Семеричность человека.

Идею семеричности космической души теософия переносит на весь состав человека, верная своему универсальному принципу семеричности: мировых циклов, рас, субстанциальных принципов, иерархических начал и сознаний. Теософия предлагает, как некое откровение для Европы, свое учение о семеричном составе человека, основанное на не совсем точной интерпретации антропологии индуизма. Человек состоит из семи основных мировых принципов, которые располагаются в следующем порядке частей человеческого существа:

1) физическое тело .... Stula Bhuta.

2) эфирное тело, или эфирный двойник ..... Jiva.

3) астральное тело, или астральный двойник . . . Linga Sharira

4) ментальное тело .... кама-манас, кама-рупа

5) индивидуальная, или человеческая душа ..... Selbstgeist. манас

6) духовная, или божественная душа....... Lebensgeist. будхи

7) чистый дух, Я, Эго . . Qeist-Mensch. Атман

Названия последних трех высших начал на немецком языке принадлежат Рудольфу Штейнеру. Эфирное, астральное и ментальное тела имеют форму тела, и потому носят общее название «рупа», и составляют вместе с физическим телом низшую природу человека. Остальные три принципа не телесны, потому называются «арупа», и составляют высшую природу человека. Эта схема, как и вся теософия Блаватской, встретила критику со стороны таких ориенталистов, как Ольтрамар и Глазенап, с указанием на целый ряд неточностей и вольное обращение с материалом. Все шесть первых принципов, по учению Самкия, включая душу и дух, материальны, и во время Пралайи, то-есть ночи Брамы, возвращаются на лоно пра-материи Пракрити. В новой Манвантаре, то-есть дне Брамы, новом мировом цикле, происходит новая дифференциация материи на шесть принципов, которые суть ничто иное, как оболочки Я, Атмана. В Брама-Локе или Нирване эти оболочки сбрасываются как ненужная ветошь. Таким образом эмпирический человек есть не что иное, как совокупность шести оболочек. Освобождаясь от своих оболочек, Атман теряет свое, нажитое с таким трудом в тысячах своих воплощений, сознание, и погружается вновь в бессознательность Божества-Брамана. Неосторожная игра Брамана с материей в каждой Манвантаре кончается пленением его частиц Атманов и тогда начинается тяжелый многотрудный путь освобождения Атмана. Но с каждой новой Манвантарой начинается новая игра Брамана с материей и т. д. до бесконечности. Сизифов труд, бочки Данаид и муки Тантала - поэтическая передача на эллинской почве этого основного догмата «древней мудрости».

Манас соответствует триадической душе, а будхи - духу человека. Они представляют собою диаду принципов, состоят из ума и воли, по Ведам и Упанишадам 243. Но ум и воля не разграничиваются в индуизме и часто смешиваются, получается так, что душа и дух монадичины. В индуизме нет знания триадичности души и духа, и нет учения об индивидуальной душе, отделенной от Мировой Души. Вивекананда 244 говорит: «Нет никакой индивидуальности, кроме Бесконечного». Индивидуальность есть иллюзия Майя, и в человеке - это самость, незнание, ведущее к эгоизму. Более древнее учение признает индивидуальность в виде отдельного начала Ахамкара, куда входит манас в виде ядра. По древному учению душа-манас и дух-будхи находятся в сердце, а по тантрической Йоге они имеют свои центры в голове.

В индуизме нет строгого разграничения души и духа. В Самкия Пуруша и душа, и дух 245. Невероятная путаница царит в характеристике духа-будхи. Ему приписывается все функции души-манаса, то-есть дискурсивного ума: различение, утверждение, суждение и заключение и обозначается он, как орган мысли; но с другой стороны говорится о бессознательности его. Считают его инертным, бездеятельным, безвольным, а с другой стороны говорится что дух вызывает деятельность всех органов, является их господином, освещает их светом своим. Говорится о свободе духа, и почему то его влечет к материи и он связывается с материей, порабощается ею 246. Дух якобы не имеет самосознания и получает его при соединении с душою-манасом, но оказывается и манас не имеет сознания и все зависит от индивидуационного принципа ахамкара, вся деятельность которого есть иллюзия, Майя. Таким образом сознание, эта главная цель воплощения духа, эта спасительная сила, оказывается иллюзией, и потому от него не остается и следа, и отсюда - дурная бесконечность индуизма. На этом путанном знании, которое завершается обманом, иллюзией, и само есть иллюзия, гордый своею духовностью теософ строит свое спасение, «джнанан мокша». Вся монументальная «Тайная Доктрина» Блаватской написана под знаком этой идеалистическо-материалистической, иллюзионно-нигилистической путаницы бытия-небытия. Теософская «мудрость» пытается сделать из человека подобие не Божественной Триады, а семеричной божественной Доксы, составляющей семеричную основу Макро- и Микрокосма. Теософия пытается затушевать божественный, теистический, триадический облик человека и выдвинуть космический облик человека, обнаруживая свою основную тенденцию психизма и в мистической теории и в мистической практике.

