III. Географический синтез

16) Экономическая география, или география производительных сил, естествен­ных и искусственных, используемых и неиспользуемых человеком, и география вообще его хозяйственной деятельности.

17) Политическая география, или география территориальных и духовных гос­подств человеческих сообществ.

В результате территориальных движений человечество выработа­ло территориальные типы могущественных владений, которых я на­считываю три:

1) кольцеобразная система;

2) клочкообразная система;

3) система «от моря до моря», или чрезматериковая.

1. Кольцеобразная система возникает на побережьях средизем­ных морей, постепенно захватываемых и объединяемых какой-либо

одной, наиболее деятельной нацией, живущей при данном море, по­сле чего эти объединенные владения постепенно расширяются в глубь окружающих материков (Древние Греция и Рим). Эта система очень выгодна тем, что внутренние жизненные части государства удобно сообщаются между собой по Средиземному морю, тогда как окраины всюду сравнительно недалеко отстоят от побережий, и потому их за­щита от внешних нападений весьма облегчена. При кольцеобразной системе население страны располагается, по выражению философа Платона, так, как «лягушки сидят по берегам вокруг пруда». Распа­дение кольцеобразной системы обычно обусловливается ростом на­селения на соседних материковых массах и его, так сказать, боковым давлением на средиземные побережья, к которым оно ищет выхода.

2. Клочкообразная система наблюдается у островных или полу­
островных государств, обладающих могучим флотом. При этой сис­теме на различных материках захватываются с берегов определен­ные территории, поддерживающие при посредстве флота регуляр­ные морские сообщения как с метрополией, так и между собой. На
морских путях между метрополией и ее колониями, кроме того, уст­раиваются целые серии промежуточных малых «наблюдательных», «угольных» станций и пр., поддерживающих в порядке судоходство. Примеры: Испания, Голландия, Англия.

3. Система «от моря до моря», или чрезматериковая. Это полная
противоположность клочкообразной системы. Тут захватывается внут­ри материка обширная территория, одним концом упирающаяся в одно из омывающих его морей, а другим — в другое. Примеры: Древ­няя Персия, Соединенные Штаты Северной Америки, СССР. Все внимание государства обращено при этом на устроение внутренних водных и сухопутных сообщений и на внутреннюю колонизацию.

Эта система отличается своей массивностью и имеет все природ­ные задатки прочности. Однако ее главный недостаток заключается в том, что, при громадной протяженности, обычно с того конца, отку­да начались колонизация и политическое «собирание» государства, находится гораздо более густонаселенная и экономически более раз­витая территория, чем на противоположном конце. При столкнове­ниях с соседними чрезматериковое государство легче всего подвер­гается блокаде со стороны соприкасающихся с ним морей и хотя бы временным захватам со стороны их побережий; последнее же обстоя­тельство уничтожает всю суть системы «от моря до моря» и обесси­ливает страну. Для успешности роста чрезматерикового государства и его борьбы с соседями необходимо бывает заботиться о скорейшем доведении географического центра государственной территории по возможности до одинаковой или близкой густоты населения и степе­ни экономического развития с наиболее населенным и экономически развитым коренным краем страны и до возможного их выравнения, что является задачей очень трудно и, во всяком случае, медленно достижимой. Поэтому чрезматериковое государство особенно нуж­дается в длительных периодах внешнего покоя, чтобы иметь время к преодолению своих внутренних территориальных затруднений.

Ахиллесовой пятой клочкообразной приморской системы явля­ется ее непосредственная граница с континентальными и чрезмате-риковыми государствами, всегда способными к мощному «боковому» давлению. Поэтому, из политических соображений, нередко приме­няется между клочкообразным и чрезматериковым государством сис­тема слабых второстепенных, промежуточных «государств-буферов», лишенных особой самостоятельности и выполняющих лишь предпи­сания основателей. Буферная система применялась в XIX в. Англией на границе между Туркестаном и Индией — в виде Афганистана, а в XX в. применяется западными союзниками для изолирования СССР от Германии — в виде Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Поль­ши, Чехии, Венгрии и Румынии.

В результате расширения или сужения государством своей терри­тории являются движения географического центра или центра по­верхности этой территории, а в результате как этого расширения или сужения, так и внутренней колонизации — движения центра его на­селенности. Их направления совпадают с направлениями движений территории и движений колонизации, но географические их положе­ния обычно далеко не совпадают, расходясь тем сильнее, чем более опережает рост территории рост колонизации или отстает от него в том или в ином направлении. Центром поверхности территории на­зывается та точка ее поверхности, где с этой поверхностью соприка­сается радиус, проведенный от центра тяжести той части земного сфероида, которую занимает данная территория. Этот центр нахо­дится внутри Земли. Центр населенности получается следующим образом: если мы представим себе население данной территории в виде массы неравномерно покрывающих ее точек, соответствующих каждая одному жителю, то очевидно, что среди них есть одна цен­тральная; если бы территория была населена равномерно, то ее поло­жение совпало бы с географическим центром территории, но так как территория заселена неравномерно, то она сдвинута вбок, однако ее положение всегда можно найти.

Центрография, т. е. определение среднего места явлений, адеп­тами которой у нас являются Д. И. Менделеев, Б. П. Вейнберг, Е. Е. Святловский и А. А. Бобрик, а в Америке — Г. Геннет и др., пред­ставляет отвлечение совершенно того же типа, как и определение средних величин в статистике, и совершенно так же необходима для постройки правильных теософских умозаключений.

В результате всех движений человечество распределяется по зем­ной поверхности различными типами территориального расселения, в основу которых следует класть преимущественное сосредоточение человеческих поселений среди тех или других форм земной поверх­ности. Я предложил в свое время такую схему территориальных ти­пов расселения человека.

1. Группа зональных типов, т. е. связанных непосредственно с оро­графией, почвами и растительностью. Сюда относятся типы:

а) Долинный. Человеческое население сосредоточено исключительно в долинах, а водоразделы безлюдны. Этот тип встречается тогда, когда водоразделы покрыты неудобообитаемыми тундрами, болотами, лесами, горами, сухими степями или пустынями.

