Антропогенез как естественная эволюция обезьяны в человека.
Древняя натурфилософия. Природа естественным путем формировала человека – такова суть натурализма. Его истоки связаны с мифами. Предки человеческих родов усматривались в тех или иных разновидностях растительного и животного мира (тотемизм). Позднее натурфилософы стали очищать эту линию от следов анимизма. В качестве исходных существ человек получал рыбоподобных (Анаксимандр, милетская школа) или конеподобных организмов (даос Чжуан-цзы). Были и такие мыслители, которые прямо выводили человека из неживой природы. Так, древнекитайский натуралист Ян Чжу полагал, что первые люди образовались из сочетания пяти стихий: воды, огня, земли, дерева и металла.
Научный натурализм. В XIX в. ведущие ученые-биологи стали углублять и развивать древний натурализм. В 1809 г. в книге «Философия зоологии» Ламарк высказал догадку о том, что человек мог произойти от такой наиболее совершенной обезьяны как шимпанзе. Эту гипотезу ученый разрабатывать и конкретизировать не стал в силу ряда причин. В 1863 г., выступая с публичной лекцией и пропагандируя дарвинизм, английский биолог Т. Гексли поднял тему животного происхождения человека. В 1871 г. вышла книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где человек выводится от обезьяноподобных прародителей.
В XX в. гипотеза Ламарка – Дарвина стала уточняться в плане выделения конкретных природных причин, обусловивших преобразование ряда древних разновидностей обезьян в человека.
Влияние ближнего космоса и солнечной активности.Роль космического окружения нашей планеты несомненна. Воздействие ближнего космоса на антропогенез шло по двум «каналам»: через изменения внешней среды обитания древних обезьян (ландшафта, климата и т.п.) и через трансформации самой жизни (мутации, естественный отбор и т.п.).
В 1930-е гг. российский биолог А. Л. Чижевский указал на зависимость земных процессов от характера и степени солнечной активности. Оказалось, что периодические и эпизодические колебания магнитного поля Солнца непосредственно воздействуют на нервную систему и особенно на центр блуждающего нерва, который регулирует сердечную деятельность. Как теперь показывает генетика, такого рода влияния могли вызвать мутации древнего вида обезьян.
Периодическая смена магнитных полюсов Земли.Магнитное поле Земли является щитом биосферы. Периодически оно меняет свои полюса. В периоды смен электромагнитные поля ослабевают настолько, что ионизирующая радиация космоса усиливается на 60%. Это вдвое увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов. На протяжении последних четырех миллионов лет Земля испытала четыре эпохи различной магнитной полярности. Российский археолог Г. Н. Матюшкин выявил совпадение датировки многочисленных находок останков гоминидов в Африке с периодами смены полярности геомагнитного поля.
Гипотеза Матюшкина весьма интересна и опирается на факты, но один факт она объяснить не может. Если в Западной Африке животный мир за последние 3-5 млн. лет не изменился, то Восточная Африка стала колыбелью человека. Здесь нужно искать какие-то дополнительные причины, связанные с внутренней структурой планеты.
Геологическая активность Земли и радиация.Оказалось, что стоянки гоминидов территориально «привязаны» к зоне Великих Восточно-Африканских разломов, где 20 млн. лет назад шло интенсивное образование трещин земной коры. Эти тектонические сдвиги привели к появлению на поверхности залежей урановых руд, действие которых было весьма интенсивным в пещерах, где жили приматы. Так, французские ученые открыли в Окле естественный атомный реактор, образовавшийся миллионы лет назад. Различные источники радиации безусловно вызывали мутации наследственных структур.
«Синдром Быоси-Клювера».Естественная радиоактивность могла быть только «пусковой» причиной «разобезьянивания». Соответствующий кризис чисто животного способа существования ученые связывают с биологическим эффектом Бьюси - Клювера. Радиация наносила повреждение одному из трех соединенных друг с другом участков мозга: миндалевидному ядру, поясной извилине и мозговому своду. В результате изменялась структура больших полушарий головного мозга обезьян. Это вызывало огрубление и сокращение хватательных функций задних конечностей, что способствовало их новой специализации – быть средством передвижения по земле. На этом цепь изменений не заканчивалась. У высших приматов преобразовались правила жизни: начинали размываться сезонные половые циклы и появилась способность к деторождению в течение всего года, ослабевала слепая власть животных инстинктов и т.п.
