Раздел 3. Творческий труд как личностно-образующая деятельность в дошкольном возрасте.
1. Творчество – это труд (?):
1 - творчество – это созидание ноовго (в словаре Брокгауза и Эфрона);
2 - но творчество предполагает и личное участие;
3 - признаки творчества (по Петру Климентьевичу Энгельмейеру):
- искусственность (создание того, чего нет в природе или построение нового отношения, видения, какого раньше никто не строил – Н.П.);
- целесообразность (а не стихийность, т.е. ориентация на какую-то цель);
- неожиданность, новизна (как субъективная, так и объективная);
- целостность (идея, объединяющая части в целое – вокруг цели).
2.Роль сказки в формировании позитивного отношения к труду:
1 - главный герой часто – труженик;
2 - для достижения успеха – важно творчески преодолеть преграды;
3 - часто важен сам процесс преодоления преград, а не удовольствия от достижения («на том и сказке конец…»);
4 – финал сказки позитивный, т.е. сказка оптимистична;
5 – сказка предполагает идентификацию ребенка с главным героем;
6 – сказка как особая реальность для ребенка, т.е. это не совсем игра;
7 – сказка – это, прежде всего, моральная модель труда (и соответствующего образа жизни):
- интересно, как воспринимает такие сказки ребенок из богатой семьи (из семьи бандита или из семьи чиновника-взяточника)?
8 – проблема: насколько старые сказки готовы для формирования современной трудовой морали у ребенка (?);
9 – интересно, но и для взрослых немало сказок (телесериалы, до этого – книги и т.п.);
10 – в сказке важно воображение (додумывание):
- воображение различается у разных детей и зависит от их моральной готовности;
- т.е. иногда и сказка может быть «не правильно понята»:
- примерно так же, как дети не понимают многих фильмов (им не интересны романтические переживания героев, им важны приключения, перестрелки, драки, хотя потом все меняется…).
3.Предпосылки детского воображения (по Н.Н.Палыгиной):
- спонтанная активность ребенка;
- потребность в новых впечатлениях;
- потребность в общении и самоутверждении;
- при этом первый ша в развитии воображения – условность (что имеется и в игре, и в сказке).
4.Важность приобщения ребенка к домашнему труду:
- такой труд понятен ребенку свое «полезностью»;
- ребенок похож на взрослого (выполняет то же, что и мама, и папа);
- ребенок рассчитывает на позитивную обратную связь;
- вопрос: насколько этот труд отличается от игры?
- важная особенность труда – его обязательность по Е.А.Климову);
- за ребенком важно «закрепить» доступные для него обязанности на какое-то время;
- но потом, вовремя и снять их (по мере развития ребенка и проявлении интереса другим видам труда)…
5.Важность трудового обучения и воспитания в детском саду:
- это должно быть специально организовано и включено в программы работы с детьми;
- труд должен быть доступным (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей);
- труд должен быть понятным (в идеале – общественно-полезным – см. раннее, когда говорилось о труде для кого-то);
- важно формировать и навыки обслуживающего труда (по отношению к самому себе и младшим возрастам – как помощь воспитателю и маме).
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 719;