Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности
Ананкастная психопатия описывалась Крепелиным и Шнайдером, однако наиболее популярным оказалось описание 3. Фрейда, объединившего наиболее характерные для этого типа черты педантичности, бережливости и упрямства. Данная категория в течение длительного времени входит в классификацию DSM. Нозология по МКБ-10 – F 60. 5.
В литературе проводится параллель между обсессивно-компульсивным расстройством личности и психастеническим типом личности, психастенической акцентуацией характера в понимании отечественных авторов. Отмечаются такие характерные черты этих людей, как четкое мышление, ригидность, определенная напряженная активность.
Для диагностики обсессивно-компульсивного личностного расстройства должно быть установлено соответствие, помимо общих для расстройств личности, четырех из восьми качеств, таких как:
· постоянные сомнения и чрезмерная осторожность;
· постоянная озабоченность деталями, правилами, порядком, планами, организацией;
· перфекционизм, стремление к совершенству, а тaкже связанные с этим качеством постоянные перепроверки;
· чрезмерная добросовестность и скрупулезность;
· неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб получению удовольствия и межличностным отношениям;
· чрезмерная педантичность и следование социальным условностям;
· ригидность и упрямство;
· необоснованное настаивание на точном подчинении других людей собственным привычкам.
По мнению А. Бека и А. Фримена, ключевыми словами для обсессивно-компульсивных личностей является «должен» и «контроль». Эти люди так тщательно выбирают средства, необходимые для достижения цели, что эти средства сами по себе становятся целью. Они считают себя ответственными за себя и за других. Они ответственны перед собственной перфекционистской совестью. Они воспринимают других как слишком легкомысленных, нередко безответственных. Их «основные» убеждения таковы: «мне нужны порядок, системы и правила, чтобы выжить», «если я не буду иметь систем, все развалится», «если я или другие не будем делать работу в соответствии с самыми высокими стандартами, мы потерпим неудачу», «я должен делать все только правильно».
Люди обсессивно-компульсивного типа постоянно заняты интенсивной деятельностью. При этом все делают с усилием и с определенной целью. У компульсивного человека усилие присутствует в любом действии, независимо от того, требует оно мобилизации всех сил или нет. Компульсивный человек с усилием пытается наслаждаться и развлекается так, будто выполняет тяжелую работу. От его деятельности создается впечатление, что человека кто-то принуждает. В нем не видно энтузиазма.
При такой модели активности человек более или менее постоянно оказывает на себя давление, и в напряжении, созданном этим давлением, он работает и живет. Такая личность является своим собственным надзирателем. Он приказывает, напоминает и предупреждает; он определяет не только, что делать или не делать, но и чего желать, чувствовать и даже что думать.
Непосредственной эмоциональной реакцией на предчувствия того, что выполненная работа не соответствует стандартам, является тревога. Важной проблемой людей этого типа является трудность принятия решения, склонность к бесконечным сомнениям и колебаниям.
Еще одна базовая черта – это склонность к ритуальному поведению. «Эти люди пытаются удержать жизнь с помощью схем, проявляя при этом упрямую нетерпимость к новому и непривычному, а потому беспокоящему их. То, что они так упорно хотят удержать, приводит их к принудительным и навязчивым психическим процессам, – пишет Ф. Риман. – За каждой догмой и проявлением фанатизма стоит страх – страх перед переменами».
Лица со склонностью к навязчивости верят, что можно все вокруг привести к единой, логически выстроенной схеме. Эти люди боятся, что без постоянного собственного контроля может наступить угрожающий им хаос, что для наступления такой ужасающей неупорядоченности достаточно лишь немного расслабиться, стать более открытым и более податливым. «Осторожность – прежде всего», «нужно сделать все, чтобы предотвратить непредусмотренное», – вот важнейший принцип людей с навязчивым развитием личности. Будучи принципиальными во всем, они естественный порядок доводят до педантичности, необходимую последовательность и рациональность – до неисправимого упрямства, разумную экономность – до скупости, здоровое своеобразие – до исключительного своенравия, вплоть до деспотизма. Несмотря на то, что полнота жизни заменена у них жесткими правилами, это все же не дает возможности полностью преодолеть страх, что приводит к развитию навязчивой симптоматики и навязчивого поведения».
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1035;