Подробнее об этом в изложении А.К. Светозарского (конспект лекции 16.02.2006).
Самая яркая личность империи – римский папа Григорий VII Гильдебрандт. Время его понтификата начинается с 1073 г., но он играл очень большую роль в жизни западной церкви еще задолго до того, как стал папой.
Он имел светское образование, читал отцов, жития святых и изучал Писание. В дальнейшем он клюниец. Это был маленький тщедушный монашек, неказистый внешне (в отличие, скажем, он Николая I – «атлета Божия»). Но современники говорили о том, что когда он учился в школе при монастыре, от одежд его сыпались искры. Он был наэлектризован. Хотя, может быть это легенда, приукрашивающая личность этого настоящего харизматика, автора сверх-идеи о том, что империя должна уступить место Церкви.
Мы говорили, что в то время есть определенный упадок в жизни общества, духовенства, монашества, который преодолевается в X, XI веке. Есть ряд таких язв в западной Церкви, с которыми реформаторы пытаются бороться. Но здесь нечто большее, чем реформация. Какие язвы:
· Симония
· Конкубенат священников (сожительство, полубрак)
Гильдебрандт, будучи молодым священником, поступил на службу к папе Григорию VI. В качестве секретаря папы находился вместе с ним в изгнании в Кельне, в Германии. После смерти Григория, последовавшей в 1054 году, удалился в клюнийский монастырь, откуда его вызвал в Рим папа Лев IX.
Гильдебрандт занимает в римской курии место Гумберта – тоже сторонника сильной самостоятельной политики папского престола. В 1059 году становится архидиаконом, а значит – первым кандидатом на кафедру. Руководит коллегией кардиналов-диаконов. Уже при папе Александре II становится человеком, от слова которого зависит все. Он не был разборчив в средствах – для него важнее цель.
Главы реформистской партии Гумберт и Петр Дамиани (кардинал, сторонник реформ) считали Гильдебрандта человеком, который доведет все дело до конца, настоящим харизматиком.
Когда в 1073 году кардинал Гильдебрандт, будучи кардиналом-иеродиаконом, доставил в Латеранский собор мертвое тело Александра II, присутствовавший в соборе народ начал стихийно восклицать: "Гильдебрандта в папы" - тем самым избрав его папой.
Не ожидая окончания обязательного трехдневного поста (траура), Гильдебрандт буквально потребовал избрать себя папой, чтобы избежать сопротивления со стороны кардиналов. В этом смысле его избрание не было каноническим, ведь с 1059 года это было исключительным правом кардиналов. Гильдебрандту удалось, поставив кардиналов перед свершившимся фактом, затем заставить их канонически подтвердить его избрание. Как новый папа он взял себе имя в честь папы Григория I Великого.
Второй целью такого захвата власти было стремление поставить и германского короля перед свершившимся фактом. Гильдебрандт даже не отправил ему донесения о происшедшем избрании, что каждый его предшественник считал своей обязанностью. Однако король Генрих IV не сразу поднял брошенную ему из Рима перчатку: он был занят борьбой со своими внутренними врагами, с восставшими саксонцами, стремясь их усмирить, и поэтому вскоре объявил, что принимает и утверждает избрание Гильдебрандта.
Григорий VII опирался на идеи Святого Августина, Григория I и Николая I, но пошел гораздо дальше их, захваченный идеей вселенской империи, управляемой папой.
Целью Григория стало осуществление "Civitas Dei" ("Страны Бога"), создание такой христианской вселенской империи, где правление над князьями и народами возложено на папу, но где и государство сотрудничает с церковью, а папа и император действуют вместе при главенстве папы.
В концепции григорианского папства место имперской идеи Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы.
Всемирная теократическая монархия, которая должна наступить, как только церковь сумеет преодолеть сопротивление светской власти и решить ряд внутренних проблем и ослабить те путы, цепи, которые связывают духовенство с миром. Об этом мы поговорим позднее.
Примат папства при Григории VII был реализован во всех отношениях. С его понтификатом завершился длительный исторический период развития католической церкви. Одновременно он заложил основы для осуществления мировластных целей наиболее выдающихся пап средневековья - Иннокентия III и Бонифация VIII. Григорий VII в период своего правления распространил принцип верховной власти пап и на политическую жизнь. Это практически означало, что папа считает себя главой христианского универсума, которому обязаны повиноваться и светские князья.
Программа понтификата Григория VII была изложена в документе под названием "Диктат папы" ("Dictatus papae"), составленном, по всей вероятности, в 1075 году. В сущности, это была Великая хартия папства. 27 основных положений "Диктата папы" излагают следующие мысли:
1. Только римская церковь была основана самим Господом.
2. Только римский папа вправе называться вселенским.
3. Одному папе принадлежит право назначения и смещения епископов.
4. Легат папы на соборе по своему положению стоит выше любого епископа, даже если он имеет более низкое звание; ему также принадлежит право перевода епископов.
5. Папа может выносить решение о смещении и отсутствующих лиц.
6. С отлученными папой от церкви лицами запрещено даже находиться в одном доме.
7. Одному папе можно в соответствии с потребностями времени издавать новые законы, образовывать новые епископства, капитулы преобразовывать в аббатства и наоборот, делить богатые епископства и объединять бедные.
8. Один папа может носить императорские регалии (красные туфельки).
9. Все князья должны целовать ногу только у папы.
10. Только имя папы упоминают в церквах.
11. Во всем мире лишь он удостоен имени папы. (еще Александрийский патриарх имел)
12. Папа вправе низлагать императоров.
