Тема 11. ЭПИГЕНЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЭРИКА ЭРИКСОНА

 

1.Основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества.

2.Э.Эриксон заложил основы психоисторического метода (применение психоанализа к истории), т.к. он первым проанализировал биографии М. Лютера, М.Ганди, Б.Шоу и др.

3.Психоисторический метод – это не только описание жизни великого человека, но и описание (понимание) эпохи, в которой он жил.

4.Важная идеякаждой стадии развития отвечаю свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать (и тогда он, либо включается в общество, либо отвергается им).

5.Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, выдвигаемая обществом.

6.Но решение этой задачи зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы данного общества…

7.Другая важная идея – человек постоянно колеблется в своих выборах (между импульсами «Оно» и Супер-Я») и стремится к определенному равновесию:

- «Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, «Я» использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и подавляющей «силой совести»…

8.Основные понятия:

1) «Идентичность» – «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности, которое я назвал бы "ощущением идентичности» (по Э.Эриксону, 1996. С. 28).

2) Очень путанное и исторически изменчивое понятие…

3) Два уточняющих определения (по Э.Эриксону):

- когда внутренний голос подсказывает человеку: «Это и есть настоящий я!»;

4) ощущение своей принадлежности к какой-то социальной, национальной, профессиональной группе (как ощущение интимности, общности психологического устройства с какой-то группой).…

5) «Групповая идентичность» – с первых же дней воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу;

6) «Эгоидентичность» – формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».

 

7. Основные этапы развития «Эго» ребенка:

1) Механизм интроекции – примитивное присвоение чужого образа (определяется удовлетворительностью взаимодействия между опекающим взрослым и ребенком;

2) Детские идентификации– «зависят от того, насколько удовлетворительным является взаимодействие с заслуживающими доверия представителями значимой для ребенка иерархии ролей, принадлежащим членам семьи разных поколений»;

3) Формирование идентичности – начинается там, где идентификации оказываются непригодными:

- «Она вырастает из избирательного отказа от одних и взаимной ассимиляции других детских идентификаций и их объединения в новую конфигурацию, которая в свою очередь определяется процессом, посредством которого общество (через субкультуры) идентифицирует юного индивида с тем, кем он, само собой разумеется, должен стать»;

- «Общество, зачастую не без исходного недоверия, делает это с оттенком удивления и удовольствия от знакомства с новым индивидом»;

- «Общество в свою очередь тоже «признается» индивидом, ищущим у него признания; иногда же оно, по некоторым признакам, может глубоко и с оттенком мстительности отвергаться индивидом, не ищущим его покровительства» (Эриксон, 1996, с. 169-170).

 

8.Кризисы (идентичности) – это не болезнь личности, а «поворотные пункты» «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

9.Важное значение – «модусам органа» и «модальностям поведения», т.к. очень важны первые телесные впечатления ребенка.

10.Общество придает особый смысл данным модусам (через социальные институты – школу, семью и т.п.) и тогда происходит «отчуждение» его значения, отрыв от органа и превращение в модальность поведения.

11.Таким образом, модусы осуществляют связь между психосексуальным и психосоциальным развитием.

12.В разных культурах существуют разные «схемы доверия и традиции ухода за ребенком»:

- в одних культурах мать очень нежна и эмоциональна, балует его;

- в других культурах принято туго пеленать ребенка и давать ему покричать, «чтобы легкие были сильнее» (например, у русских…);

- интересно, у русских туго запеленованный ребенок общается в основном через взгляд – отсюда очень выразительные глаза русских людей (по Э.Эриксону)…

 

13.Стадии психосексуального развития:

1) Грудной (0-1):

- сначала ребенок учится получать (через сосание), а затем брать – через кусание;

- первое социальное достижение – ребенок позволяет матери изчезать из поля зрения (появляется чувство уверенности, а поведение матери становится предсказуемым…);

- в итоге – базовая вера против базового недоверия: НАДЕЖДА –ОТДАЛЕНИЕ

2) Ползунковый (1-3):

- появляется чувство стыда (возникает самосознание), формируются «внутренние глаза мира», которые наблюдают за его поведением;

- возникает способность сотрудничать со взрослыми;

- в итоге – автономность против стыда и сомнения: ВОЛЯ – ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

3) Дошкольный (3-6):

- формируется «экономический этос культуры» (через игру);

- формируется инициативность;

- формируется моральная ответственность;

- в итоге – инициативность против вины: ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ - АПАТИЯ

4) Предпубертатный (6-12):

- время «психосексуального моратория»: «дремотность инфантильной сексуальности»;

- формируется «технологический этос культуры» (через школьное обучение);

- эгоидентичность ребенка достигает силы тогда, когда ребенок понимает, что его достижения проявляются в тех сферах жизни. которые значимы для данной культуры;

