НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 9 страница

Понимание — главная познавательная операция гуманитар­ных наук, вытекающая из того, что любой материализо­ванный продукт человеческой деятельности рассматрива­ется как воплощающий в себе определенный замысел, цель его создателя; в таком случае «понять что-то» — значит проникнуть в смысл произведенного человеком, ответить на вопросы «зачем?», «для чего?» оно сделано, какую фун­кцию выполняет, какую реализует в себе ценность и т. д.

Природа — в широком смысле — вся совокупность вещей, явле­ний и процессов, существующих по своим собственным за­конам до и независимо от человека и человеческого обще­ства; природа в этом смысле, с одной стороны, выступает как необходимое условие существования человека, а с другой, — как потенциальный объект его практической и познаватель-ной деятельности и материалдля формирования КУЛЬТУРЫ.

Синергетика — наука о процессах и законах САМООРГА­НИЗАЦИИ сложных нелинейных динамических систем в природе, обществе и человеческой культуре, находя­щихся в состояниях, далеких от термодинамических рав­новесных.

Социобиология — в широком смысле — исследование биоло­гических основ всякого социального поведения (как в живой природе, так и в человеческом обществе). В более специальном смысле — исследование генетически-попу-ляционных механизмов формирования эгоистических и альтруистических форм поведения в живой природе на основе различных типов естественного отбора.

Сциентизм — философская концепция, заключающаяся в абсо­лютизации роли науки в системе современной культуры, в социальной и духовной жизни общества. В качестве образ­ца науки сциентисты обычно рассматривают естествен­ные математические и технические науки. Сциентисты полагают, что только наука способна дать ответ на все конкретные проблемы бытия. Одной из форм теорети­ческого обоснования сциентистской позиции является позитивистская философия. Основой распространения сциентистских умонастроений в обществе явились ог­ромные успехи частных наук в познании природы, обще­ства, познания и человека. В то же время, недооценивая ценностные формы познания (философию, религию, мо­раль, искусство и др.), которые принципиально несводимы к объективному типу научного познания, сциентисты тем самым объективно принижают роль гуманитарной компо­ненты в развитии общества.

Телеология — (от греч. tеlоs — цель, завершение, конец и 1одоз — учение, слово) — в общем случае — такой способ понимания и объяснения явлений объективного мира и че­ловеческой деятельности, при котором важное (иногда даже решающее) место отводится понятиям цели, функ­ции, смысла, значения и т. д.

Технократизм — социально-философская концепция, преуве­личивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятельности человека, но и всей социальной жизни, общества в целом. Концепциям техно-кратизма (К. Штайнбух, Г. Краух, Дж. Г. Гэлбертидр.) про­тивостоят, с одной стороны, концепции приоритета духов­ных ценностей в жизни общества (религия, философия культуры, философия жизни, экзистенциализм), а с дру­гой,— концепции сбалансированного взаимодействия тех- _. д нического прогресса и духовной сферы, осуществляемого

с позиций гуманизма, под контролем всего общества с по­мощью его демократических политических институтов.

Трансценденталистская концепция соотношения филосо­фии и науки — исторически первая, прошедшая длитель­ную эволюцию от античности до нашего времени, до се­редины XIX в. занимавшая монопольное положение в культуре концепция, утверждавшая и обосновывавшая гносеологический и социокультурный приоритет филосо­фии («метафизики», «натурфилософии») по отношению к частным наукам. Сущность этой концепции выражена ее адептами в виде формул: «Философия — наука «наук»; «философия — царица наук». На практике это приводило к навязыванию умозрительных философских схем бытия и познания частным наукам и стало существенным факто­ром, тормозящим развитие науки уже к середине XIX в. Наиболее яркими выразителями данной концепции яви­лись Аристотель, Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг, ортодоксальные представители диалектического и исто­рического материализма и др. Хотя по мере эволюции трансценденталистской концепции, претензии ее предста­вителей на универсальную, объективную и абсолютную истину философии были осознаны как несостоятельные, однако и сегодня философское знание объявляется ими имеющим более высокий гносеологический статус и об­щекультурное значение нежели частно-научное знание, интерпретируемое лишь как множество полезных инстру­ментальных гипотез (ТейярдеШарденидр.).

