Юридическое завершение раскола
В 1043 г. Константинопольским патриархом был избран Михаил Керуларий (1043-1058)— один из наиболее властных и политически активных патриархов. До своего патриаршества он был сановником при имперском дворе. После участия в неудавшемся заговоре он был сослан и пострижен в монахи. В Константинополь он вернулся лишь по воцарении Константина Мономаха и довольно быстро преуспел в церковной карьере, будучи человеком, в церковном отношении мало культурным. Хотя, в принципе, византийское образование все это подразумевало, но он не был ни знатоком богословия, ни знатоком церковной истории, ни обладал тонким умом. Но, конечно, обладал большим влиянием на ход дел в империи, потому что император, его современник, Константин IX, был человеком, не сильно популярным (популярность патриарха была гораздо выше).
К этому моменту существовал уже период длительного разделения. Когда последним папой, чье имя упоминался в диптихах Константинопольских, был папа Иоанн XII, занесенный в диптихи в 1009 году. Но отношения между Востоком и Западом тем не менее существовали и к XI веку они были достаточно оживленными. Прежде всего, это пути паломничества. Франки – так называли западноевропейцев – бывали в Константинополе, отправлялись на Святую Землю, Афон. На Святой Горе даже существовал латинский Амалопетанский монастырь, там подвизались латинские монахи. На Елеонской горе тоже был латинский монастырь, на канонической территории Иерусалимской Церкви. И все эти монахи и священники придерживались латинских обрядов. Кроме того существовали оживленные торговые отношения, в частности, с Венецией. Нормальная жизнедеятельность Константинополя и вообще империи зависела от венецианских купцов, которые имели свои церкви в Константинополе, где совершалось латинское богослужение.
На Западе есть сферы греческого влияния. Есть район компактного проживания греков - на юге Италии (Калабрия, Апулия), сплошь заселенные греческим населением и, более того, подчиненные Византийскому императору. Это Византийские владения в Италии. Однако, в таких областях, как Апулия параллельно существовала и латинская Церковь.
Со времен Николая I папы были не очень сильны. Такой некий провал в истории Запада, после того, как папы попали под влияние германских императоров. Это важно знать потому, что именно германское духовенство проповедует в Европе filioque. Например, в Париже это прибавление приняли только в XI веке. До этого сопротивлялись. В Германских землях это уже был решенный вопрос. И когда ставили папу германца, и он присылал свое исповедание, Символ Веры, Константинополь переставал его поминать.
Империя, тем временем, была в полосе успехов, она приобретала новые земли. В частности - независимые армянские княжества. У греков тоже встал вопрос унификации церковных обычаев. На Западе повсеместно вводится латинская месса, на Востоке тоже пытаются привести армянских монофизитов к литургическому единству с Церковью. Керулларий хотел, чтобы на всей территории империи богослужение было унифицированным, чтобы не было никаких разделяющих моментов. (К этому времени в армянской церкви существовали обычаи, которые существуют и сейчас:
* Начало Поста в неделю мытаря и фарисея.
* Совершение Литургии на опресноках.
* Очень одобрительное отношение к посту в субботу).
Но, борясь с этими обычаями, он неизбежно вошел в конфликт с папством и в Южной Италии, и даже в самом Константинополе, где были латинские церкви. Церкви, отказавшиеся подчиниться и унифицировать свою богослужебную практику согласно восточным правилам, были закрыты.
Между тем, в Италии сражаются норманны, воюют с империей и, кстати, запрещают на оккупированных ими территориях служить по греческому образцу. С тайного одобрения Рима. В борьбе с норманнами император, при посредничестве византийского губернатора Южной ИталииАргира, который сам придерживался западных обрядов, думает заключить союз с Европой.
Естественно, что никакой союз не возможен без одобрения и поддержки папского престола. Итак, в сближении с Римом заинтересован император, а Керуларий этого сближения не хочет, потому что Аргир - человек латинской традиции, и может перейти на сторону папы.
Император предложил папе Льву направить делегацию в Константинополь, чтобы обсудить все спорные вопросы, полюбовно договориться и восстановить его имя в диптихах. А покуда делегация собирается к поездке, папе было предложено объединенными силами раз и навсегда проучить норманнов.
Папа принял это предложение. Однако, к сожалению, он поставил во главе направляемой им в Константинополь делегации кардинала Гумберта — убежденного клюнийца, человека жесткого, бескомпромиссного и совершенно несведущего в делах восточных. Сразу же после назначения легатов папа Лев IX выступил в поход против норманнов, которые, однако, не дали его войску соединиться с византийскими силами, разбили его, а самого папу взяли в плен.
