Подробнее об этом со слов А.К.Светозарского

(Лекция 16.03.2006 «Упадок папского могущества и Великий Раскол»)

 

В понтификат Бонифация VIII проявились многие пагубные тенденции в истории средневекового папства. Правил он с 1294 по 1303 год. Было ему от роду 76 лет, когда его избрали на папский престол.

Это время, когда курия гонялась за достижением мирских целей и проявляла горячее желание повсюду утвердить свое могущество. Вот надо было заменить германского императора, Бонифаций и заменял его; подчинял себе всех европейских государей и гонялся за доходом. Великий поэт итальянский, Петрарка (автор «Божественной Комедии» - Данте, а у Петрарка есть «Чистилище»), у него есть такая фраза: «Вам объявляю теперь, что церковь Рима, две власти равные себе смешав, упала в грязь, а с ней и диадима». Это пишет современник, верующий католик, итальянец.

Самого папу отличали честолюбие, любостяжание, эгоизм, коварство. Но при этом это была не столь однозначная личность. Такого мрачного злодея мы рисуем. На самом деле у него были и положительные черты, за которые его уважали люди высокой жизни.

Папская теократия – вот это самое важное – превратилась в средство достижения мирских целей, которые ставила перед собой курия. Вот это было самое ужасное, неприятное и мрачное, то, что папство изменило прежние идеалы, которых раньше все-таки придерживалось, строя какие-то схемы, отношения христианские. Собственно говоря, уже с XI века и папство и курия подвергались критике, даже со стороны духовенства.

В одной монастырской хронике, германской, был помещен следующий текст: «Радуйся Рим, наша мать, вот открываются целые водопады земных сокровищ, по направлению к тебе несутся целые реки золота, целые потоки серебра. Радуйся человеческим беззакониям – ты собираешь плоды их. Радуйся раздору – он вырвался из бездны адских глубин, чтобы помочь тебе собрать сокровище. Ты обладаешь теперь всем, чем жаждала всегда обладать. Воспой теперь веселую песнь – ты победила землю злобою людской, но не благочестием». Вот такой текст-пародия литургический.

Бонифаций VIII сам по себе, несмотря на свой возраст, был бодр, красив собою, величав. Он получил самое престижное образование на западе, юридическое – он был доктором гражданского и церковного права. Поэтому он и занимал в Риме должность папского адвоката и нотариуса. До этого служил каноником во Франции, потом папским адвокатом, и, затем, кардиналом и легатом (личность, представляющая самого папу, чрезвычайный полномочный посол, скажем так, даже выше).

Человек чуждый аскезы и отшельничества – ну не монах, что называется. Это особенно контрастировалось с его предшественником – папой Целестином V – который не любил общаться со своими кардиналами, говорившими только о деньгах, о доходах, торговле, достижении каких-то мирских целей – такие обычно были разговоры. Он обращался к птичке с тем, что его волновало, с ней беседовал на возвышенные темы. Или же начинал разговаривать с распустившимся цветком, с облачком. Вот такой, юродивый был папа Целестин.

Побыл он папой 8 месяцев. Он ушел, не смог. В Рим въехал на ослике, смиренно. Такой простой падре деревенский стал папой, и, конечно, он не ужился там. Добровольно отказался, его никто не вынуждал – «сидел бы там, блаженный, а мы бы тут дела делали…». Он ушел, потому что не смог жить в этой невероятно удушливой атмосфере.

Зато уж, когда Бонифаций входил в Рим, он сидел верхом на лошади, как полководец, и окружал себя невероятной помпой – священники воскуряли фимиам перед ним, а два короля, сицилийский и венгерский, вели лошадь под уздцы, в венцах своих смирялись, а потом они же прислуживали за обедом.

Что делает Бонифаций? Этого Целестина несчастного он отправляет в замок. Приставляет к нему 6 рыцарей и 30 солдат, которые несут караул. И там этот старец говорит: «да дайте мне келью, я умру монахом, мне ничего не надо, я есть монах, я не папа уже». А западное сознание этого не подразумевает. Как внучка, которую Леонид Ильич Брежнев спрашивал: «кем ты хочешь быть» она говорила: «генеральным секретарем», а он: «что ты, двух сразу быть не может». Двух пап быть не может. Целестина заточили, и через 10 месяцев он скончался.

Что происходит после этого? Бонифаций устраивает пышные похороны и канонизирует его, как человека святой жизни. Вот такая личность – это последний папа периода могущества.