Вариантом его будет Ь) долинно-овражный тип, при котором че­ловеческие поселения сосредоточены не только по речным долинам, но от них поднимаются также к водоразделам по некоторым более удобообиаемым оврагам, не лишенным текучей или грунтовой воды или легко запруживаемым для удержания вешних снеговых вод.

c) Водораздельный. Человеческие поселения сосредоточены на водоразделах, а в долинах их нет. Этот тип встречается в тех случаях, когда единственными сухими и удобными для земледелия местно­стями являются водоразделы, при близости к дневной поверхностигоризонтов почвенной воды, тогда как долины слишком заболочены и потому неудобообитаемы, а сверх того подвержены частым замо­розкам весной и осенью в то время, как водоразделы лучше обогрева­ются Солнцем.

d) Приморский и приозерный береговой. Человеческие поселе­ния сосредоточены по морским и озерным берегам, и их экономиче­ская жизнь тесно связана с морями и озерами.

Сюда и к долинному типу примыкает е) рыболовный тип поселе­ний, всецело руководимый рыбными богатствами рек, озер и морей. Этот тип не носит зонального характера как не имеющий отношения к почвам и растительности, тогда как приморский и приозерный бо­лее или менее связаны с ними.

2. Группа азойальных типов, т. е. не связанных непосредственно с орографией, почвами и растительностью. Сюда относятся типы:

f) Горнозаводский. Человеческие поселения руководятся при этом расположением месторождений полезных минеральных веществ, боль­шая часть которых находится под поверхностью Земли.

g) Фабрично-заводский. Человеческие поселения располагаются возле фабрик и заводов обрабатывающей промышленности, не свя­занных почвенными и фитогеографическими условиями.

h) Дорожный, распадающийся на подтипы железнодорожный и трактовый. Человеческие поселения или сгруппированы близ желез­нодорожных и почтовых станций, или вытянуты вдоль трактов. Так как железные пути имеют остановочные пункты только в определен­ных местах, то вдоль железнодорожных линий нет сплошных посе­лений, тогда как вдоль трактов, где можно останавливаться в любом месте, они вытянуты нередко почти сплошными линиями.

Железнодорожный тип отчасти сливается с i) дачным.

Между дорожным, горнозаводским и приморским береговым ти­пами заселения стоит к) курортный, или сгруппированный близ мине­ральных источников, или вытянутый по морским побережьям в виде морских купаний.

По характеру жизни и деятельности населения человеческие поселения делятся на городские и сельские. Сельскими занятиями счи­таются те, добывающие по преимуществу, промыслы населения, ко­торые непосредственно связаны с поверхностными растительными и животными богатствами и для своего существования требуют прежде всего простора полей, степей, лугов, лесов, вод и гор, будучи не­мыслимы на участках Земли, более или менее сплошь занятых че­ловеческим жильем. Сюда относятся: земледелие во всех его видах, садоводство, огородничество, скотоводство, пчеловодство, шелковод­ство, рыболовство, охота и лесные промыслы. Несельскими занятия­ми будут все остальные занятия населения как непосредственно не связанные с ее растительным покровом и животным населением в их природном состоянии. К этой категории следует отнести и горное де­ло, так как оно вовсе не связано с растительным и животным миром, и хотя в своем добывающем виде часто происходит в обстановке не­тронутой природы, но последняя для него далеко не обязательна, об­работка же полезных минеральных веществ, стоящая обыкновенно настолько бок о бок с добычей их, что нередко немыслимо сколько-нибудь определенно отделить их друг от друга, уже требует для своего осуществления скучения населения, не связанного сельскими занятиями.

Таковы в общих чертах способы заполнения государством при­надлежащих ему территорий.

В результате жизнедеятельности человеческих сообществ созда­ются географические типы человеческих культур. Эти типы весьма разнообразны, что зависит, с одной стороны, от большого разнообра­зия географических условий различных частей нашей планеты, а с другой — от большой разницы в ступенях развития различных вет­вей человечества... <...>

Первоначальный ареал обитания человека на Земле, вероятно, имел приблизительно ту же форму, что и современный ареал обита­ния обезьян, будучи только несколько более сдвинут к северу. Это положение обусловило непосредственное соседство человека с юж­ными частями громадных площадей великого оледенения и было ед­ва ли не главной причиной того, что человек так далеко ушел в сво­ем развитии от животных и постепенно стал истинным господином Земли. <...>

Географическое распределение человечества на материке Евразии с самого начала, по-видимому, таково. Индостан представляет сре­динный теплый полуостров, обращенный к югу и прикрытый с севе­ра, как кровлей, высокими нагорьями Гималаев и Тибета. От Индо­стана к северо-востоку вытянуто желтое (азиатское) ядро человече­ства, к северо-западу — белое (средиземное) его ядро. <...>

Распространяясь по своим первоначальным территориям, оба яд­ра человечества Евразии одинаково заселяли своими оседлыми, зем­ледельческими, менее выносливыми к невзгодам природы и более требовательными к удобствам жизни элементами те их части, кото­рые находились в лучших природных условиях. В места же с менее благоприятными условиями выбрасывались более выносливые к не­взгодам природы, более грубые и невзыскательные кочевые и бродя­чие элементы в лице скотоводов и звероловов. Вот почему желтое ядро выбросило именно к северо-западу от себя, на вышеуказанные суровые территории всю свою массу кочевников и звероловов, за­нявших огромные пространства и дошедших до края ледника на Рус­ской равнине, и в то же время не дало этих элементов по направле­нию к юго-востоку, ибо там было море. На долю непритязательных элементов белого ядра человечества по направлению к краю Сканди­наве-Русского ледника оставалась сравнительно очень узкая, быстро выклинивающаяся на Западно-Европейском полуострове территория, на которую это ядро человечества и дало многочисленные от­ветвления скотоводов в виде арийцев и иранцев. Но зато белое ядро человечества дало огромную массу непритязательных кочевников по направлению к юго-западу — в пустыни Аравии и Сахары. Активная их роль в истории окончилась ранее, чем у кочевников желтого ядра человечества, по следующим географическим причинам. Кочевники, в зависимости от положения степных пространств, располагались у белого ядра человечества двумя сравнительно узкими, разрозненны­ми оседлой массой полосами — по северному фронту в виде скифов и сарматов и по южному фронту в виде кочевых племен Аравии и Северной Африки, тогда как у желтого ядра человечества, опять-та­ки в зависимости от положения степей, кочевники перекатывались все время огромной, сплошной лавиной на западном и юго-западном фронтах: кроме того, белое оседлое человечество отличалось всегда более быстрым территориальным распространением, чем желтое, что также повлияло на более раннее обуздание кочевых передвижений своей расы. Распространившись до краевых морей Тихого и Атлан­тического океанов, оседлые части обеих ветвей человечества понево­ле загнулись внутрь материка, навстречу друг другу: желтая — к се­веро-западу, а белая — к северо-востоку. Вот почему вековые проч­ные внедрения оседлого человека в пределах Евразийского материка имели только два направления, и каждому из ядер было строго при­своено только одно из них. <...>