Тем временем, Керуларий написал письмо Петру Антиохийскому, и убедил его перейти в оппозицию латинянам: «Меня достигли слухи, что патриархи Александрии и Иерусалима следуют учению папы Римского… совершают Божественные Тайны с опресноками. …запрещают брак священников… Два брата могут жениться на двух сестрах. …принимают участие в сражениях и оскверняют свои руки в крови …во время святого крещения они крестят одним погружением, призывая имя Отца и Сына и Святого Духа. …запрещают почитание мощей святых, …святых образов …не почитают среди святых наших великих святых отцов, учителей и святителей — Григория Богослова, великого Василия и божественного Златоуста — и не принимают их учение во всей его полноте...»
Керуларий также заранее заручился поддержкой влиятельного архиепископа Охридского Льва (архиепископ-грек, глава болгарской Церкви; византийцы тогда победили болгар, кончилась эпоха первого болгарского царства, и там опять насадили греческую иерархию), который выпустил даже полемический трактат против латинян. В этой ситуации папа получает письмо от Михаила Керулария и приходит в ярость от этих обвинений. Сам он слабо знает греческий, и письмо читает в переводе Гумберта, своего секретаря, который становится одним из главных деятелей раскола. Гумберт по приказу папы составляет два письма: Керуларию и Льву Охридскому. При этом патриарха называет просто "епископом константинопольским". Понятно, что в этом письме излагается превосходство Рима на основании Константинова дара. Второй документ - это апология-канон Римской Церкви. Письма папа не отправляет, потому что Гумберт составил их в очень резких выражениях. До поры до времени их кладут в шкатулочку. Но когда-то, в свое время, это выстрелит.
Император и патриарх Михаил направляют папе новое послание. Причем послание патриарха совершенно иного рода - продиктованное чисто политическими соображениями. Император говорит о теснейшем союзе, о совместных действиях против норманнов, о любви и дружбе. А Керуларий просит о братском единстве, о восстановлении общения, и говорит, что имя папы будет внесено в диптихи как только имя Керулария внесут в диптихи в Риме. Но, при этом, он называет (случайно или нет) папу «братом». Чего делать не следовало, потому что к папе можно обращаться только «отец».
Гумберт греков не любил. А также был человеком вспыльчивым, язвительным. Именно ему принадлежит идея послать легатов в Константинополь с письмами от имени папы. Составляется второй вариант писем. Первое письмо было адресовано самому Керуларию:
· В нем обосновывались преимущества святейшего престола.
· Ставилось в вину употребление титула "вселенского патриарха".
· Говорилось о незаконности его поставления.
· О том, что он покушается на права Александрийской и Антиохийской Церкви.
· То, что он дерзко критикует обычаи латинской Церкви.
· Дальше стояла фраза о том, что в Риме надеются на то, что прибывшие легаты примут раскаяние Михаила Керулария. Второе письмо адресовано императору и содержало жалобы на патриарха.
С этими письмами отправились в Константинополь Гумберт, архидиакон Фредерик Лотарингский (будущий римский папа, а в то время канцлер римского престола) и Петр, епископ Амальфитанский (область, которая является вассалом Византийского императора и где живет много греков).
Легаты встретились с Аргиром в Апулии, и получили от него плохой совет. Аргир сказал: "не надо обращать внимание на патриарха, нужно во всем обращаться и апеллировать к императору". А император был более бледной фигурой по сравнению с патриархом. Патриарх был человеком гораздо более авторитетным.
Затем легаты прибыли в Константинополь. При этом Керуларий конечно был потрясен. Он был уверен, что папа делает дружественный шаг, а легаты швырнули ему послания и удалились во время официального приема. Когда он прочитал, то от всех этих грубых выражений ему стало не по себе. Он стал проверять, не вскрывались ли печати, не является ли это подлогом, который сделал его враг Аргир. На самом деле ничего этого не было, он сам в этом убедился. После этого он полностью игнорировал легатов, как будто бы их не было. А те общались с императором, который их добродушно принимал, понимая, что от этого во многом зависят его успехи в Италии и безопасность империи от норманнов. Когда императору стало известно о чем писали легаты, то он заставил Никиту Стифата, инока Студийского монастыря - в прошлом обосновывавшего преимущества римского престола, теперь же составить сочинение, которое выражает критику латинских обычаев:
· Употребление опресноков.