Генетические мутации сократили количество хромосом. Главным путем биологической перестройки была перекомбинация генофонда и уменьшение числа хромосом: от 78-54 у низших обезьян до 48 у высших и до 46 у человека. Итальянский генетик Б. Кларелли высказал гипотезу о слиянии у далекого предка двух пар хромосом, в результате чего «окрепли» именно те, которые определяют развитие мозга и нервной системы. Это предположение косвенно подтверждается тем, что в соматических клетках отдельных людей встречается аномальный набор хромосом (XXY– у женщин и XYY – у мужчин). Он сопровождается более частыми случаями умственного отставания и ростом агрессивности. Налицо явление генетического атавизма (лат. atavi – предки).
Американский исследователь Б. Бьюлак обнаружил связь между наличием «лишней» хромосомы и снижением серотонинового обмена – важного компонента работы мозга. Оказалось, что серотониновые нейроны образуют основу антиагрессивной системы мозга. Дефицит серотонина зафиксирован и в случаях отклонения от внутриутробного одноплодия женщин, отличающего человека от млекопитающих. В 1980 г. английский биолог Г. Седвал установил нарушение серотонинового обмена у однояйцевых близнецов и пришел к выводу, что предки людей стакими нарушениями в 2,7 раза чаще страдали душевными болезнями, чем предки людей с нормальным уровнем серотонина.
Психоэмоциональные стрессы.В 1960-е гг. выяснилось, что источником генетических мутаций могла быть не только радиация, но и стресс (англ, stress – напряжение). Канадский исследователь Г. Селье установил, что последний представляет собой острую гормональную реакцию организма на ситуацию резкого расхождения между потребным результатом и наличными условиями жизни. Такое противоречие вызывает интенсивные отрицательные эмоции (вспышки страха и т.п.). Палеопсихологи (греч. раlaios – древний) предполагают, что в далекие времена катастрофические изменения климата резко сократили объем жизненных ресурсов в саваннах Африки. Частый голод вызывал постоянные стрессы гоминидов, в ходе которых биохимические гормоны выводили из гомеостаза весь организм, расшатывая иммунную систему и наследственность.
Высшие обезьяны (шимпанзе) имеют высокое морфологическое и биохимическое сходство с человеком. Состав белков крови и тканей не совпадает лишь на 1%. Различия в структуре ДНК человека и шимпанзе составляют только 1,1%. На этом фоне виды лягушек и белок в пределах одного рода различаются в 20-30 раз больше. Главный природный барьер, отделяющий человека от обезьяны, это меньшее число хромосом. Такая граница установилась под влиянием радиации и стрессов в геологическое время.
Развитие мозга.На первой стадии исследования черепов ископаемых приматов и древнейших гоминидов было выявлено заметное различие в объеме их мозга. Отсюда возникла идея чисто количественного определения границы между обезьяной и человеком. Английский антрополог А. Кизс (1948 г.) и французский психолог А. Валлуа (1954 г.) указали на «мозговой рубикон» в 800 см3. Но через два десятилетия новые факты сделали эту гипотезу несостоятельной. Африканские раскопки семьи Лики показали, что ископаемые антропоиды, значительно не доходившие до черты в 800 см3, изготовляли орудия и потому их нельзя однозначно относить к обезьянам. Дальнейшие исследования показали, что определяющую роль играла не масса мозгового вещества, а его структура (объем мозга у неандертальца иногда превышал соответствующий показатель современного человека).
Качество важнее количества. В ходе эволюционного развития мозга гоминидов увеличение головы плода дошло до предела ширины родовых путей. Эту проблему природа решила на путях развития качества. Стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом. Этот показатель достигает у человека 94% против 50% у рептилий. Изменилась в сторону округления и роста в высоту форма черепа, исчезли надбровные дуги, черепной гребень и т.п. Ребенок стал рождаться как бы с эволюционно недоношенным мозгом. В период внутриутробного развития человеческий мозг достигает менее 25% своего будущего объема, в то время как у шимпанзе – 65%. Стал развиваться новый тип складчатости головного мозга, где преобладает не циркулярное, а радиальное направление главных борозд, способствовавшее укрупнению полушарий.
Старый и молодой мозг. В процессе антропосоциогенеза сокращалось значение древнейшей части головного мозга – лимбической системы – и росла роль лобных долей больших полушарий. Происходила своеобразная эстафета передачи основных функций от «старого» мозга к «новому». Соответственно менялся их удельный вес: у низших обезьян лобные доли занимают 10% объема коры, у высших – менее 15%, у человека – 25%. Если брать кору полушарий большого мозга, то новая кора занимает 95-96% общей площади и только 4-5% приходится на долю древней и старой коры.