Таким образом возникли две величайшие на Земле встречные волны миграционных движений человечества, волны, так сказать, вторичные, отраженные берегами Атлантического и Тихого океанов. Мы находимся в их конечном периоде. <...>

Следствием атлантического движения была окончательная лик­видация навеки возможности кочевых волн из Азии. Но в то же вре­мя центр образованности переместился в Европе к западу со вре­мени последней наиболее сильной кочевой волны из Азии: до та­тарского нашествия на Русь, случившегося в XIII в., и турецкого на Византию в XIV-XV вв. восточная, греко-славянская Европа была образованнее западной, германо-романской, а с этого времени стало наоборот.

доставив восточным славянам одним вести почти все движение в Азию. Правда, они добросовестно выполнили задачу достижения тихоокеанских берегов, но такая затрата сил одним племенем не про­шла даром для атлантического движения. Между тем, хотя азиатский кочевой авангард и был разбит навсегда, тем не менее тихоокеанские интенсивные земледельцы за китайской стеной сохранили в целости всю свою нетронутую потенциальную энергию.

На прочих материках Земли, заселенных испокон веков каждый одной расой — красной в обеих Америках и черной в Африке и Авст­ралии, соотношения всегда были значительно проще. Здесь перво­бытные человеческие племена, незаметно, в течение многих веков расселившиеся по всем доступным для жилья территориям этих ма­териков вдоль длинных осей последних, испытали вначале очень мало вторжений, и притом неглубоких, со стороны представителей других рас. <...>

Колонизационная практика в Средиземьи древних народов — фи­никиян, греков и римлян — послужила хорошей школой для возник­шей впоследствии западно-европейской всесветной заморской коло­низации. Первые ее шаги начались с IX в. варягами, которые были, таким образом, ее предтечами. Эта северная варяжская колонизация открыла для себя Фарерские острова, Исландию, Гренландию и даже часть Северной Америки и впоследствии нашла себе подражателей на юге в лице испанцев и португальцев после принятия Испанией в дар от одного из норвежских авантюристов занятых им Канарских островов. Варяжские колонии, однако, были мало известны и проч­ностью и долговечностью не отличались, как, впрочем, и большая часть воинственных предприятий германских племен в те времена вообще.

Мы уже указали на мусульманскую стену, которую пришлось преодолевать колонизационной волне белого человечества при ее стремлении на восток Старого Света. Эта стена препятствовала дол­гое время непосредственным экономическим сношениям христиан­ского мира Европы с восточными — индийским и китайским — и яв­лялась, когда то было выгодно, непрошенным посредником между ними в лице арабов, обогащавшихся за счет этих сношений и сопер­ничавших с китайцами в береговом торговом мореплавании в Ин­дийском океане, причем конечными пунктами для арабов были бере­га южного Китая, и для китайцев — берега Египта, вследствие чего попеременно процветали то Багдад с Бассорой, то Александрия с Каиром. Стремление уничтожить мусульманскую стену сначала вы звало в XIII в. попытку Франции, в союзе с папским престолом, об­ратить дипломатическим путем происшедшее перед тем Великое на­шествие на Восточную Европу язычников — монголов и татар, рав­нодушных к чужим религиям, против мусульман, завладевших всеми торговыми путями из Европы в Индию и Китай. Когда она не удалась, то попытка разбить мусульманскую стену была произведена тре­мя способами:

1) стремлением обратить в христианство азиатских кочевников при помощи миссионерства к ним;

2) посредством крестовых походов против мусульман и

3) посредством обхода морским путем мусульманской стены, дабы этим способом войти в непосредственные торговые сношения с Индией и Китаем.

Таким образом, Западная Европа была незаметно втянута в коло­низационную волну по направлению к востоку. Последовал ряд пу­тешествий по суше и плаваний по морю в этом направлении, но ус­пех их все же был недостаточен. Тогда в XV в. у Колумба родилась идея достигнуть заветной Индии западным морским путем через Ат­лантический океан, приведшая ко вторичному, в сущности, откры­тию материка Америки, но в более южных широтах.

С этого момента колонизационное движение, выходившее из Ев­ропы, раздвоилось: движение на восток сухим путем продолжалось энергично лишь в северной Евразии и шло только из Восточной Ев­ропы. Движение же из Западной Европы со всей энергией направи­лось на вновь открытые американские материки Нового Света. <...>

Таким способом на Романском Средиземном море выработалась кольцеобразная система могущественного территориального владе­ния. Одним из первых начали ковать кольцо греки со своими коло­ниями. Карфагеняне попытались сковать свое территориальное кольцо могущества из финикийских колоний по берегам Средиземного моря. Но борьба с римлянами разрушила его. <...>

В средние века к испытанной системе кольцеобразного могущест­венного территориального владения прибегали венецианцы и гену­эзцы, придерживаясь скорее греческой системы, преследуя только торговые цели и тоже технически достаточно не «организуя террито­рий», вследствие чего они и не удержались надолго.

