Объективные предпосылки развития издательского дела
В XV веке по мере развития европейских государств, национальных экономик, торговли, научных центров растет потребность в массовом распространении информации, которая уже не могла быть удовлетворена только устным и изобразительным видами коммуникации. Монастырские и городские скриптории не справлялись с обилием заказов. Отсутствие технических возможностей тиражирования информации и ее распространения в обществе, несовершенство системы средств массовой коммуникации замедляло процесс реформирования европейской жизни.
В это время последователи Гуттенберга повсеместно создают типографии - в Страсбурге, Нюрнберге, Базеле, Париже. В 1500 году в Европе работало более 200 типографий. Книги печатались уже во всех европейских странах. За пятьдесят лет вышло около 40 тысяч наименований изданий. Этот процесс, справедливо названный культурологами третьей информационной революцией (первая информационная революция связана с процессом формирования речи, вторая - с изобретением письменности), имел важные последствия для развития рекламной деятельности.
В XVI веке рынок книг развивался в рамках европейского пространства. Их востребованность стимулировала интенсивное развитие издательской деятельности. Распространению книжных изданий способствовал и тот факт, что большинство книг печаталось на латинском языке.
Один из известных методов коммерческого распространения книг издателями в Европе тесно связан с появлением почтальонов,
которые, переезжая из города в город, доставляли книжный товар, а вместе с ним и рекламные листки издательств. По мере развития типографий расширяется география издательской деятельности. Постепенно центром встреч европейских издателей становится Франкфурт. Здесь они обмениваются информацией, обсуждают планы на будущее и издают первые каталоги. В 1500 г. печатается один из первых списков-каталогов "Libri venales Venetiis, Nurembergoe et Basileoe", содержащий более 200 названий книг. В 1541 г. в Венеции выходит в свет известный каталог Альда Мануция. Затем подобные издания появляются в Цюрихе (1548 г.), в Париже (1546 г.). Формируется европейская корпорация издателей, и в 1564 году издается Полный каталог Книжной Ярмарки.
Наряду с развитием книгопечатания формируются новые виды печатной рекламы: книжные каталоги издателей, афиши, листовки издателей, буклеты, летучие листки, титульные листы книг. Одна из первых известных издательских рекламных афиш принадлежит Кэкстону (Caxston). Напечатанная в 1477 году, она представляет собой листок небольшого формата (136 х 76 мм), на котором рекламное объявление завершается предупреждением: "Просьба не срывать!".
Следствием развития книгопечатания явилось возникновение таких новых видов изобразительной рекламы, как типографские эмблемы и экслибрисы.
На заре печатного дела книги не были отмечены марками своих издателей. Первой книгой, на которой была обозначена авторская марка издателя, стал Psalterium Latinum, изданный в Майце Фустом и Шеффером в 1457 году. Марка представляла собой изображение "двойного щита", который затем фигурирует и в Библии, изданной этими печатниками в 1462 году. Наиболее же знаменитым стал знак венецианского издателя Альда Мануция. Его книги - альдины - пользовались в Европе такой большой популярностью, что некоторые типографы стали выдавать собственную продукцию за издания Мануция. Его эмблема содержала изображение дельфина, обвивающего якорь, и сопровождалась девизом "Festina lente" - "Поспешай медленно". Слова объясняли символику: быстрый дельфин обвивался вокруг якоря, обычно ассоциировавшегося с устойчивостью, надежностью, постоянством и, таким образом, -с качественной работой. Несколько лет спустя знак библиофильской собственности, экслибрис, появился и у владельцев домашних библиотек.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 622;