Кора растет при жизни. Исследования индивидуального развития современного человека показывают, что в эмбриональный период формируются древние отделы мозга, а процесс роста и дифференциации новой коры происходит уже после рождения ребенка под влиянием социальных факторов. Новая мозговая кора по своему строению имеет 600 млн. вертикально организованных групп нейронов (мини-колонки). Мини-колонки организуются в макро-колонки, что и составляет распределительную систему мозга. Ведущая роль остается за лобными долями мозга, которые являются центрами управления социальным поведением.
6.2.Антропосоциогенез: от поведения обезьян к социальной деятельности людей.Антропогенез весьма условно можно отделить от антропосоциогенеза, где природные факторы переплетены с социально-общественными явлениями. Такое разделение продиктовано чисто методическими соображениями, удобно выстроить некую линию – сначала рассмотреть природные процессы, затем представить социальные явления. Но в реальной эволюции господствовало взаимодействие всех моментов.
Прямохождение: переход с четырех конечностей на две. Палеоботанические данные говорят о том, что в конце третичного периода произошло резкое уменьшение площади и густоты лесов в саванной Африке. Это привело к тому, что какая-то часть обезьян стала изменять древесный образ жизни. Высокая и густая трава в дождливый период заставляла их часто подниматься на задние конечности; чтобы ориентироваться на местности. Переход к прямой походке стимулировался тем, что передние конечности оказались включенными в бросание камней, палок для обороны, нападения или сбивания плодов. Кроме того, обезьяны стали переносить пищу двумя передними лапами, ловить пищевые объекты и доставать высоко растущие плоды, все это требовало перенесения центра тяжести тела на задние конечности.
Как вспомогательный опорный орган нога приобретала уплощенную стопу с продольной сводчатостью, которая смягчала нагрузки на позвоночный столб. Прямохождение изменило посадку головы гоминидов, лицевой отдел расположился более отвесно, чем у человекоподобных обезьян. Произошло освобождение передних конечностей, что вызвало цепочку других важных изменений.
От лапы обезьян к человеческой руке.У всех млекопитающих явно выражен антагонизм между главной функцией передвижения и дополнительной функцией хватания передних конечностей. Только у высших обезьян при хождении по толстым веткам на задних конечностях эти функции способны развиваться гармонично. Прямохождение сделало хватательную функцию главной и это не потребовало принципиальных анатомических преобразований кисти. Все более четко выраженное противопоставление большого пальца относительно ладони позволяло осуществлять мощный силовой зажим какого-то орудия. Незначительные изменения состояли в увеличении длины и подвижности пальцев (особенно большого) относительно ладони, в соответствующей перестройке структуры мышц. Формирующаяся рука стала главным органом трудовой деятельности как сугубо человеческого феномена.
В воде гоминиды встали на две конечности.В 1856 г. в США в слоях карбона были обнаружены следы существа, ходившего на задних лапах. Его ступня близка к человеческой, пальцы растопырены как ласты. Хождение на задних лапах демонстрируют современные обезьяны – носачи, обитающие в приморских лесах Индонезии. Во время приливов они переходят от дерева к дереву, держа лапы над головой. Ноги у них длиннее задних конечностей других обезьян. Ладонь передних лап стала шире, чтобы гребок при плавании был эффективным. Большой палец развернулся, чтобы увеличить площадь ладони.
Все эти факты были приняты во внимание учеными. Английские биологи Р. Страттон, А. Харди и швед Я. Линдблад выдвинули гипотезу происхождения человека от водных обезьян. Жизнь на мелководье давала ряд преимуществ: спасение от хищников и лесных пожаров, обилие пищи (моллюски, лягушки, черепахи). Передвижение в воде обусловило прямохождение, ходьба по мягкому дну сформировала большие плоские ступни, а вода снимала нагрузки с позвоночника. Переохлаждение от мокрой шерсти привело к утрате шерстяного покрова и сохранению волос на голове для защиты детенышей. Появился подкожный слой жира для предотвращения охлаждения в воде. Необходимость пережевывать скользкие и пружинистые тела моллюсков обусловила замену торчащих клыков на лопаточные передние зубы, расположение зубов по дуге, выгнутость небного свода, плотное смыкание губ, затянутость полости рта щеками. Увеличение полости рта дало свободу движения языка, ротовая полость стала звонким резонатором, что очень важно для речи.
Американские ученые Р. Блюменшайн и Дж. Кавалло утверждают, что два млн. лет назад типичным способом добывания пищи у человекообразных обезьян было подбирание падали. Конечно, такой прием легче, чем охота и он, вероятно, был в ходу. Однако наличие падали предполагает обилие разных пищевых ресурсов, что бывает далеко не всегда.
