Основные стилевые особенности Сызранской росписи
(Школы Елены Казаковой)
У Сызранской лаковой миниатюре за 15 лет существования выработались отличительные особенности:
1). Основная тема сызранской миниатюры – современная жизнь города. Его праздники, его народ, обычаи, труд, культура. Второе направление – сказки и легенды Жигулей, исторические сюжеты, происходившие на территории Самарской и Симбирской губернии, в Среднем Поволжье.
2). Миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо, многообразие элементов композиции и их живописность.
3). Общий мягкий тон письма. Несколько цветовых вариаций:
- «Волжское серебро» - серо-голубая гамма;
- «Сызранский помидор» - контраст ярких красных и зеленых цветов;
- «Золотая осень» - пастельно-персиковая гамма.
4). Некоторых сызранских миниатюристов отличает письмо «в один волос» с ярким открытым цветом. Такое письмо – отражение техники Бочкаревской иконописной школы.
5). Узорчатость палатного письма, берущего основу в сызранской каменной архитектуре и деревянном зодчестве. Архитектура, используемая в этой росписи имеет под собой существующие здания или здания, когда-то стоявшие на территории города Сызрани, сызранского района и т.п.
6). Разнообразие радужных сияний небосвода, отражений в воде.
7). В писание гор мягкими лещадками, повторяющие косогоры сызранского района, пластичные мотивы Жигулевских гор, склоны волжских берегов и притоков Волги.
8). Деревья с декоративной и натуральной листвой. Использование в миниатюрной живописи растений, произрастающих на данной территории.
9). Удлиненность фигур подобно палехским. Тонкость плави голов и обнаженных частей фигур. Художники-миниатюристы используют национальные костюмы народов, а их в Сызрани на сегодняшний день одиннадцать. В одежде людей используются, в зависимости от изображаемого события, современные элементы, национальные костюмы, сказочные облачения и т.п. Складки одежды прокладываются по форме, выявляя фигуру, более реалистичны чем в Холуе и Палехе.
10). Включение в практически каждую композицию реки Волги или ее притоков, заводей, протоков.
11). Пробела краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом «в полу перо». В основном фона разных тонов (вплоть до золотых). Использование в качестве фона чистое дерево, особенно часто встречается в росписи матрешек.
Техника лаковой миниатюры и последовательность этого процесса в основном аналогичны холуйской школе. Разница лишь в том, что письмо сызранского стиля усложнено большим разнообразием элементов композиции, также усложнена и техника многими теневыми и световыми приплавками.
По рисунку шла роскрышь красками, начиная с фона. После роскрыши фона раскрывались общим тоном, плавью — многочисленные элементы композиции. Горки, разнообразные деревья, кустарники, причудливые архитектурные элементы (палаты), радужные сияния, животные, птицы, фигуры людей — все это требовало разнообразия тонов, которые прекрасно сочетались и давали общую благородную цветовую гамму.
После роскрыши шла роспись контуров в соответствии с каждым изображением. Одежды расписывались тончайшими мелкими складками. Выявлялось разнообразие листвы деревьев, архитектурных деталей, плавных изгибов гор и других элементов композиции.
Потом наплавлялись тени и световые части, которые плавились в несколько тонов с направленностью на живописность и на выявление объема предметов. Плавью давалась условная глубина, которая тут же сдерживалась укрупнением задних планов и силой их цвета. Отделка всей живописи проводилась по тому же принципу, что и в холуйском письме, то есть накладывались пробела краской в три тона и золотом «в щетинку», «в полу перо» и инокопью. Деревья, палатное письмо, горы и другие изображения отделывались также в три тона, с более сильной оживкой.
Головы писались теми же техническими приемами и в такой же последовательности, как холуйской школе. Мастер учитывал общую цветовую гамму доличного письма.
Способ закрепления лаком работ тот же, что был уже нами описан выше.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 953;