Стилевые особенности отдельных элементов

Растительность в сызранской миниатюре занимает значительное место. В зависимости от выбранной автором композиции деревья могут иметь не только условную веерообразную и округлую форму, но и ближе к натуре, быть разнообразнее и детальнее разработаны.

В цвете деревья могут быть зелеными, цветными и яркими. Листва выполняется и условными треугольниками и инокопью, а в различных формах, и ближе к натуре. Стволы деревьев выполняются цветом и штрихами, условно передающими фактуру древесной коры.

В своем построении они тоже декоративны, в них шире используются формы живых деревьев, произрастающих на территории Самарской области.

В связи с разнообразием территории сызранского района в частности и Самарской области в целом от заволжских степей, до Жигулевских гор, от Сызранского соснового бора до просторов волжских заливных лугов, пейзаж в лаковой миниатюре очень разнообразен. Горы состоят из плавных изгибов, в них могут встречаться мелкие уступы и лещадки, наружные контуры их могут быть изрезаны на мелкие частицы. В горах пещеры встречаются редко, на лещадках художник может положить отдельно наложенные кремешки, а также отдельные завитки на их верхушках. На горах, на их теневых сторонах, наносятся тени в несколько тонов, вливающихся друг в друга, которые достигают значительной силы. Сохраняется общая фактура гор. Это достигается несколькими светлыми тонами, вправляющимися друг в друга, которые со световой стороны подчеркиваются легкой светлой оживкой. Контуры гор обводятся темными тонами, причем часто в уступы гор вводятся их общие тона разных цветов. Горы обильно украшаются цветами, камушками и т.п.

Постройки, или палатное письмо, в занимают очень большое место. Они резко отличаются от построек палехского или холуйского стилей. Постройки сызранской школы имеют близкое к реальности исполнение. Для сюжетов авторы берут строения города Сызрани и Сызранского района. Они отличающиеся большим разнообразием каменного и деревянного зодчества, и обусловленного проживанием на этой территории многих народов и народностей, разнообразных конфессий. В архитектуре используются деревянные дома и деревенские сюжеты, архитектура конца 19-начала 20 века стиля Модерн, церкви, мечети и другие религиозные постройки, современная архитектура больших городов-полисов Самары и Тольятти.

Всегда, кроме основного здания на первом плане, имеется еще множество построек разных форм, храмов, деревянных домиков, и т.п. на втором плане. В зависимости от замысла автора постройки могут быть разнообразными по цвету и украшению. Купола, главы, могут быть покрыты золотой.

Вода и волны принимают разнообразную форму. Вода может быть спокойной, в небольшой ряби которой отражаются дома и деревья. Может быть сильно волнующаяся, и волны ее представляют из себя сплошные спиралевидные завитки. По цвету, темно-синего тона с белыми баранчиками, как в ветреную погоду на Волге.

Есть особенности и в письме животных. Лошади по формам тонкие, изящные, они очень красивы, красивы повороты голов и изящны тонкие ноги. Развивающаяся грива подобна волнам реки. По цвету они не очень ярки. Их мускулы отмечаются бликами с оживкой. Гривы и хвосты их расписываются с исключительной тонкостью, и чистотой.

Фигуры человека изящны, но не настолько стройны и тонки как в строгановской живописи. Они не имеют сильно удлиненных, против натуры, пропорций. Одежды по цвету ярки. Контуры и роспись фигур очень тонки, со множеством мельчайших складок. Большая тенденция к передаче объема достигается довольно сильной подтушевкой теневых частей фигур и обильными пробелами.

Кроме пробелов, в живописи фигур может быть использовано богатое украшение одежд. Особенно с миниатюре с сюжетами из исторического прошлого региона, либо сюжетов сказок и легенд. Воротники, пояса, нарукавники, уборки на одеждах украшались жемчугом и разноцветными камнями, особенно одежды бояр и царей и их короны и троны. Латы воинов густо покрывались мелкими ячейками, передающими ячейки кольчуги, расписывались растительным орнаментом и украшались также жемчугом и цветными камнями.

Лица фигур, по тону светлые. На лицах крупных размеров, чтобы обобщить их тон, наносились мелкими штрихами «отборки» — вроде современной ретуши. Волосы на головах прописывались очень тонко, мелко и чисто.

Мастера не теряют содержание образа — главное в живописи, декоративную монументальность, силуэт, простоту и убедительность.

Приемы роскрыши

Роскрышь элементов пейзажа в зависимости от уровня студента может быть выполнена несколькими приемами.

Например, нужно прокрыть гору желтоватого тона. Разводится светлая охра до нужной для плави густоты. Ею проплавляются световые части горы и ее площадки. Затем составляется желтый тон несколько темнее первого, и им проплавляются теневые части горы и ее уступы, а входы в пещеры прокрываются умброй.

Другой вид роскрыши, которому обучаются на начальном этапе — все элементы живописи раскрываются плавью, всякий своим одним основным тоном. Таким приемом раскрываются одежды человека, фигуры животных и некоторые другие элементы живописи. При такой роскрыши соблюдается ровность и прозрачность плави, чтобы раскрытые элементы не были просто раскрашены, не смотрелись бы чистой краской, но чтобы каждая плавь играла живым тоном. При роскрыши плавью преследуется и очень важная задача — создать впечатление объема.

Роскрышь голов и обнаженных частей тела человека — санкирь. Санкирь составляется согласно выбранному художником типажу. Он может быть светло-желтым, для загорелого лица — коричневатым, для бледного — желто-зеленоватым и разных других тонов. Принято говорить: одежда человека и пейзаж раскрыты, а головы «засанкирены». Роскрышь и санкирь делаются одновременно.

Четвертый этап - это роспись. Росписью называется прорисовка по роскрыши темным тоном всех контуров и деталей.

Для росписи составляется темный тон, в большинстве случаев из жженой умбры и острой беличьей кистью выполняют роспись. На деревьях — оконтуриваются их стволы и сучья, прорисовываются общие формы их листьев, на горах — площадки и уступы, на воде — рисунок волн. Прорисовываются все контуры и складки одежды человека, контуры животных, палат и их украшений, а также всех других элементов композиции.

Роспись делается художником не одинаковыми, а мягкими, плавными, темными, живыми линиями разной толщины и разной силы. Нужно, чтобы линии росписи не смотрелись отдельно от роскрыши, а сливались с нею в общем ее тоне. При росписи, как и при роскрыши, разностью силы линий выявляются объемы изображений.

Одновременно е росписью фигуры человека прорисовываются по санкирю таким же темным тоном голова и обнаженные части его тела, черты лица, волосы и пальцы рук и ног (опись).

Пятый этап — приплавка теневых и световых частей всех элементов композиции. Приплавка делается кистью средней остроты с целью выявления объема. Чего не удалось полностью достичь при роскрыши и росписи, дополняется легкими приплавками теневых и световых частей.

Например, на одеждах делается легкая приплавка теней тоном несколько темнее роскрыши. В элементах пейзажа также приплавляются их теневые части тонами несколько темнее роскрыши, а на световых частях тонами несколько светлее ее, чтобы тон каждого элемента смотрелся звучнее и живописней. Для решения этой задачи приплавка как теневых частей, так и световых делается не всегда одинакового тона с роскрышью, особенно в пейзаже. Например, в писании воды. Если вода раскрыта кобальтом, для улучшения звучания общего гона теневые части или провалы между волнами проплавляются ультрамарином, а самые световые части первоплановых волн — изумрудной зеленью с белилами. Получаются переливы нескольких разных тонов, и общий тон становится звучной.