Союз рук и зрения. У выпрямившегося предка человека разнообразные действия рук поднялись над поверхностью земли. В результате чего произошло перемещение глаз во фронтально-параллельную плоскость, стало развиваться бинокулярное восприятие глубины, обеспечиваемое перекрытием полей зрения обоих глаз. Это привело к свертыванию мозговых функций обоняния и резкому развитию зрительных структур. В прошлом и настоящем огромный массив образов закладывается в мозг системой «руки – зрение».
Изготовление и применение орудий труда.Различные исследования показали, что современные человекообразные обезьяны используют органы своего тела в качестве естественных орудий. Отдельные предметы природы (камни, палки и т.д.) они иногда используют как дополнение, но никогда не доходят до изготовления искусственных орудий. Как раз этот рубеж был взят древними гоминидами.
Естественные орудия животных. Зоопсихологи обратили внимание на то, что манипулирование предметами в естественной среде имеет у обезьян хаотический и импульсивный характер. Обилие различных предметов распыляет их внимание. Но если поместить обезьян в пустую клетку и предложить один или немного предметов, то их внимание становится концентрированным и длительным. На рубеже третичного и четвертичного периодов антропоиды оказались в условиях резко обедненной природной среды. Бедная растительность саванны и обилие антилоп могли подвигнуть антропоидов на доступный объект охоты.
Предмет труда всегда в фокусе внимания. Когда современные приматы воздействуют на природный объект зубами или лапами, они фиксируют свое внимание на его изменении. Но как только обезьяна получает один предмет, чтобы воздействовать с его помощью на другой, она концентрирует все внимание на «орудии» и упускает из вида «предмет». Все это противоположно логике трудовых операций человека. Ученые предполагают, что ископаемые гоминиды смогли переключить внимание на обрабатываемый предмет.
«Современные кроманьонцы».Люди давно извлекали из земли древние орудия, но на рубеже средневековья и Нового времени многие всерьез считали, что эти орудия образовались в результате удара молнии в камень. Немецкий ученый А. А. Роде (1682-1724) первым изготовил каменный топор с целью доказать, что такие орудия создавались первобытным человеком. Сейчас экспериментальная археология представлена рядом национальных исследовательских групп. Российский ученый С. А. Семенов, рассматривая через стереоскопический микроскоп следы ударов, сглаживания и полирования каменных орудий, сумел реконструировать первобытную технологию. Древнейшие галечные орудия обработаны 3-10 ударами, шелльские рубила — до 30, ашельские – до 100. Всё это свидетельствует о развитии руки, глазомера и воображения ископаемых предков. Сотрудники С. А. Семенова изготовляли самые сложные каменные орудия за два-три десятка часов.
Освоение огня.Орудием орудий стал для древних людей огонь. Овладение им имело свои этапы: а) эпизодическое использование естественного огня; б) поддержание естественным образом возникшего огня; в) разработка способов искусственного получения огня путем трения или высекания кремнием.
Многоцелевая технология. Огонь сыграл роль энергетического орудия труда. В нем размягчался рог, плавилась смола, заострялось и затвердевало мокрое дерево. Даже камень разрушался при помощи целенаправленного воздействия огнем. Использовать огонь можно было лишь благодаря постоянным коллективным усилиям по слежению и поддержанию костра. (Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в некоторых местах костры непрерывно горели тысячелетиями). Огонь сплачивал людей в производственную общину. Он стал универсальным орудием приготовления пищи и способствовал переходу от растительной пищи к потреблению мяса. Временные укрытия и стоянки благодаря огню стали уступать место постоянным и безопасным жилищам.
От языка природы к социальному языку слов. Общение в мире животных происходит на основе первой сигнальной системы. Ее содержанием выступает многообразие чувственных впечатлений: воспринимаемые запахи, касания, видимые позы, мимика, жесты, слышимые звуковые сигналы. У обезьян наиболее развитой и типичной формой языка является жестовая речь. В рамках биосообщества жесты как знаки несут определенные значения и эта информация имеет сугубо природно-жизненную ценность (что полезно или вредно для выживания).
Речь эффективно обслуживает труд. Древние антропоиды стали осваивать образ жизни, ядром которого стал труд. В условиях коллективной охоты язык жестов оказался непригодным и на этом фоне на первое место выдвинулись звуковые сигналы. Голосовые звуки хорошо распространяются на большие расстояния, очень эффективны в темноте, в тумане, в лесу, в горах и в пещерах. Развитие звуковой речи обусловлено и необходимостью найти новые знаки для новой информации, связанной с изготовлением и применением орудий труда. Таким знаком и стало произнесенное и услышанное слово.
