. В изложении событий особенное внимание истори­ком отдается Церкви Восточной. В "Церковной истории" сохрани­лось много важных сведений из V и VI вв., каких не встреча­ется у других историков. Кроме церковной истории Никифор ос­тавил два каталога "Византийских царей" и "Византийских пат­риархов". Оба каталога написаны ямбическими стихами.

Григорий Палама был архиепископом Солунским, родился в Константинополе в семье знатных и богатых родителей, но по­желал проводить нищенскую и подвижническую жизнь на Афоне, ку­да и удалился в возрасте 20 лет. Там он показал себя ревнителем православного учения о сущности Божией и нетварности Фаворского света. Около 1347 года Иоанн Кантакузен поставил его архиепископом Солунским.

Николай Кавасила, племянник Нила Кавасилы и после Па­ламы архиепископ Солунскии; следует сразу же отметить мис­тически благочестивое настроение его образа мыслей. Подобно своим предшественникам он был противником сближения с лати­нянами и защищал афонских монахов. От него остались следую­щие сочинения: "Изъяснения на литургию", "Семь книг о Жизни во Христе", Жизнь во Христе - цель человеческой жизни.

Симеон, архиепископ Солунский (+ 1429 г.), известен как горячий про­тивник унии, ревностный и образованный пастырь XV в. Он оста­вил после себя сочинения о вере, обрядах и таинствах цер­ковных, где он излагает православное учение с опровержением еретиков, в том числе и латинян, а, с другой стороны, дает превосходнейшее изъяснение о храме, церковных обрядах и та­инствах.

Марк, архиепископ Ефесский (+ 1450 г.), жил в первой половине XV века. Его деятельность в пользу православия и ревность по вере известны из истории Флорентийской унии. На смертном одре он умолил патриарха Константинопольского Ген­надия продолжать борьбу с латинянами. Из сочинений его из­вестны: Послание о Флорентийском соборе; "Окружное послание ко всем, живущим на земле", о том же соборе; "Рассуждение об освящении Святых Даров" и др. Греческой Церковью причис­лен к лику святых.

Богомильская ересь

Ересь богомилов стоит в тесной связи с ересью павликиан[96]. Византийское правительство с целью ослабления павликианства, значительную часть еретиков переселило из Армении во Фракию. Здесь павликианства пустило глубокие корни и под влиянием новых условий сложилось в особую еретическую систему, получившую название богомильства. С особой силой богомильство распространилось в XI-XII вв. в Болгарии. Название богомилов производят от слов: "Бог и милуй", или "Богу милый". Но вер­нее при выяснении этимологии слова нужно исходить от некоего Богомила, который, если и не был первым основателем богомильского учения, то был наиболее решительным распространителем его в Болгарии. За очевидную же связь богомилов с павликианами их называли павликианами и армянами, а также и манихеями, по сходству их учения в некоторых пунктах с учением этих древ­них еретиков. В основе учения богомилов лежит дуализм - приз­нание двух начал в мире: доброго и злого. Но одни богомилы допускали дуализм в смягченной форме, считая злое начало отпадшим от Бога добрым ангелом, другие держались абсолютного дуализма, признавая злое началом, существующим от вечности.

Учение богомилов о мироздании можно свести к следующим положениям. Существуют два Бога - творца: добрый и злой. Им обязаны своим происхождением миры духовный и материальный. Благой Бог создал духовный ангельский мир; неустроенную не­видимую землю, или первобытный хаос. Во главе ангельского ду­ховного мира стоял первородный сын благого Бога Сатанаил. Воз­гордившись своим достоинством, он возмутился против Отца и соблазнил к тому некоторых подчинённых ему ангелов. За это он был низвержен с неба. Из первобытного бесформенного хаоса он соз­дал этот видимый мир и сотворил тело человека. Все его попытки оживить тело человека и вдунуть в него дыхание жизни были безуспешны. Тогда он обратился с просьбой к своему Небесному Отцу, чтобы он послал свой божественный дух для оживления созданного им тела человека. При этом обещал он, что люди своей духовной природой будут восполнять число падших ан­гелов, а над телесной природой человека он будет властвовать сам: Небесный Отец послал своё дыхание и оживил тело Адама. Таким же образом создана была и Ева. Но Сатанаил изменил своему обещанию и решил овладеть вполне человеческой и ду­ховной субстанцией и отвлечь человека от его Небесного Отца. Он вошел в змия и соблазнил Еву. Плодом этого соблазна яви­лось потомство Сатанаила в лице Каина и сестры его Коломены. Представителем же доброго потомства Адама явился Авель, но он убит был Каином. Как добрый сын Адама погиб от злого по­томка Сатанаила, так и все доброе и духовное в человечестве должно было погибнуть от замыслов Сатанаила. И Сатанаил, дей­ствительно, поработил себе все человечество. Он властвовал над людьми до пришествия Христа в течение всего Ветхого За­вета. Ветхозаветный закон, направленный к порабощению людей, был делом Сатанаила. В этом отрицании значения ветхозаветно­го откровения, как подготовительной ступени к Новому Завету, богомилы сходятся с гностиками сирийского направления. Чтобы сокрушить силу Сатанаила и спасти людей от его власти, Небес­ный Отец, спустя 5500 лет от сотворения мира, из сердца сво­его отрыгнул божественное слово, другого Сына, Иисуса, кото­рый как начальник добрых ангелов носил еще название Михаила. Слово сошло с небес, вошло в правое ухо Девы и также вышло из неё, и явилось в виде человека, хотя и без человеческого тела. Вся жизнь и дела Христа были призрачны. Сатанаил не узнал в лице Христа своего противника и вступил с ним в борьбу, как с человеком, который вредит его владычеству над миром, он возбудил против него злобу людей и довел его до смерти. Но Иисус воскрес и во всем своем божественном величии явился Сатанаилу, заковал его в цепи и отнял у него остатки божествен­ной силы и могущества, заключавшиеся в конечном слоге его име­ни "ил".

