Средневековый город

 

Еще в эпоху раннего Средневековья существовали поселения городского типа, в первую очередь, на местах бывших античных городов. В Италии такими городами были Милан, Флоренция, Венеция, Болонья и др. Во Франции – Париж, Лион. В немецких землях – Вена, Страсбург, Майнц. В Англии – Лондон, Глостер, Честер и др. В XI в. эти города, многие из которых можно называть городами античного происхождения, были по преимуществу административными центрами, или укрепленными пунктами, или резиденциями архиепископов и епископов, т.е. религиозными центрами. Население городов было довольно значительным. Каждый из них традиционно специализировался на каком-либо виде ремесла. Древние города Италии и Византии по-прежнему оставались самыми крупными центрами торговли с Востоком. Однако, как бы застыв в своем существовании и своими функциями в исторической традиции, уходящей корнями в античность, эти города не оказали сколько-нибудь серьезного влияния на генезис феодализма. Чтобы выполнить эту задачу, должен был появиться абсолютно новый тип города, либо античные города должны были переродиться на совершенно другой основе.

Часть Западной Европы слабо затронутая античным началом также знала поселения городского типа, но совершенно иного характера и иной сущности. Эти поселения в начале были чрезвычайно малолюдны и практически не имели никакого экономического значения. Однако рост производительности труда в это время приводит к глубинным процессам дифференциации общественного производства. А это, в свою очередь, повлекло еще большую обособленность ремесла как абсолютно самостоятельного производства, т.е. к еще более высокому уровню его развития.

Высокий уровень и самостоятельность ремесленного производства достигают прежде всего кузнечное и оружейное ремесло, выделка тканей, строительное дело. Одновременно с повышением уровня ремесленного производства начинают развиваться промыслы: добыча металлов, соли, заготовка рыбы, пушнины, леса и т.д. Это происходит не сразу, поэтапно.

Первой формой ремесла было ремесленное производство на заказ. Изделия ремесленного производства, сделанные на заказ, не выбрасывались на рынок, не становились рыночными. Поэтому простое товарное производство складывалось очень медленно.

Вторая стадия развития ремесленного производства – соединение его с рынком. Соединившись с рынком, ремесленник уже становится товаропроизводителем. Отныне судьба ремесленного производства и каждого отдельного ремесленника оказывается прочно связанной с городом и с рынком.

Выходившие из деревень ремесленники селились в благоприятных для занятий ремеслом местах. В Италии и Южной Франции они обустраивались в городах античного происхождения, которые тогда играли роль административных, церковных и военных центров. После того, как в эти города начали приходить ремесленники, они получили как бы второе рождение. В городах с высокой плотностью населения и развитой торговлей ремесленники находили сбыт своим изделиям.

В нероманизированной части Европы, т.е. на Северо-Западе и в центральных районах ремесленники местами своего поселения избирали территории, которые находились вблизи больших феодальных владений – вотчин, замков и монастырей, рассчитывая обрести среди феодалов потребителей своих изделий.

Селились они также и на пересечении торговых, военных путей или в местах стоянок кораблей, где они находили спрос и покупателей своей продукции. Со временем в этих местах – вначале небольших рыночных местечках – концентрируется плотность населения. И постепенно, очень медленно эти территории первоначального расселения ремесленников начинают превращаться в средневековые города.

Темпы роста городов в разных регионах Европы были различны. Наиболее интенсивным рост городов отмечен в романизированной части Европы, прежде всего в Италии. Там не только сохранились античные города, но возникали и средневековые. Античные же города в Италии перерождались, получая второе рождение, и становились средневековыми городами-государствами.

В X в. начинается бурный рост средневековых городов во Франции, сначала в романизированной ее части – Южной Галлии (Марсель, Тулуза), а затем в средней и северной Франции. Рост городов был высоким, в первую очередь, там, где сохранялись античные города, с их опытом городской жизни, городского производства, торговых связей с Византией и странами Востока.

Основные, первые по значимости категории населения в городе – ремесленники и купцы. Появляются новые слои населения. Возникает постоянно растущая категория людей, занятых в сфере обслуживания.

В крупных городах жили светские и духовные феодалы, представители сеньериальной и королевской администрации. Следует выделить и еще одну категорию населения, которую условно можно назвать зарождающейся интеллигенцией. Прежде всего это врачи, учителя, преподаватели школ и университетов, а также адвокаты, правоведы, нотариусы. С зарождением города в нем появляется фигура ростовщика.

С самого начала отличительной чертой города было имущественное и социальное неравенство населения. Очень рано, уже в ХII-ХIII вв. в результате такой дифференциации в городе возникают два полюса – богатых и бедных. Бедных в городе было значительно больше, чем богатых и обеспеченных.

