III. Средневековый город
Ранний европейский феодализм обходился без городов и городского хозяйства. Города возникают в XI в. и быстро начинают расти. В первую очередь оживают развалины городов, построенных римлянами: Лондон, Париж, Марсель, Кельн, Генуя, Венеция, Неаполь.
Будущий Кельн к началу XI в. представлял значительное пространство, обнесенное римскими крепостными стенами. Рядом с этими стенами на берегу Рейна появилось крошечное ремесленное поселение. За короткий срок город достиг размеров, втрое превосходивших прежний римский город, и был обнесен новыми стенами
Отделение ремесла от земледелия стало причиной возникновения быстрого роста городов. Развитие ремесла проявлялось в его специализации. Раньше деревенский кузнец был мастером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножи и даже оружие для дружины феодала. Ему хватало работы в феоде.
Но теперь появляются мастера-оружейники, мастера по изготовлению доспехов, которые не умеют делать мечи. "Узким специалистам" уже не хватает работы в феоде. Им нужен рынок.
К тому же растет спрос феодалов на предметы роскоши. Потому и появляются "узкие специалисты" в ремесле, что феодала уже не удовлетворяли грубые изделия домашних ремесленников. Он не желал больше ходить в домотканом полотне и овчинной шубе, ему требовались тонкие шерстяные ткани, а их производство нельзя было наладить в каждом феоде.
И вот теперь ставший ненужным феодалу ремесленник, чтобы совершенствоваться в своем деле и готовить те изделия, на которые повысился спрос, покидает деревню и селится в таком месте, куда стекается много народу, где он может найти покупателей и заказчиков на свои изделия - на пересечении дорог, под стенами крупного монастыря, куда приходит много паломников. На этом месте и начинает расти город. А при чем здесь развалины римских городов? Римляне, конечно, строили свои города в самых географически удобных пунктах.
В города бегут крепостные крестьяне. Тогда существовала пословица "городской воздух делает свободным"; по законам, принятым повсеместно (любопытно, что несмотря на феодальную раздробленность, законы и обычаи были почти везде одинаковы), крестьянину достаточно было прожить в городе один год и один день - он становился свободным.
В условиях феодализма, когда рынок еще оставался узким, ремесленник и в городе не сразу находил достаточное количество покупателей и заказчиков. Поэтому первое время горожане имели огороды и поля.
Внутри Парижа еще в XIII-XV вв. были не только огороды, но и пахотные поля, а о городе Майнце говорили, что он частью заселен, а частью засеян.
Каждое утро по звуку рожка открывались городские ворота и скот горожан выгонялся на пастбище. Свиньи в самом городе находили пищу, исполняли службу городских санитаров: помои выливались на улицу, потому что канализации не было. К тому же улицы были узкими. Крепостные стены не давали городу разрастаться вширь, поэтому площадь экономилась. Верхние этажи домов нередко выдавались над нижними, и крыши домов, стоящих по разные стороны улиц, почти соприкасались.
К тому же представления средневекового горожанина о гигиене существенно отличались от наших. До уборных еще не додумались, удовлетворяли свои потребности во дворе, а иногда и в публичных зданиях. Даже в королевском дворце на лестницах и балконах, за дверями встречались экскременты. Пищу до XVII в. ели руками, беря куски с общего блюда. Поэтому правила хорошего тона рекомендовали сморкаться не той рукой, которой берут мясо за обедом. Умывались довольно редко, нижнего белья еще не носили. В городах часто свирепствовали эпидемии чумы и холеры, а доля прокаженных, калек, помешанных была в несколько раз выше, чем в настоящее время. Но города давали свободу и люди сюда стремились.
Правда, первое время свобода была относительной. Город находился под властью того феодала, на земле которого он вырос. Иногда феодалы даже сами старались "организовать" города на своей земле, чтобы потом можно было облагать их высокими налогами. Ведь горожане были богаче крестьян, а город приносил гораздо больший доход, чем деревня с пчелами, занимавшими такую же площадь. Иногда феодал пытался и хозяйничать в городе, как в своей вотчине.