В начале XIX в. кольцеобразную систему на Средиземном море начали применять французы, технически «организуя» захваченную ими территорию постройкой сети шоссе по образцу римских дорог.

но военные неудачи Франции в борьбе со всей Европой остановили эту работу. Та же кольцеобразная система территориального владе­ния была применена в XVII в. Швецией на северном средиземном европейском море — Балтийском, полупокрытом в зимнее время льдами, просуществовав до ее столкновения с Россией. Попытка же Швеции в том же XVII в. основать единственную свою колонию в Северной Америке успехом не увенчалась.

Испанцы и португальцы, возвысившиеся в Средние века на край­нем западном полуострове Средиземного моря, пограничном с Ат­лантическим океаном, стали испытывать, вначале полусознательно, ощупью, для создания своего территориального могущества новую систему: они не окружили Средиземное море кольцом своих владе­ний, а устремились к Индии, представлявшейся им краем света, на­прямик через таинственный Атлантический океан и вокруг берегов Африки старым, незаконченным путем карфагенских исследователей. В результате первого пути было открытие ими новой части света — Америки, неожиданное столкновение там с неведомым инкоацтекским государством и его цивилизацией, которые и были бессмыслен­но уничтожены вследствие превосходства испанского вооружения. Кругоафриканским путем Индостан был благополучно достигнут.

Из этих двух движений получилась новая система клочкообразного могущественного территориального владения — разбросанны­ми по морям и океанам отдельными островами и кусками материков, связанными периодическими рейсами кораблей военных и коммер­ческих. Эта система, наиболее пригодная при рабовладельческой экс­плуатации наивных малочисленных дикарей хорошо вооруженными «заморскими чертями», дала исполинский толчок усовершенство­ванию техники мореплавания, но была роковой для Пиренейского полуострова. Этой модной в свое время системе последовали возвы­сившиеся в Европе, вслед за Испанией, Голландия и Франция, впо­следствии обе на три четверти сломавшие в ней свое оружие. Одна Англия, возвысившаяся в течение XVIII в. за счет Голландии и Франции и ставшая к началу XIX в. во главе всей мореходной техни­ки, выдержала без ущерба для себя в течение более ста лет эту клочкообразную систему, несмотря на отложение своей самой крупной колонии — Соединенных Штатов. Сооружаемые за последнее время в разных частях света чрезматериковые железные пути наносят зна­чительный вред клочкообразной системе могущественного террито­риального владения, так как по ним сообщения значительно быст­рее, чем морские кругом материков.

Клочкообразная система ранее того породила, для успешной за­щиты от сильного материкового соседа, добавочную вспомогатель­ную систему создания защитных государств-буферов. Две же огром­ные страны северного полушария — бывшая Россия и Соединенные Штаты Северной Америки, а также Англия в Канаде, оставшись в стороне от кольцеобразных систем, применили систему, известную еще в древности (Персия, Македония), — «от моря до моря».

Для этой системы обычно характерна ее громадная сплошная протяженность, составляющая ее крупный недостаток. Самым боль­шим территориальным протяжением в истории человечества отличалась, вообще говоря, прежняя Россия, достигая в середине XIX в. свыше 11 тыс. км длины, а затем, с добровольной уступкой Аляски Соединенным Штатам, сократилась до 9 Д./2 тыс. км. Следующие по­сле русского арабское и монгольское сплошные растяжения государственной территории достигали 7 и 8 с небольшим тыс. км. Обычно же большие растяжения (китайское, древнеперсидское, македонское, римское и др.) колебались между 5 и 6 тыс. км. Таких же величин
достигают и ныне северо-американские сплошные растяжения (Ка­нада и Соединенные Штаты). При этом древние и средневековые тер­риториальные системы «от моря до моря» находились в значительно
более южных широтах и теплом климате, чем современные СССР и Канада.

Характерной географической особенностью всяких территориаль­ных распространений человечества по лицу Земли является необхо­димость борьбы с пространствами, степень легкости которой, а сле­довательно и быстроты, зависит от степени сопротивляемости, т. е. трения той среды, на которой происходит это движение, и ровного или неровного рельефа поверхности. В то же время борьба с преодо­лением пространств легче там, где наиболее обеспечено скольжение по поверхности, как, напр., в водной среде. В государствах морских, поэтому борьба сравнительно легче, ибо для победы над пространст­вами здесь нужно только сооружение флота, свободно бороздящего океаны в любых направлениях. В материковом же государстве для этого требуется длительное сооружение неподвижной сети чрезматериковых железных путей поперек целых рядов препятствий, воздви­гаемых твердой земной оболочкой, не говоря уже о внутренних вод­ных сообщениях с их условиями скольжения в жидкой среде. Но этого еще мало. Чрезматериковые железные пути, очень дорого стоя­щие, приобретают настоящее свое значение только в сочетаниях с океанскими рейсами флотов. Таким образом, мы подходим к великим мировым путям. Последняя европейская война, приобретшая мировой характер, поставила, несомненно, на очередь вопрос о сети мировых путей в ближайшем будущем. Это один из животрепещу­щих вопросов политической географии.

В отношении чрезматериковых железных путей дело в Новом Свете значительно опередило таковое в Старом. Причины этому сле­дующие. В Северной Америке нет серьезных угроз со стороны по­литических соседей материка. Воспользовавшись этим, можно было спокойна перелить порядочную колонизационную волну с востока на запад — от Атлантического океана к Тихому — и в тиши заполнять слабее всего населенный географический центр своей государствен­ной территории. В Старом же Свете, в пределах Евразии, восточ­нославянская колонизация имеет вид постепенно суживающегося, зазубренного меча, тончающего на своем восточном тихоокеанском конце, вклинившегося между суровыми в климатическом отноше­нии территориями севера Азии и исконными землями самого обшир­ного государства желтой расы — Китая. При всяком столкновении с внешними противниками очень легко обрубить конец такого меча. Правда, сопротивление, по мере дальнейшего обрубания, должно расти в геометрической прогрессии, но ведь и обрубки только одного конца вполне достаточно для того, чтобы уничтожить всю'суть сис­темы «от моря до моря».