Значит, он не был признан кардиналами, братьями Колоннами. Яков и Петр Колонны Бонифация не признали. Он лишил их кардинальства, всю родню отлучил от церкви и проклял всех потомков, забрав все имущество. Вот это действительно, пожалуй, папа, о котором можно сказать, что он по-настоящему властолюбив лично. Потому что остальные все все-таки действовали в соответствии с представлениями того времени и своими.

Принимая послов германского императора Альбрехта, он (папа, который всем слуга – «servus servorum Dei» («Слуга слуг Божиих»)) сидел в мантии императорской с диадемой святого Константина Великого на голове и держал меч в руках и при этом он говорил: «разве не мне апостол Петр передал свои полномочия? Разве не меня Господь поставил первосвященником над церковью? Я сам цезарь, и сам император!». Т.е. он себя уже воспринимал владельцем двух мечей.

Вот его булла, о ней бы надо сказать позже, но сейчас скажем в какое время она появилась. Называлась «Unam Sanctam» («Единая Святая»). В ней он пишет (помните теорию двух мечей): «Есть два меча – меч духовный и меч светский. Оба они принадлежат церкви. Один из них церковь держит руками папы. Другой – церковь держит руками королей, пока папы этого желают или допускают». Вот какая эволюция в теории, какой скачок. На новом качественном уровне. Один из этих мечей должен быть подвластен другому, а именно светский духовному. Если светская власть совращается с пути, она должна подлежать суду духовной власти. «Поэтому мы объясняем и постановляем, что всякое человеческое существо подчинено римскому первосвященнику».

Ну, в реальности, как это и было раньше, не всегда совпадало желаемое и действительное, потому что сам папа оказался между двух огней: с одной стороны Карл Анжуйский, с другой стороны – Филипп IV Красивый, французский король (правил с 1285 по 1315).

Франция воюет с англичанами (времена суровые), и папа хочет быть посредником между Филиппом и английским королем Эдуардом (англичане во всю хозяйничают во Франции). Филипп этого не допускает, такой он был правитель, не желал, чтобы папа влезал в его государственные дела. Более того, поскольку идет война, с духовенства Филипп Красивый начинает взимать налоги. На войну, на общее дело защиты страны. Конечно же сразу папа отвечает буллой в 1296 году. Она называется «Clericis Laicos», где грозит отлучением мирянам (без поименования, конечно), которые облагают налогами духовенство.

Но какая ситуация. Так же как и у нас на Руси. В духовное сословие в древности (в этот же период, собственно) входило масса людей, которые не имели непосредственного отношения к богослужению. Люди, которые жили в богадельнях – тоже были церковные люди, например. Обанкротившийся купец, или человек, лишившийся какого-то иначе своего социального статуса, попадал в зависимость от Церкви и тоже был церковным человеком.

Во Франции светские люди в поисках привилегий, весьма знатные, вписывались в иподиаконы. Реально там они не много участвовали (что-то вроде наших алтарников). Так, графы, маркизы становились клириками и налогов не платили. Как хорошо-то. Поскольку дальше – обязательный целибат, то они где-то на уровне служек разного рода. И во Франции вплоть до XIX века был этот обычай, считалось очень почетным прислуживать в церкви. Лицам и аристократических фамилий и богатых занимающихся торговлей. Филипп это прекрасно знал и протестов со стороны духовенства не слушал.

Какие привилегии? Эти люди судились только у епископа. Т.е. сначала епископ должен был их вычеркнуть из духовного сословия, а потом уже передать в руки светской власти, если была необходимость. А так можно было на церковном уровне замять все дела. Конечно, французское духовенство протестовало.

Филипп пошел дальше и запретил из страны вывозить драгоценные металлы, которыми собственно и выплачивалась в пользу Рима положенная сумма – грош святого Петра. Он принял решение, что в условиях войны нельзя вывозить золото и серебро. Соответственно нельзя и вывозить дань подати в Рим. Папу это конечно очень насторожило, и он пошел на уступки – канонизировал деда Филиппа IV Красивого – Людовика IX и посадил на германский престол его брата Карла Валуа.

Об этой встрече Филиппа Красивого и Бонифация ходят легенды. Будто бы король предъявил папе шесть пунктов каких-то страшных условий. Личность Филиппа Красивого, естественно, демонизируется всячески. И наверняка вы слышали в связи с мрачной историей о тамплиерах, что он там чуть ли не чернокнижник, чуть не детей ел, какой-то тайный развратник. Это все плоды недоброй такой фантазии французских клерикалов, которые просто отстаивали свои привилегии. Филипп был решительным правителем, который не желал, чтобы за ним, как за ребенком приглядывал папа.