Но уже в XI в. повсеместно начинается борьба городов против феодалов за свою независимость, которая, как правило, кончается победой городов.
Крепостные стены города не уступали стенам феодального замка, а сплоченные вольнолюбивые горожане сами готовили оружие, в том числе и для тех же феодалов. К тому же города часто выступали в союзе с королевской властью. Короли стремились ослабить могущество крупных феодалов.
Города добивались независимости, становились городами-коммунами, городами-государствами. Управлялся такой город выборным магистратом, заключал договора с другими государствами, вел войны, чеканил свою монету. Такими городами-государствами стали Генуя, Венеция, Флоренция в Италии, многие города Франции и Германии.
Но вернемся к ремеслу. Западноевропейское ремесло - это цеховое ремесло. Цех был корпорацией ремесленников определенной специальности: пекарей, башмачников, ткачей. Такие объединения были необходимы для защиты ремесленников от конкуренции со стороны, для достижения равенства между ремесленниками, для защиты своих членов от всего остального мира.
Как уже говорилось, в средние века человек, оказавшись сам по себе, без чьей-либо защиты, тем самым оказывался вне закона. В городе он мог существовать только как член какой-то корпорации, которая его защищала. Своя корпорация была даже у нищих. Поэтому социальный строй средневекового города иногда называют корпоративным. А цеха могли защитить своих членов. Каждый цех был в то же время боевым отрядом. Он имел свое знамя, свое цеховое здание, где проводились собрания и торжественные акты. Сохранившиеся здания цехов - выдающиеся произведения средневековой архитектуры. Во главе цеха стоял выборный магистр.
Цех не был производственным объединением. Каждый мастер, член цеха, имел свою мастерскую обычно в своем доме, где работал с несколькими подмастерьями и учениками.
Как уже отмечено, одной из задач цехового устройства было достижение равенства между мастерами, чтобы не было конкуренции внутри цеха, все мастера были обеспечены работой, каждый мастер имел "приличное его положению существование", цеховые уставы строго регламентировали производство, ограничивая его размеры. Ограничивалось число учеников и подмастерьев, которых мог держать один мастер.
Каждый мастер мог приобретать лишь ограниченное количество сырья.
Если он приобрел больше нормы, то лишнее должен был передать товарищам по цеху. Цена продукции также определялась уставом. Цеховые уставы регламентировали и технику производства. Техническое усовершенствование давало преимущество перед другими членами цеха. Поэтому все технические нововведения запрещались. Цеха стали тормозить технический прогресс. Это был первый недостаток цехового устройства.
Второй недостаток - социальный. Мы отметили, что одна из задач цеха - защитить своих членов от конкуренции со стороны. Поэтому всякий человек, который хотел заниматься ремеслом, должен был обязательно вступить в цех. Однако для этого ему нужно было сначала несколько лет работать учеником у одного из мастеров; затем он отправлялся в путешествие по другим городам, чтобы познакомиться с особенностями работы тамошних мастеров, где он еще несколько лет работал за плату подмастером. Только после этого его могли принять в мастера, но для этого он должен был изготовить шедевр - отличное изделие, т.е. сдать экзамен на звание мастера, устроить пир членам цеха, предъявить определенную сумму денег, которая считалась достаточной для организации своего дела.
Со временем препятствия на пути в мастера увеличивались: удлинялся срок ученичества, а сумма денег, необходимая для принятия в цех, становилась все больше. Появляются "закрытые" цеха, которые уже не принимают новых членов. Только после смерти мастера сын мог занять его место. Появляются "вечные подмастерья", которые уже не имели надежды стать мастерами. По сути дела, это просто рабочие, работающие за плату.
И даже в своей борьбе против мастеров за повышение заработной платы они используют формы забастовок. Принцип равенства в цехах отнюдь не распространяется на подмастерьев.