- в итоге – трудолюбие против чувства собственной неполноценности: КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ИНЕРЦИЯ

5) Юность (13-18):

1 - самый глубокий жизненный кризис – формируется первая цельная форма эгоидентичности;

2 - три основные линии развития:

- физическое (физиологическая революция);

- социальное («как я выгляжу в глазах других»);

- поиск профессионального призвания;

3 - «психический мораторий» – интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе;

4 - подросток ищет идеологию и аристократию («…чтобы не стать циниками и не впасть в апатию, молодые люди должны быть способны каким-то образом убедить себя в том, что те, кто преуспевают во взрослом мире, при этом взваливают себе на плечи обязанность быть лучшими из лучших», - писал Э.Эриксон;

5 - синдром патологии идентичности: регрессия к инфальтильному уровню, желание отсрочить обретение взрослости, презрение ко всем общественным ролям (вплоть до мужских и женских – «унисекс»), предпочтение ко всему иностранному (по принципу «хорошо там, где нас нет») и т.п.;

6 - влюбленность первоначально не носит сексуального характера (это «…попытка перейти к определению собственной идентичности путем проекции собственного образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде… Вот почему проявление юношеской влюбленности во многом сводится к разговорам», - писал Э.Эриксон);

7 - избирательность общения и агрессия по отношению к «чужакам» (такая нетерпимость также является «защитой чувства собственной идентичности от обезличивания и смешения», - писал Э.Эриксон);

8 - в итоге – идентичность против диффузии идентичности: ВЕРНОСТЬ - ОТРЕЧЕНИЕ.

6) Ранняя зрелость (третье десятилетие):

- поиск спутника жизни;

- тесное желание сотрудничать с другими и т.п.

- человек теперь не боится утраты своего «Я», он способен «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с другими»;

- способность к сотрудничеству – это готовность к определенным жертвам и компромиссам…

- именно по отношению к молодому человеку, а не по отношению к подростку, можно говорить об «истинной идентичности» (по Э.Эриксону);

- в итоге – близость против одиночества: ЛЮБОВЬ – ЗАМКНУТОСТЬ

7) Средний возраст:

- это центральная стадия на жизненного пути взрослого человека;

- все, что делает человек, он вкладывает частичку своего «Я» – это приводит его к личностному обогащению;

- «…зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться», - пишет Э.Эриксон.…

- в итоге – порождение против самопоглощенности: ЗАБОТА – ОТВЕРЖЕНИЕ

8) Поздняя зрелость:

- достигается новая завершенная форма эгоидентичности (принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене);

- возникновение мудрости (как отстраненного интереса к жизни как таковой перед лицом смерти);

- в итоге - эгоинтеграция против потери интереса к жизни: МУДРОСТЬ – ПРЕЗРЕНИЕ

 

 

14.Проблема ритуалов и ритуализмов:

1)Ритуалы – это взаимодействие, основанное на соглашении двух и более людей, освоение которых очень важно для социализации личности;

2)Ритуализмы – это ритуально выглядящие типы повелдения, для которых характерно механическое повторение и буздушный автоматизм;

3)При неправильном развитии появляются ритуализмы:

- детский «аутизм» (связан с изъянами материнского ухода);

- идолопоклонство у взрослых («визуальная форма наркомании» – по Э.Эриксону);

- «легализм» (правонарушения у подростков – как следствия бессмысленных выхолощенных ритуализаций, как следствие неудачного поиска новых ритуалов);

- формализм (как следствие чрезмерной ритуализации);

- морализм (как следствие подавления свободной инициативы).

4) Необходимо специально создавать новые ритуалы. Соединяющие в себе благоговение, правосудие и драму, закрепляющие мировоззрение данного общества (фестивали, спартакиады, хитпарады и т.п.)…

 

15.Наиболее ценные достижения Э.Эриксона:

1) Перенес ударение с «Оно» на «Я» (это концепция об отношении «Я» и общества);

2) Вводится новая система, в которой развивается ребенок:

- для З.Фрейда – это треугольник: мать-отец-ребенок;

- для Э.Эриксона – это более широкая система социальных отношений (включая историю общества);

3) Его теория отвечает требованиям времени:

- цель Э.Эриксона – выявить генетические возможности для преодоления психологических жизненных кризисов;

- если у З.Фрейда – акцент на этиологию патологического развития, то у Э.Эрикосона – на изучение условий успешного развития.

 

4)Стать взрослым (по Э.Эриксону) – не только освоить современную технологию и включиться в свою социальную группу, но и уметь отвергать чужое мировоззрение и чужую идеологию.

 

5) Концепция Э.Эриксона называется «эпигенетической концепцией жизненного пути личности» т.к.:

- эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития (по принципу: все, что растет, имеет общий план…);

- сама последовательность стадий – результат биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданиями от человека со стороны общества, к которому он принадлежит…

 








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 814;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.