В Африке и Южной Америке доселе не было государств, постро­енных по типу «от моря до моря». Здесь европейская колонизация, начавшись кольцом по морским побережьям, лишь очень медленно внедрялась внутрь материков, остающихся и поныне мало исследо­ванными и крайне первобытными в своих экваториальных сердцеви­нах. Поэтому Африка до последнего времени еще не имела ни одного сплошного, чрезматерикового железного пути, а Южная Америка имела всего один короткий в своей южной, быстро суживающейся части — между Аргентиной и Чили, тогда как Северная Америка имеет до 5 длинных чрезматериковых железных путей, правда, усту­пающих в длине Сибирскому, если не считать значительно более ко­ротких чрезматериковых путей в быстро суживающейся к югу Средней Америке. Австралия представляет единственный в мире материк, за­полненный сплошь одной страной. Здесь никаких политических со­перничеств не было, а потому в тиши в XX в. был закончен в южной части материка, между Сиднеем и Пертом, первый чрезматериковый сплошной железный путь.

В ближайшем будущем надо ждать сооружения сети новых чрез-материковых железных путей в Евразии, Африке и Южной Амери­ке. <...>

П. Н. Савицкий Евразийство

I

Евразийцы — это представители нового начала в мышлении и жизни, это группа деятелей, работающих на основе нового отноше­ния к коренным, определяющим жизнь вопросам, отношения, выте­кающего из всего, что пережито за последнее десятилетие, над ради­кальным преобразованием господствовавших доселе мировоззрения и жизненного строя. В то же время евразийцы дают новое географи­ческое и историческое Понимание России и всего того мира, который они именуют российским, или «евразийским».

Имя их — «географического» происхождения. Дело в том, что в основном массиве земель Старого Света, где прежняя география раз­личала два материка: «Европу» и «Азию», они стали различать тре­тий, срединный материк, «Евразию», и от последнего обозначения получили свое имя...

По мнению евразийцев, в чисто географическом смысле понятие «Европы» как совокупности Европы западной и восточной бессо­держательно и нелепо. На западе, в смысле географических очер­таний, — богатейшее развитие побережий, истончение континента в полуострова, острова; на востоке — сплошной материковый массив, имеющий только разъединение касания к морским побережьям; орографически — на западе сложнейшее сочетание гор, холмов, низин; на востоке — огромная равнина, только на окраинах окаймленная го­рами; климатически — на западе приморский климат, с относительно небольшим различием между зимой и летом; на востоке это разли­чие выражено резко: жаркое лето, суровая зима и т. д. Можно сказать по праву: Восточно-Европейская, «Беломорско-Кавказская», как на­зывают ее евразийцы, равнина по географической природе гораздо ближе к равнинам Западно-Сибирской и Туркестанской, лежащим к востоку от нее, нежели к Западной Европе. Названные три равнины, вместе с возвышенностями, отделяющими их друг от друга (Ураль­ские горы и так называемый «Арало-Иртышский» водораздел) и окайм­ляющими их с востока, юго-востока и юга (горы русского Дальнего Востока, Восточной Сибири, Средней Азии, Персии, Кавказа, Малой Азии), представляют собой особый мир, единый в себе и географиче­ски отличный как от стран, лежащих к западу, так и от стран, лежа­щих к юго-востоку и югу от него. И если к первым приурочите имя «Европа», а ко вторым — имя «Азия», то названному только что ми­ру, как срединному и посредствующему, будет приличествовать имя «Евразия»...

Необходимость различать в основном массиве земель Старого Света не два, как делалось' доселе, но три материка — не есть какое-либо «открытие» евразийцев; оно вытекает из взглядов, ранее выска­зывавшихся географами, в особенности русскими (например, про­фессором В. И. Ламанским в работе 1892 г.). Евразийцы обострили формулировку и вновь «увиденному» материку дали имя, ранее при­лагавшееся иногда ко всему основному массиву земель Старого Све­та, к старым «Европе» и «Азии» в их совокупности.

Россия занимает основное пространство земель «Евразии». Тот вывод, что земли ее не распадаются между двумя материками, но со­ставляют скорее некоторый третий и самостоятельный материк, име­ет не" только географическое значение. Поскольку мы приписываем понятиям «Европа» и «Азия» также некоторое культурно-историче­ское содержание, мыслим как нечто конкретное, круг «европейских» и «азиатско-азийских» культур, обозначение «Евразия» приобретает значение сжатой культурно-исторической характеристики. Обозна­чение это указывает, что в культурное бытие России, в соизмеримых между собой долях, вошли элементы различнейших культур. Влия­ния Юга, Востока и Запада, перемежаясь, последовательно главенст­вовали в мире русской культуры. Юг в этих процессах явлен по пре­имуществу в образе византийской культуры; ее влияние на Россию было длительным и основоположным. Как на эпоху особой напря­женности этого влияния можно указать на период примерно с X по XIII в. Восток в данном случае выступает главным образом в облике «степной» цивилизации, обычно рассматриваемой в качестве одной из характерно «азиатских» («азийских» в указанном выше смысле). Пример монголо-татарской государственности (Чингисхана и его преемников), сумевшей овладеть и управиться на определенный ис­торический срок с огромной частью Старого Света, несомненно сыг­рал большую положительную роль в создании великой государственности русской. Широко влиял на Россию и бытовой уклад степ­ного Востока. Это влияние было в особенности сильно с XIII по XV в. С конца этого последнего столетия пошло на прибыль влияние евро­пейской культуры и достигло максимума начиная с XVIII в. ...В ка­тегориях не всегда достаточно тонкого, однако же указывающего на реальную сущность подразделения культур Старого Света на «ев­ропейские» и «азиатско-азийские», культура русская не принадле­жит к числу ни одних, ни других. Она есть культура, сочетающая элементы одних и других, сводящая их к некоторому единству. И по­тому, с точки зрения указанного подразделения культур, квалифика­ция русской культуры как «евразийской» более выражает сущность явления, чем какая-либо иная... Из культур прошлого подлинно «ев­разийскими» были две из числа величайших и многостороннейших известных нам культур, а именно культура эллинистическая, соче­тавшая в себе элементы эллинского «Запада» и древнего «Востока», и продолжавшая ее культура византийская, в смысле широкого вос­точно-средиземноморского культурного мира поздней Античности и Средневековья (области процветания обеих лежат точно к югу от основного исторического ядра русских областей). В высокой степе­ни примечательна историческая связь, сопрягающая культуру рус­скую с культурой византийской. Третья великая «евразийская» куль­тура вышла в определенной мере из исторического преемства двух предшествующих...

