Три модели (советская, западническая, евразийская)
В современной России существуют три основные, конкурирующие между собой модели государственной стратегии как в области внешней политики, так и в области политики внутренней. Эти три модели составляют современную систему политических координат, на которые раскладывается любое политическое решение российского руководства, любой международный демарш, любая серьезная социальная, экономическая или правовая проблема.
Первая модель представляет собой инерциальные штампы советского (главным образом, позднесоветского) периода. Это весьма укоренившаясд в психологии некоторых российских руководителей система, часто подсознательная, подталкивающая их к принятию того или иного решения на основании прецедента. Эту модель подкрепляет «важный» аргумент: «Раньше работало, сработает и сейчас». Это касается не только тех руководителей, которые сознательно эксплуатируют ностальгические комплексы российских граждан. Советская референтная модель гораздо шире и глубже структур КПРФ, которые сейчас находятся на периферии исполнительной власти, вдали от центра принятия решений. Сплошь и рядом ею руководствуются политики и чиновники, формально никак не отождествляющие себя с коммунизмом. Сказывается воспитание, жизненный опыт, образование. Для того, чтобы понимать сущность происходящих в российской политике процессов, необходимо учитывать этот «бессознательный советизм». Вторая модель: либерально-западническая, проамериканская. Она начала складываться в начале «перестройки» и стала своего рода доминирующей идеологией первой половины 1990-х гг. Ее, как правило, отождествляют, с так называемыми либерал-реформаторами и близкими к ним политическими силами. Эта модель основана на выборе в качестве системы отсчета американского общественно-политического устройства, его копировании на российской почве, следовании в международных вопросах национальным интересам США. Данная модель имеет то преимущество, что позволяет опираться на вполне реальное «заграничное настоящее», в отличие от виртуального «отечественного прошлого», к которому тяготеет первая модель. И аргумент здесь тоже довольно простой: «У них работает, сработает и у нас». Здесь важно подчеркнуть, что речь идет не просто о «заграничном опыте», но именно об ориентации на США как на флагман преуспевающего западного капиталистического Мира.
Эти две модели (плюс их многочисленные вариации) представлены в российской политике очень полно. Начиная с конца 1980-х гг. основные мировоззренческие конфликты, дискуссии, политические баталии проходят между этими носителями именно этих двух мировоззрений.
Гораздо менее известна третья модель. Ее можно определить как «евразийскую». В ней речь идет о более сложной операции, чем простое копирование советского или американского опыта. Эта модель относится и к отечественному прошлому, и к зарубежному настоящему дифференцировано: усваивает кое-что из политической истории, кое-что — из реальности современных обществ. Евразийская модель исходит из того, что Россия (как Государство, как народ, как культура) является самостоятельной цивилизационной ценностью, что она должна сохранить свою уникальность, независимость и мощь во чтобы то ни стало, поставив на служение этой цели все учения, системы, механизмы и политические технологии, которые могут этому содействовать. Евразийство, таким образом, — это своеобразный, «патриотический прагматизм», свободный от любой догматики — как ; советской, так и либеральной. Но вместе с тем широта и гибкость евразийского подхода не исключают концептуальной стройности этой теории, имеющей все признаки органичного, последовательного, внутренне непротиворечивого мировоззрения.
По мере того, как две первые ортодоксальные модели доказывают свою непригодность, евразийство становится все более и более популярным. Советская модель оперирует с устаревшими политэкономическими и социальными реалиями, эксплуатирует ностальгию и инерцию, отказывается от трезвого анализа новой международной] ситуации и реального развития мировых экономических тенденций. Проамериканская либеральная модель, в свою очередь, не может быть реализована в России по определению, как органическая часть другой, чуждой России цивилизации. Это прекрасно понимают и на Западе, где никто не скрывает, что Россию для них предпочтительней видеть не процветающей и благополучной, а, наоборот, ослабленной, погруженной в пучину хаоса и коррупции.
Таким образом, сегодня именно евразийская модель становится | наиболее актуальной, наиболее затребованной обществом.
Стоит присмотреться к ней внимательнее.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 751;