Так же и в письме гор, например, желтого тона. Их теневые части и уступы приплавляются темной охрой с киноварью, а световые части и лещадки — несколько светлее, холодноватым зеленовато-желтоватым, и общий тон горы приобретает хорошее звучание.

В письме деревьев — если дерево осеннее, то теневые части листвы проплавляются холодноватой зеленью, а листва световых частей дерева, наоборот, золотисто-теплыми тонами. Так приплавки придают хорошее звучание роскрыши и росписи и усиливают впечатление объема.

Шестой этап — окончательная отделка красками одежд, фигур человека и всех предметов пейзажа. Отделка красками также преследует цель еще усилить условный объем всех элементов и придать им законченность. Па некоторых одеждах, фигурах человека делаются пробела. Большинство пробелов делается золотом (в последующем этапе), но делаются они и красками. Между пробелами золотом и краской имеется существенная разница, несмотря на то что назначение их одно и то же — выявление объема. Пробела золотом имеют несколько разновидностей. Пробел красками — одного типа. Он накладывается на одеждах, самых высоких местах тела человека, например, на плечах, на груди, животе, коленях, а также и на телах животных. Пробел всегда кладется точно по форме тела и подчеркивает ее. Если он будет положен неправильно, то и фигура будет смотреться неправильной, изломанной.

Пробел делается в три тона, созвучных роскрыши, росписи и теневым приплавкам. Сам пробел делает условные складки одежды и имеет разные формы: на плечах, коленях — в виде завитков, на груди и животе — эти завитки несколько прямей, на берцовых и плечевых частях — совсем прямые. Пробел имеет основное пятно, которое называется «сил кой». От этой силки идут штрихи, которые подчеркивают форму ноги, руки или других частей человеческого тела.

Первый тон пробела более широкий и чуть светлее роскрыши, второй несколько светлее и уже первого, а третий тон, более светлый, делается в одну линию, которая подчеркивает второй тон и называется «оживкой» пробела. Для лучшего звучания пробела кладутся по теплым тонам роскрыши холодными тонами, по холодным — теплыми.

На фигурах животных пробел кладется по форме их тела, на самых выпуклых мышцах, так же в три тона, легкой плавью.

На деревьях, на светлой приплавке, делается соответствующим тоном листва деревьев и их форма.

На горах, по светлой приплавке, делаются лежащие по площадкам камушки («кремешки»).

Палаты (постройки) отделываются в два топа, первый топ более слабый, а второй светлее и в одну линию, которая подчеркивает выступы архитектурных украшений карнизов, узоров, орнаментальной резьбы и дает постройке законченный вид. Вся отделка красками делается мягко, не вырывается из тонов роскрыши и приплавок, органически связывается со всеми окружающими тонами и придает законченность всей живописи.

Седьмой этап — письмо головы человека и обнаженных частей его тела.

 

Плави

Из вышесказанного нам известно, что головы подсанкирены и описаны темным соответствующим тоном. Дальше следует выплавка головы (прописка головы жидкими красками), но предварительно надо сделать на ней отметки белилами — «движки». Они нужны для определения тех мест на лице, где накладывать плави. Делаются движки острой кистью, короткими линиями, белилами — на носу, на лбу, на скулах. Они определяют на лице морщины, волосы, на руках и ногах — ногти и суставы.

Плавь делается кистью средней остроты. Первая плавь называется «охрением». В светлую охру вмешивается немного белил и киновари. Этот тон называется «телесным». Разводится он яичным разбавителем до состояния, пригодного для плави. Этим тоном приплавляются выпуклые места на лице, шее, ушах, руках и ногах. Эта плавь делается с таким расчетом, чтобы она сквозила через последующие плави.

Как только высохнет охрение, идет вторая плавь. Это — наложение румянца на щеках, надбровных буграх, на слезничках, на конце носа, на губах, на мочках ушей, на сгибах пальцев рук и ног, на локтях, ладонях и коленях. Румянец составляется в большинстве случаев из одной киновари. Он также накладывается плавью и также с расчетом, чтобы он сквозил через последующие плави.

Третья плавь. Проплавляются жженой умброй зрачки глаз, брови, усы. Если голова с темными волосами, то проплавляются волосы, а если она с седыми волосами и седой бородой, то этим тоном проплавляются только концы волос и места менаду их прядями.

Четвертая плавь «подбивка». Вернемся несколько к санкирю, который описывался выше. Санкирь — это основной тон головы, он делается несколько темнее задуманного тона всего лица и в теневых его частях никакими плавями не заплавляется (кроме зрачков глаз и волос). Санкирь остается до окончания работы, характеризуя тень на лице и на всех обнаженных частях тела.

Тон подбивки составляется из охры и киновари. (Белила в него никогда не добавляются. Они, в смеси с упомянутыми красками, дают тону подбивки седину, которая никак не соединяется с санкирем.) Эта четвертая плавь является промежуточной. Назначение ее объединить все предыдущие плави с санкирем, чтобы между ними не было резких границ, чтобы световые части лица и фигуры были окутаны легким полутоном.

Пятая плавь называется «сплавкой». Тон ее составляется согласно выбранному художником тону лица. Он может быть светло-розоватым и тогда составляется из светлой охры, белил, киновари и кармина. Для лица загорелого делается тон сплавки из охры, киновари с небольшим добавлением белил и кармина. Для изнуренного лица тон составляется из охры, кармина, белил с небольшим добавлением ультрамарина. Назначение сплавки — объединить предыдущие плави (охрения, румянца и подбивки) и дать нужный общий тон лица. Сплавка не должна выходить из пределов подбивки на санкирь, так как имеет в своем составе белила и с санкирем не соединяется. Она должна быть так наложена, чтобы предыдущие плави просвечивали сквозь нее. Этой же сплавкой делаются блики на самых светлых прядях или кудрях темных волос. Па голове с седыми волосами и бородой вслед за сплавкой отдельно проплавляется седина. Тон этой плави составляется из белил, охры и сажи. Он должен быть немного светлее и холоднее санкиря.

Шестая, последняя плавь — наложение бликов. Плавь бликов составляется из светлой охры, белил и киновари. Ею проплавляются самые выступающие части лица с таким расчетом, чтобы блики были несколько светлее сплавки и мягко сливались с ней. Эти блики наносятся на лобных буграх, на морщинах, надбровных дугах, скулах, на носу. Этим же тоном освещаются блики глаз, а также все выступающие части тела человека.

Блики накладываются и на седых волосах головы, бороды, на усах и бровях тоном, несколько светлее наплавленного ранее.

Дальше идет окончательная отделка голов и обнаженных частей тела с восстановлением рисунка — опись.

В процессе плавей головы ранее сделанная опись несколько заплавляется. Требуется ее восстановить. Для этого берется острая кисть, составляется темно-коричневый тон (больше всего из жженой умбры) и им прорисовываются все черты лица тонкими, живыми линиями. Этими линиями художник выявляет определенный образ человека, его психологическое состояние и характер. Этим же тоном прорисовываются пряди волос, контуры рук и ног и других обнаженных частей тела.

Восстанавливается опись лица и волос, а также и движки, которые были нанесены перед плавью по санкирю. Они делаются тоном несколько светлее плави бликов.

Движки еще больше выявляют объем лица, подчеркивают его характеристику и придают изображению головы законченность.