Что он предпринял? Он создает подобие земского собора, генеральные штаты – это представители всех сословий. Т.е. он не хочет брать на себя ответственности: «вот мой народ». Все собрались, в т.ч. и духовное сословие своих представителей присылает. Обсуждают этот вопрос. Это 1302 год.

Почему он решает созвать? Вроде бы с папой заключен мир, а папа опять вмешивается в дела и говорит, что он будет третейским судьей между Эдуардом и Филиппом. Он говорит: «я не хочу, я не желаю». Собирает генеральные штаты, выносит этот вопрос на обсуждение, и генеральные штаты принимают решение: «король получил корону от Бога, а не от папы». Крамольное решение, как вы понимаете в контексте теории папской власти. С этим соглашается французское духовенство.

Вот тогда-то Бонифаций выпускает буллу «Unam Sanctam» («Единая Святая»), где свою теорию двух мечей вот он по этому поводу излагает. И главное – о суде над светской властью, а также то, что духовная власть ни от кого не судится.

Буллу Филипп повелел сжечь при трубных звуках, чтобы все это видели. Строго демонстративное сожжение буллы. Вновь созвал генеральные штаты, где его юрист, Вильгельм Ногаре, обвинил папу во всех преступлениях и предложил папу арестовать. Представляете, какая наглость? «Потому что он опасен, до суда его надо арестовать…». Вышел, все обосновал по пунктам. Ногаре был одним из главных врагов Бонифация.

Папа стал готовить проклятие на Филиппа. Он назначил день, что произнесет его 8 сентября 1303 года. Но Ногаре напал на папу в маленьком итальянском городе Ананьи и старца жестоко избил. С каким-то отрядом, спецназом, ворвался, избил папу до полусмерти. Бонифаций произнес проклятие, но и сам вскоре умер. Возможно был отравлен или устранен каким-то образом. иногда пишут, что умер от потрясения – так папе еще никто не отвечал. Есть версия, что он сошел сума, помутился рассудком и умер, отказавшись от причастия, извергая ругательства. Таким образом, король победил папу.

Затем, уже проклятый папой, он в третий раз собирает генеральные штаты, обвиняя папу во всех преступлениях, в т.ч. и в волшебстве. Опять автор этих обвинений Вильгельм (Гильом) Ногаре.

Самое важное – то, что третье заседание генерального штата постановило собрать вселенский собор. На Западе об этом вспомнят: «вселенский собор: судить папу и оправдать короля».

Бенедикт XI – следующий папа. Он понимает, что с Филиппом надо мириться, но не успевает. Он очень быстро умер.

Тогда выбрали француза Климента V. Он правил с 1305 по 1314 год. Это человек Филиппа. Он возводит его на папский престол. Папа остается во Франции. И в 1309 году вызывает во Францию коллегию кардиналов. Папа поселяется в Авиньоне. И до 1377 папы живут в этом французском городе. До сих пор сохранился огромный великолепный папский дворец.

Этот период называют в истории «Авиньонское пленение пап», но это взгляд уже позднейших историков папства католического. Никакого пленения не было. Папам жилось там спокойнее, чем в Италии. Они могли действовать свободно. Другое дело что они зависели от французской короны, это понятно. В таком более зависимом положении.

Бонифация VIII судят, уже мертвого, покойного. Идет судебный процесс. Ногаре обвиняет его в содомии и сношении с диаволом. Под этот шум распускают орден тамплиеров-храмовников. С ним связано много мрачных легенд.

Потом папа Климент V выпускает буллу. Всех посмертно прижизненно примиряет. Все, вопрос снят. Филипп Красивый победил и здесь. И покойного Бонифация и обвинителей папа простил выпустив буллу «Rex Gloria Virtutum».

Таким образом, Авиньонские папы живут во Франции, хотя в Италию их постоянно звали. Особенно настаивала католическая святая Екатерина Сиенская. У нас есть ее жизнеописание в библиотеке, прочитайте, что называется, первоисточник, сами прочтите.

Она уговаривала молодого папу Григория XI, молодого, нерешительного правившего относительно недолго, 8 лет, с 1370 по 1378. Он вернулся в Рим. Екатерина Сиенская молилась все время об одном: «верните папу в Рим».

Какое притяжение священного города, вечного города. Папа не на месте, если он не в Риме. Григорий вернулся и через год он скончался и начинается Великий Раскол.

Кардиналы, французы, приступили к выборам папы. А жители Рима говорили: «француза не хотим, хотим итальянца, хотим римлянина».