В отдельных случаях цеховое ремесло перерастало в капиталистическое производство. Например, во Флоренции в XIV в. членами цеха суконщиков были не ремесленники, а купцы, которые закупали шерсть и продавали сукно по всей Европе. В мастерской, которая принадлежала такому купцу-мастеру, работало несколько десятков наемных рабочих – "чомпи", которые промывали и чесали шерсть. Очищенная шерсть поступала в руки прядильщиц, потом пряжа переходила к ткачам, а готовая ткань - к красильщикам. Все они работали у себя по домам, получали плату от суконщиков и в состав цеха, как и "чомпи", не входили. Так в XIV в. во Флоренции возникли одни из первых в Европе капиталистические мануфактуры. Это могло быть только исключением, потому что здесь были нарушены все цеховые правила. С ростом городов развивалась и торговля. Вначале ремесленники сами продавали свои изделия или работали на заказ. Со временем начинается географическое разделение труда: по всей Европе расходились шерстяные ткани Флоренции, металлические изделия ремесленников Золингена и Нюрнберга. Ведь не мог человек, когда ему требовалось сшить новое платье ехать за сукном во Флоренцию, а когда сломался нож, ехать за новым в Золинген. Доставкой товаров к местам потребления теперь занимались купцы.
Для купца объезжать города Европы для закупки товаров было задачей непосильной, поэтому главной формой средневековой торговли были ярмарки, куда в точно определенное время собирались со своими товарами торговые люди из разных городов и стран. На ярмарке, таким образом, собирался полный ассортимент товаров с огромной территории. В этом случае приехавшему на ярмарку купцу уже не надо было ехать за сукном во Флоренцию или за железными изделиями в Золинген.
Самыми крупными в Европе были Шампанские ярмарки. Ярмарки, как прежде церковь, служили местом убежища: здесь нельзя было даже преследовать человека за действия, совершенные вне ярмарки. В средние века на чужаков было принято смотреть как на вероятных врагов и относиться к ним соответственно. Ярмарка, куда собирались люди из разных стран и были друг другу чужими, приучала к мирному общению. Неслучайно слово "торговать" рассматривалось как антоним слова "воевать".
В средние века торговля была опасным занятием. Пираты на море, разбойники на суше - обычное явление. Существовало "береговое право": если судно разбивалось у берегов, то спасенные товары считались законной добычей хозяев берега.
Главное препятствие торговли заключалось в том, что при переходе границы каждого маленького государства с товаров бралась высокая пошлина, вследствие чего цена товара даже за короткий отрезок пути иногда возрастала в несколько раз. Это делало подчас невозможным сухопутную перевозку товаров.
Чтобы защитить свои интересы, купцы объединялись в гильдии. Гильдия строила в городах торговые дворы - фактории, обеспечивала безопасность приехавшим в город купцам. Фактория представляла огороженный высокой и крепкой стеной квартал или несколько кварталов, где были гостиницы, склады. Для защиты от разбойников гильдия снаряжала торговые караваны с вооруженной охраной.
Была и еще одна трудность в торговле: в каждом маленьком государстве чеканилась своя монета, и разобраться в этих денежных системах было трудно. Кроме того, даже монеты одного государства не имели постоянной ценности: происходила так называемая порча монеты. Деньги чеканились примитивным способом - молотком, на котором было клеймо. Они не имели форму правильного круга, и часто клеймо полностью на монете не умещалось. По весу одна монета от другой могла отличаться на 40%. В обращении вес монет уменьшался: люди обпиливали монеты, проходившие через руки, оставляя часть серебра себе. И когда наступало время новой чеканки, новая монета приравнивалась по весу к тем обпиленным деньгам, которые уже были в обращении. В результате, по выражению современника, тысячи монет можно было сдуть с ладони одним дыханием.