Одновременно расчерчиваются волосы на голове, бороде и усах тоном несколько светлее, чем наложенные блики. Зрачки глаз и реснички прописываются сажей.

Если в композиции используется золото, то остается лишь расписать всю работу золотом и серебром, кроме уже сделанных краской пробелов, но предварительно необходимо всю выполненную работу закрепить лаком. (По незакрепленной живописи писать золотом нельзя: краски поглощают золото.)

Предмет, расписанный красками, покрывается лаком дважды. После каждого покрытия хорошо просушивается. Перед росписью золотом лаковая поверхность оттирается пемзой до матовости. Порошок пемзы с оттертой поверхности смахивается гусиным пером.

Пробела золотом и алюминием накладываются на одеждах в тех местах, где не наложены пробела цветом. Они делаются по темным тонам — золотом, по светлым — серебром. Ими же выполняются все орнаментальные украшения.

Роспись золотом и серебром на миниатюре применяется в трех видах: «в щетинку», инокопью и роспись орнаментом.

 

Пробела инокопью

Следует отметить что ни в иконописи сызранского письма (Бочкаревской школы), ни в лаковой миниатюре золото используется нечасто. В миниатюре в основном используют золотую и серебряную гуашь различного тона и оттенка.

Пробела инокопью, как прием применяется для выявления объема в письме крыльев птиц, крыш построек, украшений домашней обстановки, кораблей, повозок, радужных сияний, фантастических деревьев и других элементов. Для инокопи сначала наносятся силки, а от них идут строго прямолинейные штрихи, начинаясь небольшим утолщением и кончаясь почти незаметными глазу, расходясь от силки веерообразно. На крыльях птиц, драконов и фантастических деревьях пробел инокопью делается штрихами попарно, которые начинаются с одной точки в два ряда и постепенно расходятся.

Вначале штрихи всегда толще, к концу утончаются, почти сходя на нет. Эти штрихи не прямолинейны, а всегда идут по форме изображения, придавая ей большую выразительность.

 

Роспись пробелов золотом и алюминием «в щетинку»

Назначение пробелов золотом то же, что и пробелов красками, но техника письма здесь несколько иная.

Для росписи золотом требуется самая острая кисть. Она обмакивается в чистую воду, ею размывается ранее растворенное золото и наносятся пробела по одеждам фигур, по формам их тела. Сначала наносят силки, как описано выше, а от них идут штрихи, сходные со щетинкой. Этот пробел делается живым. То он усиливается и ярко блестит, то западает в едва заметные штрихи и снова переливается. Сами штрихи пробела делаются весьма разнообразно: из прямых они плавно переходят в изогнутые, подчеркивают движение развевающейся одежды и всей фигуры человека.

 

Роспись золотом

Орнамент в сызранской миниатюре имеет важное значение и занимает большое место. Основная стилистика орнамента – модерн. Орнаменты делаются нескольких видов: графический орнамент со штриховой подтушевкой, орнамент с подплавкой и с подготовкой красками.

Графический орнамент выполняется линейно, и рисунок его расписывается в одну силу золотом или алюминием. И орнаменте со штриховой подтушевкой его рисунок расправляется с разной силой и штрихуется тонкими линиями по формам лепестков и листьев.

Орнамент с подплавкой прорисовывается так же, как и штриховой, только вместо штриха, на тех же местах, он проплавляется жидким золотом так, чтобы более густые подливы приплавлялись к концам лепестков и листьев. Тогда его рисунок приобретает объем.

Иногда делается орнамент с подплавкой краской. Предположим, при украшении боярской одежды, где уже написан красками орнамент, его расписывают еще и золотом, чтобы придать ему завершенность. А чтобы он был звучнее, отдельные его элементы расписывают алюминием. Роспись делается оконтуровкой орнамента с небольшой рассечкой в его центрах.

В палатах в большинстве случаев расписывают золотом украшения карнизов, наличников окон, крыльца. Выполняется это также тремя вышеописанными приемами: графическим, штриховой подтушевкой и орнаментом с приплавкой. Крыши палат в большинстве случаев расписываются золотом под орнаментальную черепицу.

Вода в большинстве случаев расписывается алюминием, а иногда золото смешивают на блюдце с алюминием и расписывают этой смесью. Она применяется в таких случаях, когда водная поверхность занимает большую площадь, и если ее расписать одним алюминием, то вода будет смотреться очень белой, а если одним золотом, то она может принять тон, не соответствующий воде. В основном это характерно для цветовой гаммы «Волжское серебро».

Вода в миниатюре расписывается по-разному. Причудливыми волнами и завитками. Первоплановые волны и завитки их гребней расписываются очень сильно, а иногда делается в них и легкая приплавка алюминием. Второплановые волны — несколько слабее, а дальние — едва заметно. Самая роспись делается графическими условными линиями завитков, которые сохраняют двух линейность, а всплески волн и их брызги делаются точками. При спокойной воде алюминием прописывается рябь и отражение солнца или луны на воде.

Приемы росписи золотом и алюминием деревьев практически не встречаются. Изредка мастерами рожь и пшеница расписывается золотом. По подготовленному ранее тону очень тонкими линиями пишутся стебли (соломка), с большой тщательностью пишется колос, а в колосе каждое в отдельности зернышко отмечается золотом в настоящую силу, второплановые колосья — несколько слабее, а задние едва заметно.

Такова в основном техника сызранского письма. Во многом это искусство опирается на традиции древнерусской иконописи. Эти традиции восприняты не механически, но со строгим отбором и значительной их переработкой согласно новым требованиям, новым задачам.

Естественно, что искусство должно будет дальше развиваться, а не остановится на уже достигнутом. Но основные принципы должны сохраниться и на новых этапах его развития.

Миниатюра сызранской школы (школы Елены Николаевны Казаковой) декоративна. Ее задача — оформить предмет, слиться с ним. И в первую очередь при росписи должен сохраниться фон, какой бы он ни был — черный, белый, красный или зеленый. Художник обязан свою живопись органически связать с ним в одно целое. В композиции должна сохраняться традиционная условность линейной и воздушной перспективы и условное освещение. Должен сохраниться прекрасный материал для живописи — гуашевые краски и золото.

Должны сохраниться художественные приемы плавей, роскрыши, росписи, приплавок, плавей головы и тончайшая техника росписи золотом и алюминием, то есть лучшее, что унаследовано нами от многовековой культуры русской иконописи. А новаторство должно развивать и совершенствовать эти традиции, а не отказываться от них. Иначе искусство миниатюры Школы Елены Николаевны Казаковой потеряет самое главное — свои корни, свою самобытность.

 

О композиции

Уже говорилось, что композиция в лаковой миниатюре берет свое начало в иконописи. Иконописцы строго хранили не только традиционную технику, но в такой же мере следовали традициям и в композиции. Композиции в работах сызранской школы мы рассмотрим на примере работ Елены Николаевны Казаковой.

В иконописной школе композиции икон можно разделить на несколько групп. Таковы же и композиции в лаковой миниатюре Сызрани.

Первая — состоящая из трех фигур по плечи, «головная» композиция.

Вторая — также состоящая из трех фигур, изображенных по пояс, «поясная» композиция.

К третьей группе можно отнести композиции с тремя фигурами в полный рост.

Четвертая группа — иконы с житием того или иного святого, где его фигура в рост являлась центром всей композиции. Отдельные сюжеты из его жития, выполненные в более малом масштабе, располагались иногда по всему фону вокруг центральной группы, иногда лишь в нижней части иконы. Порой они включались в общий план, порой составляли отдельные клейма. Но во всех случаях эти малые сюжеты строго подчинялись главной фигуре композиции.