В мелких городах население было невелико – порядка 1 тыс. человек. В средних городах – от 2 до 5 тыс. чел. В XIV-XV вв. с ростом городского производства и укреплением торговли численность населения города возрастала. Город рос также за счет деревни. В XIV-XV вв. город с населением в 20-30 тыс. человек был типичным. И только в немногих городах (таких как Париж, Венеция, Милан, Флоренция, Кордова, Севилья) население колебалось от 80 до 100 тыс. человек.

Город обязательно окружали стены, на которых строились дозорные башни. Стены имели въездные и выездные ворота. Эти ворота охранялись и закрывались в определенное время суток. Часто средневековый город был защищен не только стенами, но и рвами, заполненными или не заполненными водой. В общих чертах абрис средневекового города напоминал феодальный замок, который, повидимому, и явился его архитектурным прототипом.

Но город – это не застывшее явление, а живой организм. Город живет, растет и функционирует. Стены, окружавшие город в XI в., уже в ХII-ХIII вв. и особенно в XIV в. становятся ему тесны. Это приводит к тому, что вокруг городских стен начинают возникать предместья. Первые предместья по своему характеру были ремесленными. Они состояли из различных ремесленных слобод, в которых занимались тем или иным видом ремесла. Вокруг этих предместий или слобод постепенно строилась вторая стена – в целях защиты города и его производства, защиты накапливаемых в нем богатств.

В Западной Европе центром средневекового города была, как правило, рыночная площадь, недалеко от которой располагался собор, а в городах с самоуправлением – площадь, на которой находилась ратуша.

Средневековый город до XIV в. сохранял тесную связь с деревней, т.е. с теми местами, из которых вышли многие его жители. За стенами города, а затем и за стеной предместья простирались поля, пастбища, огороды, принадлежащие горожанам и являвшимся существенным подспорьем в существовании.

С эволюцией города, с ростом производства стены начинали мешать городской жизни. Они определяли всю архитектонику самого города. Улицы средневекового города были настолько узки, что по ним мог проехать только один экипаж. Дома были двухэтажные (редко трехэтажные), и при постройке второй этаж, как правило, нависал над первым и над улицей. Город рос не в ширину, а вверх, поэтому улицы средневековых городов были не только узкими, но и очень темными. Ночью по ним лучше было не ходить, несмотря на редкое и скудное фонарное освещение.

Первоначально дома были деревянные и в городах часто случались пожары. Позднее перешли к каменному строительству. Улицы не только не мостились, но и постепенно покрывались отходами, которые выбрасывались прямо из окон домов.

Санитарное состояние городов не только мешало передвижению по их улицам, но и приводило к серьезным последствиям. Улицы, заваленные пищевыми отходами, способствовали размножению крыс – разносчиков различных заболеваний. И эпидемии чумы становились постоянным явлением средневекового города. Во время эпидемии население небольшого города могло вымереть, практически, полностью.

Средневековые города возникали либо на земле феодалов, либо на королевской земле. Поэтому с самого начала эти города находились в зависимости от короля или от светского либо духовного сеньора. Конечно, и король, и феодалы были чрезвычайно заинтересованы в процветании города, в развитии его производства – город для них был существенным источником доходов. Естественно, горожане предпочитали освободиться от этой зависимости, но ни короля, ни феодалов такая независимость не устраивала. По всей Западной Европе в X-ХIII вв. начинается политическая борьба – борьба города и сеньора, города и короля, которая в исторической науке получила название коммунального движения.

В Северной и Средней Италии и Южной Франции города уже в Х-ХII вв. добились независимости. В Италии крупные северные и средние города получили статус городов-государств. Некоторые города в немецких землях получали статус городов-республик. Они управлялись городским советом во главе с бургомистром. Эти города жили по Магдебургскому праву, разработанному специально для города Магдебурга, отсюда его название. Магдебургское право, предоставлявшее городу форму самого высшего и широкого самоуправления, является классическим правом городской независимости. В результате коммунального движения на немецких землях получили независимость и статус городов-республик Гамбург, Бремен, Франкфурт на Майне и др.

Многие города Северной Франции стали городами-коммунами, со своим самоуправлением, свободными от сеньориальной зависимости.

Совершенно иначе складывалась судьба городов, которые находились на королевских землях. На город король смотрел как на свою собственную казну. Практически ни один город, который находился на территории королевских земель, не получил полного самоуправления.