Маугли – плод фантазии. Речь позволила выражать и закреплять трудовой и социальный опыт и, самое главное, эффективно передавать это знание от старшего поколения младшим. Со временем социальный язык стал необходимым условием формирования человеческого индивида. Зафиксированы факты воспитания дикими животными более 30 детей. Попав обратно к людям, они с большим трудом выучивали несколько слов и, как правило, скоро погибали. В ходе исторического развития человека язык слов оказался связанным с определенными возрастными периодами развития ребенка. Это означает, что словесный язык уже в глубокой древности стал «сердцем» человеческого общества.
От инстинктов к сознанию. Этологи и другие исследователи признают у животных наличие некоторого интеллекта. Его содержание составляет информация, которая обеспечивает особям целесообразное поведение и выживание. Она отражает жизненно-важные отношения организма с внешней средой. Самая древняя информация представлена инстинктами, т.е. программами, передаваемыми по генетическим каналам наследственности. На этой основе в индивидуальной жизни образуется опыт, формирующийся в виде условный рефлексов. Эта информация от родителей к детенышам передается в процессах научения и позднее приобретается самостоятельно. Таким образом, интеллект животного ограничен биоинформацией и привязан к обслуживанию непосредственных биопотребностей. В этом смысле мышление обезьяны определяется ее конкретной жизненной ситуацией (нахождение пищи – половое поведение – убежать от врагов – ...). Даже в игровых ситуациях интеллект обезьяны не может оторваться от отношения: организм — среда.
Самая яркая отличительная черта человека – разум или сознание. Если придерживаться строго научного подхода, то данный феномен следует выводить из типичных признаков человеческой деятельности. Труд можно отнести к сущностной специфике человека, ибо здесь целостная для животных природная среда раскалывается на орудие и предмет труда. Если для обезьяны внутреннее устройство природы принципиально недоступно, то через изготовление и применение орудий труда древние люди стали открывать двери, ведущие к сокровенным тайнам природы. Ставя, к примеру, каменный топор в различные отношения к земле, дереву, живым организмам, первобытный человек тем самым получал информацию о мире объективных свойств. Эти знания уже «не привязаны» к биопотребностям и мышление на их основе способно представлять структуру природных предметов. Такую же свободу несла информация о социальных отношениях людей («свои – чужие», высокая познавательная ценность старших, защита ценностей посредством запретов – табу и т.п.). Новые знания отношений «орудие – предмет», «человек – человек», воплотившиеся в словах, и образовали содержание сознания
Сознание дает свободу от внешней среды. Становящееся сознание давало человеку относительно высокую свободу. Оно позволяло разрабатывать планы будущих трудовых актов (охота и т.п.), предвидеть последствия своей деятельности, осуществлять обучение младших поколений. Такая свобода мышления давала огромные преимущества человеку разумному перед представителями животного мира. Вместе с тем, отсутствие сдерживающего влияния конкретных ситуаций нередко вело разум по пути произвольных домыслов и фантазирования. Особенно ярко эта черта проявилась при формировании первой формы мировоззрения – мифа.
HOMO SAPIENSу 500 тыс. лет. До недавнего времени считалось, что «человек разумный» появился 30-50 тыс. лет назад. Однако множество обнаруженных учеными артефактов из каменного века вынуждают пересмотреть старую гипотезу. Были найдены каменные ножи, которые сделаны 0,5 млн. лет назад. Жернова для получения охры, красители и дротики датируются 400 тыс. лет. Неандертальцы успешно развивались, осваивая производство статуэток и костяных орудий, торговлю и действия с числовыми знаками, а также многое другое. Но вот 70 тыс. лет назад началось извержение вулкана Тоба на Суматре. Было выброшено много пепла и солнечное освещение поверхности планеты прекратилось. Резкое похолодание дало ледниковый период, который затронул даже Африку. Произошла катастрофическая деградация культуры каменного века и ее возрождение пришлось на последние 30-50 тыс. лет.
