ТЕХНИКА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Если попытаться в свете сказанного выразить обобщенное отличие человека от животного, то следует сказать, что оно состоит в том, что человек живет в искусственной, созданной им же самим, отчасти при помощи техники, среды. Однако создавая эту, так называемую, «вторую природу», т.е. свою культуру, человек тем самым творит самого себя. Это значит, что он представляет собой поистине творческое или, точнее сказать, самотворческое существо. На данную отличительную характеристику человека в свое время обратил внимание немецкий философ Шульцештейн. Так, по свидетельству Э.Каппа, он еще на заседании философского общества в Берлине в начале 1860 года подчеркивал,
«что наука и искусство у человека заступают место инстинкта животных, и сам он делается творцом самого себя, даже развития и облагораживания своего тела»,
на что Лассаль заметил:
«Это абсолютное самотворчество и есть самое глубокое в человеке»32.
Что такое техника?
Именно из данной сущностной характеристики человека некоторые авторы предпочитают исходить при определении собственного содержания понятия «техника». Так, например, П.К. Энгельмейер трактовал технику как «умение целесообразно действовать на материю» или «искусство вызывать желательные явления», т.е. как объективизирующую деятельность», «которая воплощает некоторую идею, осуществляет некоторый замысел». Обобщая данные трактовки, он в итоге определяет технику как «реальное творчество»33. Следует сказать, что подобное определение техники является слишком расширительным и достаточно абстрактным, поскольку и наука, и искусство, и экономика, и идеология — словом, вся человеческая культура в целом представляет собой «реальное творчество».
К расширительному трактованию техники может привести и «инструментальный» подход к пониманию ее сущности. Так, например, К. Ясперс, рассматривая технику в духе Ф. Бона как средство, видел ее смысл и назначение не просто «в освобождении от власти природы», но и в достижении и непрерывном увеличении господства человека над ней. Следовательно, техника как умение или «способность делать и обладать» оказывается, согласно его точке зрения, господством «над природой посредством самой природы»34. Однако данная трактовка техники является настолько широкой, что, по сути дела, охватывает собой всю «вторую природу». И в самом деле, вся человеческая культура представляет собой не что иное, как господство над природой, осуществленное человеком посредством самой природы.
Отвергая «инструментальный подход» к пониманию техники, О. Шпенглер считал необходимым рассматривать ее не иначе как «тактику жизни». Следовательно, он так широко трактовал феномен техники, что практически распространял его на все животное царство. Техника, как говорил он, «простирается за пределы человека, назад к жизни животных, а именно всех животных». Вместе с тем шпенглеровская трактовка техники оказалась и слишком узкой, поскольку полностью исключала из содержания техники создание орудий (инструментов), сводя ее, таким образом, только к способу обращения с ними.35
Не исключено, что именно под влиянием О. Шпенглера М. Хайдеггер также отказывается от простого инструментального понимания сущности техники, которая однозначно не есть, поэтому, нечто техническое, машинообразное. Правда, в отличие от него, он предпочел трактовать эту сущность как «вид раскрытия потаенного», как один из способов обнаружения тайны бытия, словом, как «вид истинствования»36. Предлагая столь абстрактное определение сущности техники, он, однако, не счел нужным внести ясность в вопрос о том, какими особенностями обладает данный способ раскрытия потаенного, чем он отличается от науки и других способов обнаружения бытия или видов «истинствования».
Помимо расширительного трактования техники в литературе встречается и противоположная крайность — слишком узкая интерпретация этого понятия. Образцами подобной интерпретации могут служить следующие определения понятия «техника»: «техника — это производство избыточного»37; «техника есть деятельность, направленная на Пользу»38; техника суть прикладная наука (или прикладное естествознание)39; техника представляет собой «способ добывать что-либо, достигать, осуществлять» 40; техника — это «система искусственных органов общества»41.
Недостаток всех приведенных трактовок понятия техники (как расширительных, так и узких) заключается в том, что они не адекватно, не совсем точно выражают содержание данного понятия, выделяя и обозначая то одни, то другие из его аспектов. Поэтому можно сказать, что все эти трактовки являются абстрактными и отличаются, таким образом, односторонностью.
Между предельно широкой и предельно узкой трактовками техники существует целый ряд «промежуточных» определений этого понятия, среди которых наиболее приемлемым следует признавать именно понимание техники как создание (в том числе, изобретение, проектирование и конструирование) и использование орудий в самом широком значении слова. Такое понимание техники включает в ее содержание, на наш взгляд, следующие моменты:
а) все технические средства;
б) явное и неявное техническое знание, т.е. совокупность всех знаний, навыков, умений, способов (методов) и т.д., необходимых для создания, применения и развития указанных средств. Нет сомнений в том, что важнейшей и определяющей составляющей данного компонента техники на современном этапе ее развития выступают именно теоретические и прикладные технические науки;
в) изобретательскую техническую деятельность;
г) деятельность по проектированию, конструированию и изготовлению технических средств и, наконец,
д) деятельность по использованию этих средств.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 666;