Методика освоения техники рисунка традиционных элементов лаковой миниатюры
После освоения комплекса рисунков студенты переходят к изучению традиционных приемов письма на образцах, выполненных художниками старейшего поколения миниатюристов.
Эти образцы содержат отдельные элементы (деревья, горы, палаты, головы и фигуры человека, изображения животных).
Лаковая миниатюра впитала в себя эти традиции, возникла на их основе, поэтому изучение в первую очередь ее первоисточников является необходимым и закономерным.
Традиции древнерусской живописи — азбука для обучающихся, и, если бы наши мастера не знали в совершенстве все старинные традиционные приемы, они не смогли бы создать новое современное искусство.
В отобранных для обучения традиционных образцах техника может быть изучена детально, со всеми приемами и в должной их последовательности. Это очень важно, так как техника лаковой миниатюры в основном та же, но не в таком канонически чистом виде, как в старинных оригиналах.
Елена Николаевна Казакова, создавая свою современную миниатюру в технике гуашевой росписи, опираясь на традиции иконописи и лаковой миниатюры Палеха, и Холуя, перерабатывала их, подчиняя новым задачам и новым формам.
Благодаря этим переработкам техника миниатюры трудна для изучения, а последовательность применения приемов не всегда можно выявить с ясностью. Кроме того, нужно знать стилевые особенности живописи XV и XVII веков для того, чтобы идти по пути развития этих особенностей согласно своим индивидуальным способностям и склонностям.
Техника лаковой миниатюры довольно сложна. Необходимо не только овладеть традиционными приемами, но и точно соблюдать последовательность их применения, стараясь как можно лучше и правильней выполнить каждый из этапов работы.
Например, если композиция не связалась органически с формой пластины или ларца, нельзя переходить к ее разработке, нужно обязательно добиться этой связи. В дальнейшем уже ничем не исправить этой кардинальной ошибки.
Если не выполнить тщательно подготовку белилами — живопись не будет иметь настоящего цвета, получится серой, невыразительной.
Если при роскрыше не будет соблюдена прозрачность плави — живопись не свяжется с черным фоном, будет выглядеть грубой цветной накладкой.
Слишком сложные теневые и световые приплавки лишат живопись декоративности. При небрежной росписи золотом и алюминием можно исказить не только контуры, но и формы изображений. Если положить слишком много золота — поблекнут краски, если же недостаточно — объем не будет выявлен, работа останется как бы незавершенной.
Так небрежное выполнение одного из этапов ведет за собой неудачу в последующем. Поэтому весь процесс работы должен быть тщательно изучен в его традиционной последовательности.
Учиться искусству лаковой миниатюры надо начинать именно с элементов, с образцов, отобранных и исполненных мастерами, которые должны быть просты, понятны для учащихся, доступны для творческой переработки в лаковой миниатюре.
Студенты должны запомнить технику живописи и ее последовательный процесс именно на образцах и применять их в последующих копиях и самостоятельных композициях на протяжении всего процесса изучения.
В этой и в последующих беседах последовательно изложен минимально необходимый для студентов комплекс копийных работ в цвете. Задания расположены по возрастающей сложности. Процесс копирования в каждом случае детально описывается, так же, как и сами традиционные прием, с различными способами их применения.
Но следует принять во внимание, что, описывая роскрышь, не все можно точно выразить словами. При составлении тонов очень многое зависит от густоты красок и от пропорции в каждом тоне. Здесь даются лишь общие определения тонов, а разницу между ними и пропорции красок в них студент должен сам почувствовать и, практически экспериментируя, добиваться в своей копии точной передачи всех тонов оригинала.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1395;