Философия науки — область философии, предметом кото­рой является общая структура и закономерности функци­онирования и развития науки как системы научного зна­ния, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества. Одной из важных задач философии науки является изуче­ние механизма взаимоотношения философии и науки, ис­следование философских оснований и философских про­блем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества. Основными разделами со­временной философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиоло-гия науки, общая социология науки, общие вопросы эко­номического и правового регулирования научной деятель­ности, научно-технической политики и управления наукой.

философия — теоретическая форма мировоззрения, сосу- ществующая в человеческой культуре наряду с другими

формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством). Главная проблема мировоз­зрения — решение вопроса об отношении человека к ок­ружающей его действительности (природе, обществу, другим людям, самому себе). Это отношение регулирует­ся принятой (и определенным образом понимаемой) субъектом (отдельным человеком или некоторой соци­альной группой) системой общих ценностей (добро — зло, истина — ложь, гармония — дисгармония, долг — вседозволенность, любовь — ненависть, надежда — от­чаяние, польза — вред, активность — недеяние и др.). Все формы мировоззрения (кроме обыденного) имеют спе­циализированный характер, то есть обладают своим осо­бым языком и методами решения мировоззренческих проблем. Отличительной чертой философии является ее теоретический характер. В решении различных миро­воззренческих проблем (онтологических, гносеологи­ческих, этических, эстетических, экзистенциальных, праксеологических и др.) философия делает «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство как на главные средства их решения. В этом сила философии, но в этом же ее слабость по сравнению с другими формами мировоззрения, так как ценностные суждения трудно поддаются логическому обоснованию и принятию их на чисто рациональных основаниях. Поскольку философия не может быть в силу своей природы (стремление к все­общему знанию) эмпирическим обобщением весьма противоречивого человеческого опыта, постольку единственным выходом для нее остается построение различных логически возможных теоретических, миро­воззренческих схем, их анализ и сравнение в отношении лучшего решения тех или иных проблем. В силу своей природы философия не может не быть плюралистичной. Однако, с общеадаптационной точки зрения плюрализм философии является скорее положительной ее характе­ристикой, нежели отрицательной. Во-первых, потому что само человеческое сообщество слишком разнооб­разно и противоречиво внутри себя по своим ценност­ным характеристикам и установкам, которые поэтому в принципе не могут получить свое рациональное обосно­вание в рамках некой универсальной, а тем более «един­ственно-научной» философской системы. А, во-вторых, плюрализм философии является по-своему опережаю­щим (избыточным) по. отношению к реальной истории —. человечества, конструируя («заготавливая») заранее раз-

личные рациональные мировоззренческие схемы как от­веты на любые возможные вызовы, ожидающие челове­чество.

Философская проблема науки — проблема, относящаяся к философским основаниям науки в целом, а также отдель­ных наук и научных теорий, философской интерпретации содержания фундаментальных теорий — логико-матема­тических, естественно-научных, инженерно-техничес­ких, социальных и гуманитарных научных дисциплин. Примеры философских проблем науки: 1. Какова природа математического знания? 2. Каковы философские осно­вания и сущность теории относительности и квантовой механики? 3. Что такое вероятность, детерминизм, индер-терминизм? 4. Какова роль случайности в эволюции лю­бых систем вообще, биологических систем, в частности? 5. В чем специфика гуманитарного познания? И т. д. и т. п. Особенность философских проблем науки (ф.п.н.) состо­ите том, что они являются комплексными, включающими в свой состав весьма разнородные когнитивные элемен­ты — философские и конкретно-научные категории в их органическом единстве. Эффективное решение ф.п.н. требует профессионального знания как содержания опре­деленной науки, ее истории, так и профессионального вла­дения философским языком, умения философски мыс­лить. Разработка ф.п.н. способствует развитию как философии, так и конкретных наук. Большое место ф.п.н. занимают в деятельности крупных ученых-теоретиков, создателей новых научных концепций и направлений (Г. Галилей, И. Ньютон, А. Пуанкаре, В.И. Вернадский, Д.Гильберт, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Н. Бор, Н. Винер, П. Капица и мн. др.).

 








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 733;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.