Пятая группа — многоклеймные иконы. Они также посвящались житиям святых или какому-либо песнопению. В центре помещался либо образ святого, которому посвящалась вся композиция, либо один из главных сюжетов песнопения. Вокруг главного образа («средника») в несколько рядов располагались клейма, отделенные друг от друга прямоугольными обрамлениями. В этих клеймах развертывалось повествование в самостоятельных малых композициях. Они были довольно сложны, и каждая из них состояла из многих элементов. Действие их развертывалось в горном или архитектурном пейзаже, иногда на воде. Встречались и сюжеты с животными. Все эти малые сцены включались в общую композицию иконы, образуя вместе со «средником» единое целое.

И наконец, шестая группа — это одно сюжетные композиции, которые обычно бывали более или менее сложными. Иногда они строились в несколько ярусов, иногда одной группой, в центре. Порой эта группа вписывалась в круг сияния.

Но во всех есть общее — декоративный принцип построения композиции на плоскости и условность перспективы. Эти принципы, наряду с техникой письма гуашью и разнообразием традиционных же приемов, лежат в основе искусства сызранской школы лаковой миниатюры и получают в ней свое развитие.

Характер данного вида искусства — декоративно-орнаментальный. В миниатюре также оно всегда сохраняет свою декоративность. Но наряду с этим искусство лаковой миниатюры во всех своих видах не теряет содержательности и образной выразительности.

Композиция строится не по правилам линейной и воздушной перспективы, а условно, согласно формам плоскостей оформляемого предмета: так, чтобы живопись не разрушала их, а элементы ее во всех планах композиций имели одну силу и четкую проработку деталей.

Декоративный характер живописи обусловлен и ее ярким цветом, и золотой росписью, и тонкостью рисунка. Все это создает нарядный, драгоценный убор того или другого предмета.

Этими основными требованиями определяются принципы построения композиции.

Первоначальная задача — выбор темы и разработка сюжета. Композиция должна быть содержательной, насыщенной и доступной для понимания. Главные герои должны быть четко выделены, их образы особо, детально разработаны. Взаимодействие и движение всех персонажей должны убеждать и впечатлять.

Композиция в работах мастеров сызранской школы обычно полностью завершается на данной плоскости — без обрезов фигур или каких-нибудь других изображений. Если же частичные обрезы неизбежны, то они не должны противоречить форме предмета или нарушать его плоскость, на которой расположена композиция. Все ее элементы должны быть четко распределены во всех планах.

Широко применяется возможность изображения в одной композиции развитие сюжета во времени. Использование клейм дает возможность широко развертывать темы повествовательного порядка.

Конечно, эти опре-деления основных характер-ных черт дают лишь общую установку, и каждый худож-ник должен применять ее согласно своим индиви-дуальным вкусам и склонностям.

Рассмотрим компо-зицию на примере авторских работ Елены Казаковой. Для примера коротко разберем несколько произведений, где по-разному выражены эти основные черты.

Одно из веяний искусства нового времени – совмещение в сувенирной продукции изделия для духовного и материального удовлетворения. Сувенирное яйцо с изображением святого, мадонны с младенцем. Иисуса Христа очень популярны среди туристов. В основу данного изображения заложен иконописный канон.

В следующей композиции Е.Н. Казаковой налицо замечательное оформление по-верхности сувенирной упаковки, ее условного фона. Декоративный ее характер выражается располо-жением фигур богатырей на прямоугольной форме. Все элементы композиции имеют одну силу, четкость и детальную проработку во всех ее планах. Вся композиция смотрится сплошным орнаментальным узором. Содержание произ-ведения — это показ силы, отваги и геройства. Образы могучих богатырей, стремительность движения их резвых коней прекрасно выражают эту основную мысль. Вся композиция имеет полную завершенность, фигуры всадников распределяются по форме прямоугольной плоскости в полном соответствии друг с другом, во всех планах композиции.

В этой работе Е.Н. Казаковой «Матрешки» выявлен также ярко характер искусства лаковой миниатюры. Живопись и здесь оформляет всю поверхность матрешки. Налицо и декоративное построение композиции, лицо матрешки не теряется хотя все элементы пейзажа и дополнительные сцены как бы удалены. Яркий цвет деревьев, фона, одеж-ды людей, движение создают впечатление орнаментальности. Традиционные прин-ципы композиции здесь выражены ясно. Главное в ней — фигура матрешки, а все остальные эле-менты подчинены главному. Образы людей, животных и природы вырази-тельны и правдивы. Все это типично для старой русской деревни. Композиция завершена. Цвет и фактура платка слу-жит своеобразным фоном композиции, не противоречит форме плоскости, на которой все элементы расположены с большим чувством уравновешенности и соответствия друг другу.

И эта композиция миниатюры Е.Н. Казаковой «Сказка о Царе Салтане», одна из немногих сохранившихся в нашем городе, также построена в строгих традициях, унаследованных от иконописи, а повествовательный ее характер прекрасно согласуется с этими традициями.

Весь пролог к произведению А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане» детально разработан в этом живописном повествовании. Образы характерны, действия понятны. В центре композиции — Царь Салтан и его наконец-то встретившиеся члены семьи, и этой группе подчинено все остальное. В рисунке и колорите прекрасно передано ощущение сказочности.

Композиция полностью завершена на плоскости, и все ее элементы как бы вросли в свои места. Здесь ничего нельзя ни передвинуть, ни отнять, ни добавить.

Можно было бы привести еще немало примеров творческого использования традиционных приемов композиции в палехской миниатюре при точном соблюдении всех ее стилевых особенностей. И все эти примеры по-разному раскрывали бы, какими широкими возможностями обладает художник, хорошо усвоивший и изучивший традиционные приемы во всем их многообразии. И все эти примеры также показали бы, что сохранение чистоты стиля не препятствует разно-образию решений, и об этом свидетельствуют в первую очередь работы самих основоположников стиля палехской миниатюры.

В следующей миниа-тюре ярко выражен характер авторский школы Е.Н. Казаковой искусства и творчески использованы традиционные принципы построения композиции.

Миниатюра выполнена на поверхности сувенирного яйца и прекрасно оформляет ее плоскость. Все элементы композиции закончены, четко выражены и хорошо расположены. Здесь нет никаких обрезов, и композиция удачно закомпонована. Сызранский пейзаж, его характер, содержание, ритм, образ русской провинции переданы с большой выразительностью и теплотой.

Вся композиция здесь идет от иконописных традиций, но они творчески переработаны, и «Яйцо» воспринимается как произведение очень рус-ское, но вполне современ-ное.

В следующем яйце, как и в предыдущих примерах, мы видим прекрасное оформление поверхности сувенира. Все элементы композиции гармонично расположены на плоскости и составляют как бы своеобразный орнаментальный узор.

Аллегорическое содержание произведения выражено ясно и убедительно. В самом строе и ритме композиции хорошо передано праздничное настроение. Но поверхность разбита на две независимые плоскости. Все планы динамичны и в рисунке, и в цвете, детали проработаны с исключительной четкостью. Композиция полностью завершается золотой решеткой, выполняющей роль рамы и связующего элемента. Принцип ее построения в целом идет от традиционного расположения главного центрального пятна в окружении поддерживающих его дополнительных элементов. Этот прием также взят из иконописи.