· Субботствование.
· Запрет на женатых священников.
· Совершение обычной Литургии в Великий Пост (на Западе служили Преждеосвященную Литургию только в Великую Пятницу, в остальное время Поста - полную).
И, конечно, когда трактат перевели, Гумберт разразился бранью. Впал в ярость и страшное раздражение. Сказал, что Стифат вышел не из монастыря, а из блудилища. Заставил все это сжечь. Стифат от сочинения отрекся под давлением императора, и принес свои извинения. Гумберт обрадовался - момент его торжества наступил. Он решил действовать как он считал нужным.
В субботу, 16 июля 1054 года перед Литургией легаты вошли в Храм Св. Софии и положили на Престол "буллу" - документ, скрепленный круглой печатью, отсюда и название "круглая". Была возвещена анафема над Михаилом Керулларием, Львом Охридским, и всеми, кто им последует. После этого они развернулись и ушли. Они надеялись, что теперь император подчинит непокорного патриарха своей воле. Ни слова нет об императоре, ни слова о духовенстве и народе. Но хитрая формулировка, что все, кто им последует - также анафема. То есть весь Восток мог стать схизматическим через общение со схизматиками. Вот их обвинения:
· Керуларий и отлученные с ним повинны в симонии. Видно, что это документ, написанный в крайнем раздражении. На самом деле, симония была характерной и неотъемлемой чертой церковной жизни Запада.
· Побуждение к оскоплению - имело это место в Византии, и имело место на Западе (для певцов папских и императорских капелл).
· Греки принудительно перекрещивают латинян. Это было, но от этого отступили.
· Разрешение священникам жениться. Полная безграмотность. Священники на Востоке никогда не женились. Жениться могут кандидаты в священники.
· Крещение рожениц во время агонии – т.е. женщина умирает во время родов, и ее в этот момент крестят. Такая практика существовала в древней Церкви.
· Отказ в причастии бритым мужчинам.
· То, что греки опустили в Символе Веры фразу "и от Сына". Это с точностью до наоборот. Не греки опустили, а на Западе эту фразу прибавили - это было очевидно.
Керулларий не стал этим пользоваться, побежал к императору, сделав перевод на греческий. Надо сказать, что Константин не поверил, потому что только что легаты любезно с ним попрощались и, обещав всяческое содействие, отправились домой.
Он велел их догнать и подтвердить подлинность документа. Они подтвердили, но отказались вернуться, т.к. в городе начинался бунт – ведь император принимал легатов, любезничал с ними, а они так тяжело оскорбили патриарха и всю греческую Церковь. И, поскольку авторитет патриарха очень сильный, то, конечно, император оказывается в опасном положении. Он велит принести текст буллы, прочитать его перед всеми публично, и прочитать его указ о том, что булла сжигается.
24 июля собрался собор, который объявил, что оскорбительные письма - это дело рук Аргира. Решили все свалить на него. Не трогая ни императора, ни папу. Анафематствовали Гумберта и его спутников. То есть только легаты подверглись анафеме.
Сейчас часто можно встретить в популярной светской литературе, что конфликт завершился взаимным анафематствованием сторон.
Самое смешное, что легаты уже никого не представляли. Папа Лев IX уже умер (в апреле или мае). Об этом не знали в Константинополе. Т.е. легаты не имели полномочий.
Получается, что греки сделали козлами отпущения трех легатов и полководца Аргира. И объяснили все их злонамеренными действиями. Поэтому дверь оставалось открытой. Любой, кто хотел наладить мирные отношения мог бы это сделать легко, потому, что ни каноны, ни прецеденты (в римской практике такого прецедента не было) ни позволяли признать действие легатов законными. Т.е. то, что они сделали - все равно, что они не сделали ничего. Такие попытки предпринимались, но они ни к чему не привели. Потому что Запад оценил все это весьма самодовольно. Гумберт вернулся триумфатором и рассказывал всем о том, как он поставил на место греков, которые осмелились критиковать практику Западной Церкви. И до самой своей смерти (1061г.) Гумберт был самым влиятельным человеком в Риме. Можно сказать авва средневекового папства. Инициатор реформ.
А Фредерик Лотарингский благополучно стал папой Стефаном IX. Поэтому на Западе сложилось такое мнение, что просто-напросто Гумберт с товарищами наказали епископа Константинопольского, который вышел за рамки своих полномочий, поэтому теперь тот, кто будет поддерживать этого схизматика, сам станет схизматиком.
