Реставрация патриаршего правления Фотия.

Василий Македонянин видел, что Фотий был един­ственным человеком, который способен был положить конец цер­ковной смуте. В 879 г. в Константинополесостоялсясобор. На нем было 380 епископов, три папских легата, а также представители вос­точных патриархов. Собор реабилитировал Фотия. Иоанн VIII пытался предста­вить восстановление Фотия делом его милости (прислал в подарок облачение), рассчитывая на подчинение ему Болгарской Церкви. Свое неудовольствие результатами собора папа выразил в письмах императору и Фотию.

Неудачной была попытка и нового папского легата Марина получить Болгарскую Церковь. Узнав об этом, Иоанн VIII произ­нес анафему на Фотия (881 г.). Но в Константинополе анафеме не придали серьезного значения, Фотий продолжал твердую и независимую от Рима политику. В 866 году Фотия низложил новый императорЛев Мудрый. Его жизнь закончилась заточением в монастыре, где он скончался 6 февраля 891 года.

 

Германские папы и «Вено Константина»

 

В Германии династия Карла Великого (Каролинги) прекратила сущест­вование в 911г. В 919г. к власти пришла новая династия. Оттон I,для укрепления королевской власти, стал назначать своих людей епископами и аббатами и вручать им светскую власть над прилегающими к монастырям территориями или над епархия­ми, что и стало семенем ожесточенной борьбы Империи и папства в следующем веке.

Но Оттону было мало власти в одной Германии: он начал свои итальян­ские походы и после упорной и ожесточенной борьбы вошел в Рим. К 962 г. он был коронован в Риме как римский император. Это и было началом Свя­щенной Римской Империи, просуществовавшей (хотя бы номинально) до 1806 г. Теоретически император был главой Западного христианского мира, что санкционировалось папской коронацией. На практике, однако, он был более или менее сильным правителем Германии с некоторыми итальянски­ми владениями, и с папами его связывали весьма сложные отношения.

Оттон был весьма сильным правителем. Он сменил нескольких пап, покуда не подобрал себе самого подходящего. То же делали и его непосредственные преемники. Процесс этот достиг своей кульминации в 996 г., когда его внук Оттон III возвел на пап­ский престол своего кузина Бруно, ставшего папой Григорием V (996-999)— первым германским папой. После этого назначения германцы весьма ча­сто были на папском престоле.

С именем папы Григория V связано начало использования еще одной знаменитой в истории фальшивки: так называемого «Дарения (Вено) Констан­тина».Этот документ, сыгравший крупную роль в истории папства и вооб­ще всей Средневековой Европы, был составлен скорее всего при дворе папы Стефана III (768-771).Он представляет из себя подложную гра­моту, написанную от лица императора Константина Великого на имя римского епископа Сильвестра I (314-335). Император сначала излага­ет исповедание веры, которому будто бы научил его Сильвестр, а затем повествует о чуде избавления его в Риме от проказы, по молитвам епис­копа и предстательству первоверховных апостолов, и о своем крещении в Риме от руки папы Сильвестра (!). В благодарность за это император представляет кафедре наместников Петра «власть и почести император­ские», а также первенство по отношению к четырем патриархам и всем вообще церквам. Сверх того, он требует признать храм св. Иоанна в Латеранском дворце главой всех церквей в мире. Приводятся также привилегии, даруемые римскому духовенству. В за­ключение, «чтобы папская тиара не утратила достоинства», Константин дарует папе кроме Латеранского дворца «также все провинции, местнос­ти и города Рима и Италии, или западных областей». При таких обстоя­тельствах императору нечего было больше делать на Западе — и он за­являет, что уходит на Восток, ибо «не подобает земному царю властвовать там, где Небесным Царем учреждено было первенство священства и гла­венство религии христианской»[82].

Клюнийский фактор.

В X в. началось и возрождение монашества на Западе, которое связы­вают с основанием в 910 г. монастыря Клюнина востоке Франции. Клюнийское движение повлекло за собой реформу в Церкви. Клюний­цы выступали за улучшение нравов, за грамотность духовенства, против симонии(Деян. 8:18-24) и николаитизма (Откр. 2:6,14-15). Под первым имелась в виду плата за ру­коположение, под вторым — любое отклонение от клерикального целиба­та, будь то в браке или вне его. Ну и, конечно, клюнийцы усмотрели симо­нию в императорских (западных) назначениях на церковные должности. С другой стороны, западные императоры были весьма заинтересованы в повсеместном введении клерикального целибата, т. к. целибатный клирик не мог передать своей должности по наследству и после его смерти она возвращалась к дарителю. Благодаря этому у императора не уменьшался резерв земель и должностей и он мог быть уверен, что контроль за назна­чениями останется у него в руках.

Клюнийская реформа также ставила одной из своих задач унификацию литургической практики во всем Западном мире. Богослужебный образец, которого придерживались клюнийцы, был северным, франкским.

В 1009г. папой стал Сергий IV, убежденный клюниец. В своем окружном послании он написал Символ веры с filioque. Когда это послание было получено в Константинопо­ле, имя папы было немедленно изъято из диптихов. Тогда никто не думал, что этот эпизод станет началом разделения Церквей. Но с тех пор Римские папы в константинопольских диптихах не поминались более никогда.

Когда папу Сергия вычеркнули из диптихов, для византийцев это зна­чило лишь, что папа лично изменил православию: осуждение ни в коем случае не распространялось на всю Западную Церковь.

В1024 г. Константинополь предложил компромисс: папа признается па­триархом Запада, первым среди равных, а Константинопольский патриарх признается занимающим точно такое же положение в своей сфере. Папа Иоанн XIX хотел было согласиться и принять эти условия, однако клюнийская партия, имевшая свои взгляды на папство, запретила ему идти на компро­мисс: лишь один папа должен иметь власть вязать и решить на всей земле, чтобы навести в Церкви порядок, установить жесткую дисциплину. В самом клюнийском движении была заложена эта идея военной дисциплины, основанной на власти и страхе перед человеком, столь противоположной идее доверительного послушанияиз страха Божия, традиционной для восточного монашества[83].

Однако внешнеполитические события, казалось, диктовали свою ло­гику в отношениях между двумя великими центрами христианства. В се­редине века начались норманнские вторжения в Южную Италию. Эти страшные набеги, огнем и мечом опустошавшие все вокруг, сделали во­прос союза между папством и Империей острой необходимостью. Но к этому времени папство уже было клюнийским по духу, и требовало повсе­местной унификации богослужений. Население на юге Италии было в ос­новном греческим и придерживалось византийских литургических обыча­ев, а их копировали многие церкви и вне итальянских владений Византии, вплоть до Милана.

 








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 765;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.