Духовный разум: изобретение морали и искусства.Древний человек открыл не только социальную практику и свободную мысль, но и встал на путь духовности. Он стал альтернативой образа жизни неандертальцев, которые вели жесткую борьбу друг с другом из-за самок. Раскопки ученых в Олдувайском ущелье обнаружили сотни черепов, проломленных дубинками и каменными топорами. Необузданный половой инстинкт и ставка на физическую силу привели неандертальцев к вырождению. Кроманьонцы отвергли такой тупик, сделав ставку на рост взаимной терпимости и сотрудничества внутри общины (неприятие других родов и борьба с ними остались). Они ввели жесткие запреты на половые отношения между ближайшими родственниками и на убийство соплеменников. Эти правила стали ядром нравственности и свое обоснование они нашли в образах души и духов. Табу открыли мудрые предки и завещали потомкам их неукоснительное исполнение. От первопредков остались их души и в виде духов они контролируют жизнь общины. Норма «не убий» подняла статус опытных и относительно пожилых людей. Если у неандертальцев такие умельцы в первую очередь погибали от рук молодых самцов, то у кроманьонцев они стали уважаемыми учителями, носителями коллективной памяти и мудрого разума.
Другой формой духовности стало древнее искусство. «Человек разумный» принялся осваивать такие измерения культуры, которые не имели прагматической ценности. Речь идет о разнообразных украшениях и музыкальных инструментах. В пещере Истуриц (Франция) была найдена костяная флейта в возрасте 32 тыс. лет. С самого начала изобразительное искусство стало средством самопознания человека. В середине XX в. было исследовано 66 пещер Франции, Испании и Италии. На их стенах палеолитические художники оставили разные сюжеты. Изображения животных имели грубые контуры, достаточные для магии, но уступавшие в детализации картинам человека. Однако в последних явно преобладал интерес к женщине в сравнении с мужской тематикой. Из всех изображений 91 % относится к женщинам и только 9 % к мужчинам. Женские фигуры везде расположены в центре панно, мужчины – на его периферии. Если мужские фигуры представлены условно и схематично, то женщины прописаны более реалистично.
От собирательства к производству.Древние люди в конце ледникового периода изобрели метательные орудия – копья и лук со стрелой. Эта техника оказалась весьма эффективным средством охоты. Сравнительно быстро наступило истощение экосистем, наступил кризис собирающей экономики. Как следствие в 10 раз сократилось население охотничьих общин. Выход был найден в виде открытия преобразующей экономики – земледелия, пастушества и ремесла. Эти новые технологии и составили содержание неолитической революции, открывшей начало цивилизации.
Важной вехой стало изобретение металлургии. 10 тыс. лет назад люди открыли на территории современной Турции медь, а в Месопотамии – свинец. Для того времени их выплавка была технологически возможна, но неясные мировоззренческие запреты не дали этому делу развернуться. Только в V тыс. до н.э. возникла первая металлургия – «Балкано-Карпатская медная провинция». Сначала изделия из меди и бронзы шли на религиозный ритуал и украшения, ибо металлы оценивались как «божественный дар». Орудия труда и войны стали изготавливаться из них намного позднее.
Если охотники были каннибалами, то земледельцы создали похоронный культ. Неолитическая революция имела и мировоззренческие сдвиги. Современный английский археолог Т. Тейлор, опираясь на ряд новых фактов, выдвинул интересную гипотезу. В период с 2 млн. лет до 120 тысячи лет найдено много костей антропоидов со следами порезов. Этот факт можно объяснить только каннибализмом, т. е. поеданием тел умерших. В животном мире такое явление существует. Около 70 видов диких животных, включая шимпанзе, практикуют каннибализм. К этому антропоидов мог вынудить ряд причин: 1) острая нехватка пищи, вызванная природными катаклизмами (землетрясения, наводнения, пожары и т.п.); 2) у современных полинезийских каннибалов есть верование – съев тело противника, получатель обретает его дух как жизненную силу; 3) посредством каннибализма родственный дух продолжает жизнь в другом теле. Исключением из правила каннибализма стала практика захоронения в земле. Так стали поступать с изгоями («козлами отпущения») – нарушителями табу, физически неполноценными людьми. Самые ранние захоронения приходятся на 120 тыс. лет и позднее. У охотничьих общин захоронение было формой остракизма (наказание). Но с освоением земледелия негативная практика стала превращаться в положительный культ. Земля трансформировалась в святыню, которая засевается мертвыми, словно семенами. И такая практика есть лучшее доказательство права живых владеть этой землей. Поколения предков можно отслеживать по могилам и тем самым поддерживать их культ. Данная гипотеза ныне активно обсуждается учеными.
