НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
§107. Цивильное наследование
Уже Законы XII таблиц знают оба вида наследования: по закону и по завещанию.
«Если кто-нибудь, не имея подвластных, т. е. агнатов, умрет, не оставив завещания, пусть его хозяйство возьмет себе suus heres, т. е. ближайший агнат»* (V, 4). Запомним это: «не оставив завещания». Ибо из него, по всей видимости, исходит древний, но неизменный постулат: нет завещания - значит наследуется по закону!
Напротив: если умерший оставил завещательное распоряжение и оно отвечает требованиям закона, воля завещателя священна и неот-меняема, как неотменяем и заупокойный культ.
Если же не окажется ни «своих», ни «ближайших агнатов», имущество не станет выморочным: его наследуют и делят между собой сородичи умершего, те, с кем он сходился на куриатные сходки в составе своего рода (gens).
Еще два важных принципа, заключенных в V таблице:
1) наследники принимают на себя все долги умершего, как равно
2) делят между собой все те требования, которые принадлежали
наследодателю, с тем чтобы и то, и другое соответственно долям на
следства досталось каждому из сонаследников.
От глубокой древности и до первых веков Республики сохранялся обычай, позволявший наследодателю изъявить волю перед кури-атными комициями, а во время войны, в походе - перед строем войска (последнее было дозволено и Юстинианом). Источники, включая Институции Юстиниана, сообщают, что, пройдя через манципаци-
Букв.: ближайший, непременный наследник, не могущий отказываться от наследства и вступающий в наследование немедленно.
онную процедуру, а еще ранее - через утверждение народной сходки (комиции), завещание (по преторскому и «императорскому» праву) приобретало силу, как только его удостоверяли подписи семи присутствующих при том свидетелей. Имя наследника, «для предупреждения всякого обмана», вписывалось рукой завещателя. Изготовленный документ скреплялся печатями свидетелей - всеми семью или только одной (за всех! ).
Не могли быть свидетелями женщины, несовершеннолетние, немые, глухие, умалишенные, состоящие под опекой.
При императоре Адриане было постановлено, что, если среди свидетелей, подписавших завещание, окажется лицо, впоследствии обращенное в рабство, это не колеблет его подписи, а значит, и завещания.
Из Законов XII таблиц видно, что споры о наследстве не были редкостью и в то давнее время, ибо иск о разделе наследства, как удостоверяет Гай, ссылаясь на Таблицы, вытекает из предписаний этого закона (V, 10). О чем же спорили: о величине наследственной доли, о «завещательном отказе», или легате (наделении определенных, указанных в завещании лиц чем-нибудь принадлежащим к наследственному имуществу), о лишении наследства, завещание сомнительно, и т. п.
Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 512;