13. Папа вправе, если существует необходимость, переводить епископов с одной епископской кафедры на другую.
14. По своему усмотрению папа может переместить клирика из одной церкви в другую.
15. Тот, кого папа посвятил в сан, может быть главой любой церкви, на него не может быть возложено выполнение более низкой должности. Того, кого папа посвятил в сан, другой епископ не вправе рукоположить в более высокий сан.
16. Без распоряжения папы нельзя созывать вселенский собор.
17. Не опираясь на авторитет папы, никакой капитул и никакая книга не могут считаться каноническими.
18. Никто не вправе изменить решения папы, пока он сам не внесет в него соответствующие изменения.
19. Никто не имеет права судить папу.
20. Никто не вправе осмелиться судить лицо, обратившееся с апелляцией к Апостольскому Престолу.
21. Наиболее важные дела каждой церкви следует представлять на рассмотрение папы.
22. Римская церковь еще никогда не ошибалась, она, согласно свидетельству Писания, вечно будет непогрешимой.
23. Римский папа, если он был избран в соответствии с канонами, с учетом заслуг Святого Петра, несомненно, станет святым, как это подтвердил епископ Павии Святой Эннодий, и с ним в этом были согласны многие святые отцы, это можно найти в декретах Святого Симмаха.
24. По приказу и в соответствии с полномочиями папы обвинения могут быть выдвинуты и духовными лицами более низкого сана.
25. Папа может смещать или возвращать на свою должность епископа без созыва собора.
26. Нельзя считать католиком того, у кого нет единства с римской церковью.
27. Папа может освободить подданных от присяги верности лицу, совершившему грех (мощнейшее оружие, которое Гильдебранд будет активно применять и которое ударит по нему же в результате; например: «слышали мы, что вы оставили законную супругу…»; далеко не всегда это забота о нравственности, это повод вмешаться во внутренние дела любого государства).
Григорий VII для осуществления этих планов должен был создать идеальную вертикаль. Церковь, как структура, не связанная ни с какими внешними обстоятельствами. Что этому мешает? Прежде всего, инвеститура.
Согласно понятиям средневекового права вся земля принадлежит сюзерену, правителю, в том числе и земли церковные. И каждый раз епископ или аббат, вступая в должность, проходит инвеституру – утверждение, когда эти земли символически передаются ему маркграфом, королем, императором, и т.д.
Вся земля моя, хотя я знаю, что этой землей владеет реально кафедра или аббатство или монастырь. И вот я приглашаю епископа, вручаю ему в знак инвеституры посох и кольцо (перстень). При чем это могу быть я, или маркграфиня Матильда. Унижение: епископ от женщины получает кольцо, посох. Григорий VII на это указывает. А поскольку искатели этого замечательного места (кафедры, аббатства) должны как-то расположить меня, чтобы я ему эту кафедру пожаловал. Лазейка для симонии – получение церковных должностей за деньги.
Григорий VII:
· Борьба за инвеституру. Хочет разрубить унизительную зависимость от светской власти. Чтобы инвеституру проводил не светский правитель, а папа – раздавал землю, вручал посохи и кольца.
· Борьба против симонии.
· Война против женатого духовенства. Связанное семейными узами духовенство не может воплощать идею универсальной структуры, подчиняющейся только папе.
У него масса противников, которые стоят на его пути:
Во-первых, страшная раздробленность в Европе: возникают на месте империи национальные государства. Во Франции все эти идеи не принимают. В Германии свои проблемы – женатое духовенство не хочет сдавать свои позиции. Папа должен эти национальные церкви подчинить себе. Масса епископов, которые поставят против него антипапу Климента III. У него мощная сверхзадача, с которой он, в конце концов, не справится. Но он заложил основы будущего могущества папы, которое достигло своего апогея при Иннокентии III.
Папа сразу же начинает воевать за целибат.
В 1074 году на Парижском соборе решения папы против женатого духовенства были объявлены недействительными. Констанцский епископ Отто прямо призывал своих священников жениться – в противовес введению насильственного целибата.
В Германии сильны позиции женатого духовенства. Первоначально, когда кто-то из духовных лиц пытался защитить позицию папы, его долго били на площади как нечестивца.
Потом все переменилось, потому что Григорий VII для реализации своих планов задействовал монашество. Структура, которая наиболее подходила к нему, к его политике, на которую он опирался, близкая ему по духу – он сам клюниец, ревнитель. Ревнитель в исправлении церкви и возрождении традиции национального монашества.
Бродячие монахи прошли по городам, объявляя папскую волю о том, что таинства, совершенные лицами, повинными в симонии, – недействительны. У этих лиц нельзя брать благословение, нельзя посещать службы, которые они совершают. А кто такие лица, повинные в симонии? Те, кто принял инвеституру от светских лиц. Начинается великая смута. Разные рода обличители ходят по всем странам Европы.
По замыслу Григория VII, короли должны находиться в зависимости от святого престола. Если не как «данники», то как «ленники». Т.е. папа выступает как сюзерен, а это его вассал. Принципиально иной взгляд на папство. Конечно, эти устремления представляли угрозу.
Во Франции, при короле Филиппе I все эти притязания были немедленно отвергнуты, а в Германии у папы нашлись сторонники (ну и противники соответственно). Кто поддержал папу? Феодалы, которые боролись с центральной властью своего короля Генриха IV. Мы привыкли называть его императором, а он не получил императорского титула. Он был всего лишь королем по народному избранию. Поэтому здесь была некоторая ущербность. Он постоянно боролся с какой-то оппозицией, сепаратистами, и в данном случае у него шла война с саксонскими курфюрстами.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 745;