Но даже те города, которые получили независимость или имели ее до этого, такие как Париж, Лондон, Оксфорд, Кембридж, находились под бдительным оком чиновников центральной власти. Такая форма самоуправления, когда за независимым вроде бы городом постоянно наблюдает представитель центральной власти, характерна для северных регионов Западной Европы (Скандинавские страны, Ирландия, многие города в немецких землях, Венгрия). Большинство, особенно мелких городов, остались в зависимости от сеньоров. Общим результатом коммунального движения для городов Западной Европы стало то, что их жители освободились от крепостной зависимости, они стали свободными. Именно после коммунального движения сложилась традиция, согласно которой прожив в городе год и один день, человек становился свободным.

Городское ремесленное производство имело особую форму организации – цехи, или ремесленные гильдии. Цех или гильдия сначала были организацией мелких городских ремесленников, причем гильдия чаще была организацией купеческой. Над цеховым производством существовал жесткий контроль, также как и над продажей ремесленных изделий. Определялось абсолютно все: сорт материала, который употреблялся в мастерской, его ширина, длина, нитки, из которых ткали ту или иную ткань, инструменты, которыми работали мастер и его помощники, число подмастерьев и учеников, количество станков, продолжительность рабочего дня. И во всех этих вопросах мастер никогда не мог поступить по своему усмотрению – ему грозили или закрытием мастерской, или огромным штрафом. Поэтому он был вынужден подчиняться суровой регламентации.

Цеховая регламентация обеспечивала практически каждому ремесленнику сбыт его товара. Но с XIV в. жесткая цеховая регламентация становится серьезным препятствием для развития производства и капиталистических отношений.

Цех играл важнейшую роль в жизни горожан не только как структура производства. У каждого цеха были свои праздники, своя атрибутика, одежда, фасон шляпы и т.п. Цеха строили церкви или часовни. Цех также являлся военной структурой, поставлявшей воинов-ремесленников королю или сеньеру. Таким образом, цех представлял собой очень сложную систему – производственную, духовно-религиозную, культурную, военную и т.д.

В XIV-XV вв. наблюдается процесс «трансформации цехов», который приводит к появлению богатых, или старших цехов и бедных, или младших цехов. Младшие цехи, в результате конкурентной борьбы с богатыми старшими цехами, постепенно разоряются, и члены младших цехов постепенно превращаются в наемных рабочих – прототип будущего предпролетариата и пролетариата, который сложится два века спустя.

В этот исторический период меняется обстановка в самом цеху. Раньше ученик или подмастерье мог надеяться со временем стать мастером. В XIV-XV вв. подмастерья и ученики такую надежду потеряли. В это время мастером мог стать либо родственник мастера, либо подмастерье ценой немалых усилий (подарков мастеру и т.п.), но и это было редким явлением. Отучившись 12 лет (т.е. уже будучи практически мастером) ученик по-прежнему оставался учеником без всякой надежды на продвижение по профессиональной и социальной лестнице. Т.е. реально мастер эксплуатировал труд не ученика, не подмастерья, а уже высококвалифицированного работника. Рабочий день был длинным – от 14 до 18 часов.

На потерю своего будущего подмастерья и ученики ответили созданием своих обществ – братств, которые начали бороться против мастеров. Вскоре городское население от бойкота и забастовок перешло к восстаниям против городских олигархов.

В ХII-ХIII вв. возникает еще одно новое явление – ярмарки, как крупные центры оптовой торговли. Наиболее крупным ярмарочным центром в то время была Шампань. В XIV-XV вв. центр ярмарочной торговли в Европе смещается на север. Главным центром ярмарочной торговли становится г. Брюгге во Фландрии. Уже тот уровень торгового капитала, который оформился к XV в., привел к появлению сферы денежных и кредитных операций. Возникают банки. Первые банки появились в городах Северной Италии, в Ломбардии. Затем они начинают открываться во многих городах Западной Европы.

Итак, к XIV в. оформляется торговый купеческий капитал, как предшествующий капиталистическому капиталу. Наряду с цехом появляются новый типы производства – мануфактуры, - это более крупный тип производства, чем цех, включающий в себя большее число работников, значительное техническое оснащение и т.д. Мануфактурой, как правило, руководил не один человек, а совет. Мануфактура освобождалась от жесткой регламентации – она уже более свободна в выборе материала, количестве станков, в самом производстве.

В XIV-XV вв., если еще нельзя говорить о складывании капитализма, то можно вполне определенно говорить о кризисе вотчинной, классической феодальной системы. Об этом свидетельствуют перемены, происходившие не только в городе, но и в сфере сельского хозяйства – втягивание феодального и крестьянского хозяйства в торгово-денежные отношения.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 711;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.