«Евразийская», в географически-пространственных данных сво­его существования, русская культурная среда получила основы и как бы крепящий скелет исторической культуры от другой «евразийской» культуры. Происшедшим же, вслед за тем, последовательным напла­стованием на русской почве культурных слоев азиатско-азийского (влияние Востока) и европейского (влияние Запада) «евразийское» качество русской культуры было усилено и утверждено...

Определяя русскую культуру как «евразийскую», евразийцы вы­ступают как осознаватели русского культурного своеобразия. В этом отношении они имеют еще больше предшественников, чем в своих чисто географических определениях. Таковыми в данном случае нуж­но признать всех мыслителей славянофильского направления, в том числе Гоголя и Достоевского (как философов-публицистов). Евра­зийцы в целом ряде идей являются продолжателями мощной тради­ции русского философского и историософского мышления. Ближай­шим образом эта традиция восходит к 30-40-м гг. XIX в., когда нача­ли свою деятельность славянофилы. В более широком смысле к этой же традиции должен быть причислен ряд произведений старорус­ской письменности, наиболее древние из которых относятся к концу XV и началу XVI в. Когда падение Царьграда (1453) обострило в русских сознание их роли как защитников православия и продол­жателей византийского культурного преемства, в России родились идеи, которые в некотором смысле могут почитаться предшествен­ницами славянофильских и евразийских. Такие «пролагатели путей» евразийства, как Гоголь или Достоевский, но также иные славянофи­лы и примыкающие к ним, как Хомяков, Леонтьев и др., подавляют нынешних «евразийцев» масштабами исторических своих фигур. Но это не устраняет обстоятельства, что у них и евразийцев в ряде во­просов мысли те же и что формулировка этих мыслей у евразийцев в некоторых отношениях точнее, чем была у их великих предшествен­ников. Поскольку славянофилы упирали на «славянство» как на то начато, которым определяется культурно-историческое своеобразие России, они явно брались защищать трудно защитимые позиции. Между отдельными славянскими народами, безусловно, есть куль­турно-историческая и, более всего, языковая связь. Но как начало культурного своеобразия понятие славянства, во всяком случае в том его эмпирическом содержании, которое успело сложиться к настоя­щему времени, дает немного.

Творческое выявление культурного лица болгар и сербо-хорвато-словенцев принадлежит будущему. Поляки и чехи в культурном смыс­ле относятся к западному «европейскому» миру, составляя одну из культурных областей последнего. Историческое своеобразие России явно не может определяться ни исключительно, ни даже преимуще­ственно ее принадлежностью к «славянскому» миру. Чувствуя это, славянофилы мысленно обращались к Византии. Но, подчеркивая значение связей России с Византией, славянофильство не давало и не могло дать формулы, которая сколько-либо полно и соразмерно выразила бы характер русской культурно-исторической традиции и запечатлела бы «одноприродность» последней с культурным преем­ством византийским. «Евразийство» же, в определенной степени, то и другое выражает. Формула «евразийства» учитывает невозмож­ность объяснить и определить прошлое, настоящее и будущее куль­турное своеобразие России преимущественным обращением к поня­тию «славянства»; она указывает как на источник такого своеобразия на сочетание в русской культуре «европейских» и «азиатско-азийских» элементов. Поскольку формула эта констатирует присутствие в русской культуре этих последних, она устанавливает связь русской культуры с широким и творческим в своей исторической роли миром культур «азиатско-азийских», и эту связь выставляет как одну, из сильных сторон русской культуры и сопоставляет Россию с Ви­зантией, которая в том же смысле и так же обладала «евразийской» культурой…

Ill

Евразийцы примыкают к тем мыслителям, которые отрицают сушествование универсального «прогресса». Это определяется, между прочим, вышеизложенной концепцией «культуры».

Если линия эволюции разно пролегает в разных отраслях, то не может быть и нет общего восходящего движения, нет постепенного неуклонного общего совершенствования: та или иная культурная сре­да и ряд их, совершенствуясь в одном и с одной точки зрения, неред­ко упадает в другом и с другой точки зрения. Это положение приложимо, в частности, к «европейской» культурной среде: свое научное и техническое «совершенство» она купила, с точки зрения евразий­цев, идеологическим и более всего религиозным оскудением. Двусторонность ее достижений явственно выражена в ее отношении к хозяйству. В течение долгих веков истории Старого Света сущест­вовало некоторое единое соотношение между началом идеологиче­ски-нравственно-религиозным, с одной стороны, и началом эконо­мическим — с другой, точнее, существовало некоторое идеологиче­ское подчинение второй) начала первому; именно проникнутость религиозно-нравственным моментом всего подхода к экономическим вопросам позволяет некоторым историкам экономических учений (например, старому, середины XIX в., немецко-венгерскому истори­ку Каутцу, работы которого доныне не утратили некоторого значе­ния) объединять в одну группу, в их отношении к экономическим проблемам, столь разные памятники, как некоторые литературные фрагменты Китая, иранское законодательство «Вендидада», Моисеево законодательство, произведения Платона, Ксенофонта, Аристотеля, средневековых западных богословов. Экономическая философия' всех этих памятников есть, в известном смысле, философия «подчиненной экономики»; в них подчеркивается, как нечто необходимое и; должное, связь удовлетворения наших экономических потребностей"' с общими началами нравственности и религии. Экономическая философия европейских «новых веков» противоположна этим воззрениям. Не всегда прямыми словами, но чаще основами мировоззрения, новая европейская экономическая философия утверждает круг экономических явлений как нечто самодовлеющее и самоценное, за­ключающее и исчерпывающее в себе цели человеческого существо­вания... Было бы знаком духовной слепоты отрицать огромность тех чисто познавательных достижений, успехов в понимании и видении экономических явлений, которые осуществила и накопила новая по­литическая экономия. Но, выступая в качестве эмпирической науки и действительно в определенной и большой степени являясь тако­вой, новая политическая экономия в целом ряде своих положений вышла на умы и эпохи как метафизика... Подобно тому, как экономи­ческие идеи древних законодателей, философов и богословов связа­ны с определенными метафизическими представлениями, связаны с ними и экономические идеи новейших экономистов. Но если мета­физика первых была философией «подчиненной экономики», мета­физика вторых является философией «воинствующего экономизма». Этот последний есть, в некотором смысле, идеологическая цена, ко­торую заплатила новая Европа за количественно огромный экономи­ческий подъем, который она пережила в новые века и, в особенности, за последнее столетие. Есть нечто поучительное в картине, как на ис­ходе средних и в течение новых веков древняя мудрость нравствен­ного завета, исконная, сдерживавшая себялюбивые инстинкты че­ловека словом увещаний и обличения, философия «подчиненной экономики» рушится под напором новых идей нового времени, само­надеянно утверждающей себя теории и практики «воинствующего экономизма».