Итальянцы выбрали под именем Урбана VI, который и возглавлял некоторые католические страны, распространял свою власть, с 1378 по 1389 год.

Тоже человек ученый, очень ревностный и благочестивый лично. За что пользовался поддержкой Екатерины Сиенской. Но с другой стороны он был и упрямым и жестоким. Т.е. был аскет, не распущен, не развратен, не корыстолюбив, но жесток и упрям.

Едва ли здесь его личные качества сыграли какую-то роль, потому что кардиналы тоже были обижены. Они старались, они выбирали, а тут возвели папу, как некогда императоров на щите поднимали и возводили на престол.

Они поставили Климента VII, который въехал в Авиньон, где и был папой с 1379 по 1394 год. Т.е. одновременно два папы. Самая страшная ситуация для сознания верующего католика. Ведь где папа – там и церковь…

Урбан VI в Риме. Его власть признают: Германия, Италия, Англия, Дания, Швеция, Польша и Пруссия.

Климента VII, папу Авиньонского, поддерживают: Франция, Шотландия, Савойа, Лотариндия, Кастилия, Арагония и Налавра.

Т.е. идет раскол. Но здесь можно было как-то свои симпатии склонять и смотреть, кто из пап может быть более симпатичен по личным качествам. Как на виду – крайняя распущенность двух папских дворов, и Урбана и Климента, что вызывает еще больший соблазн.

И тогда стали ратовать многие за созыв вселенского собора. Этот собор собрался в Пизе, Италия, в 1409 году в присутствии высшего духовенства, представителей университетов, которые на Западе всегда участвовали в таких мероприятиях и государей, обеспокоенных не на шутку уже событиями раскола.

Первая задача, ближайшая – восстановить единство. Вторая задача – реформа церкви во главе и членах. Пересмотреть все, убрать все камни преткновений.

Ничего этого не достигли, но пришли к выводу, очень ценному: «папа отвечает перед судом собора». Значит папа ниже собора. Это было принято всеми.

Был избран Александр V. И по его благословению собор был на три года распущен. А через год папа умер. Александр V скончался.

Таким образом, Александр V – третий папа. Потому что двое других на тот момент его обвинения не приняли, продолжают действовать. При этом он был оригинальный человек. Умирая, он отверг полномочия собора. Т.е. сознание его настолько страдало, что было принято решение о том, что «собор выше папы», он сказал «собор неправильный», тем самым, зачеркнув свое папство, потому что он этим собором был избран. Тем не менее, такое заявление предсмертное он сделал.

Его приемником стал Иоанн XXIII. Неаполитанский дворянин Бальтазар Косса, один из самых легендарных пап. Это папа-пират. В молодости был пиратом, а затем избрал путь духовного служения. Преуспел. Занимался симонией, торговлей индульгенцией, был крайне развратен. Понятно, что это был антипапа. Потому что под именем Иоанн XXIII – был один из величайших пап XX века, проведший реформу, он принял почему-то это имя.

Собор в Констанце в 1414 году. Об этих соборах вы будете говорить подробно в курсе истории западных исповеданий. Пока самое важное отметим. Этот собор тоже подтвердил, что папу собор может судить. Иоанн XXIII был низложен.

Затем еще один, четвертый папа был низложен, который был в Испании. Там была ситуация когда было пять пап. Пятым был Мартин V, правивший с 1417 по 1431 год. При Мартине V наконец весь этот великий раскол прекратился.

А реформу в главных членах смог провести только Тридентский собор, который был уже в период после начала реформации. Продолжался он с 1545 по 1563 год. Надо сказать, что католическая церковь сумела сохранить себя, сумела учесть отрицательный опыт прошедших веков и противодействовать реформации (максимально возможный на тот момент). Решения Тридентского собора поддерживал и воплощал в жизнь новообразованный орден – орден Иезуитов.

Был сохранен целибат, в чем были большие сомнения, колебания. Было решено улучшить образование. Кстати, иезуиты стали лучшими педагогами в Европе. Далее, подтвердил необходимость добрых дел для спасения, опровергая главный постулат протестантизма об оправдании одной верой. Сохранил учение о семи таинствах и сохранил латынь. Не только богослужение, но при чтении Писания, потому что один из главных лозунгов протестантизма – это «Библию на родном языке». Библию сберегли от мирян, оставив это достояние исключительно для священников. Мирянам не разрешалось по-прежнему читать Библию, ну а если читать, то только на латыни.

 

 








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 521;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.