Развитие культуры обещает человеку почти бесконечный прогресс. Каждый вид жизни начинает свой путь в эволюционном древе с многообразия возможностей совершенствования. Специализация как адаптация к узкой природной среде закрывает эти потенции и ограничивает прогресс. Приматы и, особенно, гоминиды сохранили эволюционную пластичность. Кроманьонцы стали существенно ограничивать свои инстинкты нормами культуры. В определенном смысле культура «искусственна», сверхприродна и она существенно ограничила давление естественного отбора. Техника, социальная солидарность и духовные нормы способны существенно ослабить воздействие негативных природных факторов на людей. Так, под влиянием прогресса, образа жизни и успехов медицины к настоящему времени резко сократилась преждевременная смерть и вырос уровень долголетия. Если первобытные охотники редко доживали до 30 лет, то средний японец ныне умирает около 80 лет. И если современное и будущее человечество будет мудро развивать культуру в гармонии с природой, то оптимистические перспективы очевидны.
Степень выживаемости (зародыш - особь) | |||
Простейшие | Рыбы | Высшие млекопитающие | Современный человек |
0,0001 % | 2 % | 30 % | 99 % |
Перспективна только коэволюция.Во взаимоотношениях человека с природой разуму нередко не хватало мудрости. Следствием этого становились экологические кризисы. Первый удар по природе нанесли палеолитические охотники, истребив популяции мамонтов, гигантских оленей, степных зубров и т.п. Затем подсечно–огневое земледелие уничтожило многие виды растений, создав рукотворные пустыни. Современный экологический кризис угрожает уже всей биосфере, своими силами она не может справиться с технологическими загрязнениями. От этого страдает и само человечество, поставившее себя на грань выживания. Из глобального кризиса существует лишь один выход: коэволюция (лат. со – вместе) как оптимальное совмещение двух линий развития – эволюции природы и истории человечества. Их союз должен быть гармоничным, где человек соблюдает законы биосферы и при этом все усилия общества ориентируются на восстановление утраченного баланса биосферных сил. Основные предпосылки коэволюции ясны.
Поддержание устойчивости биосферы должно стать главной проблематикой человечества.Спектр необязательных дел у разных народов чрезвычайно велик. Много времени и сил уходит на подготовку к войнам, на сами военные действия и на разные конфликты. Нужна быстрая переориентация целевых установок на решение глобальных экологических проблем. Во всех странах существуют экологические движения и организации, они многое делают, но еще больше нужно сделать. Под эгидой ООН создана организационная система глобальной экологии, но её роль пока не значительна.
Экологическая перестройка мировой экономики.Сейчас человечество замыкает на себя около 20% продукции биосферы и тем самым нарушает закон Б. Коммонера – все, что извлекается из биосферы, должно быть возвращено. Техногенное давление на естественную среду надо немедленно и резко снижать. Так, экологическое равновесие в земледелии возникает лишь при соотношении 40% культурных площадей и 60% естественных экосистем. Современная реальность иная. Нужна ставка на современные информационные технологии, дающие минимальные отходы. Это основное русло устойчивой коэволюции.
Необходимость сокращения народонаселения.На планете сейчас проживает более 6 млрд. человек. Такая численность превышает оптимальный максимум более, чем в три раза. Ученые-демографы и экологи предлагают проект сокращения за три поколения (75 лет) до полутора млрд. Иначе существенного сокращения антропогенного давления на биосферу не произойдет.
Разумное сокращение материальных потребностей.У человека есть потребности, которые абсолютно необходимы для жизни организма. Таковы биологические потребности в нормальном воздухе, питьевой воде, сбалансированной пище. Что же касается ярко выраженных социальных потребностей, то при современном образе жизни ряд потребностей не является необходимым, даже по широким культурным меркам. К ним можно отнести предметы «высокого стиля жизни» – яхта, самолет и т.п. К необязательной роскоши сейчас причисляют одежду из естественных мехов и многое другое, связанное с нанесением ущерба живой природе.
Уважение и любовь к природе.Требуется воспитание нового экологического мировоззрения, его ядром должна стать биоэтика. Безразличие и практицизм обязаны уступить место образу: Природа – это мать жизни и человечества.
Одинок ли человек во Вселенной? По данному вопросу возможны лишь два определенных ответа: оптимистический и пессимистический. И действительно, мнения космологов так и распределены. Но наука тем и отличается от других типов познания, что она пытается свои решения обосновать рациональными доводами. В 1961г. советский астрофизик И. С. Шкловский был явным оптимистом и разработал формулу оценки вероятности существования внеземных цивилизаций (ВЦ).