Необычна композиция миниатюры «Сызрань», она ближе к архитектурным сюжетам, широко распространенным в лаковой миниатюре. Они составляют основную массу сувенирной продукции для широкого потребителя. Главными действующими лицами в этой работе являются старинные культовые сооружения Сызрани: Сызранский Кремль и Казанский Кафедральный Собор с колокольней, а также яркое горячее солнце, спокойно опускающееся за горизонт озаряя широкие заволжские степи.


Библиография

 

1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. Теоретико-методологические аспекты проблемы: Издание в качестве докторской диссертации. М., 1994. — 322 с.

  1. Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования// Сб. V м.н. симпозиума «Квалиметрия человека», М.: ГК РФ по обр., 1996.
  2. Аксенова Э.А. Педагогика и психология художественного творчества в ДПИ и народных промыслах: Программа курса. - М., 2001.

4. Адамова А.Т., Грек Т. В., «Миниатюры кашмирских рукописей» - М: «Искусство», 1976 г.- 238 с.

5. Альбом RUSSIAN LAGAURED MINIATURES FEDOSKINO, PALEKH, MSTIORA, KHOLUI. Ленинград. Издательство AURORA ART. 1983. - 287 с.

  1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. изд. 3-е. - М.: Искусство, 1984. - 331 е., 203 цв. табл.
  2. Алюбадель М.Ф., Поляк Е. В.«Русская лаковая миниатюра». Палех, Мстера, Федоскино, Холуй - СПб. Изд. Яркий город, 2007 г.
  3. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы. М.: Наука,1981. -192 с.
  4. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства Изд. В. Шевчук; 2011 г.
  5. Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев; Академия педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1987. - 558 с.
  6. Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 века. / Сост. П.А. Лебедев; Академия педагогических наук СССР. — М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
  7. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пос. для вузов/ сост. А.В. Овчинников. - М.: Академия, 2000.
  8. Арапова Т.Б. Китайские расписные эмали. М.: Искусство, 1988.
  9. Арбат Ю.А. «Русская народная роспись по дереву» - изд. Москва, 1970 г.
  10. Арватов Б.И. Искусство и производство. М.: Пролеткульт, 1926.
  11. Аркин Д.Е. Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей художественной промышленности. М.: ИЗОГИЗ, 1932.
  12. Аронов В.Р. Дизайн и искусство: Актуальные проблемы технической эстетики. М.: Знание, 1984.
  13. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века. М.: Советский художник, 1987.
  14. Архангельская И.Ю. - Материаловедение и технология художественной росписи по металлу и папье-маше: Учебник / Под ред. М.Ю. Спириной. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2006. - 107 с.
  15. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М.: Искусство, 1966.
  16. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, в 3-х тт. – М., 1999.
  17. Багдай Е.В. Роль рефлексивной позиции личности в профессиональном образовании: Научно-исследовательская работа // Среднее профессиональное образование. 2006. - ноябрь, №11 - С. 54-55.
  18. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. "Изобразит. иск-во". /В.С. Бадаев. - М: ВЛАДОС, 2007. - 32с.: 40 ил.
  19. Байденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. - М.: Логос, 2004
  20. Бакушинский А.В. Палех. М. ; Л., 1934. С.106.
  21. Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры/ Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Всесоюзное кооперативное объединённое издательство. М.; Л.: КОИЗ, 1934. - 103 е., ил.
  22. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды: Библиотека искусствознания / Ред. И.А. Гутт. М.: Советский художник, 1981. - 349 е., ил.
  23. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1922.
  24. Банфи А.П. Философия искусства / Пер. с итал. Г.С. Смирнова. М.: Искусство, 1989. -384 с.
  25. Барадулин В.А. /Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В., Митлянская Т.Б., Хохлова Е.Н., Чирков Д.А./ Основы художественного мастерства М.: Просвещение, 1987 г.
  26. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала: /В.А. Барадулин. - Свердловск: Ср.-Уральское кн. изд., 1987. - 128 с. : ил..

32. Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Самарская топонимика. – Самара, «Самарский университет», 1996. – 190 с.: с ил.

  1. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.
  2. Бартрам Н.Д. Кукольный театр//Избранные статьи, воспоминания о художнике, - М.: Советский художник, 1979.
  3. Бартрам Н.Д. Детский театр и театр для детей//Избранные статьи, воспоминания о художнике, - М.: Советский художник, 1979.
  4. Бартрам Н.Д. Игрушка//Избранные статьи, воспоминания о художнике, - М.: Советский художник, 1979. -С. 45-57
  5. Барышников А.П., Лямкин И.В. Основы композиции: Учеб. пособие для художественно-ремесленных училищ. — М.: Всесоюзное учебно-педагогическое издательство ТРУДРЕЗЕРВИЗДАТ, 1951. 189 е., ил.
  6. Бедник Н.И. Цветы на подносе: Для младшего и среднего школьного возраста /Н.И. Бедник, рисунки Л.А. Солодовниковой. - Л: Художник РСФСР, 1986. - 35 с. : ил.
  7. Белоусов М.Р. О некоторых проблемах профессионального образования: Материалы научной конференции. — Палех. — 2004.
  8. Белоусов М.Р. Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2007.- 19 с.
  9. Бестужев-Лада И.В. Культура, антикультура, контркультура. Диалектика Взаимодействия // Традиционное прикладное искусство и образование: Т65 Материалы XIV международной научно-практической конференции, декабрь, 2008 г. М.: ИПТИ, 2008. - С. 12-17.
  10. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство 17-18 веков. Л.: Искусство, 1972.
  11. Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л.: Художник РСФСР, 1987. - 164 е., ил.
  12. Бобров Ю. Т. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: Аксиома, 1995.
  13. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я.А. Пономарёв. М.: Издательство Наука, 1983. -С. 182-195.
  14. Богуславская И.Я. Жостово. Декоративная живопись: Альбом / Богуславская Ирина Яковлевна. - М: Интербук, 1994. - 125 с.: ил. - Шедевры народного искусства России.
  15. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 1990.
  16. Большая советская энциклопедияЭлектронный документ. (http://bse.sci-lib.com/articlel06415.html).

49. Бородина Н.В., Ведерникова Т.И. Народный костюм Самарского края. – Самара: Агни, 2007. – 236 с.: с илл.;

  1. Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVII начала XVIII века. - М.: Искусство, 1983. - 147 е., 107 ил.
  2. Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984. - 338 с.

52. Брун В, Тильке М. Всеобщая история костюма от Древности до Нового времени. – М.: Эксмо, 2005. – 464 с.: с ил.

  1. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. В 2-х томах. – СПб., 1861. Переизд. в 2-х томах. – М.: Изобр. искусство, 1976-1978.
  2. Буткевич Л.М. История орнамента. М.: ВЛАДОС, 2004.
  3. Буткевич. Л.М. - Гуманитар. М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений, обучающихся по спец. «изобразительное искусство» / Изд. Центр. ВЛАДОС, 2008.
  4. Буткевич О.В. Декоративное искусство СССР. М.: Советский художник, 1987 г.
  5. Бутковский В.И.О приложении эстетического образования к промышленности в Европе и в России в особенности. СПб., 1870.
  6. Быкова М.А., Преображенский А.С. Святые Владимирские князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович и Глеб Андреевич // Иконы Владимира и Суздаля. — М.: Северный паломник, 2006. С. 527-529.
  7. Бысторова Т.Ю. Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001.
  8. Бычков В.В. Эстетика: Учебник для студентов» и аспирантов. М.: Гардарики, 2002. - 556 с.
  9. Ван де Вельде А. Одушевление материала как принцип красоты // ДИ СССР. 1965. №2. С. 34-37.
  10. Василенко В.М. Анатолий Васильевич Бакушинский и народное искусство // Музей народного искусства и художественные промыслы: Сборник трудов НИИХП / Отв. ред. JI.K. Розова. Вып. 5. - М.: Изобразительное искусство, 1972. - С. 83-99.
  11. Василенко В.М.Народное искусство. Творчество народных мастеров России и Украины: Декоративное искусство древней Руси // Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. М.: Советский художник, 1974. -С. 17-149.
  12. Василенко В.М. Мстёра и Холуй. Народное искусство. Творчество народных мастеров России и Украины: Декоративное искусство древней Руси // Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. -М.: Советский художник, 1974. С. 233-238.