Космическая Семерица представлена в космической душе человека и в человеческом теле, составляя семеричность психосомы человека, семерицу низших душевных вспомогательных сил и функций и семерицу человеческих психососматических конституций. Сущность и природа души и духа остаются теософии неизвестными, поэтому и подлинная духовность для теософии недоступна.

Учение о семеричности человека и психизм - один из образцов энантной «мудрости» теософии. Другой образец - антропоцентризм, с исчезновением идеи трансцендентного Божества, но с сохранением идеи трансцендентности Семерицы. В сущности эта трансцендентность Космической Семерицы лежит в основе всякого политеизма, древнего и нового, и в своих религиозных устремлениях теософия не поднимается выше политеизма. Это засвидетельствовала обновительница теософии и индуизма Блаватская, откровенно заявившая на страницах «Тайной Доктрины», что только планетные духи, или планетные логосы, Дхиан-Чоханы, достойны поклонения, как единственные инструкторы человечества.

Тонкое тело.

Три оболочки человека: эфирная, астральная и ментальная, называются телами по аналогии с физическим телом человека и животных, так как они проникают насквозь физическое тело на всем его протяжении и имеют каждая из них форму физического тела. Они объединены в древне-церковной антропологии под наз­ванием «тонкого тела».

Эней Газейский говорит:

«Человек имеет столько тел, сколько сфер человеческая душа проходит. Душа имеет различные тела и одевается в них. Проходя небо, обретает небесное тело, через звезды - астральное тело 247, в эфире - в эфирное тело 248 одевается, в воздухе - в воздушное тело. Имеет и земное, огненное и водное тело». (Патр. М. т. 85, 973).

Парацелье различает два тела человека, видимое или элементарное тело, то-есть из элементов состоящее, ина­че — материальное тело, и невидимое, неуловимое или звез­дное, астральное тело ("Astronomia magna". Die Geheimms-se, v. W. E. Peuckert, 1941, S. 17).

Эфирный двойник.

Эфирный двойник double etherique - или эфирное тело имеет прямое отношение к физическому телу. Во время сна и транса, в противоположность астральному (тонкому) телу, он не отделяется от физического тела, как и во премя экстаза Самадхи у закопанных в землю йогов. Он составляет интегральную часть физического тела, является источником жизненности физической материи, имеет справа синеватый цвет, а слева - оранжево-желтый. Все астении (слабости) вызываются астенией эфирного тела, недостаточность вибраций которого вызывают органическую и нервную слабость. Магнетизеры имеют сильное эфирное тело и могут направлять свои эфирные вибрации, усиливающие эфирное тело пациента, восстанавливая равновесие (Jacot, 26-29).

Эфирное тело есть частичное уплотнение мирового Эфира и является проводником жизненной силы, как медная проволока является проводником электрической энергии.

Жизненная сила.

Жизненная сила и психическая энергия являются проявлениями космической души в человеке и животных, то-есть органическими проявлениями ее. Как таковые, они стали объектами научного исследования в современной психофизиологии, но большинство современных ученых, материалистически и механистически настроенных, относится отрицательно к этим проявлениям. Античная медицина и иатрософия имели более точные сведения об этих энергиях и их данные вошли в древнецерковную антропологию. Жизненная сила в собственном смысле, как это принято в научных кругах, носит в древней иатрософии иное на­звание. Она называется «жизненным духом», «пневма зотикон» 249. С понятием пневма связано в древне-церковной антропологии понятие о духе человека с его тремя силами, как об этом говорилось в главе о духе. Слово «пневма» в отношении к жизненной силе хорошо выражает неуловимость, тонкость, недоступность этой силы, по аналогии с дыханием, испарением и др. Некоторые древние писатели называли эту силу не пневма зотикон, а «пнои зоис» 250, «дыхание жизни», что подверждает аналогию с дыханием.