N = n·P1·P2·P3·P4· (t/T);
N – количество ВЦ; n – число звезд в Галактике; Р1 – вероятность того, что у звезды есть планетарная система; Р2 – вероятность существования жизни; Р3 – вероятность возникновения разума; Р4 – вероятность технологического прогресса; t – средняя продолжительность технологической эры; T – возраст Галактики. Если n=2·1011 ; T=15·109 лет, то остальные параметры неопределенны и N весьма произвольно, однако ее значение не нулевое. Ученые здесь предпочитают говорить об «астросоциологическом парадоксе»: вероятность ВЦ существует на фоне полного отсутствия эмпирических следов Вц.
Большой известностью пользуется уравнение Ф. Дрейка:
N= R·fp··we·fe·fi·c·Z
N – число технически развитых цивилизаций в галактике способных связываться с другими цивилизациями; R – скорость звездообразования; fp – звезды, имеющие планеты; we – планеты с жизнью; fe – планеты с развитой жизнью; fi – планеты с разумной жизнью; fc – планеты с развитой технологией; Z – время жизни развитой цивилизации.
Как и везде, многое в формулах Дрейка определяется качеством привлекаемых теорий. Если ученый привлекает небулярную теорию образования планет, то fp =400 млрд. планет. Учет орбиты планеты вокруг звезды дает we = 10 млрд. планет. Количественная оценка fe затруднена отсутствием точной теории возникновения жизни. Значение fi требует однозначного определения разума, которое ныне проблематично. Количественная оценка fc требует разработки гипотезы о едином развитии технологии у всех цивилизаций. Измерение Z нуждается в оценке явлений, угрожающих развитой цивилизации (ядерная война, потеря интереса к науке и т.п.) в 1990 г. Дрейк заявил, что он убежден в том, что будущий поиск даст значение N в десятки тысяч. Оптимизм прогноза очевиден.
Парадоксы ВЦ можно разрешить. Уравнения Шкловского и Дрейка указывают на те проблемы, которые еще ждут своего решения. Но важно уже то, что ряд качественных вопросов получил должное осмысление и мы представляем в общих чертах то, что мы еще не знаем.
Парадокс Э. Ферми. Вселенная существовала задолго до образования Земли, что допускает возможность появления множества цивилизаций. За это время они могли бы изучить Галактику и добраться до солнечной системы. Но таких следов нет. Объяснений здесь может быть только два: 1) человечество как цивилизация одиноко. Ф. Типлер придерживается этого мнения и его аргумент таков. Если бы было много ВЦ, то они бы смогли некими зондами исследовать галактику. Запуска даже одного зонда достаточно, чтобы за 300 млн. лет колонизировать нашу галактику. Но этого нет. В позиции Типлера есть слабое место: вовсе необязательно, чтобы любая ВЦ должна стремиться к зондированию и колонизации. 2) человечество не одиноко, но обнаружение ВЦ технически затруднительно. Такую позицию разделяет американский ученый К. Саган. По его мнению, возможны два типа ВЦ: агрессивные, настроенные на колонизацию, и мирные без колонизации. В нашей галактике все ВЦ мирные, поэтому их следов мы не видим. Д. Брин указывает на множество космических факторов, препятствующих коммуникациям между ВЦ: черные дыры, интенсивная радиация, окружающая спиральные рукава Галактики и т. п.
Человечество создано для космического эксперимента. С таким фантастическим сценарием выступил П. Бёрч. Якобы существует раса сверхсуществ с высокой технологией. Они путешествуют по галактике, создают планеты, звезды, черные дыры и манипулируют пространством-временем. Их разрыв с нами также велик, как между богами и людьми. Сверхсущества создали человеческую цивилизацию и ждут того, как успешно мы решим свои проблемы. Чтобы не ограничивать нашу свободу, они не идут на контакты с нами. Только в будущем они примут нас в свой союз.
Стратегии поиска ВЦ. С середины XX века действовала международная программа SETJ – поиск радиотелескопами искусственных сигналов. Выбрана универсальная частота изучения атома водорода. Поскольку положительных результатов нет, некоторые ученые предлагают проект выдвижения зондов к планете Плутон, к самой окраине Солнечной системы. Такая близость к возможным межзвездным трассам ВЦ увеличит вероятность встречи. В 1994г. американский конгресс прекратил ассигнования SETJ.
Задания.
1. Какой аспект концепции Большого взрыва уточнила инфляционная гипотеза?
2. Отрицают или развивают гипотезу А. И. Опарина современные теории биохимической эволюции?
3. Каким образом генетика устранила «кошмар Дженкинса», угрожавший эволюционной теории Ч. Дарвина?
4. Какими способами научили «разговаривать» шимпанзе ученые-этологи?
5. В чем состоит предпочтительность гипотезы происхождения человека от обезьян, практиковавших водный образ жизни?
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 2035;