Параноидное расстройство личности
Нозологическая категория этого расстройства в рамках МКБ-10 – F 60. 0. Главная черта этих людей – это склонность к формированию доминирующих идей и сверхценных образований, основным содержанием которых являются представления о собственной исключительности и элитарности. Характерны эгоцентрическая узость мышления, взглядов, оценок и интересов, тенденция к стойкой фиксации на определенных идеях, большая аффективная заряженность значимых переживаний, стеничность и упорство в достижении поставленных целей.
Параноики высокомерны, чванливы, бездушны, им менее всего свойственна готовность к самоограничению и проявлению подлинного альтруизма. Их отличают также недоброжелательное отношение к окружающим, недоверчивость, подозрительность, неблагодарность. Свою враждебность они проецируют на окружающих, усматривая в их действиях недобрые намерения. Они не способны ни любить, ни прощать, чего нельзя сказать об их умении мстить, расчетливо и жестоко, беззастенчиво прикрываясь самыми благими целями. Дежурным оборотом их речи является «справедливость». Сами они, разумеется, выступают борцами за эту справедливость. Их нередко притягивает общественная карьера, где вполне раскрываются мрачные стороны их личности, привлекает борьба за власть, интриги, заговоры, некоторые виды профессий, где они чувствуют себя незаменимыми людьми. Обычно это «правдоискатели», патологические ревнивцы, сутяги, «непризнанные гении», тираны, реформаторы, фанатики или лица, для душевной жизни которых характерны «комплексы постыдной этической недостаточности». Они страдают от того, что их пороки могут быть или уже стали известны окружающим.
Их эмоциональный репертуар ограничен. Им не хватает юмора, душевной теплоты, они часто кажутся неэмоциональными. Сдержанность проявляется как в психической, эмоциональной жизни, так и во внешнем поведении, жестах, мимике, походке. Подобные личности высоко ценят проявления силы и власти.
В беседе отмечается мышечная напряженность, неспособность расслабиться, готовность в любой момент встретить потенциальную опасность. Исследователи, описывая личности с параноидным расстройством, обращают внимание на ригидность и узкий фокус восприятия этих людей. Тогда объектом интенсивного поиска подозрительного человека становится так называемый «ключ» – событие, мало значимое для окружающих, за которое хватается параноик, одновременно отметая реалии, с ним связанные. Типичные представления параноидных людей: «людям нельзя доверять», «мне собираются навредить».
Основная эмоция определяется хроническим переживанием злости и гнева по поводу предполагаемых намерений окружающих. Психологический защитный механизм – проекция.
В большинстве случаев параноидное расстройство сохраняется на всю жизнь, оно сопровождается проблемными ситуациями на работе, в семье, в отношениях с друзьями. По мере достижения зрелости при параноидном расстройстве личности может включиться своеобразный механизм психологической защиты – формирование подчеркнутых, усиленных, утрированных реакций альтруизма.
Критериями диагностики параноидного расстройства личности, помимо общих для расстройств личности критериев, являются четыре из семи следующих проявлений:
· чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам;
· постоянное недовольство другими людьми; склонность не прощать оскорбления, пренебрежение, нанесения ущерба;
· подозрительность и стойкая тенденция к искажению пережитого, когда нейтральное или дружественное отношение других людей истолковывается как враждебное или пренебрежительное;
· бранчливость, сварливость, неуживчивость;
· стойкое, неадекватное ситуации отстаивание собственных прав;
· частые неоправданные подозрения в неверности супруга или партнера, ревность;
· повышенная оценка собственной значимости с тенденцией к отношению происходящего на свой счет;
· частые, необоснованные мысли о заговорах, где субъективно объясняются события в близком или широком социальном окружении.
1. Проводя дифференциальную диагностику с параноидной шизофренией, можно отметить, что при параноидном расстройстве личности отсутствуют очерченные бредовые построения, свойственные бредовым психозам, а также галлюцинации и формальные расстройства мышления, присущие параноидной шизофрении.
2. Параноидное личностное расстройство отличается от диссоциального личностного расстройства отсутствием выраженных антисоциальных поступков.
3. С шизоидным личностным расстройством сближает ограниченная эмоциональность, но отличают (при параноидном расстройстве личности) доминирующие черты подозрительности, недоверчивости и настороженности.
В основе представления о себе у параноидных людей лежит глубинное убеждение в том, что они крайне добродетельны по сравнению с другими людьми, которые с ними плохо обращаются. Других людей параноидные личности воспринимают как заблуждающихся, нечестных, вероломных и скрытно манипулирующих ими. Они полагают, что окружающие хотят вмешиваться в их дела, критиковать их, относятся к ним пристрастно.
В заключение процитируем Шапиро: «Когда человек теряет интерес ко всему простому и смотрит лишь на определенные индикаторы и ключи, он теряет не только то, что придает миру его цвет и аромат, он теряет чувство пропорции. На этом основано параноидное искажение реальности».
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 604;