На помощь приходили менялы-банкиры, которые имели отделения в разных городах. Купец мог сдать банкиру деньги в одном городе, получить расписку-вексель, ехать в другой город без денег, чтобы не ограбили в пути, там по векселю обратно получал свои деньги. Чаще купцы и не расплачивались при торговле металлической монетой, а по векселям в книгах банкиров суммы переписывались со страницы плательщика на страницу получателя.
Поскольку у банкиров таким образом скапливались довольно крупные суммы чужих денег, банкиры пускали их в рост. Ростовщические проценты были огромными, потому что банкир часто рисковал не получить обратно деньги. Чтобы гарантировать возвращение долга, ссуды давались под заклад имущества. А поскольку к ростовщикам обращались и монархи, то в закладе оказывались короны, тиары, а император Фридрих II однажды заложил даже трон.
Крупным ростовщиком средневековья была католическая церковь. Ростовщичеством занимался и сам римский папа, и монастыри, и церковно-рыцарские ордена. Орден Тамплиеров, который давал кредит для крестовых походов, скопил к XIV в. такие богатства, что это привело его к гибели: французский король решил эти богатства присвоить.
Поскольку в средние века сухопутной торговле препятствовали пошлины на частых границах, что делало невозможной перевозку товаров на далекое расстояние, товары предпочитали перевозить морем. Средневековая торговля - это преимущественно морская торговля. Было два морских торговых пути - северный и южный.
Северный путь проходил по морям, омывающим Европу с севера. Этим путем везли из Англии шерсть и железо, из Новгорода и Скандинавии - сельдь, пушнину, лен, пеньку, корабельный лес. Часть этих северных товаров затем направлялась по Рейну на юг Европы, к Средиземному морю.
Рейн соединял южный и северный морские пути. В обратном направлении по Рейну с юга везли сукно, вино, пряности, и потом северным путем эти товары развозились по странам севера Европы.
Торговля по северному пути была монополией Ганзы - торгово-политического союза городов Северной Германии. Ганзейцы не допускали здесь к морской торговле купцов, не входивших в состав их союза.
Поскольку ганзейцы торговали преимущественно товарами важного хозяйственного значения, а не предметами роскоши, то при высоких пошлинах торговать ими было почти невозможно. Поэтому Ганза добивается снижения, а в некоторых случаях и ликвидации пошлин в портовых городах севера. Если местный монарх отказывался снижать пошлины, ганзейцы начинали против него военные действия и силой добивались снижения пошлин: Ганза была сильнее мелких государств.
Южный торговый путь проходил по Средиземному морю и не только обеспечивал торговлю между странами юга Европы, но и связывал Европу со странами Востока. Из Индии, Китая и других восточных стран этим путем шли предметы роскоши - шелковые ткани, южные плоды, пряности.
Особенно значительную роль в торговле играл перец. Европейским феодалам надоела пресная пища, и они усиленно сдабривали ее перцем. К тому же он имел некоторые консервирующие свойства - ведь холодильников тогда не было. Перец подчас употребляли вместо денег, и перцем иногда выплачивали приданное невесты.
Из Европы на Восток вывозили полотняные и шерстяные ткани, железные изделия, но вывозили мало. Европейская торговля с Востоком имела пассивный баланс - ввозилось товаров больше, чем вывозилось. Разницу ввоза и вывоза приходилось компенсировать золотом, и поэтому по Средиземному морю на Восток постоянным потоком уплывало золото.
Эта утечка золота усиливалась монопольным характером торговли. Если на севере торговая монополия принадлежала Ганзе, то на юге она сначала была в руках купцов Генуи и Венеции, а потом - одних только венецианцев. Однако венецианские купцы сами в Индию и Китай не ездили.
Они покупали восточные товары у арабских купцов, доставлявших их к портам Средиземного моря знаменитым "шелковым путем", которым шли караваны верблюдов. Арабские купцы продавали венецианцам товары в 8-10 раз дороже, чем они стоили на Востоке. Венецианские купцы, пользуясь своей монополией, в свою очередь при продаже повышали цены в несколько раз.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1188;