65. Василенко В.М. «Русское прикладное искусство», Истоки и становление 1 век н.э. –XII в н.э. М.: «Искусство»1977. - 463 с.

66. Васильев И.Б., Матвеева Г.И., «У истоков истории Самарского Поволжья» Куйбышев: «Куйбышевское книжное издательство», 1986. - 230 с.

  1. Веденеев А.Национальное достояние возвращается//Маяк. -2008.-20.03.

68. Ведерникова Т.И. Русские Самарского края: история и традиционная культура. – Самара, 2007. – 204 с.: с ил.

69. Ведерникова Т.И., Фокин П.П., Ягафова Е.А. Этнография Самарской Луки; Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н., Топонимика Самарской Луки. – Самара, 1996. – 150 с.: с ил.;

  1. Векслер А.К. Коллаж: учебно-методическое пособие, М-во культуры РФ, ФГБУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ, М-во образования и науки РФ, РГПУ им. А.И. Герцена. – CD-ROM. – СПб.: «ООО Студия «НП- Принт», 2012. серия:Т ехники в изобразительном и декоративном искусстве.
  2. Великие чудотворные / Авт. сост. В.Е. Суздалев. Н. Новгород: Центр творческого сотрудничества, 1994. — 191 е., ил.
  3. Величко Н. Энциклопедия Роспись. Техники. Приемы. Изделия. М.: Аст-пресс, 1999г.
  4. Веселова Юлия Валериевна Живопись и цветоведение. Рисунок [Электронный ресурс] электронный учебно-методический комплекс / Ю. В. Веселова; Новосиб. гос. техн. ун-т Новосибирск , [2012]. ID 000163417 http://elibrary.nstu.ru/source?bib_id=vtls000163417

74. Вздоров Г.И. «Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода», М.: «Искусство», 1986. - 340 с.

  1. Вихрев Е. Родники. М., Советская Россия, 1984
  2. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства, в 4-х томах – С-Пб.: Лита, 2000-2002
  3. Власов В.Г.Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2012. – 156с.
  4. Вопросы изобразительного искусства: Сборник / Отв. ред. Решетникоа В.П. Вып. 3. - М.: Советский художник, 1956. - 251 с.
  5. Вопросы художественного образования: Тематический сборник научных трудов. Воспитание художника-гражданина / Отв. ред. И.А. Бартенев. Вып. V. - Л.: Академия художеств СССР, 1973. - 75 с.
  6. Воронова О. Лаковая миниатюра Мстёры. Л.: Художник РСФСР, 1986. - 133 с.
  7. Воронова О. Традиции и новаторство в современной лаковой миниатюре Мстёры // Советское декоративное искусство. М.: Советский художник, 1983. - № 6. - С. 232-243.
  8. Воронов Н.В.Искусство предметного мира. Л.: Художник РСФСР, 1975.
  9. Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. - М.: Советский художник, 1972.
  10. Воронов В.С. О кустаре-художнике. - М., 1926.
  11. Воронов Н.В.Российский дизайн: Очерки истории отечественного дизайна: В 2т. М.: Союз дизайнеров России, 2001.

86. Воротников А., Горшковоз О., Ёркина О. История искусств: Учеб. Пособие для учащ. худож. Школ и училищ/ – Мн.: Литература, 1997. – 608 с.;

  1. Всеобщая история искусств, в 6-ти томах. – М.: Искусство, 1956-1960.
  2. Выготский Л.C. Воображение в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. М., 1991.
  4. Выготский JI.C. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
  5. Гагарин Г.Г. Сб. византийских и древнерусских орнаментов, собр. и рис. кн. Гагариным. – СПб, 1887.
  6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.M. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие. — М.: Пед.общество России, 2003. -512 с.
  7. Гартман К.О. Стили. – М.: Искусство, 2000.
  8. Генисаретский О.И. Дизайн и культура. М.: ВНИИТЭ, 1994.
  9. Георгиевский В.Т.Иконописцы-суздальцы: Поездка в сс. Мстёру, Холуй, Палех // Русское обозрение. 1895. - Книга 3-ья. - С. 183-223.
  10. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998.

97. Глинка Г.А, Кайсаров А.С., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова Книга. – Саратов, «Надежда», 1993. – 320 с.: с илл.;

  1. Голиков И.И(1887- 1937) о нем. Иван Иванович Голиков: /А.Н. Рейнсон-Правдин. - М: Советский художник, 1956. - 125 с.: ил.
  2. Голубева М.В.Психология художественного творчества: Учебное пособие. Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004. - 105 с.
  3. Голяева Л.А. [и др.]. Словарь-справочник учителя изобразительного искусства. П.: ПГПУ, 2005 г.
  4. Голышев И.А. Воспоминания Ивана Александровича Голышева 18381878 // Русская старина. Владимир, 1879. - Т. 24. - С.753-772.
  5. Голышев И.А. Богоявленская слобода Мстёра Владимирской губернии Вязниковского уезда. История её, древности, статистика и этнография. Владимир: В губернской типографии, 1865. — 143 е., ил.
  6. Голышев И.А.О рисовальных школах в иконописных местностях // Владимирские губернские ведомости. 1873. -№21.51. Голышев И.А. О рисовальных школах для улучшения иконописания в Вязниковском уезде // Владимирские губерн. ведомости. 1881. -№ 8.
  7. Голышев И.А. Воспоминания Ивана Александровича Голышева 1838 — 1878г. Оттиск из памятной книжки Владимирской губернии издания Губернского Статистического Комитета 1895 года.
  8. Голышев И.А. Суздальская иконопись. Начало и переход её в народную промышленность во Владимирском крае // Владимирские губернские ведомости. 1875. - № 43 - 52.
  9. Горматюк А.А. Откровения Иоанна Богослова // Иконы Владимира и Суздаля. — М.: Северный паломник, 2006. С. 432-438.
  10. Горяева Н.А./ Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М.: Просвещение, 2000 г.
  11. Грабарь И.Э. История Русского искусства: В 6 т. — М.: Издание И. Кнебель, 1915. Т. 6 (I): История живописи. — 536 е., ил.
  12. Гумилёв Л.C. Искусство и этнос // Декоративное искусство СССР. -№1, 1972.-С. 37-48.
  13. Гусев А. В. Некоторые приемы построения композиции в древнерусской живописи // Древнерусское искусство. Христианская культура Новгорода: Сб. – М.: Наука, 1968.
  14. Графика русской иконы. Прориси и переводы икон из собрания Пушкинского дома / Сост. Г. В. Маркелов. – СПб.: Изд. дом «Дмитрий Буланин», 1997.
  15. Даглдиян К.. Декоративная композиция. Феникс Серия: Высшее образование 2008 г.
  16. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. — T.III, П. М.: Гос. изд. иностран. и национальн. словарей, 1956. - 555 с.
  17. Дмитриев Н.Г. Мстёра рукотворная. Л.: Художник РСФСР, 1986. -440 с.
  18. Дмитриев С.И. Традиционное искусство русских Европейского Севера: Этнографический альбом. - М.: Наука, 2006.
  19. Дранков В.Л. Психология художественного творчества: Учебное пособие. Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1991. - 76 с.
  20. Древнерусская живопись в музеях России. Иконы Владимира и Суздаля / Колл. авторов. М.: Северный паломник, 2006. — 576 е., ил.