Превратившись из Сатанаила в сатану, он был заключен в тартар. По вознесении Христа, на небо, Бог для довершения спасения людей произвел из себя вторую силу - Святого Духа. Окончательным процессом мировой жизни будет освобождение все­го духовного от плотского и материального. Души человеческие займут своё место в царстве Небесного Отца. Все материальное опять превратится в хаос. Иисус и Дух Святой лишатся своего отдельного бытия и сольются с Богом Отцом. Отрицая и порицая все ветхозаветное, богомилы не признавали и Церкви Новозавет­ной. Она представлялась для них учреждением плотским, где господствует сатана, они отвергали церковное учение, таин­ства, иерархию, почитание креста, икон, мощей, призывание в молитвах Богородицы, святых и вообще всю церковную обрядность. Богослужение считали многословием и признавали только одну молитву Господню. Праздников Православной Церкви не призна­вали, но посты соблюдали, постились в понедельник, среду и пяток, их иерархия состояла из учителей и апостолов; в каж­дой общине был учитель и при нем 12 апостолов.

Нравственное учение богомилов отличалось сурово аскети­ческим характером. Так как все земное и материальное, в том числе и человеческое тело, есть создание сатаны, то они учили удалять­ся от мира со всеми его прелестями и изнурять тело посредством разных подвигов воздержания. Они запрещали вино, мясо и брак. Убийство человека и даже всякого животного, кроме змей, дья­вольских животных; решительно воспрещалось, а потому они со­вершенно отрицали войну; равно не дозволялась присяга и вся­кие показания на суде. Особенно строго соблюдались эти тре­бования активными членами секты сравнительно с простыми веру­ющими. Для простых же верующих делались послабления: они мог­ли вступать в брак, владеть имуществом, участвовать в войне. Источником своего вероучения богомилы признавали Священное Писание Нового Завета, но толковали его аллегорически, при­менительно к своему учению. Кроме того, богомилы распростра­няли свою литературу главным образом апокрифического характера. Богомильская ересь из Болгарии, как из своего центра, быстро распространилась по другим странам. В начале XII в. её сильное гнездо было обнаружено и Константинополе не только среди ми­рян, но и среди духовенства. Ересь проникала даже в аристо­кратические круги и распространялась тайно. Император Алек­сий Комнин был этим обеспокоен. Ему удалось узнать, что во главе еретиков стоит некий монах Василий, бывший прежде вра­чом. Император с особым умыслом пригласил его во дворец, ока­зал ему почести, посадил за свой стол и открыл ему своё на­мерение перейти в общество, основанное Василием. Василий до­верительно сообщил императору все, касающееся богомилов. Меж­ду тем император за занавес посадил секретаря - скорописца, который все речи Василия занес в протокол. Как только Ва­силий окончил давать свои показания, то, к его удивлению, занавеска поднялась, и его глазам представилось целое собра­ние из высших духовных и светских лиц столицы, и над ним начался суд. Василий не отказался от своих слов и был брошен в тюрьму. При следствии было оговорено много лиц из всех сословий. Из арестованных одни сознались, что действительно принадлежали к ереси, другие отказались подтвердить свою при­частность к секте. Чтобы отделить виновных от невиновных, им­ператор употребил следующую хитрость. Он приказал всех, не сознавшихся в ереси, вывести на открытую площадь. Здесь сло­жены были два костра. Над одним из них был поставлен боль­шой крест. Обвиняемым было объявлено о решении их всех ожечь, за невозможностью отличить православных от еретиков. Те, ко­торые желают умереть православными, должны приблизиться к костру, над которым поставлен крест. Когда произошло разде­ление осужденных на две партии, для императора стало ясно, кто из осужденных действительно принадлежал к еретической партии. Эти последние были снова заключены в тюрьму. Сожжен был один Василий. Но этими мерами ересь не была уничтожена, однако ее открытая пропаганда на Востоке была приостановлена. Тайным образом, в отдельных глухих скитах и монастырях секта богомилов продолжала существовать. Известно, что в XIII веке патриарх Герман (1221-1239 гг.) в своих беседах восставал про­тив богомильских мнений, ещё существовавших в Константинополь­ской Церкви.

После того, как начались преследования богомилов, последователи ее из Болгарии частично проникли в Россию.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 647;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.