Принятие наследства
Принятие наследства не сводится только к процедуре, хотя и она не второстепенна. Что касается цивильного права, должно иметь в виду два принципиально важных установления:
1) агнаты, находившиеся во власти наследодателя, считаются воспреемниками наследства сразу же после того, как оно «открывается», т. е. в момент смерти патерфамилиас (наследодателя);
2) ни при каких обстоятельствах агнаты не могут отказаться от принятия наследства.
Обе нормы действовали и в отношении призванных к наследованию рабов.
Все это кажется разумным и справедливым. Однако действительная жизнь требовала корректив цивильного права. С усложнением хозяйственной жизни, с вовлечением ранее патриархальных семейных коллективов в торговую и финансовую деятельность, далеко не всегда благополучную, стало проявляться нежелание цивильных наследников принимать не выгодные им наследства, поскольку, соответственно принципу универсального правопреемства, они должны были принимать на себя долги умершего, даже и превышавшие стоимость наследственной массы, когда пассив преобладал над активом.
Вмешательство претора решило вопрос: при отказе цивильных наследников он призывал к принятию наследства тех, кто принадлежал к следующим категориям (разрядам) законных наследников, а если и они отказывались либо не являлись вовсе, назначал «конкурс», т. е. распродажу имущества умершего, чтобы удовлетворить притязания кредиторов.
В патриархальные времена принятие наследства было связано с торжественной церемонией - «кретио» (cretio). Наследодателю дозволялось ставить эту церемонию условием под угрозой лишения наследства (что, впрочем, следовало само собой). Предельным для кретио считался 100-дневный срок, в чем проявлялись и воля завещателя к скорейшему преемству, и заинтересованность рода и курии в восстановлении должного семейного порядка.
Впоследствии является на свет и утверждается неформальное принятие наследства с помощью действий, даже и молчаливых, свидетельствующих о решении принять наследство, например выплата следуемых кредиторам по данному наследству долгов. Конечно, считалось более уважительным простое словесное выражение указанного намерения.
Положение наследника осложнялось, когда его теребили кредиторы, заинтересованные в скорейших уплатах.
Когда (по просьбе наследника) установление срока принятия наследства предоставлялось суду и этот срок истекал, оставалось признать наследника либо принявшим наследство, либо отказавшимся от него, - и то и другое решение разумно. Тем не менее до Юстиниана просрочивший наследник считался отказавшимся, а по Юстиниану - принявшим.
Претор предоставлял прочим нисходящим и восходящим наследникам право заявить свой собственный иск о наследстве - в течение года со дня его открытия.
Трансмиссия. Император Феодосии II в 450 г. постановил, что десцеденты, т. е. нисходящие наследодателя (дети, внуки), призванные по завещанию и умершие до момента вступления в наследство, передают (трансмиссируют) свое право наследования собственным нисходящим наследникам, для которых «призвание» превращается в приобретение наследства.
Легат
Этим термином называют завещательный отказ, или безвозмездное завещательное распоряжение о выдаче наследником некоторых денежных сумм или вещей определенному лицу, в результате чего возникает сингулярное наследование (см. §108). Ошибочно называть легатом дарение, совершенное наследодателем, поскольку дарение может быть осуществлено только между живыми. Легат, естес-
твенно, исключает какую-то часть наследственной массы из остального имущества, переходящего наследникам.
Возникновение легатов восходит к Законам XII таблиц (V, 3). Видимо, наследодатель, озабоченный судьбой жены и детей, исключенных из числа квиритских наследников, завещал им какую-то часть имущества на прокормление. С течением времени легаты приобретают более широкое применение, но всегда как сингулярное преемство, не создающее для легатария никаких обязательств из долгов умершего. В своем классическом варианте легат тотчас по открытии наследства становится квиритской собственностью легатария и может быть истребован из любого владения с помощью виндикационного иска.
Отказ устанавливается в торжественной форме, на латыни, причем так, что легатарию предоставлялись как определенная вещь, так и право выбора между предназначенными под легат вещами или сер-витутами.
Примечание. Опыт обязывает меня разъяснить то особенное содержание, которое связывается с наследственным «отказом». Это слово, помимо своего основного значения - отвергать просьбу, не уступать - входит в язык, как можно полагать, из церковного словоупотребления: «отказать» -дать что-либо церкви (монастырю) «по духовному завещанию». Но не без иронического контекста: «Что тебе бабушка отказала? Дорожку в церковь». Отсюда оно проникло в канцелярский язык: «А мы вам откажем, как будет пригоже» (в смысле «отпишем»). Наконец, в похоронном плаче «На кого нас отказываешь?» — покидаешь.
Право восприняло церковно-терминологическое значение отказа -как дара по духовному завещанию.
Особое место занял впоследствии дамнационный легат, предоставлявший право требования на вещь или действие (дом, поле, стадо, пенсию, чужую вещь, которую наследник должен был выкупить и передать легатарию, даже долговое требование умершего к третьему лицу и т. д. ). В этом случае легатарию предоставлялся иск из обязательства.
Случалось, что легаты поглощали большую часть имущества, и, чтобы гарантировать интерес наследника, была введена так называемая фальцидиева четверть - по закону, внесенному Фальцидием (1 в. до н. э. ): отказ не может превышать 3/4 наследственной массы.
§ 114. Фидеикомиссы (обращение к чести другого)
Так были названы неформальные легаты, заключавшие в себе просьбу (умирающего), устную или письменную, дать или сделать что-либо для другого лица, в завещании не упомянутого, под честное слово. Долгое время подобная просьба считалась нравственной обязанностью, и только при императоре Августе ей придают юридическое значение, связанное, однако, не с иском, а с обращением к представительной административной власти - консулу (затем к фидеикомиссарному претору).
Фидеикомисс превратился в самую свободную, самую бесформальную форму завещательного распоряжения. Он мог быть обращен и не к наследнику, а к должнику завещателя: долг свой отдай не моему наследнику, а Тиберию, которому я обязан внимательным уходом... добрым поступком... и т. п.
В форме фидеикомисса наследодатель получил возможность создать какую-нибудь ощутимую выгоду, передающуюся по наследству. Таким образом возник фамильный фидеикомисс, вошедший в феодальное право Западной Европы. Это далеко не последнее, что может быть сказано о правовом преемстве, пришедшем из классического Рима в феодальную Европу и через нее распространившемся по всему свету.
Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 684;