118. Даниэль С.М «Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя.» - Л.: Искусство, 1990. - 223 с

  1. Даркевич В.П. Путями чсредневековых мастеров. М.: Наука, 1972.
  2. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н. Молотова. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2010. - 288 с. (Профессиональное образование).
  3. Декоративно-прикладное искусство СПБ: АРС, 2009. - 304 с.: ил.
  4. Деревянная резьба крестьянских жилищ Верхнего Поволжья. -М.: Искусство, 1954.
  5. Дмитриев Н.Г. Мстера рукотворная. Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах. :/Н.Г. Дмитриев; ред. И.Я Богуславская. - Л: "Художник РСФСР", М: 1986, 434с. ил.

124. Драч Г.В. История мировой культуры (мировых цивилизаций) /Изд. 4-е. – Ростов – на – Дону:и Феникс, 2005. – 544 с.;

  1. Дубровский П.С.Типология художественных промыслов Ивановского региона. Лаковая миниатюра и иконопись. Изд. 2-е доп.: /П.С. Дубровский; ред Б.Д. Бабаев; Ивановский гос. ун-т. -СПб: Нестор, 2007. -151 с.

126. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М.: «Советская Россия», 1990. – 320 с.: с ил.;

  1. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Книга для учащихся старших классов /Жегалова Серафима Кузьминична; С.К. Жегалова. - М: Просвещение, 1984. - 160 с.: ил.

128. Железнова Н.Л., Комарова И.И. Художники: Краткий биографический словарь. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 512 с.: с ил.;

129. Евсеева Л. М. Афонская книга образцов ХV века. О методе работы и моделях средневекового художника. – М.: Индустрия, 1998.

  1. Емельянова Т.И. Золотые травы России: / Т.И.Емельянова. - Горький: Волго-Вятск. кн. изд., 1973. - 79 с.: ил.

131. Ермолова В.Б. Русский фарфор XVIII-начала XX века. М. – 1989.

  1. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. СПб.: Питер, 2009. — 256 с.
  2. Жегалова С.В. Русская народная живопись: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  3. Жизнь Иисуса Христа [Текст]: иллюстрации художников из Палеха. - Иваново: Полинформ, 1995. - 96 с. : ил.
  4. Жукова О.А.Теория творчества и современное образование // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. — 2006. — № 3 (41).-С. 4-25.

136. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Эксмо, 2002. - 608 с.: с илл.;

137. Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре 18-20 веков: Иллюстрированный словарь. СПб.: Искусство-СПб., 2003.

138. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пос. для вузов.- СПб.: Академия.-2006.

139. Захаржевская Р.В. История костюма: от античности до современности. – 3-е изд., доп. – М.: РИПОЛ классик, 2004. – 288 с.: с ил.;

  1. Званцев М.П. Домовая резьба: / М. П. Званцев; М.П.Званцев. - М: ИАА, 1935. - 130 с.: ил.
  2. Здравствуйте, братушки! [Текст]: к 100-летию освобождения Болгарии от османского ига,1878-1978: альбом. - Москва: Изобразительное искусство, 1978. - 108 с. : ил.
  3. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха/Н.М. Зиновьев. - Л: Художник РСФСР, 1975. - 244 с. (1981)
  4. Зиновьев Н.М., Стилистические традиции искусства Палеха. Л., Художник РСФСР, 1981. – 216 с.
  5. Иванова Н.Н. Изделия народных художественных промыслов на международных выставках // Сборник трудов НИИХГТ. Вып. 3 / Ред. Г.С. Покрас. - М.: Лёгкая индустрия, 1966. - С.3-11.
  6. Известия Высочайше учреждённого комитета попечительства о русской иконописи. Вып. 2. — СПб., 1903 г.
  7. Изделия народных художественных промыслов в современном жилом и общественном интерьере. – М.: НИИХП, 1989.
  8. Изделия народных художественных промыслов и сувениры [Текст]: товароведение и организация торговли / Р.А. Бардина. - М.: Высшая школа, 1977. - 311 с. : ил. –
  9. Икона. Секреты мастерства: Сб. / Сост.: А. С. Кравченко, А. П. Уткин. – М.: Стайл ЛТД, 1995.
  10. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. "Юрайт": ISBN 978-5-9916-1697-3: 2012 г.: 5-е изд., перераб. и доп. 435 с.http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3655
  11. И по плодам узнаётся древо: Русская иконопись XV-XX веков из собрания Виктора Бондаренко/ Ред. коллегия А.В. Рындина, Г.В. Сидоренко. — М.: Военный парад, 2003. 623 е., ил.
  12. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2004.
  13. Искусство древней традиции Палех [Текст]: альбом. - М.: Советский художник, 1990. - 89 с. : ил.
  14. Искусство Мстёры: Каталог экспозиции Мстёрского художественного музея / Авт.-сост. Г.Н. Дугина, В.В. Позднякова. Владимир: Покрова, 1996. -232 с.
  15. Искусство Мстёры / Ред. А. Лаке. СПб.: Palace Edition, 1997. — 31 с.
  16. Искусство Мстёры / Авт.-сост. И. Богуславская, М. Захарова, И. Сосновцева. СПб.: ГРМ, 1997. -31 е., ил.
  17. История иконописи / Авт.-сост. Л.М. Евсеева; Н.И. Комашко, М.М. Красилин и др. М.: АРТ-БМБ, 2002. - 287 е., ил.
  18. История русского искусства: В 12 т. / Под общей ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева и B.C. Кеменова. М.; Академия наук СССР, 1953. - Т. I. - 574 е., ил.
  19. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Учебное пособие М., Академия, 2003.
  20. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб, пос. для вузов/ ред. З.И. Васильева. - М.: Академия, 2002.
  21. История русского орнамента с 10 по 16 столетия по древним рукописям, ч. 1-2. - М.: 1870.
  22. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. М.: Флинта, 2000.
  23. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я.А. Пономарёв. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  24. Каган М.С.О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФСР, 1961.
  25. Как Фаворский учил компоновать блюдо // Декоративное искусство СССР. 1986. №10.
  26. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -559 с.
  27. Каморин А. Лаковая миниатюра. Холуй: / А. Каморин 2-е изд. испр. и доп. - СПб: Интербук-бизнес, 2001. - 152 с.
  28. Кантор К.М.Дизайн в контексте культуры // Декоративное искусство СССР. 1975. № 9.
  29. Канцедикас А. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народного искусства).- М: Изобр. Иск-во, 1977.
  30. Каптерева, Татьяна Павловна. Римская мозаика. Африка / Каптерева, Татьяна Павловна; Т. П. Каптерева . - М.: Белый город, 2008. - 46, [2] с.: цв. ил. - (Эпохи. Стили. Направления). - Указ. произведений. с. 48. - На обл. авт. не указан. - ISBN 978-5-7793-1403-9.
  31. Кашекова И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства. — М.: Издательский дом Российской,академии образования, 2006. — 332 с.
  32. Кильчевская Э.В.От изобразительности к орнаменту. М.: Наука, 1968.
  33. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. М.: Росс. Энциклопедия, 1995.
  34. Клиентов А.Е. Народные промыслы [Текст] / А.Е. Клиентов; Худож. А.М. Саморезов. - М.: Белый город, 2002. - 48 с.: ил. - (История России).
  35. Колесова О.Государственный музей палехского искусства: /О. Колесова. - М: Белый город, 2005. - 63 с.: ил.
  36. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. – М.: ЗАО «Сварог и К», 1998.
  37. Комашко Н.И., Каткова С.С. Костромская икона XIII-XIX веков // Костромская икона XIII-XIX веков: Свод русской иконописи/Авт.-сост. Н.И. Комашко, С.С. Каткова. М.: Гранд-Холдинг, 2004. - С. 8-56.
  38. Коромыслов Б.И. Лаковая миниатюра Мстеры: / Б.И. Коромыслов. - Л: «Художник РСФСР", М:1972, 167с. .: ил. - Научно-исследов. ин-т художественной промышленности.
  39. Коромыслов Б.И. Неизвестные произведения старых мастеров Мстёры // Сборник трудов НИИХП / Отв. ред. А.Д. Сизова. вып. 6. - М.: Лёгкая индустрия, 1972. - С. 43-68.
  40. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Крылова, Л.А. Коростылёвой. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. С. 4-20 с.
  41. Косогорова Л. В., Л. В. Неретина Основы декоративно-прикладного искусства Академия Серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат; 2012 г.
  42. Косогорова Л.В.,Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования/Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.: ил., [16] с. цв. вкл. – (Сер. Бакалавриат)
  43. Костромская икона XIII-XIX веков: Свод русской иконописи / Авт.-сост. Н.И. Комашко и С.С. Каткова. — М.: Гранд-Холдинг, 2004. 672 е., 442 цв. ил., 17 ч/б. ил.

183. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Спб.: «Паритет», 2006. – 240;

  1. Котов В. Государственный музей палехского искусства: Альбом/ В. Котов. - : Изобразительное искусство, 1975. - 175 с.

185. Королева Н.С., Уткин П.И. Народные художественные промыслы: Учеб для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. Шк., 1992. – 159 с.;

  1. Коромыслов Б. И. Жостовская роспись: / Б. И. Коромыслов. - М: Изобразительное искусство, 1977. - 88 с.
  2. Коромыслов Б.И.Русские художественные лаки. -"Основы художественного ремесла" Практ. пособие для руководителей школ. кружков В.А.Барадулин, Б.И.Коромыслов, Ю.В.Максимов и др.
  3. Кошаев В.Б.Композиция в русском народном искусстве (на материалах изделий из дерева): учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности»Декоратив. - приклад. искусство и народные промыслы»/ В.Б. Кошаев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, - 2006. – 120 с., 8 с. ил. – (Изобразительное искусство).
  4. Красилин М. Икона Богоматерь троеручица // И по плодам узнаётся древо: Русская иконопись XV-XX веков из собрания Виктора Бондаренко / Ред. коллегия А.В. Рындина, Г.В. Сидоренко. М.: Издательский дом Военный парад, 2003. — С. 559-562.
  5. Крестовская Н.О. Лаковая миниатюра. Федоскино: Альбом / Крестовская Надежда Олеговна; - М : Интербук, 1995. - 141 с.
  6. Кречетова М.Н. Сюжеты росписи китайского фарфора для экспорта в Европу конца 17-18 века // Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока. Л.: Аврора, 1975.
  7. Крылова Н.Б. Как организовать в школе профильный продуктивный класс. Электронный документ. // Конференции. Ru открытый каталог научных конференций, выставок и семинаров. 13.10.2002. (http://www.oim.ru/reader@nomer=249.asp). Проверено 28.03.2008.

193. Кузин В.С. «Методика преподавания», М: «Просвещение», 1979. - 190с.

  1. Кузнецова Т.В.Народное художественное творчество: Исторические традиции и современные эстетические проблемы. М.: Знание, 1985.

195. Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь. М.: Рус. яз.-Медиа, 2008 г.

  1. Кулешов А.А. Использование метода проектов в формировании профессионально-педагогической компетенции студентов колледжа: Научно-исследовательская работа // Среднее профессиональное образование: Приложение. №10, 2006. - С. 20-36.
  2. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве / Сост. М. Лифшиц. — в 2-х Т. -М.: Искусство, 1957.

198. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие. – 3 изд. – Ростов – на Дону: Феникс, 2003. – 416 с.;

  1. Кульчицкая М.Н.Страна сказки. Миниатюра Палеха - Л., Художник РСФСР, 1979
  2. Кучумов А.М.Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца – музея. Л.: Художник РСФСР, 1981.
  3. Лазарев В.Н. История византийской живописи: В 2 т. М.: Искусство, 1947. - Т. I. - 454 е., XLIX табл., Т. II. Атлас - 350 табл.
  4. Лазарев В.Н. Живопись и скульптура Киевской Руси // История русского искусства: В 12 т. — М.: Издательство Наука, 1953. — Т. I. С. 155-232.
  5. Лазарев B.C. Управление инновациями в школе: Учебное пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2008. 352 с.
  6. Ланек Ф. Живопись по дереву. Живопись на стекле [Текст] / Ф. Ланек, Л. Стокс. - Москва: Иван, 1994. - 100 с. : ил.
  7. Ларин С. В. Народные таланты. Художники-миниатюристы советской Мстеры. Владимир, Областное издательство, 1952г.
  8. Лебедев А.В. История Вязниковского края с древнейших времён до конца XX века: Учебное пособие. Вязники, 2003. — 440 е., ил., кар.

207. Лебедева С.Х. Удмуртская народная одежда. – Ижевск: Удмуртия, 2008. – 208 с.:с илл.;

  1. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства: Учебное пособие. — М.: Издательство Московского университета, 1998. — 111 с.
  2. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо. 2010. - 480 с.
  3. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие. СПб.: Образование, РГПУ, 2000. - 236 с.
  4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144С.: ИЛ. – (Изобразительное искусство)
  5. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Дис. докт. пед. наук: 13.00.02: М., 2000. 380 с.
  6. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании: Педагогическая библиотека / Сост. Т.С. Буторина. М.: Педагогика, 1991. - 344 с.
  7. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. -Изд. 2-е. — М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1950. 368 с.
  8. Макарова Т.М. Абрамцевский художественный кружок // Музей-заповедник Абрамцево: Очерк-путеводитель / Авт. О.И. Арзуманова, А.Г. Кузнецова и др. изд. 2. — М.: Изобразительное искусство, 1989. -С. 97-223.
  9. Макаров К.А.Декоративность как форма выражения красоты: автореферат дис. канд. иск. М., 1966.

217. Макаров К.А. «Советское декоративное искусство», М.: «Советский художник» 1974.

  1. Максимович В.Ф. Народное искусство России — это национальный факт // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы Х1УМеждународной научно-практической конференции, декабрь 2008 г. / Под общ. ред. И.Э. Кашековой. М.: ИПТИ, 2008. - С. 9-11.
  2. Максимович В.Ф. Русские лаки: Уч.-метод. пособ. по курс







    Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1040;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.068 сек.