Психическая энергия. Дальнейшая переработка жизненной силы, или «жизненного духа», происходит в центральной нервной системе
Дальнейшая переработка жизненной силы, или «жизненного духа», происходит в центральной нервной системе, в головном мозгу, в plexus геticuiaris или в rete admirabile и в желудочках мозга, где она превращается из жизненного духа в «психический дух», пневма психикон, циркулирующий в теле по периферической нервной системе. Кровь, лимфа и нервная система, составляющие триаду тела и три внутренних среды человеческого организма, каждая по своему осуществляют трофическую и раздражительную (чувствительную) функцию в органах, тканях и клетках тела. Здесь голова и сердце разделяют между собою функцию объединения тела.
Срединный пункт.
Центрирующая роль сердца проявляется двояким образом: 1) Сердце является центром каждого из членов тримерии, то-есть является центром духа, объединяющим все три силы духа; центром душевных сил и центром телесных функций. Конкретно выражаясь, сердце есть центр духовный, центр душевный и центр телесный в человеке. 2) Сердце есть центр, связующий все члены тримерии друг с другом, то-есть является центром всего Антропоса. Кроме того нужно, чтобы в человеке было начало более простое и универсальное, чем дифференцированные начала духа, души и тела. Таким абсолютным, недифференцированным началом в человеке является Само Божество, внутренний имманентный Логос-Христос в сердце. Как центр Антропоса, сердце должно служить связью между Антропосом и Космосом с одной стороны, и между Антропосом и Теосом с другой стороны. Первая связь осуществляется благодаря наличию в человеке микрокосмических начал, вторая связь осуществляется благодаря присутствию в сердце имманентного Логоса.
Таким образом главным объединяющим и интегрирующим началом в человеке является внутрисердечный Логос.
Сердце и жизнь.
Сердце вмещает в себе все Бытие в целом, как в его преходящем, так и в его вечном аспекте. В сердце централизованы основные и сильнейшие функции, стремления, влечения и желания, от низших, растительно-животных, до наивысших, духовных. По единодушному свидетельству современных психологов и философов они суть основные проявления человеческого Я, которое оказывается таким образом теснейшим образом связанным с сердцем. В сердце Я проявляется непосредственно, а в голове - через посредство телесного органа - мозга. Никодим Агиорит говорит:
«Сердце - посредник между телом и умом, почему и называют его жизненным, лучезарным и душевным духом... Сердце есть вечный двигатель, наполняющий жизнью все тело» (О хранении, 141).
Феофан Тамб. говорит о круговращении жизненных энергий сердца:
«Сердце наше точно есть корень и центр жизни. Оно, давая знать о состоянии человека, возбуждает к деятельности и прочие силы, и после их деятельности, опять принимает их в себя, на усиление или ослабление чувств, коими определяется состояние человека» («Душа человеческая», афонское изд., 116).
Сердце есть центр Жизни в ее интимном, бессознательном, иррациональном вперазумном и сверхразумном аспекте. Противоположным полюсом Я является головной разум, «чистый разум» Канта, мертвящий и убивающий все, к чему ни прикоснется. «В глубоком знании жизни нет», - говорит Пушкин (в «Сцене из Фауста»), имея в виду конечно суетное человеческое знание доктора Фауста, хотя и углубленное в бесплодных интуициях магической души. Чрезмерное приложение разума ведет к истощению, иссяканию жизни, как в буддизме, где Нирвана есть угасание Жизни и Сердца.
Поэтому Макарий Великий говорит:
«Сердце есть внутреннейшее в теле тело и первый разумный плотский орган» (Добр. 1).
Душевный центр.
Роль сердца, как центра душевной жизни и душевных движений: чувств, влечений, эмоций, аффектов и страстей, можно считать общепризнанной, хотя позитивная наука трактует об этих движениях вне их связи с сердцем. Вообще глава о сердце, как психическом факторе, еще не написана в современной психологии, так как сердце менее доступно экспериментированию, чем центральная нервная система.
Единство души в сердце касается как космической семеричной души, так и индивидуальной, триадической. Аристотелевское деление душевных сил на: растительную, аппетитивную, питательную, силу роста, животную, производительную и познавательную, удержалось вплоть до 14-го века, и ны находим его у Никифора Влеммида (Патр. М. т. 142, 712). Последний систематизатор умного делания, афонец Никодим Агиорит (19 в.), перечисляя эти силы, считает их корнем и началом сердце (О хранении, 133). И по Аристотелю душа, как энтелехия тела, развивается из сердца. Переходя к индивидуальной душе человека, Никодим говорит:
«Сердце есть центр в человеке, в котором соединены все чувства и все силы души... Сущность души находится в сердце.» (т. ж.)
Платон помещал умную часть души в голове, тимос в сердце, а эпитимию - в печени. Гален держался той же точки зрения. Гиппократ 288 полагал, что мнение (докса), как. деятельность разумной души, исходит из левого желудочка сердца. Можно примирить платоновскую телесную локализацию душевных сил с др.-церковной, полагая, что печень для желательной части души, как и голова для мыслительной части, суть лишь периферические филиалы сердца для соотетственных сил души. Тимос и эпитимия действуют в сердце в своих двух аспектах: естественном или разумном и противоестественном или неразумном. Тимос, или чувствительная энергия сердца, представляет основу чувствительности и реактивности сердца. Он заключает в себе огромный динамизм души, находящийся вне аскезы в латентном, состоянии, или проявляющийся в противоестественных состояниях гнева и раздражительности. В момент сублимация и одухотворения этой силы в экстазе динамизм тимоса проявляется в виде божественной любви. Эпитимия есть желание души и сердца, а при сублимации также превращается в любовь.
Страсть.
Продуктом комбинированной деятельности неразумных сил, тимоса и эпитимии, является страсть, в которую вовлекаются и разумная душа, и дух. Образование комплексов, аффектов и эмоций происходит в сердце подсознательно, и сердце есть настоящая лаборатория страстей. Неразумная эпитимия, усиленная участием тимоса, лежит в основе тех душевных движений, которые известны под названием влечений, стремлений, и желании. Они - так-же продукты противоестественной деятельности души, хотя менее сложны, чем страсти. Эта точка зрения др.-церк. антропологии диаметрально противоположна точке зрения некоторых представителей современной психологии, которые видят в этих душевных движениях простейшие состояния, из коих якобы в процессе эволюции образуется воля. Воля есть духовная сила и она остается таковою даже тогда, когда она порабощена страстью и становится плотскою или сластолюбивою волею. Влечения, стремления и желания могут полностью исчезнуть в аскетическом катарсисе и в процессе сублимации души.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 627;