Но все спекуляции на тему того, что было бы, если бы Керуларий был посговорчивей, а Гумберт — потактичнее, совершенно бесплодны. События 1054 г. имели минимальное воздействие на реальные отношения двух Церквей. Формально раскол состоялся до того — имя папы Римского было изъято из константинопольских диптихов. Однако народное сознание того времени никак раскола окончательным не воспринимало: запрета на взаимное причастие не было, да и не могло быть, так же как и сослужения священников и архиереев двух половин христианства продолжались и после 1054 г. Имя папы Римского поминалось в диптихах других восточных Церквей (во всяком случае, иногда). В наших святцах есть западные святые, скончавшиеся после 1054 г. Более того, Русская Православная Церковь отмечает праздник перенесения мощей св. Николая в Бари. Норманско-итальянские пираты похитили мощи святого в 1087 г. Очевидно, что этот местный итальянский праздник попал на Русь еще позже, но был воспринят как общехристианский и стал там отмечаться.
Керуларий стал героем примерно в XIV веке. Говорили, что разрыв произошел именно при Керуларии, что он достойно ответил римским легатам. Все это неверно. Потому что общение после 1054 года продолжалось. Разрыв воспринимался болезненно.
Друг Керулария, отчасти его протеже, Антиохийский патриарх Петр, поддерживал его, но с оговорками. Для Петра антиохийского Западные христиане - это братья, с которыми необходимо восстановить единство и смотреть на их заблуждения с терпением и любовью.
Что касается дальнейших обвинений - они отчасти повторяются в письме, которое Керулларий направил Петру Антиохийскому. В общем рассмотрим эти обвинения:
* Filioque: вполне справедливо.
* Латиняне не почитают мощи. Совсем странно. В Константинополе толпы паломников прикладываются к мощам святых, которые император собирает со всей вселенной, и дают какие угодно деньги за то, чтобы приобрести часть святыни и увезти себе на родину.
* На Западе не почитают иконы. Возможно, потому что среди богословов, состоявших при Карле Великом (это уже IX век) были некоторые тенденции к иконоборчеству. Высказывания такие были, но что касается всего Запада - то, конечно, это не соответствовало действительности.
После смерти Константина IX, Керуларий является ключевой фигурой в византийской политике. Затем становится фактическим правителем империи. Дело в том, что наследницей Константина становится его свояченица (сестра жены). Последняя представительница македонской династии. Очень популярная в Константинополе. Патриарх пытался влиять на ее решения, но она ответила, что патриарху надо заниматься своим делом. Но правила она всего 18 месяцев. Ее приемником стал Михаил VI. Керуларий интриговал против него и добился его свержения. Императором стал протеже патриарха Исаак Комнин. Военачальник, которому Керуларий помог взойти на престол. Ну и полагая, что все ему теперь обязаны, Керуларий влез в пурпурные туфли, которые мог носить только император. Комнину не нужен был такой двойник, и он его низложил. В 1058 году патриарх Михаил Керуларий скончался.
Желанным виновником раскола он не является, не смотря на то, что по его распоряжению произошел чудовищный случай, когда Святые Дары в виде опресноков попирались ногами. Настолько сильно было взаимное озлобление. Попытки примириться предпринимались впоследствии. Частично, у латинян продолжалось общение с Антиохийской Церковью. На это не смотрели как на решенный вопрос. Все пытались единение восстановить. Окончательным разрывом можно считать эпоху крестовых походов.
В 1204 крестоносцы захватили Константинополь. Не удержавшись от искушения, они вмешались во внутреннюю Византийскую смуту, которая бывает часто. Поинтриговали и ворвались в Константинополь, устроив там чудовищный разгром. С кощунствами, с плясками на Престоле Храма Св. Софии, разграблением святынь. Именно тогда мощи свт. Иоанна Златоуста появляются в соборе св.Петра. появляется множество подделок, фабрикаций святынь. До 1261г. устанавливается латинская Константинопольская империя - там император латинянин, патриарх латинянин, а православие сохраняется в Никейском царстве. Никейские патриархи поставляют патриархов, в том числе и к нам, на Русь.
Были периоды вынужденной унии, в частности на Кипре. В городе Ларнаке, есть собор, где два входа. Один украшен щитом с камнем и латинским крестом, другой с православным. В один и тот же собор входили через разные двери.
РА3ДЕЛ VI. 3-й ПЕРИОД ОБЩЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ (1054-1453гг.)[84]
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 872;