Организм получает эту силу извне, из космических депо. Главным источником ее является солнце, а организм воспринимает (вдыхает), ассимилирует, конденсирует, перерабатывает и распределяет ее по органам и функциям. Эта сила разлита во всем мировой пространстве, проникает собою все живое в мире. Как воспринимается этот «жизненный дух» (spiritus vitalis), эта жизненная сила извне? Аристотель 251 отвечает на этот вопрос: «Есть два способа роста духа: через дыхание и через усвоенную пищу. Тело питается другим телом. Дух (жизненный дух) питается через тело. Излишек ее выделается с выдохом. Так отвечает и индотибетская Йога. Таким образом дыхание, как функция легких, есть не только физиологический акт, имеющий целью газовый обмен, поглощение кислорода и выделение углекислоты, но и акт психический, имеющий целью обмен жизненной энергией, поглощение ее из окружающей среды и выделение ее в ту же среду. Учение о психическом дыхании было широко распространено во всем древнем мире. В Йоге дается система ритмизированного дыхания, главная задача которой - поглощение жизненной силы, праны индусов, и выделение ее из организма. Аристотель 252 приводит имена Аристогена, Эмпедокла, врачей Демокрита и Эрасиcтрата, учивших о психическом дыхании. Нужно прибавить к ним имена Гиппократа, Галена и Оривасия. Мелетий Монах говорит:

«Мышцы и нервы берут энергию из души. Дыхание оживотворяет и поддерживает тепло. Через дыхание вводится чистый воздух и оживляет врожденное тепло, через выдох выводятся дурные испарения и излишки. Необходимо и питание жизненным, психическим духом 253, которое совершается через дыхание. При диастоле сердца привлекается туда часть воздуха и питает психический дух, находящийся в сердце» (Патр. М. т. 64,, Ue nat. hom. p. 1201).

Гален 254 также говорит о двух функциях легких: дыхании в обычном смысле и питании животным духом, пневма зотикон. Перифическими воспринимающими аппаратами для мировой жизненной силы являются: альвеолярный эпителий легочной ткани и функциональный эпителий пищеварительного тракта. Депонирующими аппаратами являются: нервные сплетения, центры анимальной и вегетативной нервной системы, желудочки головного мозга, центры мозжечка и астральные центры (чакра или лотосы). Конденсаторами и трансформаторами жизненной силы являются два нервных сплетения: солнечное (plexus solans), расположенное в подложечной области (epigastrium), и поясничное сплетение (plexus sacralis), вблизи поясничного астрального центра Муладхара, играющего большую роль в Йоге. Гиппократ, Гален и Оривасий считают главным трансформатором жизненной энергии сердце. Мелетий Монах говорит:

«Сердце подобно вечноподвижному огню, непрерывно движется и привлекает к себе из легких дух (пневма), наполняется им и выделяет его в артерии» (Патр. М. т. 64, 1132).

Жизненный дух сосредоточен в сердце, по учению древних иатрософов в левом желудочке сердца. Но и в других органах есть большие запасы жизненного духа (силы), напр, в половых железах. Оривасий 255, лейб медик императора Юлиана Отступника, говорит, что половые железы дают жизненную силу, сенситивную и моторную, причем у муж­чины и женщины это - разные силы. Сперма содержит жизненную пневму. При эякуляции часть жизенной силы уходит из тела. Если сперма попадает наружу, то пневма из нее улетучивается. Сексуальная жизнь сопровождается тратой жизненной силы, а гиперсексуализм ослабляет жизненный тонос и может даже вести к смерти. Трата жизненной силы сопровождается и тратой части врожденного тепла. Гален находит еще одну разновидность животного духа в печени, которую он пазывает «пневма физикон».

Энергия мирового пространства, «астральный свет» Элифаса Леви и западных оккультистов, прана индусов, «огненный разумный дух» стоиков, превращается в специфическую жизненную энергию человека, пневма зотикон иатрософов и древнецерковных писателей.

В Библии это -«нефеш», содержащийся в крови жизненный принцип.

Учение о жизненной силе имеет сторонников и в современной науке и философии в лице неовиталистов: Rind-fleisch, Bunge, Hans Driesdi, Reinke, Schneider, Ed. v. Hart-mann, Uexkiill, и в лице психовиталистов: Pauly, France, Ег-hardt, Ad. Wagner. Натурфилософ и физиолог Max Verworn в своей теории о «биомолекуле» говорит об особенной "Lebenskraft". Spearmann и Leshley говорят о «недифференцированной энергии» организма.

Психическое дыхание свойственно и растениям.

«Жизненные силы устремляются от сердца», говорит Мелетий (Т. ж.).








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1824;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.