Игра – ведущий тип деятельности дошкольника.
1)Игра – это деятельность, в которой сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваиваются основные смыслы человеческих отношений.
2)Игра – это образование не всеобщее, а культурно-историческое:
- игра – дитя труда (возникла тогда, когда труд усложнился и невозможно стало знакомится с трудом взрослых непосредственно);
- игра – возникла из искусства (правда, искусство само возникло на основе труда)…
3)Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями…
4)В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (благодаря воображению).
5) Но даже в игре «все не может замещать все», т.к. существуют определенные правила, по которым другой предмет позволял бы воспроизвести определенные действия…
6) В игре нужен товарищ: смысл человеческих действий рождается из отношения человека к человеку.
7) Эволюция действия (по Д.Б.Эльконину):
- ребенок ест ложкой;
- кормит ложкой;
- кормит ложкой куклу (т.е. модель другого);
- кормит ложкой куклу, как мама…
8) На этом пути действие все больше схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку…
9) Линия развития игрового действия: от операционной схемы – к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке, от единичного действия – к его смыслу.
10) Правила – важный компонент игрового действия:
- правила появляются не сразу;
- ребенок начинает радоваться, что он действует «правильно» – это уже линия развития произвольности.
11) Игра сама в себе содержит свою гибель (по Д.Б.Эльконину): из нее рождается потребность в настоящей серьезной общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важной предпосылкой перехода к учению.
12) В современном индустриальном обществе игра – не единственный тип деятельности детей.
13) Другие типы деятельности: изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение…
5. Изобразительная деятельность:
1) Ф.Гуденаф считает, что чем выше лучше рисунок, тем выше умственная одаренность…
2) А.М.Шуберт – не согласна с этим: чем лучше рисунок, тем характернее он, но не для ума, а для сферы эмоций…
3) Н.М.Рыбников считает, что изобразительная деятельность детей отличается от изобразительной деятельности взрослых:
- деятельность взрослого направлена на результат;
- для ребенка важнее сам процесс создания рисунка;
- маленькие дети во время рисования много говорят, жестикулируют;
- только к концу дошкольного возраста ребенок обращает внимание на результат…
4) К.Риччи считает, что развитие детского рисунка – через два этапа:
1 - стадия каракулей – логика развития рисунка:
- ребенка больше интересует не рисунок, а сам карандаш;
- затем – возникает возможность зрительного контроля за рисованием;
- далее – интерпретация нарисованного;
- таким образом, начинается переход от «мышления в движениях» к «образному мышлению»);
2 - стадия примитивной выразительности (3-5 лет): рисунки скорее «мимичны», а не «графичны»:
- пример: рисунок прыгающей девочки. где прыгание изображено в виде зигзагообразной линии, далее – рисунки по наблюдению.
5) Н.П.Сакулина выделяет два типа рисовальщиков:
- предпочитающих рисовать отдельные предметы (развивается способность к изображению);
- склонные к развертыванию сюжета (рисунок – как игра).
6) А.В.Запорожец считает, что по мере овладения рисунком у ребенка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве:
- в дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью внутренний;
- он нуждается в материальных опорах;
- рисунок – это одна из таких опор.
7) Л.С.Выготский считал, что ценность рисунка не в том, что он дает ребенку новые знания, а в том, что с его помощью создается «фон жизни… рисунок расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждает и настраивает его на серьезный лад»…
8) Рисунок – это переход от символа к знаку (рисунок помогает слову стать знаком: рисунок – это своеобразная детская речь, как подготовительная стадия письменной речи (по Л.С.Выготскому).
9) Рисунок – как модель действительности (ребенок, играя красками, осваивает все новые и новые сторны действительности – по Д.Б.Эльконину).
10) Экспрессивная функция детского рисунка (излюбленный сюжет детских рисунков – человек как центр всей детской жизни: в рисунках воспроизводятся и переживаются человеческие отношения).
6.Роль сказки:
1) Дошкольный возраст – возраст сказок.
2) Сказки просты и понятны, но в сказке все доводится до высшей степени (герои небывалой храбрости и красоты и т.п.).
3) Восприятие сказки – это тоже деятельность (восприятие ребенка нуждается во внешних опорах – в сказке).
4) Сопереживание в сказке сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре.
5) Бруно Беттельхейм – о влиянии сказки на развитие дошкольника:
- сказка наиболее полно отвечает требованиям возраста;
- сказка – это своеобразная психотерапия ребенка;
- сказка аккумулирует опыт народа и приобщает ребенка к его культуре;
- сказка способствует развитию воображения (в сказке много загадок);
- сказка помогает ориентироваться в моральных проблемах (все герои имеют четкую моральную ориентацию);
- сказка для ребенка более правдоподобна, чем реалистический рассказ или басня.
7. Элементарный труд в развитии дошкольника:
1 - Между ребенком и взрослым устанавливаются особые взаимоотношения взаимопомощи, координации действий и распределения обязанностей;
2 - Труд в этом возрасте должен восприниматься ребенком исключительно позитивно:
- важна роль примеров родителей и других близких людей;
- важно, чтобы ребенок чувствовал радость от того, то сделал что-полезное;
- важно идти за интересом ребенка к труду и конкретным профессиям…
8. Учение в дошкольном возрасте:
- обучение вплетено во все виды деятельности ребенка;
- к концу дошкольного периода ребенок переходит от спонтанного к реактивному типу обучения по программе, предложенной взрослым (важно, чтобы ребенок хотел делать то, что хочет от него взрослый).
9. Основные тенденции в развитии психических процессов в дошкольном возрасте:
1) Отделение ориентировочной части действия от самого действия и обогащение ориентировочной части.
2) По мере развития речи выстраивается образ действия.
3) Александр Владимирович Запорожец выделил этапы образования навыка в дошкольном возрасте:
1 - метод проб и ошибок (ориентировка не развита);
2 - главной становится – двигательно-тактильная ориентировка (ощупывающая рука «учит глаз»);
3 - способы зрительного исследования ситуации (глаз предвосхищает и опережает исполнительские действия);
4 - ориентировка не только в пределах воспринимаемой ситуации, но и в представляемой ситуации (формируется прогнозирование и планирование своих действий).
4) Николай Николаевич Поддьяков показал, что по мере освоения действия они из исполнительных все более превращались в пробовательные (ориентировка вырастает из исполнительной части).
5) Восприятие у дошкольника – это средство ориентации, усваиваются сенсорные эталоны (цвет, формы, величины) – по Леониду Абрамовичу Венгеру.
6) Усваиваются эталоны фонем родного языка (эталоны – это «сетка, через которую мы смотрим на мир», - по Даниилу Борисовичу Эльконину).
7) Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к объективной характеристике.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 824;