Эфирная теория души.
Учение об эфирном происхождении космической души и души вообще получило полное развитие у Аристотеля. Тело состоит из четырех элементов-стихий, а душа, как первая жизненная энтелехия тела, происходит из эфира, пятого наивысшего и благороднейшего элемента 239, пятого тела, квинт-эссенции 240. Эфир, как благородный элемент, упоминается и в орфических гимнах (5, 4) и вообще все учение Аристотеля об эфире построено на древнем орфическом предании.
Теорию эфирной души разделял известный аскет, епископ Игнатий Брянчанинов: «Душа - эфирное, весьма тонкое летучее тело, имеющее весь вид нашего грубого тела, все его члены, даже волосы, его характер лица, полное сходсто с ним» 241. Ясновидению аскета открывались особенности тонкого тела человека. Еп. Феофан Тамбовский подчеркивал в своих возражениях, что вряд ли можно считать сознание и совесть только чем-то эфирным. Впрочем Феофан допускал, что душа как бы одета некоей оболочкой, тонкой, эфирной 242. Эта эфирная оболочка души - не что иное, как эфирное тело, 2-е начало человека в теософской и антропософской семерице, то-есть часть космической души человека. Пселл говорит, что халдейцы признавали две оболочки души, одну чувственную и другую, топкую (Натр. М. т. 122, 1140).
Сложность космической души отличает ее от индивидуальной души.
Пселл говорит:
«Сложная смесь души (космической) есть сосуд для демонов, привлекаемых страстями» (Патр. М. т. 122, 1140).
Триадическая душа индивидуальна:
«Сколько душ, столько и видов души» (Пселл, Т. ж.).
Простота и триединство души - антропологии.
Григорий Нисский говорит:
«Никто да не предполагает, что в человеческом составе существует три души, усматриваемые в особых своих очертаниях; почему можно было бы думать, что человеческое естество есть некое сложение душ. Напротив того, истинная и совершенная душа по естеству есть одна, умная и невещественная» (Твор., 1, 132).
Космическая душа менее интеллигибельна, чем душа индивидуальная, но в своем метасхематизме она уподобляется в значительной степени космической душе, следуя катастатическому закону: высшее начинает служить низшему.
Триада тела: лимфа, кровь и нервная система являются проводниками сил космической души, лимфа - для эфирной энергии, кровь - для животной (жизненной) энергии, пневма зотикон, а нервная система - для психической энергии, пневма психикон. Эти энергии космической души являются в то же время жизенными энергиями и носят древнее название пневма, потому что их отождествляли с духовною силою-исхис, или видели в основе их первичную духовную силу. То же и в индуизме, где жизненные силы считаются проявлением духовной силы Jiva. В Йоге наибольшим вниманием пользуется психическая энергия «прана», имеющая пять разновидностей с центром в сердце (Чандог. Упан. 3, 13, 1-5).
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1237;