Догматико-литургические предпосылки раскола

 

I. Различия богослужебные и бытовые:

1) Латиняне постились по субботам, греки — нет. Для франков визан­тийский отказ от субботнего поста казался распущенностью; а византийцы, в свою очередь, обвиняли франков в иудаистических тенденциях.

2) Латиняне совершали евхаристию в Великий пост, что для греков было совершенно недопустимым.

3) На Западе было принято употреблять в пищу кровь. Византийцы видели в этом нарушение решений апостольского собора (Деян. 15).

4) Византийцы, бывающие на Западе, часто могли видеть клириков с оружием в руках и даже клириков, принимающих участие в битвах. Пред­ставители восточных церквей видели в этом нарушение целого ряда канонов множества соборов, в том числе и Вселенских, запрещающих клирикам не только проливать кровь, но и вообще служить в армии и брать в руки оружие.

5) Восточные клирики носили бороды, западные — брились. Вообще, на Востоке брадобритие ассоциировалось с желанием выглядеть женст­венно. Отсюда понятно, какие подозрения вызывали у восточных гладко выбритые западные епископы и священники.

6) На Западе и на Востоке были различные формы тонзуры: на Востоке лишь выбривали на затылке «гуменцо», а на Западе подбривали волосы и снизу, делая некое подобие тернового венца Христова.

7) На Востоке приходские священники были женатыми. На Западе это считалось грехом николаитизма.

8) По законам Византийской империи допускался развод, но не позво­лялось более трех последовательных браков. На Западе развод исклю­чался совершенно, зато количество последовательных браков в случае смерти одного из супругов не ограничивалось вовсе.

9) На Востоке по окончании Евхаристического канона в Чашу добавля­лась теплота (зеон) — обычай, неизвестный на Западе.

10) В римской литургии отсутствовала эпиклеза — воззвание к Свято­му Духу после слов Христа при освящении Даров. На Востоке эпиклеза счи­талась неотъемлемой частью Евхаристического канона.

11) На Западе после IX в. появился обычай использовать для Евхарис­тии опресноки. К XI в. он уже повсеместно вошел в употребление. На Вос­токе, где использовался только квасной хлеб, западный обычай казался еще одной иудаистической тенденцией и, совместно с отсутствием эпикле-зы и filioque, — недозволительным принижением роли Святого Духа.

II. Различия вероучительные:

1) Filioque.Восточная Церковь в учении о Святом Духе ссылалась на слова Спасителя: "Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит" (Ин. 15,26). Это учение она внесла и в 8-й член Никеоцареградского символа.

С легкой руки блаженного Августина в Западной Церкви высказывалась мысль, что Дух Святый исходит от Отца и Сына, хотя на первых порах исхождение Духа Святого от Отца и Сына понималось там неоднозначно. Под исхождением от Отца разумелось Его предвечное происхождение, а с исхождением от Сына связывалась мысль, что Он временно исходит и посылается в мир и от Сына. Так объяснил это грекам и восточный отец Церкви святой Максим Исповедник, когда они пришли в смущение по поводу этого новшества. Но и такое различие между вечным и временным исхождением Святого Духа стало забываться на Западе, и возникло новое учение о вечном исхождении Духа Святого и от Сына и от Отца. Как мнение отдельных лиц оно не имело бы особенного значения и могло бы не вызвать разногласий между Востоком и Западом. Но Западная церковь возвела это мнение в догмат и внесла его в Символ. Впервые прибавление к Символу «и от Сына» ( filioque ) было сделано на Толедском соборе в Испании (589 г.), где происходило присоединение к православию вест-готов ариан. Чтобы полнее представить, вопреки арианскому учению, равенство Сына Божия с Отцом, испан­ские богословы поставили Сына Божия в такое же отношение к Духу Святому, в каком находился к Нему и Бог Отец, утверждая, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Но сразу это учение на Западе не привилось. Его сторон­ник Карл Великий, лично руководивший работой Ахенского собо­ра (809 г.), не смог добиться нового утверждения символа. По­этому он обратился к папе Льву с просьбой утвердить это учение и внести его в 8 член Символа. Принципиально согла­шаясь с Карлом Великим, папа отказался утвердить новое учение. Он даже приказал выгравировать на двух серебряных досках Никео-цареградский символ на греческом и латинском языках, без прибавления "и от Сына" и положить их в храме св. Петра.

Свв. Кирилл и Мефодийв Риме вели ожесточенные споры с римским духовенством по этому вопросу. Латин­ские миссионеры с настойчивостью старались распространить это учение среди болгар уже после того, как они приняли христи­анство от православных греков. Восточная Церковь на Соборах в 867 и 879 гг. решительно высказалась против этого учения, как такого нововведения, которого не знала Вселенская Церковь.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 796;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.