Исторический материализм есть наиболее законченное и резкое выражение последнего. Отнюдь не случайна наблюдающаяся в эм­пирически-идеологической действительности связь философии «под­чиненной экономики», с одной стороны, и «воинствующего эконо­мизма» — с другой, с определенным отношением к вопросам рели­гии. Если философия «подчиненной экономики» всегда являлась и является придатком к тому или иному теистическому мировоззре­нию, то исторический материализм идеологически связан с ате­измом.

Ныне атеистическая сущность, скрывавшаяся в историческом ма­териализме, сбросила с себя, как волк в сказке, прикрывавшую ее до поры до времени, для отвода глаз, овечью шкуру эмпирической нау­ки; атеистическое мировоззрение свершает в России свое истори­ческое торжество, государственная власть в руках атеистов и стала орудием атеистической проповеди. Не вдаваясь в рассмотрение во­проса об «исторической ответственности» за происшедшее в России и ни с кого не желая снимать этой ответственности, евразийцы в то же время понимают, что сущность, которая Россией, в силу воспри­имчивости и возбужденности ее духовного бытия, была воспринята и последовательно проведена в жизнь, в своем истоке, духовном про­исхождении не есть сущность русская. Коммунистический шабаш наступил в России как завершение более чем двухсотлетнего перио­да «европеизации». Признать, что духовная сущность государствен­но-господствующего в России коммунизма есть особым образом от­раженная идеологическая сущность европейских «новых веков» — это значит сделать констатирование, эмпирически обоснованное в высокой мере (здесь нужно учесть происхождение российского ате­изма от идей европейского «просвещения», занос социалистических идей в Россию с Запада, связь русской коммунистической «методо­логии» с идеями французских синдикалистов, значение и «культ» Маркса в коммунистической России). Но, увидав идеологическую сущность европейских «новых веков» в подобном, доведенном до ло­гического завершения виде, русские, не принявшие коммунизма и в то же время не утратившие способности мыслить последовательно, не могут вернуться к основам новейшей «европейской» идеологии. Из опыта коммунистической революции вытекает для сознания евразийцев некоторая истина, одновременно старая и новая: здоро­вое социальное общежитие может быть основано только на нераз­рывной связи человека с Богом, религией; безрелигиозное общежи­тие, безрелигиозная государственность должны быть отвергнуты; это отвержение ничего не предрешает относительно конкретных консти­туционно-правовых форм; в качестве такой формы, в представлении евразийцев, может существовать безвредно, в известных условиях, например, и «отделение церкви от государства». Но, в существе, опять-таки высоко знаменательно, что первое, быть может, в мировой исто­рии правление последовательно-атеистической и превратившей ате­изм в официальное исповедание коммунистической власти оказалось «организованной мукой», по пророческому слову глубочайшего рус­ского философа второй половины XIX в. Леонтьева, системой по­трясения и разрушения «общего блага» (во имя которого якобы во­дворялась коммунистическая власть) и такого надругательства над человеческой личностью, что бледнеют все образы и бессильны все слова в изображении страшной, небывалой, кощунственно-зверской реальности. И повторяем: то обстоятельство, что владычество пер­вой последовательно-атеистической власти оказалось владычеством звероподобных — отнюдь не случайно. Исторический материализм и дополняющий его атеизм снимают узду и лишаю сдержки первона­чально животные (и в том числе первоначально экономические, сво­дящиеся к грабительским) человеческие инстинкты. Основной опре­деляющей силой социального бытия' в условиях идейного господства материализма и атеизма оказывается ненависть, и приносить плоды, ее достойные, — мучение всем, а рано или поздно не может не при­нести и последнего плода — мучения мучителям.

Россия осуществила торжество исторического материализма и атеизма; но те закономерности, которые проявились на ходе ее рево­люции, касаются далеко не ее одной. Культ первоначально экономи­ческого интереса и всяческой животной первоначальности обильным всходом пророс в сознании народов также и вне пределов России; также и вне пределов ее он, не может являться основой длительного и благополучного общежития. Разрушительные силы, накопляющиеся в этих условиях, рано или поздно одолеют и здесь силу социального созидания. Проблему нужно ставить во всей ее глубине и ширине. Напору материалистических и атеистических воззрений нужно про­тивопоставить .идейную сущность, преисполненную драгоценного полновесного содержания... Здесь не может быть колебаний. С еще неслыханной прямотой и непреклонной решимостью — на широчай­шем фронте и везде — необходимо начать и вести борьбу со всем, что хотя бы в малейшей степени связано с материализмом и атеизмом. Зло нужно прослеживать до корней, нужно в буквальном смысле искоренять его. Было бы поверхностной и бессильной попыткой бо­роться только с наиболее резкими проявлениями исторического материализма и атеизма и С одним коммунизмом. Проблема... суще­ственнее и глубже. Нужно объявить войну «воинствующему эконо­мизму», в чем бы и где бы он ни проявлялся... Во имя религиозно­го мировоззрения нужно собирать силы; с горячим чувством, ясной мыслью и полнотой понимания борствовать против специфического духа новой Европы... Поскольку эта последняя дошла до того исто­рического и идеологического предела, на котором находится ныне, с большим вероятием можно утверждать, что в какой-то срок буду­щего Произойдет одно из двух: или культурная среда новой Европы погибнет и рассеется, как дым, в мучительно-трагических потрясе­ниях, или та «критическая», по терминологии сенсимонистов, эпо­ха, которая началась в Западной Европе с исходом средних веков, должна прийти к концу и смениться эпохой «органической», «эпо­хой веры». Нельзя сверх известной меры попирать безнаказанно древнюю мудрость, ибо в ней правда; не на основе возведения в высший принцип первоначально себялюбивых человеческих инстинк­тов преподанного в философии «воинствующего экономизма», но на основе просветленного религиозным чувством обуздания и сдержи­вания этих инстинктов достижима высшая осуществимая на земле мера «общего блага». Общество, которое поддастся исключительной заботе о земных благах, рано или поздно лишится и их — таков страшный урок, просвечивающий из опыта русской революции...

Евразийцы пытаются до конца и всецело уяснить и осознать этот опыт, вывести из него все поучения, которые из него вытекают, и быть в этом деле бесстрашными в отличие от тех, кто в смятении и робо­сти отшатнулся от звериного образа коммунизма, но не может отка­заться от того, что составляет основу или корень коммунизма; кто, взявшись за плуг, глядит вспять; кто новое вино пытается влить в ме­ха старые; кто, увидав новую истину отвратности коммунизма, не в силах отречься от старой мерзости «воинствующего экономизма», в какие бы формы ни облекался последний...

Личной веры недостаточно. Верующая личность должна быть соборна.

Евразийцы — православные люди. И Православная Церковь есть тот светильник, который им светит; к Ней, к Ее Дарам и Ее Благода­ти зовут они своих соотечественников; и не смущает их страшная смута, по наущению атеистов и богоборцев поднявшаяся в недрах Православной Церкви Российской. Верят они, что хватит духовных сил и что борение ведет, к просветлению... <...>

IV

Евразийство есть не только система историософских или иных теоретических учений. Оно стремится сочетать мысль с действием и в своем пределе приводить к утверждению, наряду с системой теоре­тических воззрений, определенной методологии действия. Основная проблема, которая в этом отношении стоит перед евразийством, есть проблема сочетания религиозного отношения к жизни и миру с ве­личайшей, эмпирически обоснованной практичностью. Постановка этой проблемы обоснована всем характером евразийства. Евразийцы суть одновременно отстаиватели религиозного начала и последова­тельные эмпирики. <...>

В практической области для евразийцев снята сама проблема «правых» и «левых» политических и социальных решений. Это под­разделение неотразимо значимо для тех, кто даже в своих конечных целях держится единственно за ограниченные реальности человеческого существования, кто весь с головой ушел в понятия и факты по­литического и хозяйственного прикладничества. Кто так относится к этим вопросам, для того и нет иных ценностей, кроме конкретных политических и социальных решений, «левых» или «правых» по принадлежности; и за каждое такое решение каждый такой человек должен стоять неуклонно и «с остервенением», ибо вне таких реше­ний для него нет никаких ценностей и от него самого, как величины духовной, ничего не остается. И если раз принятое политическое и экономическое направление окажется не отвечающим требованиям жизни и непрактичным, то последовательный человек все-таки бу­дет за него держаться, ибо это направление — уже он сам. Не таково отношение к практическим решениям евразийца. Для него существе­нен религиозный упор, который обретается вне сферы политической и экономической эмпирики. Поскольку решения этой последней сферы допускают религиозную оценку, хорошим может быть в от­дельных случаях и «правое» и «левое» решение, также как и плохим может быть и то и другое... Большое же число прикладнических ре­шений безразлично с точки зрения религиозной. Понимая всю важ­ность политического и хозяйственного прикладничества и в то же время не в нем полагая верховные ценности, евразийцы могут отне­стись ко всей религиозно-безразличной сфере прикладничества с непредубежденностью и свободой, недоступной для людей иного ми­ровоззрения. В практических решениях требования жизни, вне вся­кой предубежденности, являются для евразийца руководящим нача­лом. И потому в одних решениях евразиец может быть радикальнее самых радикальных, будучи в других консервативнее самых консер­вативных. Евразийцу органически присуще историческое восприя­тие; и неотъемлемой частью его мировоззрения является чувство продолжения исторической традиции. Но это чувство не перерожда­ется в шаблон. Никакой шаблон не связывает евразийца; и одно лишь существо дела, при полном понимании исторической природы явлений, просвечивает ему из глубины каждой проблемы...

Нынешняя русская действительность, более чем какая-либо дру­гая, требует такого отношения «по существу». Отношение евразий­цев к духовному началу революции выражено в предыдущем разде­ле. Но в своем материально-эмпирическом облике, в созданном ею соотношении политической силы отдельных групп, в новом имуще­ственном распределении она должна, в значительной своей части, рассматриваться как неустранимый «геологический» факт. При­знать это вынуждает чувство реальности и элементарное государственное чутье. Из всех действенных групп «нереволюционного» духа евразийцы, быть может, дальше всех могут пойти по пути радикаль­ного и объемлющего признания факта. <...>

С точки зрения евразийцев, задача заключается в том, чтобы мер­зость и преступление искупить и преобразить созданием новой рели­гиозной эпохи, которая греховное, темное и страшное переплавила бы в источающее свет. А это возможно не в порядке диалектического раскрытия истории, которая механически, «по-марксистски», превра­щала бы все «злое» в «доброе», а в процессе внутреннего накопления нравственной силы, для которой даже и необходимость фактопоклонства не была бы одолевающим соблазном.

П. Н. Савицкий








Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1429;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.036 сек.